Решение по делу № 33-1625/2024 от 24.09.2024

Дело                                                                                             Председательствующий – ФИО6

Апелляционное определение

20 ноября 2024 г.                                                                                                            <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего ФИО11,

судей ФИО12 и ФИО10,

при секретаре судебного заседания ФИО8,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО13 и ФИО5 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконными решений пенсионного органа, возложении обязанности по возобновлению выплаты страховой пенсии в прежнем размере с последующей индексацией и включении в страховой стаж периодов работы

по апелляционной жалобе представителя ОСФР по <адрес> на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ

Заслушав доклад судьи ФИО10, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истцы обратились в суд с указанным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просят признать решения об уменьшении размера страховой пенсии незаконными и обязать ОСФР по <адрес> и ОСФР по <адрес> возобновить выплату страховой пенсии в прежнем размере с даты уменьшения размера страховой пенсии, в размере установленном до ее уменьшения, с последующей ежегодной индексацией ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14 с ДД.ММ.ГГГГ и ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ, а также просят обязать ответчиков зачесть в трудовой стаж ФИО1 периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ контролером в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ученицей шлифовщицы в механическом цехе, шпонофрезеровщица 2-го разряда в заводе <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ шлифовщицей по 2-му разряду в механическом цехе в заводе <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ штукатуром-маляром 2-го разряда в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ штукатуром-маляром в н/группу 2-го разряда в <адрес> и засчитать заработную плату по документам, представленным на момент назначения пенсии; - обязать ОСФР по <адрес> и ОСФР по <адрес> зачесть в трудовой стаж ФИО2 периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве транспортерщицей в дробильно-сортировочный цех в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ контролером в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рабочей в а/колонну <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сторожем в а/колонну <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ бетонщиком 2-го разряда в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мастером стройучастка в <адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве повара в <адрес> и засчитать заработную плату по справке, выданной ДД.ММ.ГГГГ; - обязать ОСФР по <адрес> и ОСФР по <адрес> зачесть в трудовой стаж ФИО3 период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, льготный период работы по Списку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве слесаря по ремонту подвижного состава в <адрес>, а также периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оператором 2-го разряда в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем 1-го класса в <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в филиал <адрес>), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности работника группы физической защиты <адрес> и засчитать заработную плату по справке от ДД.ММ.ГГГГ; - обязать ОСФР по <адрес> и ОСФР по <адрес> зачесть в трудовой стаж ФИО15 периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве ученицы швеи-мотористки, швеей-мотористкой 3-го разряда в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ маляром в малярный цех <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ художницей в кооператив <адрес> и засчитать заработную плату по справке от ДД.ММ.ГГГГ; - обязать ОСФР по <адрес> и ОСФР по <адрес> зачесть в трудовой стаж ФИО5 период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве шофера в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ шофером 2-го класса в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сезонным рабочим по строительству, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем 2-го класса <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ охранником службы безопасности, старшим смены службы безопасности в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ охранником начальника караула в <адрес> и засчитать заработную плату по документам, представленным на момент назначения пенсии и обратить решение суда к немедленному исполнению в связи с отсутствием иных средств к существованию.

В обоснование исковых требований истцы указывают на то, что в связи с достижением пенсионного возраста они обратились в ГУ-ОПФР по <адрес> с заявлением о назначении пенсии в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «О трудовых пенсиях» и Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ -I «О государственных пенсиях в Российской Федерации», с приложением всех необходимых документов. Решением ГУ-ОПФР по <адрес> истцам назначены пенсии с момента их обращения. После назначения пенсии и производившейся выплаты в течение длительного времени, выплаты пенсии истцам были уменьшены. Указывая, что действиями ответчика нарушены их пенсионные права, поскольку у пенсионного органа отсутствовали основания для снижения выплаты пенсии, истцы просили суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ОСФР по <адрес> ставит вопрос об отмене судебного решения в связи с его незаконностью и необоснованностью.

Все лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.

Статьей 8Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).

Частью 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 25 данного Федерального закона предусмотрено, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, действовавшим на момент принятия решения ответчиком о назначении пенсии (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), а также п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, действовавшим на момент отказа в назначении пенсии (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. ст. 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами либо могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.д.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного хранения, умышленного уничтожения и т.д.) не по вине работника.

Разрешая по существу требования истцов о нарушении их пенсионных прав, которые заключались в принятии пенсионным органом незаконного решения о снижении пенсии, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 39 Конституции РФ, статьи 8, пункта 3 части 1 статьи 25, статьи 30, пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», учитывая при этом разъяснения, изложенные в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», а также правовыми позициями, изложенными в постановлениях Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П, и исходил из того, что если истцы в установленном законом порядке обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение за назначением досрочной страховой пенсии, и имеется решение о ее назначении пенсионного органа, который проверял законность и достоверность представляемых сведений, то при наличии у истцов права на досрочное назначение пенсии суд вправе признать незаконным решение о снижении выплаты пенсии, обязав орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, возобновить истцу пенсию с момента снижения.

Судебная коллегия считает указанные выводы суда первой инстанции законными и обоснованными ввиду следующего.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения сплошной проверки пенсионных дел Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> установлено, что досрочное назначение страховой пенсии истцов произведено с нарушениями пенсионного законодательства и отдельных нормативных правовых актов Пенсионного фонда России.

Так, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО16 и ФИО5 являются получателями страховой пенсии по старости, назначенными в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О трудовых пенсиях» и Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ -I «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда России от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по осуществлению функций назначения, перерасчета, выплаты и прекращения пенсий переданы Экспертному центру, созданному при ОПФР по <адрес>.

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсионной выплаты ФИО1 составлял 18 238,41 руб. В связи с произведенным перерасчетом размер пенсионной выплаты на ДД.ММ.ГГГГ составил 11 621, 00 руб.

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсионной выплаты ФИО2 составлял 23 250, 93 руб. В связи с произведенным перерасчетом размер пенсионной выплаты на ДД.ММ.ГГГГ составил 13 635, 53 руб.

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсионной выплаты ФИО3 составлял 35 055, 36 руб. В связи с произведенным перерасчетом размер пенсионной выплаты на ДД.ММ.ГГГГ составил 24 915, 75 руб.

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсионной выплаты ФИО4-В. составлял 24 336, 37 руб. В связи с произведенным перерасчетом размер пенсионной выплаты на ДД.ММ.ГГГГ составил 18 078, 50 руб.

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсионной выплаты ФИО5 составлял 15 248, 06 руб. В связи с произведенным перерасчетом размер пенсионной выплаты на ДД.ММ.ГГГГ составил 9 984, 93 руб.

В качестве основания для снижения истцам размера пенсии указано, что размер страховой пенсии был пересчитан в сторону уменьшения до выяснения обстоятельств повышенной заработной платы, из которой был исчислен размер пенсии.

Обосновывая заявленные исковые требования, истцы указывают на незаконность действий по снижению им размера пенсии по старости со ссылкой на законность назначения пенсии с учетом справок о заработной плате и других документов, достоверность которых была проверена ответчиком на момент назначения пенсии, и должна была проверяться регулярно в ходе ревизий, на длительность получения истцами пенсий на протяжении длительного периода, отсутствие иных средств к существованию.

Суд первой инстанции обоснованно согласился с указанными доводами истцов, так как наличие в трудовой книжке, являющейся основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору (п. 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), сведения о работе ответчиками не отрицаются.

Так, согласно трудовой книжке ФИО1 серии (дата заполнения ДД.ММ.ГГГГ), истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала контролером в бракеражном цехе в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ученицей шлифовщицы в механическом цехе, шпонофрезеровщица 2-го разряда в заводе <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ шлифовщицей по 2-му разряду в механическом цехе в заводе <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ штукатуром-маляром 2-го разряда в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ штукатуром-маляром в н/группу 2-го разряда в <адрес>.

Согласно трудовой книжке ФИО2 серии (дата заполнения ДД.ММ.ГГГГ), истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в качестве транспортерщицей в дробильно-сортировочный цех в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ контролером в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рабочей в а/колонну <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сторожем в а/колонну <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ бетонщиком 2-го разряда в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мастером стройучастка в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве повара в <адрес>.

Согласно трудовой книжке ФИО3, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в качестве слесаря по ремонту подвижного состава в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оператором 2-го разряда в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем 1-го класса <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в филиал <адрес>), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности работника группы физической защиты <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в рядах Советской Армии.

Согласно трудовой книжке ФИО17. серии (дата заполнения ДД.ММ.ГГГГ), истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в качестве ученицы швеи-мотористки, швеей-мотористкой 3-го разряда в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ маляром в малярный цех <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ художницей в кооператив <адрес>.

Согласно трудовой книжке ФИО5 серии (дата заполнения ДД.ММ.ГГГГ), истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в качестве шофера в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ шофером 2-го класса в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сезонным рабочим по строительству, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем 2-го класса <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ охранником службы безопасности, старшим смены службы безопасности в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ охранником начальника караула в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в рядах Советской Армии.

Таким образом, факт осуществления истцами трудовой деятельности подтверждается сведениями из трудовых книжек, являющимися основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору.

Кроме того, в пенсионных делах истцов имеются справки о заработной плате за оспариваемый период, а также иные документы, подтверждающие право на досрочную страховую пенсию.

В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина ФИО9», далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П).

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П).

Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвертый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П).

Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (абзац второй пункта 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), <адрес> и жалобами ряда граждан»).

При таких обстоятельствах, добросовестность действий истцов презюмируется в силу закона (ст. 10 ГК РФ) и именно на ответчике лежит обязанность представить бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что при назначении пенсии истцами были представлены недостоверные сведения.

Судебная коллегия по гражданским делам полагает, что суд первой инстанции, в соответствии с принципами поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, правомерно принял во внимание, что с момента назначения пенсии по старости истцам, и на протяжении длительного периода никаких сомнений достоверность стажа работы и справки о заработной плате у пенсионного органа не вызывала, а также принят во внимание возраст истцов, материальное положение, нетрудоспособность, состояние их здоровья, наличие у них права на пенсионное обеспечение.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт предоставления истцами недостоверных документов.

Доказательств правомерности осуществленных ответчиком действий в материалы дела не представлено.

Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о прекращении выплаты страховой пенсии по инвалидности. Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений в документах, явившихся основанием для назначения страховой пенсии не предусмотрено законом в качестве основания для снижения размера производимой страховой пенсии.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение с учетом всех установленных обстоятельств по данному делу, в связи с чем не находит оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО18 и ФИО5 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконными решений пенсионного органа, возложении обязанности по возобновлению выплаты страховой пенсии в прежнем размере с последующей индексацией и включении в страховой стаж периодов работы, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОСФР по <адрес> – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Подлинное за надлежащей подписью

Верно:

Судья Верховного Суда

Республики Ингушетия                                                                                                          ФИО10

33-1625/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Богатырев Тагир Хаджибикерович
Чимурзиева Лида Абдул-Вагаповна
Оздоев Исмаил Уматгиреевич
Муцольгова Асет Аслангереевна и др.
Евлоева Тазират Османовна
Ответчики
ОСФР по РИ
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Судья
Цуров Хамзат Мавлиевич
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
25.09.2024Передача дела судье
20.11.2024Судебное заседание
27.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2024Передано в экспедицию
20.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее