Дело № 2а-354/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 14 апреля 2021 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Ларионовой Н.М.
при секретаре Матрохиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю к Тюрюмину Андрею Николаевичу о взыскании пени по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю (далее по тексту Межрайонная ИФНС России № 9 по Красноярскому краю) обратился в суд с административным иском к Тюрюмину А.Н. о взыскании пени по транспортному налогу за 2015-2016 г. в сумме 22269,96 руб.
Требования мотивированы тем, что Тюрюмину А.Н. в 2015-206 годах принадлежали:
- грузовой автомобиль КС 55713-1К, гос. номер №, период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- прочая самоходная машина и механизм на пневматическом и гусеничном ходу SHANTUISD 16, гос. №МВ24, период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- грузовой автомобиль КАМАЗ 6520, гос. номер №, период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- прочая самоходная машина и механизм на пневматическом и гусеничном ходу
Т-130, гос. №КУ24, период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- прочая самоходная машина и механизм на пневматическом и гусеничном ходу
L-34, гос. №ХК24, период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- грузовой автомобиль КО-523, гос. номер №, период владения с
ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- грузовой автомобиль КО-440-7, гос. номер №, период владения с
ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- грузовой автомобиль 594321, гос. №МК124, период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- грузовой автомобиль КАМАЗ 43118 732424, гос. номер №, период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- прочая самоходная машина и механизм на пневматическом и гусеничном ходу
HUNDAIROBEX290LC-7A, гос. №МВ24, период владения с ДД.ММ.ГГГГ по
настоящее время;
- прочая самоходная машина и механизм на пневматическом и гусеничном ходу МТЛБ, гос. №МВ24, период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- прочая самоходная машина и механизм на пневматическом и гусеничном ходу
SHANTUISD16, гос. №МВ24, период владения ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- грузовой автомобиль КАМАЗ 53215, гос. номер №, период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Сумма налога к уплате за 2015 г. составила 135589 руб., за 2016 г. – 61345 руб.
Поскольку в срок, установленный законом, налог в добровольном порядке уплачен не был ИФНС России по Советскому району г. Красноярска обратилась в суд с заявлениями о выдаче судебных приказов. За несвоевременную уплату налога налогоплательщику были начислены пени в размере 22269,96 руб. В соответствии со
ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика было направлено требование № 43966 от 26.08.2018 г. на уплату пени по транспортному налогу за 2015-2016 года, которое плательщиком не было исполнено. Задолженность по транспортному налогу за 2015 г. взыскана приказом мирового судьи судебного участка № 84 в Советском районе
г. Красноярска от 13.06.2017 г. (дело № 2а-360/2017). Задолженность по транспортному налогу за 2015 г. взыскана приказом мирового судьи судебного участка № 84 в Советском районе г. Красноярска от 10.04.2018 г. (дело № 2а-111/2018).
20.02.2020 года мировым судьей судебного участка № 23 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края был вынесен приказ о взыскании с
Тюрюмина А.Н. задолженности по пени. 03.07.2020 г. мировым судьей судебного участка № 23 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края было вынесено определение о восстановлении срока и об отмене судебного приказа, в связи с поступившими возражениями от должника. Определение в инспекцию поступило 09.07.2020 вх. № 10390.На день подачи административного искового заявления в суд сумма задолженности в добровольном порядке административным ответчиком Тюрюминым А.Н. не погашена.
Административный истец – Межрайонная ИФНС России № 9 по Красноярскому краю, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание представителя не направил, представитель Прудиус Е.С. просила о рассмотрении дела в их отсутствие, о чем представила соответствующее заявление, в котором заявленные требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик – Тюрюмин А.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, возражений относительно заявленных требований не представил.
Заинтересованное лицо ИФНС России по Советскому району г. Красноярска о времени и месте слушания дела уведомлено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, ходатайств об отложении не заявлял.
Руководствуясь положениями ст. 289 КАС РФ, суд признает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 204 КАС РФ в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется аудиопротоколирование и составляется протокол в письменной форме.
Как следует из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 65, а также в пункте 67 Пленума от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» аудиопротоколирование не осуществляется при неявке в судебное заседание участников судебного процесса.
На основании изложенного, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, без проведения аудиопротоколирования.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4 ст.289 КАС РФ).
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1ст. 23 НК РФкаждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее по тексту НК РФ), налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласност. 19 НК РФналогоплательщиками и плательщиками сборов признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с п. 1, п. 6ст. 45 НК РФналогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положениями пункта 1 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75).
В части 1 статьи 48 НК РФ указано, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, Тюрюмин А.Н. в 2015-2016 годах являлся собственником следующих транспортных средств:
- грузовой автомобиль КС 55713-1К, гос. номер №, период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- прочая самоходная машина и механизм на пневматическом и гусеничном ходу SHANTUISD 16, гос. №МВ24, период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- грузовой автомобиль КАМАЗ 6520, гос. номер №, период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- прочая самоходная машина и механизм на пневматическом и гусеничном ходу
Т-130, гос. №КУ24, период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- прочая самоходная машина и механизм на пневматическом и гусеничном ходу
L-34, гос. №ХК24, период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- грузовой автомобиль КО-523, гос. номер №, период владения с
ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- грузовой автомобиль КО-440-7, гос. номер №, период владения с
ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- грузовой автомобиль 594321, гос. №МК124, период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- грузовой автомобиль КАМАЗ 43118 732424, гос. номер №, период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- прочая самоходная машина и механизм на пневматическом и гусеничном ходу
HUNDAIROBEX290LC-7A, гос. №МВ24, период владения с ДД.ММ.ГГГГ по
настоящее время;
- прочая самоходная машина и механизм на пневматическом и гусеничном ходу МТЛБ, гос. №МВ24, период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- прочая самоходная машина и механизм на пневматическом и гусеничном ходу
SHANTUISD16, гос. №МВ24, период владения ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- грузовой автомобиль КАМАЗ 53215, гос. номер №, период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Указанная информация подтверждается имеющимися у административного истца сведениями об имуществе налогоплательщика - физического лица. Соответственно, административный ответчик является плательщиком транспортного налога, подлежащего уплате за 12 полных месяцев 2015 и 2016 года за указанные транспортные средства.
Сумма транспортного налога за 2015 г. составила 135589 руб., за 2016 г. –
61345 руб.
Поскольку в срок, установленный законом, налог в добровольном порядке уплачен не был, ИФНС России по Советскому району г. Красноярска обратилась в суд с заявлениями о выдаче судебных приказов о взыскании с Тюрюмина А.Н. задолженности по транспортному налогу.
Задолженность по транспортному налогу за 2015 г. взыскана с Тюрюмина А.Н. приказом мирового судьи судебного участка № 84 в Советском районе г. Красноярска от 13.06.2017 г. (дело № 2а-360/2017). Задолженность по транспортному налогу за 2015 г. взыскана приказом мирового судьи судебного участка № 84 в Советском районе
г. Красноярска от 10.04.2018 г. (дело № 2а-111/2018).
За несвоевременную уплату транспортного налога налогоплательщику были начислены пени в размере 26091,03 руб. в том числе: за 2015 г. в размере 22190 руб., за 2016 г. в размере 3901,03 руб.
В соответствии со ст. 69 НК РФ налогоплательщику было направлено требование № 43966 от 26.08.2018 г. о взыскании, в том числе, указанной задолженности, которое плательщиком не было исполнено.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
При этом Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает дополнительные правила исчисления срока обращения налогового органа в суд.
На основании пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент подачи иска в суд), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила
3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила
3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ).
Таким образом, исходя из буквального толкования приведенных выше положений налогового законодательства (действующего на момент обращения с иском в суд) в их совокупности и взаимосвязи, заявление о выдаче судебного приказа подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Если задолженность не превышает 3 000 руб., данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3 000 руб., но не позднее трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности. При последующей отмене судебного приказа требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно требованию № 43966 срок уплаты пени (в том числе по транспортному налогу за 2015-2016 года) был установлен до 11.12.2018 года, соответственно, установленный законом шестимесячный срок обращения в суд заявлением о взыскании с Тюрюмина А.Н. пени истек 11.06.2019 года.
Из материалов дела № 2а-55/23/2020, представленного мировым судьей судебного участка № 23 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края, следует, что заявление МИФНС России № 9 по Красноярскому краю о вынесении судебного приказа о взыскании с Тюрюмина А.Н. задолженности по пени по транспортному налогу (датированное 20.01.2020 года) поступило мировому судье 17.02.2020 года, то есть со значительным пропуском установленного действующим законодательством шестимесячного срока.
21.02.2020 г. мировым судьей судебного участка № 23 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края вынесен судебный приказ о взыскании с Тюрюмина А.Н. пени по транспортному налогу в размере 22269,96 руб., пени по земельному налогу в размере 24,79 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № 23 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края от 03.07.2020 года, в связи с поступившими от должника Тюрюмина А.Н. возражениями, судебный приказ от 21.02.2020 года отменен, взыскателю разъяснено право обращения в суд с административным исковым заявлением.
Административное исковое заявление поступило в Енисейский районный суд 12.01.2021 года (направлено 30.12.2020 г.).
Согласно пункту 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу положений части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, поскольку на момент обращения с заявлением о выдаче судебного приказа налоговым органом был значительно пропущен срок, установленный для принудительного взыскания, то соблюдение истцом шестимесячного срока предъявления иска после отмены судебного приказа не может быть расценено как предъявление исковых требований с соблюдением установленного законом срока, при отсутствии объективных, уважительных причины для его восстановления.
Объективных причин, препятствующих своевременному обращению административного истца за судебной защитой, не установлено. Факт вынесения судебного приказа не свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением, поскольку судебный приказ отменен.
Несоблюдение налоговым органом установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога в судебном порядке является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований о взыскании с
Тюрюмина А.Н. задолженности по пени за несвоевременную уплату транспортного налога, Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю к Тюрюмину
Андрею Николаевичу о взыскании пени по транспортному налогу, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Н.М. Ларионова
мотивированное решение составлено 26 апреля 2021 г.
Судья Н.М. Ларионова