УИД 19RS0001-02-2023-002002-29
Председательствующий: Царева Е.А.
Дело № 33-1419/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Балашовой Т.А., Прониной А.В.,
при ведении протокола помощником судьи Сергиенко Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 июля 2024 года гражданское дело по апелляционным жалобам истца Барсукова Л.А., ответчиков Кириллова А.В., Коваленко О.А., Мещеряков М.А., Кочубин А.Н., Проневич С.Г. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 1 февраля 2024 года по иску Прокурора города Абакана, действующего в интересах Барсукова Л.А., Пугина Е.П., Воробьев Н.В., Кольчикова И.И., Балабанова Л.В., Коренбаев А.Ф., Дубровина Р.М., к некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», Кириллова А.В., Мещеряков М.А., Коваленко О.А., Коваленко К.В., Кочубин А.Н., Кочубина Н.Ю,, Проневич С.Г., Клюева Е.В., Клюев М.В., Карсакова Л.В., Карсаков В.А., Панченко О.Н., Васильева А.А., Непомнящих М.А., Костенков В.В., Кайдачаков Т.Г., Тюльберова Э.Г., Миндибекова О.Г. об обязании выполнить работы по капитального ремонту общего имущества собственников, обязании предоставить доступ в квартиру,
и по исковому заявлению Барсукова Л.А. к некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», Кириллова А.В., Мещеряков М.А., Коваленко О.А., Коваленко К.В., Кочубин А.Н., Кочубина Н.Ю,, Проневич С.Г., Клюева Е.В., Клюев М.В., Карсакова Л.В., Карсаков В.А., Панченко О.Н., Васильева А.А., Непомнящих М.А., Костенков В.В., Кайдачаков Т.Г., Тюльберова Э.Г., Миндибекова О.Г., Дартай-оол А.Н., Сытник В.В., Кетов Л.Г., Кожевникова Н.И., Погребной Н.С., Васильев А.В. действующего в интересах несовершеннолетней ВАА, Непомнящих Е.П., Толстенко Н.Н., Толстенко Е.Н. об обязании выполнить работы по капитального ремонту общего имущества собственников, обязании установить коллективный прибор учета, обязании предоставить доступ в квартиру.
Заслушав доклад судьи Морозовой В.Н., пояснения прокурора Менс О.В., истца Барсуковой Л.А., поддержавших исковые требования, ответчиков Кочубиной Н.В., Кочубина А.Н. и его представителя Шаталова И.А., Проневич С.Г., Коваленко О.А., Карсаковой Л.В., Мещерякова М.А., возражавших против иска, представителя ответчика НО «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» Петра А.Б., полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, представителей третьих лиц Минстроя Хакасии Жуганова Д.О., представителя ООО УЖК «Доверие» Рогачевой Л.В., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор города Абакана, действуя в интересах Барсуковой Л.А., Пугиной Е.П., Воробьевой Н.В., Кольчиковой И.И., Балабановой Л.В., Коренбаева А.Ф., Дубровиной Р.М., обратился в суд с иском об обязании Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее - НО «Фонд капремонта») выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома, расположенного в Республике Хакасия, <адрес>, обязании установить коллективный прибор учета, обязании предоставить доступ в квартиры. Требования мотивировал тем, что НО «Фонд капремонта» выполнял работы по капитальному ремонту в многоквартирном доме по <адрес>. 30 ноября 2020 г. между НО «Фонд капремонта» (заказчик) и ООО «Энергоаудит-Юг» (подрядчик) заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу.
Согласно договору подрядчик принял на себя обязательства по капитальному ремонту инженерных систем (электро-газо-водо-снабжения, водоотведения, установку общедомовых приборов учета. Подрядчик должен выполнить работы в соответствии с проектно-сметной документацией, согласно которой предусматривалось выполнение работ по монтажу магистральных трубопроводов и стояков с установкой запорно-регулирующей арматуры, теплоизоляцию трубопроводов, выполнение сопутствующих работ. Для штатной работы системы ГВС в циркуляционном режиме требовалось в период проведения капитального ремонта провести монтаж вертикального подающего и обратного трубопроводов системы ГВС от магистральных подающего и обратного трубопроводов системы ГВС, расположенных в подвальном помещении, через квартиры собственников с первого по пятый этаж. В квартирах пятого этажа подающий и обратный трубопроводы кольцуются, что обеспечивает работу горячего водоснабжения в циркуляционном режиме.
Поскольку часть собственников помещений в многоквартирном доме не обеспечили подрядной организации доступ в квартиры и нежилое помещение, работы в полном объеме выполнены не были, циркуляционный режим работы ГВС не обеспечен.
В ходе выполнения работ общедомовые приборы учета установлены не были.
Поскольку капитальный ремонт в объеме, предусмотренном проектом выполнен не был, цель капитального ремонта по обеспечению циркуляционного режима работы системы ГВС достигнута не была. Полагал нарушенными права собственников, в квартирах которых нарушен циркуляционный режим коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
С учетом уточнения требований прокурор города Абакана просил обязать НО «Фонд капремонта» в течение 90 дней с даты вступления решения суда в законную силу выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества собственников – инженерных сетей (трубопроводов) систем ГВС, ХВС и отопления, канализации в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в соответствии с проектной документацией; обязать собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>:
-Кириллову А.В. (нежилое помещение № 1Н),
-Мещерякова М.А. (квартира № 2),
-Коваленко О.А., Коваленко К.В. (квартира № 3),
-Кочубина А.Н., Кочубину Н.Ю. (квартира № 4),
-Проневич С.Г. (квартира № 6),
-Клюеву Е.В., Клюева М.В. (квартира № 10),
-Карсакову Л.В., Карсакова В.А. (квартира № 12),
-Панченко О.Н. (квартира № 51),
-Васильеву А.А. (квартира № 57),
-Непомнящих М.А. (квартира № 77),
-Костенкова В.В. (квартира № 93),
-Кайдачакова Т.Г. (квартира № 95) предоставить доступ к сетям ГВС, ХВС, отопления, канализации для проведения капитального ремонта.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Кириллова А.В., Мещеряков М.А., Коваленко О.А., Коваленко К.В., Кочубин А.Н., Кочубина Н.Ю., Проневич С.Г., Клюева Е.В., Клюев М.В., Карсакова Л.В., Карсаков В.А., Орлов В.К., Панченко О.Н., Васильева А.А., Непомнящих М.А., Костенков В.В., Кайдачакова А.А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены ООО «Управляющая жилищная компания «Доверие», ООО «Энергоаудит-ЮГ», акционерное общество «Енисейская Территориальная генерирующая компания (ТГК-13)».
В ходе рассмотрения дела истец Барсукова Л.А. исковые требования уточила, дополнительно просила суд:
- обязать НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в течение 90 дней с даты вступления в силу судебного акта в многоквартирном доме по <адрес> в <адрес> установить коллективный (общедомовой) прибор учета потребления горячей воды, выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества собственников – инженерных сетей (трубопроводов) систем ГВС, ХВС и отопления в помещениях: в квартире 12 и в межэтажных перекрытиях между квартирами № 12 й № 15, № 15 и №18, № 18 и № 21, № 21 и № 24, № 14 и № 17, № 20 и № 23 второго подъезда; в помещении № 1Н и в межэтажном перекрытии между помещением № 1Н и квартирами № 3, № 3 и № 5, № 5 и № 7, № 7 и № 9, № 2 и № 4, № 4 - № 6; № 6 - № 8, № 8 - № 10 первого подъезда; в межэтажных перекрытиях между квартирами № 31 и № 33 третьего подъезда; в квартире № 41 и в межэтажных перекрытиях между квартирами № 38 - № 41, № 41 - № 44 четвертого подъезда; в квартире № 51, в квартире № 55 и в межэтажном перекрытии между квартирами № 51 и № 54, № 54 и № 57, № 57 и № 60, № 60 и № 63, № 52 - № 55, № 55 - № 58 пятого подъезда; в квартире № 64 и межэтажных перекрытиях между квартирами № 64 - 66 шестого подъезда; в квартире № 77 и в межэтажном перекрытии между квартирами № 74 и № 77, № 77 и № 80 седьмого подъезда; в квартире № 93 и в межэтажном перекрытии между квартирами № 91 й № 93 и № 91; № 93 и № 95 восьмого подъезда;
Обязать собственников:
-Кириллову А.В. (нежилое помещение № 1Н),
-Мещерякова М.А. (квартира № 2),
-Коваленко О.А., Коваленко К.В. (квартира № 3),
-Кочубина А.Н., Кочубину Н.Ю. (квартира № 4),
-Проневич С.Г. (квартира № 6), кв.
- Дартай-оол А.Н. (квартира № 7),
- Сытник В.В. (квартира № 8),
-Кетову Л.Г. (квартира № 9),
-Клюеву Е.В., Клюева М.В. (квартира № 10),
-Карсакову Л.В., Карсакова В.А. (квартира № 12),
- Кожевникова Н.И. (квартира № 33),
-Погребного Н.С. (квартира № 41),
- Шумихина А.Н. и Шумихину О.М. (квартира № 44),
-Панченко О.Н. (квартира № 51),
-Васильеву А.А. (квартира № 57),
- Толстенко Н.Н. и Толстенно Е.Н. (квартира № 60),
-Непомнящих М.А. (квартира № 77),
-Костенкова В.В. (квартира № 93),
-Кайдачакова Т.Г. (квартира № 95)
предоставить НО «Фонд капремонта» и его подрядным организациям доступ в квартиры для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества собственников - инженерных сетей систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, отопления, канализации и запустить циркуляцию горячего водоснабжения в соответствии с утвержденной рабочей документацией в многоквартирном <адрес>.
Определением суда от 12 января 2024 года принят отказ Барсуковой Л.А. от иска к Орлову В.К., производство по делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании помощник прокурора города Абакана Цицилина О.А. уточненные требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель НО «Фонд капремонта» Петр А.Б. заявленные требования не признал, пояснил, что до проведения капитального ремонта система ГВС в жилом доме по <адрес> работала в тупиковом режиме. Для штатной работы системы ГВС в циркуляционном режиме требовалось в период проведения капитального ремонта провести монтаж вертикального подающего и обратного трубопроводов системы ГВС от магистральных подающего и обратного трубопроводов системы ГВС, расположенных в подвальном помещении, через квартиры собственников с первого по пятый этаж. В квартирах пятого этажа подающий и обратный трубопроводы должны кольцеваться, что обеспечивает работу горячего водоснабжения в циркуляционном режиме. В период проведения капитального ремонта ряд собственников не допустили подрядную организацию в свои квартиры, что не позволило выполнить работы в соответствии с проектом, и не позволило перевести жилой дом на циркуляционный режим работы горячего водоснабжения. В отношении собственников, не обеспечивших допуск подрядной организации в квартиры для выполнения работ, были составлены акты.
Региональный оператор не наделен правом самостоятельно требовать от собственников помещений доступ для проведения работ по капитальному ремонту. Решение общего собрания о переносе сроков капитального ремонта принято не было. В подвальном помещении работы по капитальному ремонту инженерных систем выполнены в полном объеме, включая монтажные работы новых узлов управления, а также установлен новый общедомовой узел учета с общедомовыми приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов.
6 июля 2021 года комиссией был составлен акт приемки выполненных работ, согласно которому работы по капитальному ремонту выполнены в полном объеме в соответствии с проектной документацией. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ООО УЖК «Доверие» Рогачева Л.Ю. заявленные прокурором города Абакана требования поддержала. Полагала, что требования Барсуковой Л.А. в части обязания установить коллективный прибор учета удовлетворению не подлежат, поскольку приборы учета в многоквартирном доме установлены и введены в эксплуатацию.
Представитель Минстроя РХ Муталапова А.В. поддержала требования, заявленные Барсуковой Л.А.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований прокурора города Абакана, на НО «Фонд капремонта» возложена обязанность в течение 90 дней с даты вступления решения суда в законную силу выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома по <адрес>.
На Кириллову А.В., Мещерякова М.А., Коваленко О.А., Коваленко К.В., Кочубина А.Н., Кочубину Н.Ю., Проневич С.Г., Клюеву Е.В., Клюева М.В., Карсакову Л.В., Карсакова В.А., Панченко О.Н., Васильеву А.А., Васильева А.В., действующего в интересах несовершеннолетней Васильевой А.А., Непомнящих М.А., Костенкова В.В., Кайдачакова Т.Г. возложена обязанность предоставить доступ сотрудникам НО «Фонд капремонта» в квартиры для производства капитального ремонта многоквартирного дома по <адрес>.
В удовлетворении исковых требований Барсуковой Л.А. к НО «Фонд капремонта» об обязании установить коллективные приборы учета, к Дартай-оол А.Н., Сытник В.В., Кетовой Л.Г., Кожевниковой Н.И., Погребному Н.С., Непомнящих Е.П., Толстенко Н.Н., Толстенко Е.Н. об обязании предоставить доступ в жилое помещение - отказано.
С данным решением не согласны истец Барсукова Л.А., ответчики Кириллова А.В., Коваленко О.А., Мещеряков М.А., Кочубин А.Н., Проневич С.Г.
Истец Барсукова Л.А. в своей жалобе просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении ее требований к НО «Фонд капремонта» об обязании установить коллективные приборы учета, к Дартай-оол А.Н., Сытник В.В., Кетовой Л.Г., Кожевниковой Н.И., Погребному Н.С., Толстенко Н.Н., Толстенко Е.Н. об обязании предоставить доступ в жилое помещение, принять новое, требования удовлетворить.
Полагает, что суд, сославшись на отсутствие препятствий со стороны указанных ответчиков в доступе в жилое помещение для проведения капитального ремонта, не установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Выражает несогласие с выводом суда о том, что учет горячего водоснабжения возможно осуществить установленным прибором учета тепловой энергии (теплосчетчик 7КТ). Указывает, что законодательство обязывает установить общедомовой прибор учета именно горячего водоснабжения. Теплосчетчиком в отопительный период невозможно определить расход горячей воды. Просит учесть, что в отопительный период для учета расходов теплоносителя, идущего на нужды горячего водоснабжения, необходимо в соответствии с п. 100 Правил № 1034 установить в системе горячего водоснабжения приборы учета горячей воды, фиксирующие массу (объем) теплоносителя, израсходованного на водозабор в системе горячего водоснабжения. Полагает, что линия ГВС должна быть оборудована расходомерами, которые входят в состав узла учета тепловой энергии. Полагает, что многоквартирный дом, оборудованный расходомерами теплоносителя, установленными на подающем и обратном трубопроводах, и не оборудованный расходомером в системе горячего водоснабжения, в отопительный период некорректно признавать домом, оборудованным общедомовым прибором учета горячей воды. Определение объема ГВС как разности расходов (объемов) теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах в общедомовом узле учета тепловой энергии не предусмотрено действующим законодательством. Полагает, что установленные в многоквартирном доме узлы учета пригодны только для определения объема тепловой энергии.
Ответчики Кириллова А.В., Коваленко О.А., Мещеряков М.А. в своих апелляционных жалобах просят решение суда отменить, принять новое, в удовлетворении иска отказать.
Указывают, что ими подписано обязательство об отказе от производства капитального ремонта в связи с тем, что ими капитальный ремонт произведен самостоятельно. Обращают внимание на то, что требования предъявлялись истцом Барсуковой Л.А. не ко всем собственникам квартир, в которых не выполнен капитальный ремонт, а только выборочно. При этом доказательств нарушения ими (апеллянтами) прав иных жильцов представлено не было. Считают недоказанным вывод суда о том, что их (ответчиков) отказ в допуске подрядной организации для выполнения капитального ремонта систем ГВС в принадлежащих им квартирах, повлек нарушение прав других сбственников.
Ответчик Проневич С.Г. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое, в удовлетворении иска отказать.
Выражает несогласие с выводом суда о том, что сохранение тупикового режима работы ГВС повлекло ухудшение качества предоставляемых услуг. Обращает внимание на то, что во всех квартирах обеспечено горячее и холодное водоснабжение, жалоб от соседей в ее адрес не поступало. По мнению апеллянта, возложение обязанности обеспечить доступ к инженерным системам возможно в рамках проведения капитального ремонта, в то время как капитальный ремонт дома окончен 25 июня 2021 года, акт приемки выполненных работ подписан.
Ответчик Кочубин А.Н. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое, в удовлетворении иска отказать.
Ссылается на то, что проведение капитального ремонта в многоквартирном доме завершено, полагает, что основания для возложения обязанности обеспечить доступ в жилые помещения отсутствуют. Кроме того, полагает, что с требованиями о допуске в жилое помещение работников для выполнения капитального ремонта обладает подрядная организация или заказчик, истцы, по мнению апеллянта, не обладают полномочиями на обращение в суд с таким иском.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционных жалоб представитель ответчика НО «Фонд капремонта» Петр А.Б. полагает решение суда подлежащим отмене. Истец Барсукова Л.А. просит апелляционные жалобы ответчиков оставить без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 2 июля 2024 года установлено, что дело рассмотрено с нарушением норм гражданского процессуального законодательства. Указанным определением суда постановлено о переходе к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей гл. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Тюльберова Э.Г., Миндибекова О.Г.
При рассмотрении дела прокурор Менс О.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Истец Барсукова Л.А. отказалась от иска к Панченко О.Н., определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 23 июля 2024 года производство по делу в указанной части прекращено.
В остальной части истец Барсукова Л.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика НО «Фонд капремонта» Петр А.Б. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Ответчики Кочубина Н.В., Кочубин А.Н. и его представитель Шаталов И.А., Проневич С.Г., Коваленко О.А., Карсакова Л.В., Мещеряков М.А., возражали против иска.
Представитель третьего лица Минстроя Хакасии Жуганова Д.О. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Представитель ООО УЖК «Доверие» Рогачева Л.В. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению в части возложения на НО «Капитальный ремонт» обязанности выполнить капительный ремонт общего имущества собственников – инженерных сетей (трубопроводов) систем ГВС, ХВС и отопления, канализации в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. В части возложения на ответчика обязанности выполнить работы по установке общедомовых приборов учета против иска возражала.
Дело в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие иных лиц участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив представленные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
В силу ч. 1.1 ст. 166 ЖК РФ услуги и (или) работы, входящие в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в части 1 настоящей статьи, определяются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами в том числе, по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ (ч. 2 ст. 166 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, которыми в том числе создается региональный оператор.
Согласно ч. 1 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Частью 2 ст. 182 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами (п. 3); контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации (п. 4); обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ (п. 4.1); нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений (п. 11).
Согласно ч. 1 ст. 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Частью 6 ст. 189 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
В силу ч. 8 ст. 189 ЖК РФ в течение десяти дней с даты подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан передать лицу, осуществляющему управление этим многоквартирным домом, копии документов о проведенном капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме (в том числе копии проектной, сметной документации, договоров об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту, актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ) и иные документы, связанные с проведением капитального ремонта, за исключением финансовых документов.
В целях создания условий по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия, постановлением Правительства РХ №513 от 17.09.2013 создана НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», которая осуществляет функции регионального оператора.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.03.2014 №102 утверждена Региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014-2043 годы)» которой определены задачи капитального ремонта, в том числе проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе по их восстановлению или замене.
Пунктом 527 приложения к Региональной программе предусмотрено проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения многоквартирного дома по адресу: <адрес>, на 2021-2023 годы.
Из материалов дела следует, что 30.11.2020 между НО «Фонд капремонта» (заказчик) и ООО «Энергоаудит-Юг» (подрядчик) был заключен договор № 513-73-д на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, согласно которому подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, вид работ: капитальный ремонт инженерных систем (электро-, газо-, водо-снабжение, водоотведения), подвала, установка общедомовых приборов учета (л.д. 9-33, том 1).
Пунктом 3.1 предусмотрено, что срок выполнения работ не позднее 31.12.2020.
Пунктом 3.4 предусмотрено, что сроки выполнения работ по договору по соглашению сторон могут быть продлены на период действия одного из следующих обстоятельств, при наличии документов их подтверждающих: изменение объеме выполняемых работ по соглашению сторон при согласовании таких изменений собственниками помещений; недопуск подрядчика собственниками помещений к выполнению работ по капитальному ремонту.
Пунктом 6.1.4 предусмотрено, что подрядчик обязан в течение 10 рабочих дней с даты заключения договора провести обход всех помещений многоквартирного дома в целях выявления фактов недопуска к общедомовому имуществу и оформления заявлений об отказе в допуске, либо составления актов о недопуске. Полученные по результатам обхода документы в указанный срок должны быть переданы заказчику для ведения претензионной работы по обеспечению доступа к общедомовому имуществу.
Пунктом 8.8 предусмотрено, что гарантийный срок на выполненные работы начинается с даты подписания акта приемки выполненных работ, и составляет 5 лет.
Согласно проектной документации, имеющейся в материалах дела, горячее водоснабжение производится от тепловых узлов по открытой схеме. Проектируемая система с циркуляцией, с нижней разводкой. До капитального ремонта система ГВС отсутствовала (разбор горячей воды осуществлялся непосредственно из трубопроводов и приборов системы отопления). При проведении капитального ремонта выполняются следующие работы: монтируются магистральные трубопроводы и стояки с установкой запорной и регулирующей арматуры; трубопроводы теплоизолируются; выполняются сопутствующие работы: крепление трубопроводов, прочистка отверстий для пропуска труб через строительные конструкции, установка гильз, заделка отверстий после монтажа стояков и т.д., устанавливаются полотенцесушители (л.д. 153-154, 231-250, том 2).
3 декабря 2020 комиссией в составе представителей регионального оператора, подрядчика, проектной организации, управляющей компании был составлен акт №513-453/а об установлении факта воспрепятствования проведению капитального ремонта управляющей компанией ООО УЖК «Доверие», путем отказа в допуске к инженерным сетям многоквартирного дома (л.д. 37-37, том 1).
Из акта по результатам проведенного рабочей комиссии заседания в связи с имеющимися фактами отказа в допуске к проведению работ по капитальному ремонту от 03.12.2020 следует, что работы по замене системы отопления, горячего, холодного водоснабжения, канализации, работы по замене электрических сетей решено проводить не ранее 11 января 2021 года (л.д. 39-40, том 1).
17.12.2020 между НО «Фонд капремонта» (заказчик) и ООО «Энергоаудит-Юг» (подрядчик) было заключено дополнительное соглашение №1 к договору № 513-73д от 30.11.2020, которым окончание срока выполнения работ установлено не позднее 30.07.2021 (л.д. 42-43, том 1).
18.01.2021, 20.01.2021, 21.01.2021, 22.01.2021, 24.01.2021 04.02.2021, 09.02.2021, 10.02.2021, 16.02.2021, 18.02.2021, 25.02.2021, 02.03.2021, 03.03.2021, 14.03.2021, 22.03.2021, 30.03.2021, 05.04.2021, 11.04.2021, 03.06.2021, комиссией в составе представителей регионального оператора, подрядчика, проектной организации, управляющей компании были составлены акты об установлении факта воспрепятствования проведению капитального ремонта собственниками квартир: №2 - Мещеряковым М.А., №3 - Коваленко О.А., №4 - Кочубиным А.Н., №7 - Раканецким С.А., №9 - Кетовой Л.Г., №10 - Клюевой Е.В., №11 - Милюковой И.В., №12 - Карсаковой Л.В., №21 - Орловой А.Я., №35 - Маковецкой И.Н., №40 - Михиенковым В.Н., №41 - Кочубиным А.Н., №44 - Шунихиным А.Н., №47 - Поликарповой П.П., №51 - Панченко О.Н., №57 - Васильевым В.П., №61 - Дзюбан Т.Н., №65 - Муниной Л.С., №66 - Проневич С.Г., №67 - Лалетиной В.И., №71 - Лошак С.П., №77 - Непомнящих Е.П., №82 - Урвах И.С., №93 - Костенковым В.В., №95 - Кайдачаковым Т.Г., №1Н - Кирилловой А.В. (том 1, л.д. 105-157).
25.02.2021 между НО «Фонд капремонта» (заказчик) и ООО «Энергоаудит-Юг» (подрядчик) были подписаны акты №1, 2, 3 о приемке выполненных работ за 2021 год.
6 июля 2021 года были подписаны акты №4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 о приемке выполненных работ за 2021 год (том 1, л.д. 45-104).
6 июля 2021 года между НО «Фонд капремонта» (заказчик) и ООО «Энергоаудит-Юг» (подрядчик) было заключено дополнительное соглашение №2 к договору №513-73д от 30.11.2020, которым в связи с увеличением объема и стоимости работ была увеличена цена работ по договору (том 1, л.д. 44).
6 июля 2021 года комиссией в составе представителей НО «Фонд капремонта», УКХТ Администрации города Абакана, собственников помещений, управляющей компании, проектной организации составлен акт выполненных работ, согласно которому работы по капитальному ремонту выполнены в полном объеме, в соответствие с проектной документацией, инженерные системы готовы к эксплуатации (том 2, л.д. 156).
18 июня 2021года Минстроем Хакасии в адрес НО «Фонд капитального ремонта» вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №090-363-МК, согласно которому в адрес Минстроя Хакасии акты об установлении факта воспрепятствования проведению капитального ремонта не направлены. Данными действиями может быть нанесен ущерб правам и интересам собственников помещений дома (том 2, л.д. 169, 170).
В ответ на данное предостережение НО «Фонд капремонта» 29.07.2021 направила в адрес Минстроя копии актов об установлении факта воспрепятствования проведению капитального ремонта (том 2, л.д. 171).
19 июля 2021 года между АО «Енисейская ТГК-13» и ООО УЖК «Доверие» был составлен акт периодической проверки/ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии ГВС у потребителя по адресу: <адрес> (ОДПУ), согласно которому узел учета допускается в эксплуатацию (том 2, л.д. 221).
24 августа 2021 года НО «Фонд капремонта» получила паспорта на оборудование, установленное на многоквартирном доме (том 2, л.д. 220.)
24 ноября 2021 года Минстроем Хакасии составлен акт предварительной проверки №090-Б-1728/16, согласно которому в подъездах 1-8 многоквартирного дома не обеспечен циркуляционный режим предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в связи с недопуском подрядной организации в жилые помещения для проведения работ по замене трубопроводов систем горячего холодного водоснабжения и отопления (том 1, л.д. 158-160).
Решением Абаканского городского суда от 21 декабря 2021 года суд обязал предоставить доступ к стоякам ХВС, ГВС, водоотведения (канализации), относящимся к общедомовому имуществу дома по адресу: <адрес>: Карсакову Л.В. - квартира №12, Панченко О.Н. - квартира №51, Непомнящих Е.П. - квартира №77, Костенкова В.В. - квартира №93. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия 22 марта 2023 года решение суда оставлено без изменения (т. 2, л.д. 109-114).
5 апреля 2022 года ООО «УЖК «Доверие» в адрес НО «Фонд капремонта» направило письмо, в котором просило в связи с вступлением в законную силу вышеуказанного решения суда провести ранее не выполненные объемы работы (том 2, л.д. 132).
В ответе от 05.04.2022 на данное письмо НО «Фонд капремонта» указала, что работы по капитальному ремонту инженерных систем выполнены в объеме исходя из сложившейся ситуации на момент проведения работ с учетом существующих недопусков в помещения собственниками. На работы по капитальному ремонту общедомового имущества, невыполненные по вине собственников помещений, предусмотренный пятилетний гарантийный срок в силу Жилищного кодекса Российской Федерации ЖК РФ не распространяется (том 2, л.д. 133).
Таким образом, завершив выполнение работ по капительному ремонту, НО «Фонд капитального ремонта» не обеспечило выполнение указанных работ в соответствии с проектно-сметной документацией, надлежащих мер к своевременному выполнению работ, ответчиком принято не было.
14 октября 2022 года прокуратурой города Абакана в адрес НО «Фонд капремонта» вынесено предостережение №1287ж-2022 об устранении допущенных нарушений закона, указано, что в подъездах многоквартирного дома не обеспечен циркуляционный режим предоставления коммунальной услуги по ГВС в связи с отказом жильцов в допуске подрядной организации для выполнения работ. В нарушение требований Порядка определения невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.04.2018 №150 НО «Фондом капремонта» в Минстрой Хакасии акты об установлении факта воспрепятствования проведению капитального ремонта не направлены, вопрос о переносе срока капитального ремонта дома не решен, мероприятия Региональной программы в указанной части не исполнены в запланированном объеме (том 1, л.д. 161-163).
В ответе от 24.10.2022 на данное представление НО «Фонд капремонта» признала указанные прокуратурой города Абакана нарушения, и направила в адрес Минстроя Хакасии копии актов об установлении факта воспрепятствования проведению капитального ремонта (том 1, л.д. 164-166, 167).
В ответ на вынесенное прокуратурой города Абакана в адрес НО «Фонд капремонта» предостережение от 08.02.2023 №1287ж-2022 об устранении допущенных нарушений закона, выразившихся в несвоевременном направлении в Минстрой Хакасии документов, подтверждающих факт воспрепятствования проведению капитального ремонта, что не позволило принять решение о переносе установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, и не позволило подрядчику при отсутствии доступа в отдельные квартиры выполнить работы в соответствии с проектной документацией, предусматривающей организацию циркуляционного режима предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, НО «Фонд капремонта» указала, что работы выполнены в соответствии с проектно-сметной документацией в полном объеме, за исключением помещений, доступ в которые обеспечен не был, работы приняты в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 182 ЖК РФ (том 1, л.д. 170-174, 175-176).
3 июля 2023 года Минстрой Хакасии в адрес НО «Фонд капремонта» вынес предостережение о недопустимости нарушения требований №090-6256, указав, что спроектированный узел учета тепловой энергии непригоден для ведения коммерческого учета коммунального ресурса ГВС, соответственно, многоквартирный дом по адресу: <адрес> нельзя признать оборудованным ОДПУ ГВС. Проект узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме не соответствует требованиям п. 5, 94, 100 Правил №1034 (том 4, л.д. 85-88).
В ответе от 05.07.2023 на данное предостережение НО «Фонд капремонта» указала, что информация о выявленных недостатках при производстве проектных работ будет принята к сведению (л.д. 89, том 4).
10 июля 2023 года ООО УЖК «Доверие» в адрес Минстроя Хакассии направило сообщение, согласно которому факты подачи в многоквартирные жилые дома горячей воды, а также учет объема поставленной горячей воды общедомовыми приборами учета, допущенными к коммерческому учету, подтвержден актами допуска приборов учета в эксплуатацию, данными о показаниях приборов учета ГВС в отчетах по начислениям (том 3, л.д. 117-119).
Для решения вопроса о качестве и объеме выполненного капительного ремонта в многоквартирном доме по адресу: <адрес> судом была назначена строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта №Э-40/23 от 01.11.2023, выполненному ООО «Центр оценки и аудита», при проведении в 2020-2021г.г. капитального ремонта в доме по адресу: <адрес>, в части капитального ремонта инженерных сетей (трубопроводов) системы ГВС, ХВС и отопления в помещениях, расположенных в подъездах №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, имеются следующие недостатки. Не во всех помещениях, расположенных в подъездах №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, произведена замена стояков систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации; не был организован предусмотренный проектом проведения капитального ремонта циркуляционный режим работы системы горячего водоснабжения в помещениях расположенных в подъездах №№ 1, 2, 3,4, 5, 6, 7, 8. Не изменение тупикового режима работы системы горячего водоснабжения на циркуляционную является недостатком проведенного капитального ремонта. Работа системы горячего водоснабжения в тупиковом режиме после проведенного капитального ремонта является недостатком, нарушающим нормативные требования СП 347.1325800,2017 «Свод правил. Внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения. Правила эксплуатации» и СП 30.13330.2020. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий СНиП 2.04.01-85*, в части соответствия требованиям по температуре горячей воды в местах водоразбора. Работа системы горячего водоснабжения в многоквартирном жилом доме в тупиковом режиме не обеспечивает нормативные показатели температуры горячей воды в местах водоразбора в периоды минимального водопотребления.
В многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, коллективный (общедомовой) прибор учета потребления горячей воды не установлен. В соответствии с рабочей документацией «Капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: <адрес> установка коллективного (общедомового) прибора учета потребления горячей воды, по причине отсутствия технической возможности, не предусмотрена. Учет потребления воды на нужды горячего водоснабжения технически возможен в имеющемся общедомовом узле учета тепловой энергии.
Для пояснения результатов судебной экспертизы судом был допрошен эксперт, проводивший экспертизу.
Эксперт ГВА суду пояснил, что проектом капитального ремонта была предусмотрена установка циркуляционной системы. Отступление от проекта является недостатком проведенного ремонта. Прибор, учитывающий потребление горячей воды, в многоквартирном доме не установлен. Установленный в доме узел учета тепловой энергии позволяет учитывать количество воды, израсходованное на горячее водоснабжение. Рабочей документацией на вводе тепловой сети в подвал предусмотрена установка общедомового узла учета тепловой энергии, а также установка четырех узлов управления тепловой энергии, расположенных в четырех местах – по одному узлу на два подъезда. Согласно техническому решению, предусмотренному проектом капитального ремонта инженерных сетей, разводка трубопроводов системы горячего водоснабжения в подвале жилого дома производится непосредственно от узлов управления тепловой энергии, то есть не от ввода теплосети в подвал дома. Следовательно, установить один общедомовой прибор учета потребления воды на нужды горячего водоснабжения в данном случае с технической точки зрения не представляется возможным.
Оценивая данное заключение в совокупности с показаниями эксперта, данными в судебном заседании, судебная коллегия находит его надлежащим доказательством по делу, подтверждающим, что капитальный ремонт выполнен некачественно, с отступлением от проектной документации, предусматривающей переход на циркуляционный режим работы системы горячего водоснабжения, и установку общедомовых приборов учета.
В качестве причин, по которым капитальный ремонт жилого дома не был выполнен в соответствии с проектом представитель ответчика НО «Фонд капитального ремонта» ссылался на то, что не все собственники обеспечили подрядчику доступ в квартиры, в силу чего организация циркуляционного режима работы системы ГВС была невозможна.
Судебная коллегия полагает, что указанное обстоятельство не является основанием для уклонения от исполнения обязательств по капитальному ремонту жилого дома в соответствии с Региональной программой «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014-2043 годы)».
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.04.2018 №150 утвержден Порядок определения невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что факт воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту устанавливается по итогам выездного обследования комиссией, организованной специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор). По результатам работы комиссией составляется акт об установлении/отсутствии факта воспрепятствования проведению капитального ремонта, возможности/невозможности проведения капитального ремонта (далее - акт) (п. 8 Порядка). По истечении срока, установленного комиссией в соответствии с п. 8 настоящего Порядка, при невозможности устранения препятствий к проведению капитального ремонта в установленный срок и проведения в связи с этим капитального ремонта в сроки, установленные региональной программой капитального ремонта многоквартирных домов, региональный оператор направляет копию акта с документами, подтверждающими указанные обстоятельства в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РХ (далее - уполномоченный орган) (п. 11 Порядка). Уполномоченный орган на основании представленных региональным оператором документов принимает решение о переносе установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период в соответствии с ч. 4.2 ст. 168 ЖК Ф (п. 12 Порядка).
Указанный Порядок ответчиком соблюден не был, акты об установлении факта воспрепятствования проведению капитального ремонта были направлены НО «Фондом капремонта» в адрес Минстроя Хакасии после подписания акта приемки выполненных работ. Минстрой Хакасии с иском к собственникам дома о предоставлении доступа в жилое помещение не обращался, вопреки требованиям п. 4 ч. 4, ч. 4.2 ст. 168 ЖК РФ Минстроем Хакасии на основании представленных региональным оператором документов решение о переносе установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период не принималось.
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что капитальный ремонт, проведенный в многоквартирном доме по адресу: <адрес> был выполнен с отступлением от рабочей документации «Капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: <адрес>», судебная коллегия приходит к выводу о том, что работы по капитальному ремонту выполнены некачественно, цели проведения капитального ремонта в указанном многоквартирном доме, касающиеся организации циркуляционного режима работы ГВС, установки общедомовых приборов учета, достигнуты не были.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит подлежащими удовлетворению исковые требования в части возложения на ответчика НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязанности выполнить капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного в Республике Хакасия, <адрес> - инженерных систем (электро-газо-водо-снабжения, водоотведения, а также установку общедомовых приборов учета.
Прокурор просил обязать ответчика выполнить указанные работы в течение 90 дней с даты вступления решения суда в законную силу. Судебная коллегия находит данный срок разумным и достоаточным.
Доводы представителя ответчика о невозможности установки общедомового прибора учета, а также о наличии в доме узла учета тепловой энергии, позволяющего производить учет потребляемого собственниками коммунального ресурса, судебная коллегия находит не заслуживающими внимания, поскольку оборудование дома, расположенного в <адрес> общедомовым учетом прибора предусмотрено проектом, техническим заданием на выполнение работ.
Доказательства, подтверждающие внесение изменений в указанной части в проектную документацию, ответчиком не представлены.
Не заслуживают внимания, по мнению судебной коллегии, и доводы представителя ответчика НО «Фонд капремонта» Петра А.Б. об отсуствии технической возможности оборудовать указанный жилой дом общедомовым прибором учета.
Из экспертного заключения, а также пояснений эксперта ГВА, опрошенного в судебном заседании следует, что рабочей документацией на вводе тепловой сети в подвал предусмотрена установка общедомового узла учета тепловой энергии, а также установка четырех узлов управления тепловой энергии, расположенных в четырех местах – по одному узлу на два подъезда. Согласно техническому решению, предусмотренному проектом капитального ремонта инженерных сетей, разводка трубопроводов системы горячего водоснабжения в подвале жилого дома производится непосредственно от узлов управления тепловой энергии, то есть не от ввода теплосети в подвал дома. Следовательно, установить один общедомовой прибор учета потребления воды на нужды горячего водоснабжения в данном случае с технической точки зрения не представляется возможным.
Таким образом, эксперт приходит к выводу о невозможности установки одного общедомового прибора учета. Данное обстоятельство не ставит под сомнение наличие технической возможности оборудования вышеуказанного жилого дома четырьмя общедомовыми приборами учета, количество которых необходимо с технической точки зрения.
Иных доводов, свидетельствующих о необоснованности исковых требований в указанной части и наличии оснований для отказа в их удовлетворении, ответчиком не приведено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора города Абакана и Барсуковой Л.А. к НО «Фонд капремонта» в указанной части.
Обращаясь с иском к Кирилловой А.В., Мещерякову М.А., Коваленко О.А., Коваленко К.В., Кочубину А.Н., Кочубиной Н.Ю., Проневич С.Г., Клюевой Е.В., Клюеву М.В., Карсаковой Л.В., Карсакову В.А., Панченко О.Н., Васильевой А.А., Непомнящих М.А., Костенкову В.В., Кайдачакову Т.Г., Тюльберовой Э.Г., Миндибековой О.Г., Дартай-оол А.Н., Сытник В.В., Кетовой Л.Г., Кожевниковой Н.И., Погребному Н.С., Васильеву А.В., действующему в интересах несовершеннолетней Васильевой А.А., Непомнящих Е.П., Толстенко Н.., Толстенко Е.Н. об обязании выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества собственников, прокурор г. Абакана, а также Барсукова Л.А. ссылались на то, что в период проведения капитального ремонта указанные собственники отказались обеспечить доступ в принадлежащие им квартиры работникам подрядной организации.
Согласно с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В силу ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно требованиям пунктов 5, 6, 10, 11, 13, 16 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", в состав общего имущества в том числе включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Подпунктом "б" п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 предусмотрено, что исполнитель вправе требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
При этом согласно пп. "о" п. 31 Правил исполнитель обязан согласовать с потребителем устно время доступа в занимаемое им жилое или нежилое помещение либо направить ему письменное уведомление о проведении плановых работ внутри помещения не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала проведения таких работ, в котором указать: дату и время проведения работ, вид работ и продолжительность их проведения; номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления; должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ.
Потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ (пп. "е" п. 34 Правил).
По смыслу приведенных норм права обеспечение беспрепятственного доступа к общему имуществу многоквартирного дома для осуществления его ремонта и обслуживания является обязанностью собственника квартиры.
Вместе с тем, в обоснование исковых требований истцы ссылались на то, что ряд собственников в период проведения капитального ремонта в 2021-2022 году не обеспечил подрядной организации доступ в жилое помещение.
Поскольку предметом рассмотрения по настоящему делу является возложение на ответчика НО «Фонд капремонта» обязанности выполнить работы по ремонту общего имущества – инженерных систем (электро-газо-водо-снабжения, водоотведения), и доказательства, подтверждающие, что указанные выше собственники отказываются допускать работников подрядной организации в жилые помещения для выполнения работ, не представлены, оснований для удовлетворения требований истцов в указанной части судебная коллегия не находит.
Акты, составленные в период выполнения работ подрядной организацией «Энергоаудит –Юг», завершившей работы в спорном жилом доме в июле 2022 года, могут свидетельствовать о том, что в указанный период со стороны ответчиков имелись препятствия для указанной подрядной организации, и не свидетельствуют о том, что указанные ответчики в последующем будут препятствовать выполнению работ, связанных с ремонтом общего имущества собственников жилого дома.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Поскольку судом такое нарушение было допущено, оспариваемое решение по настоящему делу подлежит отмене с принятием нового решения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А
Принять отказ от иска Барсукова Л.А. к Панченко О.Н. об обеспечении доступа в квартиру для выполнения капитального ремонта, производство по настоящему делу в указанной части прекратить.
Разъяснить последствия отказа от иска, предусмотренные статьей 221 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации о том, что повторное обращение в суд между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия по настоящему делу от 1 февраля 2024 года отменить, принять новое решение.
Обязать Некоммерческую организацию Республики Хакасия «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в течение 90 дней с даты вступления в силу решения суда выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества собственников - инженерных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и отопления в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес> соответствии с проектной документацией, обязать установить общедомовые приборы учета.
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Абакана, Барсукова Л.А. об обязании обеспечить доступ в квартиры для выполнения работ по капитальному ремонту к Кириллова А.В., Мещеряков М.А., Коваленко О.А., Коваленко К.В., Кочубин А.Н., Кочубина Н.Ю,, Проневич С.Г., Клюева Е.В., Клюев М.В., Карсакова Л.В., Карсаков В.А., Васильева А.А., Васильев А.В., действующему в интересах несовершеннолетней ВАА, Непомнящих М.А., Костенков В.В., Кайдачаков Т.Г., Мистрикова Э.Г., Миндибекова О.Г., Дартай-оол А.Н., Сытник В.В., Кетов Л.Г., Кожевникова Н.И., Погребной Н.С., Непомнящих Е.П., Толстенко Н.Н., Толстенко Е.Н. отказать.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий В.Н. Морозова
Судьи: Т.А. Балашова
А.В. Пронина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.07.2024