Решение по делу № 33-7041/2019 от 02.04.2019

Судья ФИО4 Дело ....

Учет ....г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 апреля 2019 г. город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Хасаншина Р.Р. судей Телешовой С.А., Гафаровой Г.Р., при секретаре судебного заседания Латыповой Л.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафаровой Г.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Сагитовой Р.А., действующей в интересах Рыжкова Л.Г. и ПешатовойА.Г., на решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 8 февраля 2019 г., которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Рыжкова Леонида Геннадьевича, Пешатовой Альбины Геннадьевны к земельно-имущественной палате Елабужского муниципального района о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав в поддержку доводов жалобы пояснения РыжковаЛ.Г., представителя Сагитовой Р.А., действующей в интересах Рыжкова Л.Г., Пешатовой А.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Рыжков Л.Г., Пешатова А.Г. обратились в суд с иском к земельно-имущественной палате Елабужского муниципального района о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства. В обоснование иска указано, что <дата> июня <дата>. умер отец истцов ФИО после смерти которого открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Наследниками первой очереди после смерти Рыжкова Г.А. являются сын Рыжков Л.Г., дочь Пешатова А.Г. О смерти отца истцам стало известно в сентябре 2018 г. Ссылаясь на изложенное, истцы просили восстановить срок для принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО

В ходе судебного разбирательства Рыжков Л.Г. и представитель Сагитова Р.А., действующая в интересах истцов, исковые требования поддержали, просили восстановить срок для принятия наследства, открывшегося <дата> г. после смерти ФИО, так как истцы узнали о смерти отца лишь 14 августа 2018 г.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица нотариуса Мингазовой Р.Р. – Шакиров А.Р. в судебном заседании разрешение спора оставил на усмотрение суда.

Суд принял решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представителем истцов ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности, необоснованности. В обоснование доводов указано, что суд не дал надлежащую оценку доводам об уважительности причин пропуска срока для принятия наследства. Общение с наследодателем было прекращено по просьбе самого наследодателя. О смерти отца истцы узнали по истечении одного года, полагают, что гражданская супруга отца умышленно скрыла факт смерти наследодателя, не сообщила о дате и месте похорон.

Рыжков Л.Г. и его представитель Сагитова Р.А., действующая также в интересах Пешатовой А.Г., в суде апелляционной инстанции поддержали доводы жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

В соответствии со статьей 218 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.

В силу статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.

Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (пункт 1 статьи 1154 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

По правилам пункта 1 статьи 1155 Гражданского Кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что <дата> умер ФИО, к имуществу которого открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

3 декабря 2018г. Рыжков Л.Г. обратился к нотариусу Елабужского нотариального округа Мингазовой Р.Р. с заявлением о принятии наследства с пропуском установленного шестимесячного срока, после смерти ФИО

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии уважительных причин для восстановления истцам срока принятия наследства. Указанные истцовой стороной в обоснование заявленных требований обстоятельства не свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока и не являются основанием для восстановления срока для принятия ими наследства.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда по существу требований, они основаны на правильном применении норм материального права.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:

а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;

б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.

Исходя из указанных положений закона наследник должен представить доказательства не только тому обстоятельству, что он не знал об открытии наследства (смерти наследодателя), но и не должен был знать об этом событии по объективным, не зависящим от него причинам.

Совокупность обстоятельств, при наличии которых судом могут быть удовлетворены требования о восстановлении срока для принятия наследства, в данном случае отсутствует.

Анализируя близость родства с наследодателем, установив факт отсутствия обстоятельств, объективно воспрепятствовавших истцам своевременно узнать о смерти отца, суд пришел к верному выводу, что срок для принятия наследства пропущен истцами в отсутствие каких-либо уважительных причин.

Из материалов дела следует, что истцы приходятся наследодателю детьми. Согласно изложенной позиции РыжковЛ.Г. и ПешатоваА.Г. поздно, уже после истечения шестимесячного срока для принятия наследства узнали о смерти наследодателя.

При этом в деле отсутствуют объективные и достоверные доказательства того, что в установленный законом срок истцы не обладали реальной возможностью получить сведения о смерти своего отца.

Утверждения апеллянтов о прекращении общения с отцом по его просьбе, ссылки на то, что гражданская супруга отца не сообщила о его смерти, не свидетельствуют об отсутствии реальной возможности РыжковаЛ.Г. и ПешатовойА.Г. интересоваться судьбой отца в течение длительного времени и не подтверждают уважительность причин пропуска срока для принятия наследства.

Законодательство о наследовании не ставит наследственные права наследников по закону в зависимость от регулярности общения с наследодателем, но устанавливает, что наследник должен в установленный законом шестимесячный срок со дня открытия наследства заявить о своих правах на наследственное имущество и совершить необходимые действия для принятия наследства.

Приведенные в жалобе обстоятельства сами по себе не могут считаться уважительной причиной пропуска срока для принятия наследства, поскольку не исключают возможность получения истцами сведений о смерти РыжковаГ.А. при проявлении ими должной заинтересованности в судьбе отца. В силу близости родства с наследодателем такие наследники не могут ссылаться на незнание о его смерти.

Таким образом, указанные истцовой стороной в обоснование заявленных требований обстоятельства не свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока и не могут являться основанием для восстановления пропущенного им срока для принятия наследства.

В то же время, судебная коллегия не может согласиться с суждениями суда о том, что истцы фактически не принимали наследство после смерти отца, поскольку данные обстоятельства не были предметом судебного разбирательства по настоящему делу. В связи с этим данный вывод необходимо исключить из мотивировочной части решения суда.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 8 февраля 2019 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Сагитовой Р.А., действующей в интересах Рыжкова Л.Г. и ПешатовойА.Г., - без удовлетворения, исключив из мотивировочной части решения суда вывод о том, что истцы «фактически не принимали наследство после смерти отца».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

33-7041/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Пешатова А.Г.
Рыжков Л.Г.
Ответчики
МКУ Земельно-имущественная палата
Другие
Сагитова Р.А.
Нотариус Елабужского нотариального округа Мингазова Р.Р.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Гафарова Г. Р.
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
22.04.2019Судебное заседание
03.04.2019[Гр.] Судебное заседание
30.04.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2019[Гр.] Передано в экспедицию
22.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее