П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Дербент 18 февраля 2016г.
Судья Дербентского городского суда Республики Дагестан Гаджиев Д.А., с участием представителя Дагестанской таможни Гаджиевой Д.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») по ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ на таможенную территорию Таможенного союза из Азербайджанской Республики (<адрес изъят>А, отправитель ИП ФИО6) в составе поезда <номер изъят> поступил ж/д вагон <номер изъят> с товаром «Хурма свежая».
Согласно представленным таможенному посту ЖДПП Дербент Дагестанской таможни ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РЖД» документам (поездная передаточная ведомость <номер изъят>, ТТН <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, счет-фактура <номер изъят> от 12.11. 2015, сертификат о происхождении товара СТ-1 <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, фитосанитарный сертификат <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ) при прибытии на таможенную территорию таможенного союза в ж/д вагоне <номер изъят> поступил товар: «хурма свежая» общим весом брутто 46400 кг.
При приеме регистрационного идентификатора предварительной информации <номер изъят> на поезд <номер изъят> должностным лицом таможенного поста ЖДПП Дербент выявлено сообщение ОАО «РЖД» в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товаров, в результате которого сработал общероссийский профиль риска ПР <номер изъят> (версия 12), в соответствии с которым применяются меры по минимизации риска - таможенный досмотр товаров и транспортных средств.
По результатам таможенного досмотра (акт таможенного досмотра (далее- АТД) <номер изъят>) было установлено, что фактический вес брутто товара «хурма свежая» составляет 48048,6 кг., что больше заявленного в ж/д накладной <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ на 422 кг.
Согласно п.21 ст.4 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.
Статьей 158 п.1 ТК ТС предусмотрено, что перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.
Согласно п.4 ст.159 ТК ТС в числе сведений, подлежащих сообщению таможенному органу при международной перевозке ж/д транспортом, указаны в т.ч. сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров, наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков, вес брутто товаров (в килограммах).
Таким образом, ОАО «РЖД» в нарушение требований ст. 159 ТК ТС, сообщило в таможенный орган недостоверные сведения о весе брутто перемещаемого товара, при прибытии товаров с таможенной территории Таможенного союза, что является административным правонарушением, предусмотренным ч.3 ст.16.1 КоАП России.
ДД.ММ.ГГГГ по данному факту государственным таможенным инспектором отдела таможенного досмотра (далее - ГТИ ОТД) т/поста ЖДПП Дербент ФИО7. в отношении ОАО «РЖД» возбуждено дело об АП <номер изъят> по ст.16.1 ч.3 КоАП России.
Товар - «хурма свежая» общим весом брутто 422 кг., являющийся предметом административного правонарушения по делу, в соответствии со ст.27.10 КоАП России, изъят и помещен на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств Дербентского таможенного поста Дагестанской таможни.
Поскольку изъятый по делу товар относится к категории, подвергающейся быстрой порче, руководствуясь п. 11 ст. 27.10 КоАП России, данный товар был передан для реализации в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
По результатам административного расследования ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным по ОВД ОАР таможни (прикомандированным на т/пост ЖДПП Дербент) Гаджиевой Д.А. в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол об АП <номер изъят> по ч. 3 ст. 16.1 КоАП России, который в соответствии со ст. 28.8 КоАП России с другими материалами дела об АП передан на рассмотрение.
В судебном заседании представитель Дагестанской таможни Гаджиева Д.А. показала, что считает доказанной вину ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.1 ч.3 КоАП РФ, и просит назначить наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.
Представитель ОАО «РЖД» надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении на судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела без их участия, а также отзыв по делу об административном правонарушении, указав, что ОАО «РЖД» не знало и не могло знать о недостоверности сведений в железнодорожных накладных, так как товар был погружен в Азербайджанской Республике без их представителя и при прибытии в г.Дербент товар поступил в исправных вагонах с исправными пломбами. В соответствии с действующими нормами закона прием грузов в запломбированных вагонах производится без проверки числа мест, наименований и массы груза, но с проверкой целостности пломб и их соответствие данным, указанным в транспортных накладных. Считает, что в данном случае отсутствует вина перевозчика в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ - в сообщении недостоверных сведений о наименовании товара, поскольку перевозчик не имел возможности проверить правильность сведений указанных отправителем в накладной, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
Проверив представленные материалы, суд считает, что вина ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.1 ч.3 КоАП РФ, подтвердилась.
Так опрошенный в ходе производства по делу об АП в качестве свидетеля ГТИ ОТД т/поста ЖДПП «Дербент» Караханова Д. Г. пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ на таможенную территорию Таможенного союза из Азербайджанской Республики (<адрес изъят>А, отправитель ИП ФИО6) в составе поезда <номер изъят> поступил ж/д вагон <номер изъят> с товаром «Хурма свежая». Согласно представленным таможенному посту ЖДПП Дербент Дагестанской таможни ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РЖД» документам (поездная передаточная ведомость <номер изъят>, ТТН <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, счет-фактура <номер изъят> от 12.11. 2015, сертификат о происхождении товара СТ-1 <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, фитосанитарный сертификат <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ) при прибытии на таможенную территорию таможенного союза в ж/д вагоне <номер изъят> поступил товар: «хурма свежая» общим весом брутто 46400 кг. При приеме регистрационного идентификатора предварительной информации <номер изъят> на поезд <номер изъят> должностным лицом таможенного поста ЖДПП Дербент выявлено сообщение ОАО «РЖД» в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товаров, в результате которого сработал общероссийский профиль риска ПР <номер изъят> (версия 12), в соответствии с которым применяются меры по минимизации риска - таможенный досмотр товаров и транспортных средств. По результатам таможенного досмотра (АТД <номер изъят>) было установлено, что фактический вес брутто товара «хурма свежая» составляет 48048,6 кг., что больше заявленного в ж/д накладной <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ на 422 кг.Согласно п. 21 ст. 4 ТК ТС перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств. Статьей 158 п. 1 ТК ТС предусмотрено, что перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. Согласно п.4 ст.159 ТК ТС в числе сведений, подлежащих сообщению таможенному органу при международной перевозке ж/д транспортом, указаны в т.ч. сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров, наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков, вес брутто товаров (в килограммах). Таким образом, ОАО «РЖД» в нарушение требований ст. 159 ТК ТС, сообщило в таможенный орган недостоверные сведения о весе брутто перемещаемого товара, при прибытии товаров с таможенной территории Таможенного союза, что является административным правонарушением, предусмотренным ч.3 ст.16.1 КоАП России. ДД.ММ.ГГГГ по данному факту ею в отношении ОАО «РЖД» возбуждено дело об АП <номер изъят> по ст. 16.1 ч. 3 КоАП России.
Согласно § 1 статьи 12 СМГС отправитель несет ответственность за сведения, внесенные в железнодорожную накладную. Как следует из правовой позиции перевозчика ОАО «РЖД», были представлены таможенному органу РФ товаросопроводительные документы (поездная передаточная ведомость <номер изъят>, ТТН <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, счет-фактура <номер изъят> от 12.11. 2015, сертификат о происхождении товара СТ-1 <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, фитосанитарный сертификат <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ) согласно которым на таможенную территорию таможенного союза перемещен товар «хурма свежая» вес брутто - 46400 кг., в пункте пропуска был предъявлен таможенному органу в неизменном состоянии для постановки в зону таможенного контроля, также таможенному органу были своевременно представлены перевозочные документы со сведениями, внесенными в указанные документы иностранным грузоотправителем, что подтверждает соблюдение со стороны ОАО «РЖД» положений статей 156 и 159 ТК ТС и отсутствие со стороны ОАО «РЖД» нарушения требований таможенного законодательства.
Как следует из обстоятельств перевозки приемка груза перевозчиком ОАО «РЖД» осуществлялась в соответствии с положениями действующего международного договора в области железнодорожных перевозок - СМГС. Вместе с тем, область применения СМГС и обязанность перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя, регламентированные данной Конвенцией носят гражданско - правовой характер и используются при разрешении гражданских споров при разрешении вопросов ответственности целостности товара при осуществлении международных железнодорожных перевозок между указанными лицами.
Как следует из § 1 статьи 2 СМГС это Соглашение имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов и действует независимо от государственной принадлежности сторон договора перевозки. Данной конвенцией не ограничены требования национального законодательства относительно введения ограничений таможенного контроля.
Согласно ст. 158 ТК ТС при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные ст. 159 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.
Пунктом 4 ч. 1 статьи 159 ТК ТС определен перечень документов и сведений, которые представляет перевозчик при международной перевозке железнодорожным транспортом. К обязанностям перевозчика отнесено, в том числе, представление сведений о весе брутто товара.
Частью 3 ст.16.1 Кодекса КоАП России предусмотрена ответственность, в том числе, и за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию таможенного союза, путем представления недействительных документов.
Таким образом, ТК ТС установлен перечень сведений, которые должны быть предоставлены таможенному органу, а КоАП России предусмотрена ответственность за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о товарах.
Согласно ст. 2 СМГС, в соответствии с указанным Соглашением производится перевозка грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении между станциями, указанными в § 2 статьи 3, по накладным, предусмотренным настоящим Соглашением, и только по сети железных дорог - участниц настоящего Соглашения. Это Соглашение имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов и действует независимо от государственной принадлежности сторон договора перевозки.
То есть, СМГС регулирует гражданско-правовые отношения между участниками перевозочного процесса (грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком), а не административно-властные отношения с участием таможенных органов.
В соответствии со ст.7 СМГС Договор перевозки оформляется накладной единого образца. В соответствии с приложениями 12.1 и 12.2 к СМГС определен перечень сведений, которые должна содержать накладная, к числу которых относится наименование, число грузовых мест, вес груза (брутто) или выраженное, в других единицах измерения количество груза.
Таким образом, заключая договор перевозки, перевозчик должен знать предмет договора, в том числе, принимая товар от железной дороги иностранного государства перевозчик ОАО «РЖД» удостоверяет все сведения, указанные в накладной. Подпись перевозчика для контролирующих органов свидетельствует о соответствии фактически принятого к перевозке груза сведениям о нем, содержащимся в накладной.
В целях реализации возможности проверки груза СМГС предусмотрено в соответствии со ст. 12 СМГС право железной дороги проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в накладной, в целях последующего взыскания средств с отправителя в результате его неправомерных действий. Таким образом, СМГС не рассматриваются правоотношения, возникающие между перевозчиком и таможенными органами в результате обнаружения фактически незаявленного товара или иных несоответствий накладной и груза.
По смыслу данной нормы праву железной дороги корреспондирует обязанность отправителя предоставить перевозчику, по его требованию возможность проверить до начала таможенных процедур соответствие внесенных отправителем в ж/д накладную сведений, фактическим параметрам груза для надлежащего исполнения перевозчиком публично-правовой обязанности, установленной таможенным законодательством Таможенного союза, призванной обеспечить должный контроль таможенных органов Российской Федерации в ходе таможенного оформления товара при его прибытии. Перевозчиком не были приняты меры по проверке сведений о товарах, указанных в ТСД, призванные обеспечить должное исполнение обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза.
ТК ТС предоставляет перевозчику не право, а возлагает обязанность на последнего при международной перевозке сообщать таможенному органу в числе прочих сведения о наименовании товаров, их весе брутто и (или) объеме, количестве грузовых мест их маркировке независимо от течения обстоятельств организации перевозки.
При заключении договора международной перевозки между перевозчиком, в данном случае ОАО «РЖД», с одной стороны и отправителем и получателем товара, с другой стороны, возникают обязательства о предоставлении достоверных сведений о перевозимом товаре.
Российским законодательством также установлено право железной дороги проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных (статья 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»).
Доказательств того, что ОАО «РЖД» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено.
Также в ходе производства по делу об административном правонарушении перевозчиком ОАО «РЖД» не предоставлено доказательств, подтверждающих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Объектом данного правонарушения является установленный порядок предоставления сведений о товаре в товаросопроводительных документах при прибытии на таможенную территорию ТС.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в сообщении должностным лицам таможенного поста ЖДПП Дербент Дагестанской таможни в товаросопроводительных документахнедостоверных сведений о наименовании и количестве грузовых мест товаров при прибытии на таможенную территорию ТС. Сообщение таможенному органу недостоверных сведений, необходимых для осуществления таможенного оформления и таможенного контроля посягают на отношения, обеспечивающие таможенный контроль, и при этом эти отношения очень тесно связаны с отношениями по своевременному и полному взиманию таможенных платежей.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.16.1 КоАП России, является перевозчик, фактически предоставивший таможенному органу документы, содержащие недостоверные сведения. Согласно документам и сведениям, полученным в ходе административного расследования ОАО «РЖД» выступало в качестве перевозчика указанного товара и представило таможенному органу при прибытии на таможенную территорию ТС недействительные документы (содержащие недостоверные сведения).
Субъективная сторона данного административного правонарушения выражается в том, что со статьей 15 Конституции России любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в правоотношения с таможенным органом, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований закона.
ОАО «РЖД», осуществляя профессиональную деятельность по перевозке грузов, должно было таким образом планировать проведение предварительных операций, к которым относится и приемка товаров к перевозке, до представления таможенному органу документов, чтобы избежать нарушения требований законодательства ТС, а также так построить свои гражданско - правовые отношения с контрагентом, чтобы иметь достоверные сведения о перемещаемом товаре (о наименовании и количестве мест) с целью их последующего представления таможенным органам, а также планировать проведение предварительных операций таким образом, чтобы избежать нарушения требований таможенного законодательства таможенного союза.
В постановлении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> - П отмечено, что «возможность исполнения субъектом таможенных правоотношений своих публично - правовых обязанностей не должна обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в имущественных отношениях: на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами, он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных, в том числе, с действиями (бездействием) контрагентов».
Вина перевозчика ОАО «РЖД» установлена, так как в соответствии с нормами ч.2 ст.2.1 КоАП России у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению и заключается в невыполнении обязанностей ст.159 ТК ТС, предусматривающих предоставление достоверных сведений о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза.
В результате таможенного досмотра ж/д вагона <номер изъят> было установлено расхождение заявленного веса брутто товара с фактическим.
Таким образом, перевозчиком ОАО «РЖД» совершено правонарушение, выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем представления документов, содержащих недостоверные сведения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.16.1 КоАП России.
Место совершения правонарушения - таможенный пост ЖДПП «Дербент» Дагестанской таможни.
Вина перевозчика ОАО «РЖД» в совершении указанного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:
- определением о возбуждении дела об АП <номер изъят> в отношении перевозчика - ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ;
- товаросопроводительными документами (поездная передаточная ведомость <номер изъят>, ТТН <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, счет-фактура <номер изъят> от 12.11. 2015, сертификат о происхождении товара СТ-1 <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, фитосанитарный сертификат <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ);
- АТД <номер изъят>;
- протоколом опроса свидетеля ГТИ ОТД т/поста ЖДПП «Дербент» ДТ Карахановой Д.Г., в котором пояснил обстоятельства выявления административного правонарушения;
- протоколом об АП <номер изъят> в отношении ОАО «РЖД» по ст. 16.1 ч. 3 КоАП России и другими материалами дела об АП.
В ходе рассмотрения дела об АП обстоятельства, в соответствии со ст. 4.2 КоАП России, смягчающие ответственность, а также обстоятельства, в соответствии со ст. 24.5 КоАП России, исключающие производство по делу об административном правонарушении не установлены.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.29.9; 29.10 КоАП Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ООО «Российские железные дороги» виновным в совершении правонарушения по ч.3 ст.16.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде конфискации в доход Федерального бюджета РФ предметов административного правонарушения - товар - «хурма свежая» общим весом брутто 422 кг.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Гаджиев Д.А.