2-1-163/2020
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
17 января 2020 г. г. Ливны Орловская область
Ливенский районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Семеновой Г.В.,
при секретаре Ерохиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению Стрекачёва А.А. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико-санитарной части-57 Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Федеральной службе исполнения наказания России о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Стрекачёв А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико-санитарной части-57 Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области (далее-ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России по Орловской области), Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, указав, что в период отбывания им наказания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области 07.02.2019, 14.02.2019 он <данные изъяты> <данные изъяты>, однако ему не была оказана первичная медицинская помощь в виде наложения швов на порезы и он не был помещен в медицинский стационар в целях обследования и лечения. После вскрытия вен 14.02.2019 он был выдворен в ШИЗО ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области, где нет необходимых условий. Таким образом, он был лишен возможности пройти обследование и лечение в условиях стационара медицинского части данного исправительного учреждения, что сказалось на его психо-эмоциональном состоянии. Стрекачёв А.А. считает, что в связи с неоказанием ему медицинской помощи ему причинены физические и нравственные страдания, поэтому просит взыскать с ответчиков в счёт компенсации морального вреда денежные средства в размере 50000 рублей.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России (далее ФСИН России).
Истец Стрекачёв В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что 07.02.2019 он <данные изъяты>, 14.02.2019 он вновь <данные изъяты>, ему каждый раз фельдшер делал перевязки и давал лекарственные препараты, однако не накладывал швы на порезы и не направлял на лечение в медицинский стационар, а после 14.02.2019г его поместили в ШИЗО. Неоказание ему медицинской помощи привело к нарушению его эмоционального состоянии, у него был психический срыв, в связи с чем он совершил порчу имущества. Стрекачев В.В. просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000руб.
Представитель ответчика ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России Малуха О.С. в судебном заседании исковые требования Стрекачёва А.А. не признала, пояснив, что 07.02.2019, 14.02.2019 Стрекачёв А.А. <данные изъяты> не требует наложение швов на порезы, лечится в амбулаторных условиях. Стрекачёву А.А. была оказана следующая первичная медицинская помощь: обработаны раны, сделана перевязка. В журнале травматизма внесены соответствующие записи о нанесении Стрекачёвым А.А. себе травм. После оказания медицинским работником помощи осужденному Стрекачёву А.А. было составлено медицинское заключение о возможности пребывания Стрекачёва А.А. в помещении ШИЗО.
Негативными последствиями несения порезов предплечий могут быть кровопотеря и инфицирование раны, однако вследствие правильно оказанной медицинской помощи Стрекачёву А.А. подобных негативных последствий не наступило, поэтому отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда.
Представитель ответчика ФСИН России в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области Устинов А.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку требования истца основаны лишь на неподтвержденных утверждениях о возникновении у него нравственных или физических страданий, что не может служить основанием для взыскания компенсации морального вреда. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является ФСИН России.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», следует, что суду необходимо устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями( бездействием) они нанесены, степень вины причинителя вреда, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что в случае если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ) (статья 1), который определяет, в том числе, права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав (пункт 2), а также права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья (пункт 4), права и обязанности медицинских и фармацевтических работников (пункт 5).
Указанным законом определено (статья 2), что под лечением понимается комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (пункт 8); качеством медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (пункт 21).
Согласно статье 19 названного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2).
Из ст.33 названного Федерального закона следует, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
В силу статьи 37 указанного Федерального закона порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2); порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) (часть 3); стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг (часть 4).
Из пункта 1 статьи 26 Федерального закона следует, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопросы, связанные с организацией медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, регламентируются Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденным Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года № 285.
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка, в медицинских организациях лицам, заключенным под стражу, оказываются все виды медицинской помощи с соблюдением порядков их оказания и на основе стандартов медицинской помощи.
Судом установлено, что Стрекачёв А.А. отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области, с ДД.ММ.ГГГГ находился на диспансерном учете у <данные изъяты>.
Осужденный Стрекачёв А.А. за период отбывания наказания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области с 14.04.2018 по 05.02.2019 совершил 56 взысканий, 28.02.2019 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Медицинскую помощь осужденным в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области оказывают сотрудники ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России.
Согласно сведениям, находящимся в медицинской карте, Стрекачёв А.А. неоднократно <данные изъяты>, в связи с чем ему оказывалась медицинская помощь.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно журналу травматизма ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области- 07.02.2019 осужденному Стрекачёву А.А. оказана медицинская помощь в связи с <данные изъяты> в виде обработки ран и перевязки, 14.02.2019 осужденному Стрекачёву А.А. оказана медицинская помощь в связи с <данные изъяты> в виде обработки раны и перевязки.
Решением Ливенского райсуда Орловской области от 11июля 2019года отказано в удовлетворении исковых требований Стрекачёва А.А. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области, Федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико-санитарной части-57 Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области, Федеральной службе исполнения наказания России, о взыскании компенсации морального вреда, вызванного водворением истца 14февраля 2019 в ШИЗО.
Таким образом, с учетом представленных доказательств, судом установлено, что Стрекачёв А.А. 07.02.2019 и 14.02.2019 <данные изъяты>, ему фельдшером была оказана первичная медико-санитарная помощь в виде обработки ран и перевязки, не повлекшая в дальнейшем отрицательных последствий в состоянии здоровья.
Суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда, поскольку ответчиками предоставлены доказательства надлежащего оказания медицинской помощи истцу Стрекачёву А.А., а истцом не представлены доказательства причинения ему морального вреда в результате неправомерных действий ответчиков, наличие причинно-следственной связи между действиями медицинских работников и последствиями по его состоянию здоровья.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Стрекачёва А.А. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико-санитарной части-57 Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Федеральной службе исполнения наказания России о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Ливенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 24 января 2020 г.
Судья