Решение по делу № 2-2561/2022 от 15.08.2022

Дело № 2-2561/2022

УИД 63RS0044-01-2022-002920-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2022 года                                                                 г. Самара

Железнодорожный районный суд г.о. Самара в составе:

председательствующего судьи Александровой Т.В.,

при секретаре Татарницевой А.В.,

с участием представителя истца Копыловой Ю.В.,

ответчика Шепель Е.А.,

третьего лица Бабаченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2561/2022 по иску Департамента управления имуществом г.о. Самара к ФИО1, третьим лицам: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, прекращении права собственности, признании права собственности,

установил:

Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в Железнодорожный районный суд г.Самары с иском к Шепель Е.А. об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, признании права собственности, в обоснование своих требований указав, что распоряжением Главы администрации г.о. Самара от 09.04.2014 № 1279 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, литер А, признан аварийным и подлежащим сносу. Данный дом включен в государственную программу Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года» до 2025 года. Постановлением Администрации г.о. Самара от 22.07.2020 № 586 принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: <адрес>, литер А и расположенных в данном многоквартирном доме жилых помещений у правообладателей. Собственником <адрес> является ФИО6 Е.А. Согласно договору купли-продажи от 29.08.2019 квартира приобретена ответчиком за 630.000 рублей, в связи с чем Департаментом предложено заключить соглашение от 23.03.2021 о возмещении за изымаемое жилое помещение в размере 630.000 рублей, которое направлено ответчику. От заключения соглашения о получении возмещения за жилое помещение ответчик отказалась. Просит изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> путем выкупа у ФИО6 Е.А. за 630.000 рублей. Прекратить право собственности ФИО6 Е.А. на данное жилое помещение. После выплаты денежной компенсации ФИО6 Е.А. признать право собственности на объект недвижимости по адресу: <адрес>1, за муниципальным образованием г.о. Самара.

В ходе рассмотрения дела к участию в процессе в качестве третьих лиц привлечены ФИО7 А.А., ФИО6 К.Ю., ФИО6 С.Ю., ФИО7 И.А.

Представитель истца Департамента управления имуществом г.о.Самара ФИО10, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала. Дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ФИО6 Е.А., действующая за себя и как законный представитель несовершеннолетних третьих лиц ФИО6 К.Ю., ФИО6 С.Ю., ФИО7 И.А., в удовлетворении заявленных требований просила отказать, пояснив суду, что квартиру по адресу: <адрес> она приобрела до вступления в силу ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, в связи с чем имеет право на получение жилого помещения взамен изымаемого. Квартира приобретена во время брака с ФИО7 А.А. в целях обеспечения жильем сына. В настоящее время брак с ФИО7 А.А. расторгнут и она вынуждена проживать в квартире бывшего мужа, т.к. больше жить негде. Жить в спорной квартире невозможно, поскольку дом разрушен, отсутствуют окна, все соседи расселены, в доме живут бомжи.

Третье лицо ФИО7 А.А. в удовлетворении заявленных требований просил отказать, поскольку квартира приобретена в период брака, с использованием кредитных средств, чтобы к совершеннолетию обеспечить жильем сына.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд полагает в удовлетворении заявленных требований следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).

В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и статей 2, 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), необходимо иметь в виду, что несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения (подпункт "г").

Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон (подпункт "и").

Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 52-56) ответчику ФИО6 Е.А. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 29.08.2019 (л.д. 18).

Распоряжением Главы администрации г.о. Самары от 09.04.2014 № 1279 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, литер А, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 10-11).

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 № 179 многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес>, включен в государственную программу Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года» до 2025 года (л.д. 12-13).

Постановлением Администрации г.о. Самара от 22.07.2020 № 586 принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес> в том числе <адрес> (л.д. 15-16).

23.03.2021 ФИО6 Е.А. направлено уведомление о принятии Постановления Администрации г.о.Самара от 15.10.2020 № 826 (л.д. 25) и проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд за 630.000 рублей (л.д. 26-27), которые получены ответчиком 21.04.2021 (л.д. 28-32).

Поскольку часть 8.2 ст. 32 ЖК РФ вступила в силу после покупки ФИО6 Е.А. спорного жилого помещения, следовательно, у нее есть право выбора способа обеспечения ее прав.

В проекте соглашения ответчику предложен лишь один способ обеспечения жилищных прав: денежное возмещение за изымаемое жилое помещение, т.е. не предоставлено право выбора способа обеспечения жилищных прав.

Таким образом, Департаментом управления имуществом г.о.Самара нарушена процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, не обеспечено право выбора способа обеспечения жилищных прав собственника, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, прекращении права собственности ответчика и признании права собственности на жилое помещение за муниципальным образование г.о.Самара следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Департамента управления имуществом г.о. Самара к ФИО1 об изъятии квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, путем выкупа, прекращении права собственности, признании права собственности - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 06 сентября 2022 года.

Председательствующий судья            (подпись)                  Т.В. Александрова

Копия верна.

Решение не вступило в законную силу.

Судья                         Секретарь

.

2-2561/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Прокуратура Ж/д района гор. Самары
Ответчики
Шепель Елена Анатольевна
Другие
УМВД России по гор. Самаре
Бабаченко Алексея Александровича
Информация скрыта
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самара
Судья
Александрова Татьяна Викторовна
Дело на странице суда
zheleznodorozhny.sam.sudrf.ru
15.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
15.08.2022Передача материалов судье
15.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2022Судебное заседание
06.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2023Дело оформлено
30.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее