Решение по делу № 2-1549/2020 от 06.07.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Тагил                        30 ноября 2020 года

Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области

в составе председательствующего судьи             Луценко В.В.,

при секретаре                             Баландиной М.А.,

с участием представителя истца и третьего лица    Литвяк И.Д.,

представителя ответчика                    Цуриковой Н.В.,

представителя третьего лица                    Максимовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-1549/2020 по иску Епимаховой Ольги Владимировны к Акционерному обществу «Тагилбанк» в лице конкурсного управляющего - Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» о понуждении к согласованию схемы расположения земельного участка,

установил:

06.07.2020 Епимахова О.В. обратилась в суд с иском, указав, что 02.05.2005 между ней и АО «Тагилбанк» был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером . На основании дополнительного соглашения от 11.05.2018 Епимахова О.В. с 23.04.2008 включена в договор стороной «Арендатора 3».

На данном земельном участке расположено принадлежащее истцу недвижимое имущество – здание производственного корпуса общей площадью 1677,1 кв.м с кадастровым номером .

Для эксплуатации недвижимого имущества истцу необходимо выполнить уточнение границ для выделения земельного участка. Для согласования границ земельного участка истцом составлена схема истребуемого земельного участка, которая для процедуры межевания должна пройти утверждение в Управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил.

Данная схема 23.03.2020 направлялась на согласование лицу имеющему право без доверенности действовать им имени юридического лица АО «Тагилбанк» ФИО3

На 02.07.2020 ответ истцу дан не был.

Таким образом, по мнению истца ответчик уклоняется от согласования местоположения границ земельного участка.

Ссылаясь на п. 5 ст. 40 Федерального Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», истец просит обязать АО «Тагилбанк» согласовать схему истребуемого земельного участка с кадастровым номером согласно прилагаемой схеме путем визирования схемы с приложением письменного согласия и взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Протокольным определением суда от 06.08.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора привлечены Администрация города Нижний Тагил и Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил.

Протокольным определением суда от 04.09.2020 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора привлечена Цибина С.Н.

Протокольным определением суда от 20.10.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора привлечены ООО «ПромКранМонтаж», ООО «Спецтех».

В судебное заседание истец Епимахова О.В. не явилась. О времени и месте рассмотрения гражданского дела извещена надлежащим образом. Просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, доверила представление своих интересов представителю Литвяку И.Д.

Ранее в судебном заседании 04.09.2020 Епимахова О.В. исковые требования поддержала и пояснила, что желает выкупить землю под принадлежащим ей помещением.

Представитель истца Литвяк И.Д. в судебном заседании исковые требования уточнил и просил обязать ответчика согласовать границы вновь образуемого земельного участка из земельного участка 66:56:0000000:14 согласно координатам, указанным в схеме по следующим 14 точкам: 1). <...> истца дополнительно пояснил, что раньше это был общий комплекс, предоставленный в аренду АО «ТагилБанк». В дальнейшем, когда АО «ТагилБанк» стал распродавать расположенные на участке здания. На земельном участке, предоставленном в аренду АО «ТагилБанк», находится здание, принадлежащее на праве собственности истцу Епимаховой О.В. Кроме того, на том же земельном участке находятся здания других собственников. Каждый из них желал бы из большого участка выделить земельные участки под своими объектами недвижимости. В настоящее время земельный участок находится в аренде. Арендная плата представляется менее экономически выгодной, чем выкупить часть земельного участка, предварительно выделив его из большого. С этой целью истец составила схему участка и направила её в администрацию города. Однако, данная схема не утверждается Управлением архитектуры города, поскольку требуется согласование границ с АО «Тагилбанком», которому муниципалитет передал земельный участок в аренду.

Возможность инициирования арендатором выдела земельного участка или его раздела предусмотрена п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

В заседании от 20.10.2020 представитель истца полагал необоснованным отзыв АО «ТагилБанк», в котором указано, что предлагаемые границы нарушают права арендатора, поскольку все подъезды остаются свободными. Арендатор земли АО «ТагилБанк», продавая недвижимое имущество, должен был предположить, что необходимо выделение земли для его обслуживания.

После утверждения координат подается на утверждение заявка на формирование схемы. В данном случае невозможно сделать межевой план без согласия всех соарендаторов. Подъезд к участку производится по дорогам общего пользования, находящимся в аренде других лиц. Истец готов быть соарендатором части общего земельного участка для передвижения по территории.

Ранее АО «ТагилБанк» был согласен на выделение земельного участка Цыбиной, которая раньше была Зубрилиной. Цыбина пока не получила в собственность часть участка, она будет обращаться в Управление архитектуры и градостроительства для согласования утверждения схемы, потому будет изготавливаться межевой план, по которому будут регистрировать права в собственность. В собственность участок ей предоставит администрация. Цыбина имеет преимущественное право выкупа. Потом делается межевой план и регистрируются права.

Когда ТагилБанк продавал это имущество он полагал, что люди захотят выкупать земельные участки. Таким образом АО «ТагилБанк» кому-то согласовывает границы, а кому-то нет. Между АО «ТагилБанк» и ООО «СпецТех» заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Сегодня представлен акт передачи имущества. Однако не передаются права на имущество. Став собственником имущества при переходе права оно приобретает право использования соответствующей части участка. Какова судьба всего земельного участка. Также не понятны права нового потенциального владельца ООО «СпецТех».

В своем письменном отзыве на исковое заявление представитель АО «Тагилбанк» в лице конкурсного управляющего - ГК «АСВ» ФИО8 просил в удовлетворении требований Епимаховой О.В. отказать по следующим основаниям.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.10.2018 Акционерное общество «Тагилбанк» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 14.01.2019 вышеуказанное решение отменено, банк признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, функции конкурного управляющего возложена на Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов».

Ответчик полагает, что схема истребуемого земельного участка нарушает его права. В соответствии с п. 1.1 договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в аренду предоставлен земельный участок из земель поселений с кадастровым номером , расположенный в <адрес>, для эксплуатации зданий и сооружений площадью 44321 кв.м.

В связи с уточнением границ и площади земельного участка ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение, согласно которому площадь участка изменилась и составила – 38603 кв.м.

В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренду Епимаховой О.В. перешло право собственности на здание производственного корпуса и Епимахова О.В. была включена в договор аренды на стороне арендатора.

В соответствии со ст.35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятого зданием, сооружением и необходимой для их использования на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Со схемой истребуемого земельного участка, которую предложила истец, ответчик не согласен, так как предлагаемые границы нарушают права арендатора. В соответствии с п. 4 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Согласно п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным условием образования земельного участка является наличие подъездов и подходов к нему.

В соответствии с пп. 4 п. 7.5 «Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства», утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечиваются проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута. Истцом подготовлена схема границ земельного участка, на котором расположен объем права собственности. Предлагаемые границы земельного участка не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации и «Методическим рекомендациям по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства».

В предварительном судебном заседании 04.09.2020 представитель ответчика пояснил, что все зависит от цели с какой истец просит установить границы. В иске говорится о выделе участка. Выдел участка представляет собой его обособление. В данном случае есть один земельный участок. Ответчику предлагают сделать схему пользования земельным участком. Сейчас имеются 3 арендатора - Епимахова О.В., Цыбина С.Н. и АО «Тагилбанк», которые несут обязанности по содержанию и оплате аренды пропорционально и равноправно пользуются земельным участком и могут проезжать по нему. Если истец желает выделить либо установить свое собственное пользование участком, надо понимать, как он будет подъезжать к нему, учитывая, что это сделать невозможно без проезда или прохода через участок, который арендует Цыбина и АО «ТагилБанк», так как банк будет против. Если обособлять этот участок к нему невозможно будет осуществить проезд, так как затрагивает иные участки.

Кроме этого, АО «Тагилбанк» подписан договор с новым собственником ООО «Спецтех», которому передается недвижимое имущество и право аренды на земельный участок. На участок имеется единственный въезд. Там имеется два соединенных здания.

Представитель третьего лица - Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил Федулова А.В. в письменном отзыве от 02.09.2020 указала, что 22.01.2019 в МКУ «Геоинформационная система» поступило заявление от Епимаховой. В. с просьбой выдать схему расположения земельного участка в результате раздела земельного участка для эксплуатации здания. Схема была изготовлена и выдана заявителю 29.01.2019.

ДД.ММ.ГГГГ от Епимахаовой О.В вновь поступило заявление об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 4 786 кв.м. с кадастровым номером 66:56:0000 000:14 для эксплуатации зданий и сооружений.

ДД.ММ.ГГГГ письмом управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил Епимаховой О.В. отказано в утверждении схемы. Причинами отказа указаны такие обстоятельства: - на земельном участке с кадастровым расположено несколько объектов; - здание, принадлежащее Епимаховой О.В. сблокировано с пятиэтажным зданием нежилым зданием, для функционирования которого, в соответствии с представленной схемой земельный участок не предусмотрен. При этом формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границах земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом, так и часть, необходимая для его использования; - кроме того, должны быть учтены проезды к смежным объектам для эксплуатации и обеспечения пожарной безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ в МКУ «Геоинформационная система» повторно поступило заявление от Епимаховой О.В. с просьбой выдать схему расположения земельного участка в результате раздела. К заявлению была приложена графическая схема, предполагаемая к использованию земельного участка. Схема была выдана и изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.

С заявлением об утверждении схемы Епимахова О.В. в управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил не обращалась.

28.07.2020 в МКУ «Геоинформационная система» вновь поступило заявление от Епимаховой О.В. с просьбой выдать схему расположения земельного участка в результате раздела для эксплуатации здания. К заявлению была приложена графическая схема, предполагаемая к использованию земельного участка. Схема была изготовлена и выдана заявителю 29.07.2020.

С заявлением об утверждении схемы Епимахова О.В. в управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил не обращалась.

В соответствии с п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. В данном случае таковым является АО «Тагилбанк» и иные лица.

В судебном заседании представитель третьего лица Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил Свердловской области Федулова А.В. в судебном заседании доводы письменного отзыва поддержала. Дополнительно пояснила, что пока все соарендаторы не договорятся между собой, ничего не произойдет. Договор аренды изначально был от ДД.ММ.ГГГГ. Потом был переход права от треста «Тагилстрой» «Промстрою», а потом ДД.ММ.ГГГГ АО «Тагилбанк» стал участником правоотношений. В дальнейшем в связи с переходом права на склад и цех малой механизации Зубрилиной и Цыбиной они включены в качестве соарендаторов. В данном случае фигурирует один земельный участок.

Представитель истца просит утвердить границы в соответствии со схемой. Соарендатор Цыбина должна написать согласие в акте согласования. Также должен поступить другой арендатор. Въезд там действительно один. Так как предлагается сформировать земельный участок речь может идти об установлении сервитутов, как она будет подъезжать к своему участку. Если истец выделит свой земельный участок, она не может быть тогда соарендатором, поскольку на общем земельном участке не будет её имущества и она будет исключена из договора аренды.

В связи с продажей имущества ООО «Спецтех» поскольку аренда земельного участка заключена на срок более 5 лет, то ему должны быть переданы права по договору аренды.

Представитель ООО «СпецТех» Максимова М.Н. в судебном заседании пояснила, что общество приобрело электрособорочный цех, который находится по другую сторону здания. В деле есть схема границ участка границ Строймеханизации по <адрес>. Там имеется обозначение дороги в границах. Это территория общего пользования и установление границ по предложенной истцом схеме будет нарушать права на свободный проезд к зданию электросборочного цеха.

Представитель третьего лица Администрации города Нижний Тагил в судебные заседания не явился, будучи 20.08.2020 извещенным о времени и месте первого судебного заседания.

Представитель третьего лица ООО «Промкранмонтаж» и третьего лица Цыбиной С.Н. Литвяк И.Д. указал, что данные лица согласны с требованиями истца Епимаховой О.В.

Заслушав лиц, участвующих в деле и исследовав представленные доказательства суд приходит к следующему.

Между Администрацией города Нижний Тагил и обществом «Тагилбанк» заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

На вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером расположено недвижимое имущество принадлежащее истцу Епимаховой О.В., представляющее собой здание производственного корпуса общей площадью 1677,1 кв.м с кадастровым номером .

Как указывает истец, для эксплуатации недвижимого имущества ей необходимо провести уточнение границ для выделения земельного участка под эксплуатацию здания, принадлежащего истцу на праве собственности.

В целях согласования границ для эксплуатации собственности истцом составлена схема испрашиваемого земельного участка, которая до процедуры межевания должна пройти утверждение в Управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил.

Вышеназванная схема истребуемого земельного участка 23.03.2020 направлялась на согласование лицу имеющему право без доверенности действовать от имени юридического лица АО «Тагилбанк» - Сергееву Андрею Николаевичу.

На 02.07.2020 ответа не получено. Ответчик уклоняется от согласования местоположения границ земельного участка, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Между тем в ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требований и на момент рассмотрения дела по существу просила обязать ответчика согласовать местоположение границ испрашиваемого земельного участка.

В соответствии с ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Требования к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, а также перечень прилагаемых к нему документов установлены п. 1, 2 ст. 39.17, подп. 1, 4 - 6 п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в п. 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

В силу ч. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подп. 1 - 13, 15 - 19, 22, 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подп. 1 - 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно п. 12 указанной статьи - Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Согласно п. 3 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу норм п. 1 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Как следует из разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в абз. 2 п. 14 постановления Пленума от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.

В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды). Переход такого права при отчуждении одного или нескольких объектов недвижимости из принадлежащего продавцу множества таких объектов означает возникновение множественности лиц в правоотношении, которым связан продавец таких объектов с собственником земельного участка.

Судом установлено, что Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 14.01.2019 по делу № А60-51084/2018 Акционерное общество «Тагилбанк» (ОГРН , ИНН ) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, функции конкурсного управляющего возложены на Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов».

Между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ООО «Трест Тагилстрой» был заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору аренды в договоре изменен арендодатель на Администрацию г.Нижнего Тагила.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с переходом ДД.ММ.ГГГГ от ООО «Трест Тагилстрой» к ООО «Промстрой» права собственности на объекты недвижимости арендатор земельного участка заменен на ООО «Промстрой».

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с переходом ДД.ММ.ГГГГ от ООО «Промстрой» к АО «Тагилбанк» права собственности на объекты недвижимости арендатор земельного участка заменен на АО «Тагилбанк».

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с переходом ДД.ММ.ГГГГ от АО «Тагилбанк» к ФИО12 права собственности на здание материального склада (кадастровый номер ) и здание цеха малой механизации (кадастровый номер ), расположенные на земельном участке, ФИО12 включена в качестве арендатора наряду с АО «Тагилбанк» в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с переходом ДД.ММ.ГГГГ от АО «Тагилбанк» к Медведеву В.Л. права собственности на здание маслосклада (кадастровый номер ), здание склада запчастей (кадастровый номер ), АЗС (кадастровый номер ), здание электросварочного и кузнечного цеха (кадастровый номер ), расположенные на земельном участке, Медведев В.Л. включен в качестве арендатора в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ фамилия ФИО12 заменена на Цибину С.Н.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с переходом ДД.ММ.ГГГГ от АО «Тагилбанк» к Епимаховой О.В. права собственности на здание производственного корпуса (кадастровый номер ), расположенные на земельном участке, Епимахова О.В. включена в качестве арендатора в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.Нижнего Тагила, АО «Тагилбанк», Цибина С.Н. и Епимахова О.В. заменили в тексте договора площадь участка с 44321 кв.м. на 38603 кв.м.

Кроме этого, на данном земельном участке Обществу «ПромКранМонтаж» принадлежит недвижимое имущество, представляющее собой здание мойки общей площадью 140,9 кв.м. с кадастровым номером и здание мастерской для ремонта машин общей площадью 235,6 кв.м. с кадастровым номером .

В соответствии с п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Из материалов дела следует, что Епимахова О.В. ДД.ММ.ГГГГ обращалась в МКУ «Геоинформационная система» с заявлением с просьбой выдать схему расположения земельного участка в результате раздела земельного участка для эксплуатации здания. Схема была изготовлена и выдана заявителю ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ от Епимахаовой О.В. вновь поступило заявление об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 4786 кв.м. с кадастровым номером для эксплуатации зданий и сооружений.

ДД.ММ.ГГГГ письмом управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил Епимаховой О.В. отказано в утверждении схемы. Причинами отказа указаны такие обстоятельства: - на земельном участке с кадастровым расположено несколько объектов; - здание, принадлежащее Епимаховой О.В. сблокировано с пятиэтажным зданием нежилым зданием, для функционирования которого, в соответствии с представленной схемой земельный участок не предусмотрен. При этом формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границах земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом, так и часть, необходимая для его использования; - кроме того, должны быть учтены проезды к смежным объектам для эксплуатации и обеспечения пожарной безопасности.

10.10.2019 в МКУ «Геоинформационная система» повторно поступило заявление от Епимаховой О.В. с просьбой выдать схему расположения земельного участка в результате раздела. К заявлению была приложена графическая схема, предполагаемая к использованию земельного участка. Схема была выдана и изготовлена 17.10.2019.

С заявлением об утверждении схемы Епимахова О.В. в управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил не обращалась.

28.07.2020 в МКУ «Геоинформационная система» вновь поступило заявление от Епимаховой О.В. с просьбой выдать схему расположения земельного участка в результате раздела для эксплуатации здания. К заявлению была приложена графическая схема, предполагаемая к использованию земельного участка. Схема была изготовлена и выдана заявителю 29.07.2020.

Суд полагает, что в рассматриваемом случае Епимахова О.В. как собственник объекта недвижимости имеет право требовать раздела земельного участка при отсутствии препятствий для такого раздела.

Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В пункте 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в частности, в случае образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке (подп. 2 п. 4 ст. 11.2 указанного Кодекса).

При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков (п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).

Требования к образуемым в результате раздела участкам установлены в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

В частности, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (п. 4); не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (п. 5); образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6).

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 № 3771/11, при наличии между собственниками недвижимости спора о площадях и границах вновь образуемых земельных участков разногласия сторон, относящиеся к характеристикам участков, разрешаются судом на основании результатов проведенных кадастровых работ исходя из сформировавшегося порядка пользования земельным участком, требований земельного и градостроительного законодательства, поведения сторон, а также имеющихся между ними соглашений, соображений разумности и справедливости.

Между тем требований о разделе земельного участка истцом не заявлено, что свидетельствует о ненадлежащем способе защиты.

В рассматриваемом случае истцом подготовлена схема земельного участка.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в п. 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.

Как следует из пункта 3 Требований, схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить.

Согласно пункту 4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В силу пункта 6 Требований в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.

Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Вместе с тем такое согласие не требуется в случае образования участка из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.

По смыслу статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" границы участка подлежат согласованию с владельцами смежных участков на стадии выполнения кадастровых работ, осуществляемых на основании выданной органом местного самоуправления схемы.

Суд из пояснений сторон приходит к выводу о том, что между сторонами возник спор относительно границ и площади земельного участка.

В обоснование требований истец представляет план земельного участка без обоснования наличия подъездных путей.

Суд принимает во внимание, что истец, обращаясь с требованиями к ответчику, просит с учетом уточнений обязать ответчика утвердить местоположение границ.

Судом установлено, что доказательств того, что истец обращался к собственнику земельного участка с требованием о предоставлении земельного участка в аренду под объекты, принадлежащие истцу не представлено.

Оснований для установления границ, внутри арендованного несколькими собственниками объектов недвижимости земельного участка без решения о разделе, о предоставлении земельного участка непосредственно под объекты, принадлежащие истцу, не имеется.

Кроме того судом установлено, что по результатам электронных торгов посредством публичного предложения ООО «Спецтех» заключило с АО «Тагилбанк» договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому приобрело имущество находящееся по адресу: <адрес>, включающее в себя: нежилое здание (здание краново-экскаваторного депо) - 2358,2 кв.м., нежилое здание (здание главного корпуса) - 2768,3 кв.м., нежилое здание (здание проходной) - 29,2 кв.м., нежилое здание (здание административно-бытового корпуса) - 1914,3 кв.м, нежилое здание (здание производственных мастерских) - 340,7 кв.м, нежилое здание (здание ТП) - 17 кв.м, нежилое здание (здание диспетчерской) - 35,9 кв.м, нежилое здание (здание пристроя к электроцеху) - 125,9 кв.м, нежилое здание (здание пристроя электроремонтного цеха) - 71,4 кв.м, нежилое здание (здание бытовых помещений (пристрой к главному корпусу) - 620 кв.м., принадлежащее продавцу на праве собственности, кадастровые номера: .

Актом приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ удостоверяется, что стороны произвели прием-передачу имущества и передачу ключей, а оплата произведена в полном объёме.

Суд приходит к выводу о том, что при переходе права собственности на объект недвижимости в силу прямого указания закона общество «Спецтех» приобрело право пользования данным земельным участком в соответствующей части, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

Таким образом в настоящее время требования о понуждении к согласованию границ участка, предъявленные к АО «Тагилбанк» удовлетворены быть не могут.

При этом представитель ООО «Спецтех» в настоящее время возражает против предложенного истцом плана границ.

При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Епимаховой Ольги Владимировны к Акционерному обществу «Тагилбанк» в лице конкурсного управляющего - Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» о понуждении к согласованию схемы расположения земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 07 декабря 2020 года.

Судья    подпись    Луценко В.В.

Копия верна

Судья            Луценко В.В.

2-1549/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Епимахова Ольга Владимировна
Ответчики
АО Тагилбанк в лице ГК "Агентство по страхованию вкладов"
Другие
ООО Спецтех"
Федулова Анна Владимировна
Ембахтов Павел Олегович
ООО "Промкранмонтаж"
Цибина Светлана Николаевна
Литвяк Игорь Дольевич
представитель конкурсного управляющего (ликвидатора) Сергеева Андрея Николаевича
Суд
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила
Судья
Луценко В.В.
Дело на странице суда
leninskytag.svd.sudrf.ru
06.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2020Передача материалов судье
13.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.08.2020Предварительное судебное заседание
06.08.2020Предварительное судебное заседание
07.08.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.09.2020Предварительное судебное заседание
20.10.2020Судебное заседание
30.11.2020Судебное заседание
07.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее