№ 2-1488/2022
УИД: 04RS0021-01-2022-002333-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2022 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Власовой И.К., при секретаре Цыденове Б.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Иволгинского района Республики Бурятия в интересах Соктоевой Долгор Вячеславовны к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании незаконными действий, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Иволгинского района Республики Бурятия обратился в суд в интересах Аюшеева Б.В., Соктоевой Д.В., относящихся к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, с иском к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании незаконными действий Министерства строительства о модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, выразившихся в признании пригодными для проживания жилых помещений; возложении на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия обязанности предоставить истцам благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда, пригодные для проживания, отвечающие требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен предоставленным им ранее непригодных для проживания.
В обоснование иска указано следующее: в результате проверки, проведенной прокуратурой Иволгинского района установлено, что Аюшееву Б.В., Соктоевой Д.В., относящимся к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, предоставлены жилые помещения специализированного жилищного фонда в ... Республики Бурятияна основании договоров найма специализированного жилого помещения. Установлено, что в ходе расследования ГСУ СК РФ уголовного дела ... в отношении ФИО16 потерпевшими признаны, том числе, Аюшеев Б.В., Соктоева Д.В. В ходе предварительного расследования назначены и проведены строительно-технические экспертизы, по результатам которых подготовлены заключения о том, что предоставленные Аюшееву Б.В., Соктоевой Д.В. жилые помещения в с. Сотниково не соответствуют строительным нормам, сводам, правилам и другим нормативно-правовым актам, являются строениями временного назначения, имеющиеся дефекты (нарушения, допущенные при строительстве) не позволяют использовать данные дома для круглогодичного проживания людей, опасны для проживания людей по пожарно-техническим и сейсмическим характеристикам. Жилые помещения, предоставленные Аюшееву Б.В., Соктоевой Д.В., были осмотрены и приняты Комиссией по приемке жилых помещений, приобретаемых в собственность Республики Бурятия для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а в последующем переданы лицам, из числа детей-сирот. В процессе эксплуатации жилых помещений выявлены дефекты, допущенные при строительстве домов, фактически жилые помещения оказались непригодны для проживания, изготовлены из некачественных материалов, недостатки, допущенные при строительстве домов, носят конструктивный характер и не могут быть устранены путем косметического ремонта.
Cудом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков, привлечены ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья», финансовый управляющий ИП Домшоева С.Ц. - Сапожникова Н.С., Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, Домшоев С.Ц.
Определением суда прекращено производство по делу в части требований о признании незаконными действий Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, выразившихся в признании пригодным для постоянного проживания, жилого помещения, расположенного по адресу: ... возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Аюшееву Б.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен предоставленного ему ранее непригодного для проживания в связи с отказом процессуального истца от иска в указанной части.
В судебном заседании представитель процессуального истца Цыбикова Е.Н., действующая на основании доверенности, требования поддержала, пояснила, что жилое помещение по адресу ..., предоставленное ФИО1, непригодно для проживания, не отвечает требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, просила иск удовлетворить, ссылаясь на изложенные доводы.
В судебном заседании истец Соктоева Д.В. требования поддержала, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по доверенности Базаров Б.Н. возражал против требований, пояснил, что приемка жилого помещения по адресу ..., произведена Комиссией, созданной на основании приказа Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ...., Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия действовало в рамках установленной административной процедуры, являясь координатором работы по оценке и приемке жилого помещения по указанному адресу пригодным для проживания. Просил в иске отказать.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности ФИО10 не явилась, направила заявление о рассмотрении в свое отсутствие.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, ГБУ Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья" Домшоев С.Ц., финансовый управляющий ИП ФИО14 - ФИО7 не явились, извещены надлежаще, доказательств уважительности причин неявки не представлено, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, при данной явке.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в ст. 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. В абз. 7 ст. 12 ГК РФ предусмотрена защита гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ).
В ч.3 ст.40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 9 ст. 8 названного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Положениями ст. 100 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст. 65, ч.ч.3 и 4 ст. 67 и ст. 69 настоящего Кодекса.
Таким образом, в Жилищном кодексе РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.
Федеральным законодателем срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, не определен, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Отношения, возникающие в связи с обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий и мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в Республике Бурятия регламентированы Законом Республики Бурятия от 11.10.2012 № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия», предусматривающим дополнительные гарантии прав на жилое помещение.
В соответствии со ст. 6 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012 № 2897-IV, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.03.2005 № 102 утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Положение).
Согласно п. 2 Положения в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
В п. 3 этого же нормативного акта указано, что жилые помещения закрепляются на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья».
В соответствии со ст.13 Закона Республики Бурятия от 14.11.2019 № 678-VI «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исполнение судебных решений, обязывающих обеспечить лиц, указанных в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия.
Таким органом является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (п.3.21 Положения о Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 06.03.2014 № 88).
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Требования, установленные для жилых помещений специализированного жилищного фонда установлены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», согласно п. 4 которого жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Судом установлено, что приказом Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 25.12.2015 № 808 утверждены Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для заселения, в том числе в жилое помещение специализированного жилищного фонда в с. Сотниково Иволгинского района Республики Бурятия, согласно которому Соктоева Д.В. относится к рассматриваемой категории лиц, Соктоева Д.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ( п.11 списка).
ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» заключен договоры найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда: от ДД.ММ.ГГГГ ... с ФИО1, согласно договору и акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ Соктоевой Д.В. передано во владение и пользование жилое помещение по адресу: ....
Из материалов дела следует, что указанное жилое помещение приобретено Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от имени Республики Бурятия в целях обеспечения государственных нужд на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ ...ПДС, заключенного с ИП ФИО14 Предметом контракта является оказание услуг по приобретению жилых помещений на первичном рынке в ... Республики Бурятия для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Контрактом определено, что исполнитель передает Государственному заказчику жилые помещения, соответствующие условиям, определенным техническим заданием, указанные в актах приема-передачи жилых помещений (по форме Приложения ...).
Финансирование контрактов осуществлено из средств республиканского бюджета в рамках подпрограммы «Социальная поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» Государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 г.г. и на период до 2020 г.).
Согласно п. 6.1 государственного контракта поставщик гарантирует качество жилых помещений в соответствии с действующим в РФ требованиям по технической эксплуатации, санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям противопожарной безопасности.
Предоставленное истцу Соктоевой Д.В. жилое помещение принято Комиссией по приемке жилых помещений, приобретаемых в собственность Республики Бурятия для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа ( далее –Комиссия) на основании акта приема-передачи от 25.12.2015.
Комиссия создана на основании Приказа Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 03.06.2014 № 037-63.
Положением о Комиссии в п. 3 определен порядок осуществления приемки жилых помещений, в том числе оговорено, что приемочная комиссия осуществляет приемку жилых помещений от поставщика путем проверки жилых помещений на соответствие требованиям Государственного контракта и условиям технического задания по количеству, комплектности, качеству и иным показателям, установленным Государственным контрактом и техническим заданием, а также проверяет жилые помещения на наличие дефектов; в случае обнаружения факта несоответствия жилых помещений требованиям Государственного контракта и условиям технического задания по количеству, комплектности, качеству и иным показателям, установленным Государственным контрактом и техническим заданием приемочная комиссия документально фиксирует данный факт в Акте осмотра жилого помещения, приобретаемого в собственность Республики Бурятия.
Процессуальный истец, обращаясь в интересах Соктоевой Д.В., требует признать незаконными действия Министерства строительства о модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, выразившиеся в признании пригодным для проживания предоставленного Соктоевой Д.В. жилого помещения, ссылаясь на то, что фактически жилое помещение непригодно для проживания.
В подтверждение доводов иска суду представлено технические заключение .../СТЭ от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное ООО «ЕвроПроект», в отношении жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: ....
Согласно выводам заключения дом по адресу ... Республики Бурятия, квартира №1 в котором предоставлена Соктоевой Д.В., приобретенный Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия у ИП Домшоева С.Ц. по государственному контракту не соответствует техническим и санитарным требованиям, а также действующим и действовавшим в период строительства нормам и правилам, требованиям технических регламентов и требованиям проектной документации.
В ходе исследования выявлены следующие дефекта и повреждения:
Следы воздействия атмосферных и температурно-климатических разрушающих факторов, образование трещин и несущих стен на всю высоту здания с раскрытием до 5мм., нарушено сопряжение несущих стен зданий и конструкции перекрытия, повреждение внутренней отделки стен, следу замачивания, волосяные трещины по внутренним межквартирным стенам, трещины по швам с гипсокартонных перегородках, трещины в стыках перегородок, внутренних межквартирных стен, следы замачивания. Плесени на стенах и перегородках, щели в сопряжении перегородок со смежными конструкциями, нарушение сопряжения перегородок со смежными конструкциями, повреждение отделочных покрытий перегородок.
Причинами выявленных дефектов являются: ошибки в строительстве и проектировании, нарушение технологии строительства, не выполнены или выполнены с нарушением СП 14.13330.2018 Свод правил «Строительство в сейсмичных районах» арматурные сетки и антисейсмические пояса в конструкциях стен, перемычек и местах сопряжения несущих стен между собой», некачественное выполнение крепления перегородок к несущим конструкциям здания, установка перегородок на полы, не на балки цокольного перекрытия.
Также выявлено, что при строительстве и проектировании дома не выполнен сплошной дощатый диагональный настил по балкам цокольного и чердачного перекрытия, деформация фундамента и несущих стен здания, отсутствует огнезащитная и водозащитная обработка элементов крыши, что не соответствует п.4.2, п.6.4.4. СП 64.13330.2017 «Деревянные конструкции» Актуализированная редакция СНИП II-25-80.
В техническом заключении содержится вывод о том, что выявленные несоответствия требованиям вышеуказанных норм и правил не являются последствием неправильной эксплуатации жилых помещений, так как описанные недостатки допущены при строительстве дома и не являются скрытыми.
Также, установлено, что имеющиеся дефекты (нарушения, допущенные при строительстве) напрямую оказывают негативное влияние на прочность, надежность, эксплуатационные показатели, безопасность здоровья жителей дома ( р.11 заключения).
Оценивая техническое заключение, суд приходит к выводу о его допустимости, поскольку оно отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, выводы носят исчерпывающий характер, обстоятельств, свидетельствующих о заинтересованности экспертов в исходе дела, не установлено, заключение не оспорено, доказательств, опровергающих выводы заключения не представлено.
Представленное в материалы дела заключение комиссии по приемке жилого помещения, предоставленного Соктоевой Д.В., приобретаемого в собственность Республики Бурятия, таковым являться не может, поскольку входившие в состав комиссии члены, не обладают специальными знаниями в области строительства, экспертами не являются.
Ходатайств о проведении судебной экспертизы в ходе рассмотрения дела не заявлено.
При таком положении дела суд приходит к выводу о том, что жилое помещение, предоставленное Соктоевой Д.В., непригодно для постоянного проживания и причинами выявленных недостатков являются нарушения строительных норм и правил, допущенные на всех этапах строительства, начиная с закладки фундамента, то есть жилое помещение изначально – с момента его принятия Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия во исполнение государственного контракта и предоставления истцу, являлось непригодным для постоянного проживания.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ... Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, производства строительных материалов, архитектуры, градостроительства, жилищных отношений, жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в установленной сфере деятельности.
В силу п. 2.4, 2.6 Положения предусмотрено, что к задачам Министерства относятся создание безопасных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения. Обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность, беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Согласно п. 3.14 Положения предусмотрено, что Министерство осуществляет функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства или иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительства социально-культурного, бытового, жилищного, включая жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилищно-коммунального назначения, по приобретению жилья для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Министерство вправе согласно п.п. 4.1, 4.2 Положения в установленном порядке запрашивать и получать сведения, необходимые для осуществления деятельности Министерства, от органов государственной власти, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов.
Так, согласно ч. 5.1 государственного контракта для проверки предоставленных продавцом результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, покупатель проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться покупателем своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Для проведения экспертизы переданных продавцом жилых помещений эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у покупателя и продавца дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.
Согласно Технологическому регламенту («дорожная карта»), утвержденного Распоряжением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ...-р (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), по порядку формирования специализированного жилищного фонда, ответственным исполнителем по признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания, выдаче заключений межведомственной комиссии о соответствии жилых помещений требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, является Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ.
В рассматриваемом случае, жилые помещения истца принято Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия без претензий, несмотря на многочисленные допущенные нарушения при строительстве, недостатки, которые не являлись скрытыми.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что именно на Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия возложена обязанность и ответственность за признание жилых помещений специализированного жилищного фонда пригодными для постоянного проживания, и, принимая во внимание установленные судом обстоятельства, признает незаконными действия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, выразившиеся в признании жилых помещений, расположенного по адресу ... Республики Бурятия, предоставленного Соктоевой Д.В., пригодным для постоянного проживания, и из принятии во исполнение государственного контракта.
В соответствии с предоставленными правами, закрепленными в вышеуказанном Положении, а также, во исполнение государственного контракта (п. 5.1) Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия не было лишено возможности провести экспертизу с привлечением экспертов, поскольку члены Комиссии, созданной на основании Приказа Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ..., специальными познаниями не обладают.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что требования о признании незаконными действий Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по признанию вышеуказанного жилого помещения пригодным для проживания заявлены обосновано и подлежат удовлетворению.
Поскольку Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия является органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений категории граждан, к которой относится Соктоева Д.В., учитывая, что жилое помещение, предоставленное Соктоевой Д.В., непригодно для проживания, состояние жилого дома, в котором находится жилое помещение, не пригодно для эксплуатации, что свидетельствует о невозможности проживания в нем, исковые требования о возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Соктоевой Д.В. жилое помещение взамен непригодного для проживания суд признает обоснованными, заявленными к надлежащему ответчику и подлежащими удовлетворению.
При обсуждении судом вопроса о сроке, в течение которого решение должно быть исполнено ( ч. 2 ст.206 ГПК РФ), процессуальным истцом соответствующее ходатайство не заявлено.
Оценив установленные обстоятельства и представленные письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Иволгинского района Республики Бурятия удовлетворить.
Признать незаконными действия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, выразившиеся в признании пригодным для постоянного проживания, жилого помещения, расположенного по адресу: ....
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Соктоевой Долгор Вячеславовне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен предоставленного ей ранее непригодного для проживания.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Улан-Удэ в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись Власова И.К.
...
...
...
...