дело № 2а-1312/2021
изготовлено 25.02.2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярославль 25 февраля 2021 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Козлова А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Родионовой К.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Виноградова Олега Игоревича к территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля о признании незаконным письма-предложения от 19.02.2021 г. № 01-44/775,
установил:
12 февраля 2021 г. Виноградов О.И. обратился в территориальную администрацию Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля, подал уведомление о проведении публичного мероприятия: «митинг памяти Б.Н., за свободу А.Н. и других политзаключенных» в г. Ярославле на пл. Волкова 27.02.2021 г. с 13:00 до 16:00 с количеством участников 49 человек.
15 февраля 2021 г. территориальная администрация Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля направила Виноградову О.И., как организатору публичного мероприятия, письмо-предложение № 01-44/695, на основании п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. предложила ему устранить несоответствия информации, указанной в уведомлении, а именно: указать информацию о санитарном обслуживании при проведении публичного мероприятия (п. 6 ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г.); поставить на уведомлении подпись лица, уполномоченного организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению (ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г.); указать количество и размер сборно-разборных конструкций, планируемых к использованию на публичном мероприятии, а также конкретное место проведения публичного мероприятия на пл. Волкова г. Ярославля.
16 февраля 2021 г. Виноградовым О.И. в территориальную администрацию Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля подано уведомление об устранении несоответствия информации, указанной в уведомлении о проведении публичного мероприятия от 12.02.2021 г., согласно письма уведомления от 15.02.2021 г. № 01-44/695.
19 февраля 2021 г. территориальная администрация Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля по результатам рассмотрения уведомления от 16.02.2021 г. направила Виноградову О.И. письмо-предложение № 01-44/775 о подаче нового уведомления, изменении даты проведения публичного мероприятия.
Виноградов О.И. обратился в суд с административным иском к территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля, просит признать незаконным письмо предложение организатору публичного мероприятия от 19.02.2021 г. № 01-44/775 территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля.
В административном исковом заявлении указано, что административный ответчик в течение трех дней со дня подачи уведомления от 12.02.2021 г. не предложил ему изменить место и время, цель, форму и условия проведения публичного мероприятия, следовательно, митинг, запланированный на 27.02.2021 г. является согласованным. В письме-предложении от 19.02.2021 г. № 01-44/775 об отказе в проведении публичного мероприятия административный ответчик ссылается на положения п. 1.1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. которые применяются в случае проведения публичного мероприятия, сочетающего различные формы его проведения, в то время как в уведомлении от 12.02.2021 г. заявлена единственная форма проведения публичного мероприятия – митинг. Оспариваемое письмо-предложение направлено организатору публичного мероприятия по истечении семи дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия, такое нарушение является недопустимым. Основания для отказа в согласовании проведения митинга предусмотрены ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г., отказ по иным основаниям не допускается. В оспариваемом письме-предложении от 19.02.2021 г. не содержится ссылок на положения федеральных законов или законов Ярославской области, запрещающих проведение митинга в указанном месте. Ссылки на методические рекомендации МР 3.1.0178-20 и позицию Управления Роспотребнадзора по Ярославской области не имеют правового значения, так как указанный орган не имеет основанных на законе полномочий по запрещению массовых мероприятий. Запрет на проведение массовых мероприятий с числом участником до 50-ти человек на территории Ярославской области не установлен. Оспариваемое письмо-предложение нарушает право административного истца проводить собрания митинги и демонстрации, гарантированное ст. 31 Конституции РВ и ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г.
Судом с учетом характера спорных правоотношений к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Роспотребнадзора по Ярославской области.
В судебном заседании административный истец Виноградов О.И. заявленные требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении доводам, дополнительно пояснил, что оспариваемое письмо фактически является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия, по своему содержанию письмо-уведомление от 19.02.2021 г. полностью не соответствует закону, так как законом не предусмотрено право уполномоченного органа предлагать организатору мероприятия подать новое уведомление. Предложение об изменении даты мероприятия не содержит указания на конкретную дату. Такое предложение является ничтожным. Применение норм административного права по аналогии не допускается. Территориальная администрация при рассмотрении уведомления должна руководствоваться законом, а не письмом Управления Роспотребнадзора по Ярославской области, содержащим оценочные суждения. Возможность проведения публичного мероприятия не может зависеть от решения должностного лица. В Ярославле проводились другие массовые мероприятия с количеством участником больше 50 человек, в том числе Парад Победы, спортивные соревнования. Уведомление было подано в соответствии с законом, отказ в проведении митинга по неправовым основаниям нарушает конституционные права и свободы граждан, вынуждает их совершать административные правонарушения.
Представитель административного ответчика территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля по доверенности Зайцева И.В. заявленные требования не признала. Указала, что после изучения уведомления от 12.02.2021 г. о проведении Виноградовым О.И. митинга 27.02.2021 г. были выявлены некоторые несоответствия, которые ему было предложено устранить в письме-предложении от 15.02.2021 г. 16.02.2021 г. недостатки были устранены. Кроме того, на основании решения по результатам совещания оперативной группы по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории Ярославской области в Правительстве Ярославской области (протокол от 04.02.2021 г., в связи с поступлением нескольких уведомлений о проведении публичных мероприятий территориальной администрацией был направлен запрос в Управление Роспотребнадзора по Ярославской области, как орган уполномоченный оценивать возможность проведения публичных мероприятий с учетом существующей эпидемиологической обстановки, о даче соответствующего заключения. Такое заключение от 15.02.2021 г. было получено только 19.02.2021 г., поэтому направить письмо предложение об изменении даты проведения митинга административный ответчик смог только 19.02.2021 г. Полагала, что срок направления письма-предложения от 19.02.2021 г. не нарушен. Оспариваемое письмо-предложение от 19.02.2021 г. не является отказом. У административного истца после получения оспариваемого письма было достаточно времени, что бы на него ответить. Конкретную дату и время проведения митинга административный ответчик не мог, так как сведений о возможности проведения публичных мероприятий в иные даты не имеется. Положения п. 1.1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. применены по аналоги. Письмо Управления Роспотребнадзора по Ярославской области от 15.02.2021 г. является обязательным для исполнения органами местного самоуправления и гражданами, Управление дает такие рекомендации на основании Указа Губернатора Ярославской области от 18.03.2020 г. № 47 «О мерах по предупреждению завоза на территорию Ярославской области новой коронавирусной инфекции и ее распространения».
Заинтересованное лицо Управление Роспотребнадзора по Ярославской области направило в суд письменный отзыв по заявленным требованиям, указав, что считает невозможным проведение 27.02.2021 г. публичного мероприятия в форме митинга.
Суд на основании ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что административные исковые требования Виноградова О.И. удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Срок для обращения в суд, установленный ч. 4 ст. 219 КАС РФ, административным истцом соблюден.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Такая совокупность оснований для удовлетворения административных исковых требований по настоящему административному делу отсутствует.
Статьёй 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Данное конституционное право обеспечивается государственной защитой и предоставляет гражданам возможность свободно выражать и формировать мнения, выдвигать требования по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, оказывая тем самым влияние на деятельность органов публичной власти, в том числе посредством критики совершаемых ими действий и принимаемых решений, либо получать информацию о деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования при встрече соответствующего депутата с избирателями. При этом данное право может быть ограничено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства на основе принципов юридического равенства и соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений указанного права (часть 3 статьи 17, части 1 и 2 статьи 19, часть 1 статьи 45, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Порядок обеспечения реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон о публичных мероприятиях), согласно которому законодательство РФ о публичных мероприятиях, основанное на положениях Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, помимо названного закона включает иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, а в случаях, предусмотренных Законом о публичных мероприятиях, - нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (часть 4 статьи 8), Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 11), органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 7, части 1.1, 2.2, 3 и 3.1 статьи 8 и часть 1 статьи 11); проведение публичных мероприятий в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума помимо Закона о публичных мероприятиях регулируется также законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах (части 1 и 2 статьи 1).
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как неподлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности и защиты прав и свобод других лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в официально опубликованном определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П "По жалобе граждан Л., Ш.Д. и Ш.С. на нарушение их конституционных прав положением части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями статьи 18 Конституции Российской Федерации обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Всеобщую декларацию прав человека (пункт 1 статьи 20), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.Законом о публичных мероприятиях предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 12 названного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия с указанием конкретных места и (или) времени, предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения (а в случае получения уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные его формы, также обоснованное предложение о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии его предложения об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором) проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия, либо о неприятии предложения соответствующих органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и об отказе от проведения публичного мероприятия в указанных в таком уведомлении месте, времени и форме;
Судом установлено, что 12 февраля 2021 года истцом подано уведомление о проведении 27.02.2021 года с 13.00 до 16.00 часов митинга по адресу: г. Ярославль, пл. Волкова, с количеством участников 49 человек с целью: «митинг памяти Б.Н., за свободу А.Н. и других политзаключенных».
19 февраля 2021 г. Виноградовым О.И. получено письмо-предложение № 01-44/775, в котором указано, что в рамках исполнения протокола от 04.02.2021 года совещания оперативной группы по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории Ярославской области, утв. Председателем Правительства ЯО Степаненко Д.А., в администрацию поступила информация из Управления Роспотребнадзора по Ярославской области, о том, что в соответствии с методическими рекомендациями MP 3.1.0178-20 «Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ Поповой А.Ю., решение о снятии ограничений, функционировании предприятий и организаций, проведении массовых мероприятий принимается после стабилизации эпидемиологической ситуации с учетом оценки рисков ее возможного осложнения.
В настоящее время эпидемиологическая ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Ярославской области остается напряженной.
Проведение публичных мероприятий в форме митинга может привести к возрастанию рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), росту заболеваемости и, тем самым, осложнению эпидемиологической ситуации.
В связи с этим Управление Роспотребнадзора по Ярославской области не считает возможным проведение 27.02.2021 года заявленного публичного мероприятия в форме митинга. При этом истцу предложено подать новое уведомление, изменив дату проведения публичного мероприятия.
Само по себе нарушение срока доведения до организатора публичного мероприятия обоснованного предложения органа местного самоуправления относительно возможности проведения заявленного мероприятия в указанном месте и в указанный срок не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца, предусмотренных Федеральным законом № 54-ФЗ. Допущенное административным ответчиком нарушение указанного срока не повлияло на возможность реализации права Виноградова О.И. на проведение публичного мероприятия, на возможность изменения времени или места проведения публичного мероприятия до наступления срока, установленного п. 2 ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ.
Довод административного истца о том, что в случае нарушения срока доведения до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении времени и (или) места проведения публичного мероприятия данное мероприятие следует считать согласованным, не основан на законе. Таких последствий нарушения срока, установленного п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ, данный закон не предусматривает.
По мнению суда в данном случае, при фактическом наличии со стороны органа местного самоуправления встречного предложения об изменении времени проведения публичного мероприятия, его проведение не может быть признано согласованным.
Кроме того, суд принимает во внимание, что первоначальное уведомление о проведении публичного мероприятия от 12.02.2021 г. было составлено с недостатками, которые были устранены Виноградовым О.И. 16.02.2021 г., соответственно письмо-предложение было направлено административному истцу на третий день после подачи уточненного уведомления. Письмо-предложение об изменении времени (даты) проведения публичного мероприятия не могло быть направлено Виноградову О.И. ранее 19.02.2021 г., так как письмо Управление Роспотребнадзора по Ярославской области от 15.03.2021 г., на котором основано оспариваемое письмо-предложение было получено территориальной администрацией только 19.02.2021 г.
Доводы административного истца о незаконности письма-предложения от 19.02.2021 г. являются необоснованными.
К числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относится и право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации), которое также является высшим для человека благом.
Пунктом «а.2» ст.10 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право Правительства Российской Федерации устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Статьей 10 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на граждан возложены обязанности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Из изложенного следует, что государство должно защищать право граждан на жизнь и здоровье, обеспечивать его реализацию, уделяя надлежащее внимание вопросам предупреждения произвольного лишения жизни и здоровья, а также обязано принимать все разумные меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать прямую угрозу жизни и здоровью граждан, если это является оправданным и обоснованным и соответствует конституционно значимым целям.
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом Ярославской области от 7 апреля 2003 года №19-з «О защите населения и территорий Ярославской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в целях недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозы жизни и здоровью населения в период реализации ограничительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) 7 февраля 2020 года Правительством Ярославской области принято постановление № 100-п, которым на территории Ярославской области с 7 февраля 2020 года введен режим функционирования «Повышенная готовность».
Согласно пп. «а» п.3 «Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 года № 417, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу п.п. «у», «ф» ч.1 ст.11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации: устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 Указа Губернатора Ярославской области от 18.03.2020 г. № 47 «О мерах по предупреждению завоза на территорию Ярославской области новой коронавирусной инфекции и ее распространения», на территории Ярославской области временно приостановлено проведение массовых мероприятий с числом участников более 50 человек одновременно в местах их проведения. Ограничение не распространяется на нахождение одновременно более 50 человек в местах массового скопления людей (в том числе на торговых объектах, на станциях и остановках транспорта, на автовокзалах, железнодорожных и речных вокзалах, в аэропортах, в местах проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительских, образовательных, досуговых или зрелищно-развлекательных мероприятий, осуществляемых в рамках текущей деятельности организаций), при условии обязательного исполнения рекомендаций для бизнеса в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 (общих и по направлениям деятельности) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Временного руководства Всемирной организации здравоохранения от 29.05.2020 «Основные рекомендации по планированию массовых мероприятий в контексте COVID-19».
Пунктом 4 протокола совещания оперативной группы по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории Ярославской области, утв. Председателем Правительства ЯО Степаненко Д.А. от 04.02.2021 года предусмотрено, что проведение массовых мероприятий любой численности (в том числе менее 50 человек), запланированных на территории Ярославской области, допускается только при согласовании с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области.
Доводы административного истца о том, что принятые на совещании Правительства Ярославской области решения носят рекомендательный характер, об отсутствии у Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области на принятие ограничительных мер не соответствуют действующему правовому регулированию и подлежат отклонению.
Из совокупного анализа вышеуказанных норм следует, что при угрозе возникновения на определенной территории чрезвычайной ситуации, в том числе в связи с распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих, вводится режим повышенной готовности. При его введении постановлением Правительства Российской Федерации устанавливаются, в том числе обязательные для исполнения гражданами правила поведения. Во исполнение федеральных нормативных актов при угрозе возникновения на определенной территории чрезвычайной ситуации, в том числе в связи с распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих, соответствующие нормативные акты могут приниматься на региональном уровне.
Согласно Уставу Ярославской области Правительство Ярославской области, возглавляемое Губернатором, является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Ярославской области. Разработка и реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий связанных с угрозой возникновения на территории Ярославской области чрезвычайной ситуации, в связи с распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих, относится к полномочиям Правительства.
Таким образом, указанные ограничительные меры установлены во исполнение требований федеральных законов и Закона Ярославской области от 7 апреля 2003 года №19-з «О защите населения и территорий Ярославской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и направлены на необходимую защиту и охрану здоровья граждан.
Административным истцом, в свою очередь, не представлены доказательства того, что в сложившейся неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановке он, как организатор публичного мероприятия, имеет возможность выполнить рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Основных рекомендаций по планированию массовых мероприятий в контексте COVID-19, обеспечить безопасность здоровья всех граждан, пожелавших участвовать в публичном мероприятии, либо находящихся в месте его проведения.
Ссылка истца не проведение на территории г. Ярославля иных массовых мероприятий не могут быть приняты во внимание, поскольку они проводились при иных обстоятельствах, которые не относятся к предмету рассмотрения по настоящему делу.
Учитывая указанные обстоятельства и нормы права, суд полагает, что несогласование проведения публичного мероприятия в форме митинга с количеством участников до 50 человек, связано с ограничительными мерами, направленными в первую очередь на защиту здоровья населения и предотвращения массового распространения коронавирусной инфекции в г. Ярославле. Такое решение административного ответчика не может расцениваться как незаконное со стороны органа публичной власти. Оспариваемое решение принято уполномоченным органом, порядок его принятия соблюден, основания для его принятия имелись.
Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусматривает право органа местного самоуправления отказать в проведении публичного мероприятия по основаниям указанным в части 3 статьи 12 данного Федерального закона, или обоснованно предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия (часть 2 статьи 12 указанного выше Федерального закона).
Как следует из обстоятельств дела, административный ответчик не отказывал Виноградову О.И. в согласовании проведения публичного мероприятия. Предложение о проведении публичного мероприятия в иную дату не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим спорные административные правоотношения.
Учитывая изложенное, нарушений конституционных прав административного истца, гарантированных ст. 31 Конституции РФ, в связи с направлением ему письма-предложения от 19.02.2021 г. № 01-44/775 судом не усматривается, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 176-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Виноградова Олега Игоревича отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья А.Ю. Козлов