Дело № 2-1440/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Семененко Н.Л.,
с участием помощника прокурора Горальник С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте
08 мая 2019 года гражданское дело по иску прокурора города Ухты, действующего в интересах Жигадло В.В., к администрации муниципального образования городского округа «Ухта» об обязании предоставить жилое помещение,
установил:
Прокурор г. Ухты в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Жигадло В.В. обратился в суд с иском к администрации МОГО «Ухта» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение из муниципального специализированного фонда, пригодное для постоянного проживания, на состав семьи 1 человек, не ниже нормы предоставления площади по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах территории МОГО «Ухта». В обоснование заявленных требований указав, что Жигадло В.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации МОГО «Ухта» от <...> г. № .... истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений. Однако до настоящего времени благоустроенное жилое помещение Жигадло В.В. не предоставлено.
В судебном заседании помощник прокурора Горальник С.А. на заявленных требованиях настаивала, подтвердив доводы, изложенные в иске.
Истец Жигадло В.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик администрация МОГО «Ухта» и третье лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрение дела извещены надлежащим образом. В направленных в суд отзывах представитель администрации МОГО «Ухта» Смирнова Н.А. и представитель Комитета Канева М.С. ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, требования прокурора не признали, поддержав позицию администрации МОГО «Ухта».
По правилам статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Жигадло В.В., <...> г. рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Н.В. решением Ухтинского городского суда Республики Коми от <...> г. лишена родительских прав. Сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
На основании Постановления Главы администрации МО «Город Ухта» от <...> г. № .... Жигадло В.В. был направлен в ГОУ РК «Школа-интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ...., где находился на полном государственном обеспечении в период с <...> г. по <...> г.. Этим же постановлением за ним сохранено право на жилое помещение по адресу: .....
Постановлением администрации МОГО «Ухта» от <...> г. № .... положение о закреплении за Жигадло В.В. жилого помещения по адресу: .... признано утратившим силу. За несовершеннолетним Жигадло В.В. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: .....
Согласно заключению межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от <...> г. № ...., жилые мощения по адресу: .... признаны непригодными для проживания.
Постановлением администрации МОГО «Ухта» от <...> г. № .... установлен факт невозможности проживания Жигадло В.В. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ..... Истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно справке от <...> г. № ...., Жигадло В.В. с <...> г. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ...., площадью .... кв.м. Кроме истца, в данном жилом помещении также зарегистрирован его брат А.В.
По сообщениям ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Коми, сведения о наличии в собственности Жигадло В.В. недвижимого имущества отсутствуют. Иного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения истцу не предоставлено.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу п. 1 ст. 8 названного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1).
Абзацами 2 и 3 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменном форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 7 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ, жилые помещения по договорам специализированного найма предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 года № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер и по обеспечению жилыми помещениями относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В силу п. п. 7 и 8 ст. 1 Закона Республики Коми от 01 декабря 2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по формированию списка и обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Решением Совета МОГО «Ухта» от 01 марта 2006 года № 23 утверждена норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма администрацией МОГО «Ухта» - 14,0 кв.м на каждого члена семьи, кроме случаев предоставления одиноким гражданам однокомнатных квартир.
Проанализировав вышеприведенные положения действующего законодательства, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а именно то, что Жигадло В.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, не имеет в собственности или по договору социального найма пригодного для проживания жилого помещения, в надлежащем порядке включен в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих льготному обеспечению жильем, на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечен, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г.Ухты, заявленные в интересах Жигадло В.В., являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом доводы ответчика о том, что права и законные интересы истца ответчиком не нарушались, поскольку обеспечение детей-сирот и лиц из их числа по действующему законодательству не осуществляется во внеочередном порядке, судом отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с нормами приведенного законодательства именно органы местного самоуправления в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Предоставление жилых помещений согласно указанным нормам носит обязательный характер. Данные нормы не содержат условий об очередности предоставления жилых помещений, поэтому их предоставление лицам из категории детей-сирот должно осуществляться с момента возникновения соответствующего права, независимо от очередности и времени принятия на учет.
С момента обращения Жигадло В.В. с заявлением о включении в списки на получение жилья, у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, которая до настоящего времени не исполнена. Включение истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, не свидетельствует о защите его права на предоставление жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Ухты, заявленные в интересах Жигадло В.В., удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» предоставить Жигадло В.В., <...> г. рождения, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, на состав семьи 1 человек, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения, на условиях договора специализированного жилого помещения, в пределах территории муниципального образования городского округа «Ухта».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 13.05.2019.
Судья С. С. Логинов