Дело № 2-2435/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2013 г. г. Сочи
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Симованян К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демова В. П. в интересах собственников помещений в многоквартирном жилом доме к администрации города Сочи о признании права на получение в общую долевую собственность земельного участка и признании незаконным отказа органа местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи в согласовании схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛ:
Истец Демов В.П. обратился в суд в интересах собственников помещений многоквартирного жилого <адрес> с требованием к администрации г. Сочи о признании права на получение в общую долевую собственность земельного участка для эксплуатации указанного многоквартирного жилого дома и признании незаконным отказа органа местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи в согласовании схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории.
Исковые требования мотивированы тем, что собственники помещений, расположенных в многоквартирном жилом <адрес>, с целью приобретения в собственность земельного участка, на котором расположен данный жилой дом, для эксплуатации существующего многоквартирного жилого дома и детского сада обратились в <данные изъяты> которое изготовило схему расположения земельного участка для эксплуатации существующего многоквартирного жилого дома и детского сада, находящегося на первом этаже многоквартирного жилого <адрес>. Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи было отказано в согласовании подготовленных материалов сформированного земельного участка ООО «Землеустроитель», что противоречит действующему законодательству Российской Федерации, а именно, ст. 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. По этим основаниям просит признать данный отказ незаконным и признать право собственников помещений многоквартирного жилого <адрес> на получение в общую долевую собственность земельного участка придомовой территории указанного многоквартирного жилого дома, фактически занятого игровой площадкой Детского сада №, в соответствии с подготовленной схемой расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории. По этим же основаниям просит признать незаконным отказа органа местного самоуправления г. Сочи, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи, в согласовании подготовленных истцами материалов по формированию испрашиваемого земельного участка придомовой территории.
В судебное заседание истец Демов В.П. не явился, направил письменное заявление о рассмотрении данного дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель администрации г. Сочи по доверенности Довгаль И.М. возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что отказ в согласовании проектных материалов является законным и обоснованным, поскольку испрашиваемый истцами земельный участок ранее был предоставлен решениями Центрального райисполкома г. Сочи детскому саду № для организации детской игровой площадки и спорный земельный участок находится в пользовании и на нем размещено недвижимое имущество данного дошкольного учреждения,.
В судебное заседание представитель третьего лица – ГУП КК «Крайтехинвентаризация» не явился, о времени и месте рассмотрения данного дела направлено судебное извещение, о причинах неявки суд не уведомил.
В судебном заседании представитель третьего лица – МДБОУ «Детский са<адрес>» возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что отказ в согласовании проектных материалов является законным, обоснованным и основан на нормах действующего законодательства РФ. Испрашиваемый истцами земельный участок ранее был предоставлен органом местного самоуправления г. Сочи данному детскому дошкольному учреждению для организации детской игровой площадки и размещения на нем недвижимого муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении детского сада. Испрашиваемый истцами земельный участок находится в фактическом пользовании детского сада и необходим ему для осуществления своей уставной общеобразовательной деятельности.
Заслушав доводы и пояснения сторон, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истцы являются собственниками помещений в многоквартирном жилом <адрес>
Статьей 16 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (ч.1). В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч.3). Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч.4).
По заказу истцов <данные изъяты>» была изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации существующего многоквартирного жилого дома и детского сада, расположенного на первом этаже данного многоквартирного жилого <адрес>
Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в согласовании подготовленных материалов по формированию испрашиваемого земельного участка придомовой территории ввиду того, что большая часть придомовой территории многоквартирного жилого <адрес> занята детской игровой площадкой учреждения дошкольного образования «Детский сад №5», истцам предложено представить на согласование две схемы расположения земельных участков: одна из которых будет устанавливать границы земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома, вторая – границы игровой площадки ДОУ «Детский сад № 5».
Полагая, что данный отказ противоречит положениям ст.ст. 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) и нарушает права и охраняемые законом интересы жильцов многоквартирного дома истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Как видно из материалов дела, решением исполкома Центрального райсовета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № в целях создания нормальных условий для работы детскому саду № ГорОНО дополнительно отведен земельный участок площадью 300 кв.м. за счет дворовой территории <адрес> и территории строящегося административного здания райисполкома.
Решением исполкома Сочинского горсовета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено решением Центрального райисполкома г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № о дополнительном отводе детскому саду № горОНО земельного участка площадью 300 кв. по <адрес>
Решением Центрального райисполкома г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № детскому саду № ГорОНО дополнительно отведен земельный участок площадью 500 кв.м. в границах между строящимся зданием райисполкома и жилым домом №-б по <адрес>
Распоряжением Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №-р и распоряжением Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №-р за муниципальным дошкольным образовательным бюджетным учреждением детским са<адрес> г. Сочи на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, находящееся в жилом доме по <адрес> о чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления №
В соответствии с п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ.
Пунктом 3 ст. 33 ЗК РФ установлено, что для целей, не указанных в п. 1 и ст. 33 ЗК РФ, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ.
Решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ).
Из п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Перечень лиц, согласие которых требуется, является исчерпывающим.
Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам.
В соответствии с п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (п. 5 ст. 11.9 ЗК РФ).
Пунктом 3.6 Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» г. Сочи определена его предельная наполняемость – 45 детей (в зависимости от возраста детей).
Приложением № Ж к СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78), установлены минимальные размеры земельных участков для яслей-садов. Так, при вместимости сада до 100 мест, размер земельного участка, необходимого для эксплуатации сада, составляет 40 м2 на 1 место.
Следовательно, исходя из предельно допустимой вместимости детского сада на 45 детей земельный участок, необходимый для эксплуатации данного детского сада, должен составлять не менее 1800 м2.
Согласно ч. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Таким образом, отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи в согласовании схемы расположения испрашиваемого истцами земельного участка, занятого игровой площадкой Детского сада №, и требование о необходимости представить на согласование две схемы расположения земельных участков: одна из которых будет устанавливать границы земельного участка многоквартирного жилого дома, вторая – границы игровой площадки ДОУ «Детский сад № 5», основаны на действующем законодательстве Российской Федерации.
Предоставление истцам в общую долевую собственность спорного земельного участка, ранее предоставленного органом местного самоуправления г. Сочи детскому дошкольному образовательному учреждению и обремененного правами данного детского сада №, будет противоречить требованиям ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, поскольку не позволит использовать указанный земельный участок в соответствии с разрешенным использованием для организации деятельности дошкольного детского учреждения, и формирование спорного земельного участка в соответствии с подготовленной истцами схемой нарушит требования ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, поскольку местоположение границ спорного земельного участка и его площадь определены без учетом фактического землепользования.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 36 ЗК РФ в случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.
Данная правовая норма носит силу императивный характер, в связи с чем собственники помещений жилого <адрес> наравне с Муниципальным дошкольным образовательным бюджетным учреждением детский сад № 5 г. Сочи вправе приобрести земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом 57 по <адрес> и необходимый для его эксплуатации, лишь на праве аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
При данных обстоятельствах требования истцов о признании за ними права на получение в общую долевую собственность спорного земельного участка, ранее предоставленного органом местного самоуправления г. Сочи дошкольному учреждению Детский сад № 5 для организации его уставной деятельности и находящегося в пользовании данного учреждения, не основаны на действующем законодательстве, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При изложенных судом обстоятельствах требования истцов удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Демова В. П. в интересах собственников помещений в многоквартирном жилом <адрес> к администрации города Сочи о признании права на получение в общую долевую собственность земельного участка для эксплуатации указанного жилого дома и признании незаконным отказа органа местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи в согласовании схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории отказать в полном объеме.
Апелляционная жалоба на решение может быть подана в Центральный районный суд г. Сочи в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено судом 31.07.2013 г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Согласовано 31.07.2013
Судья Курин Ю.В.