Решение по делу № 2-133/2018 от 01.01.2018

Дело №2-133/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2018 года                             г.Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,

при секретаре Козловой Е.Н.,

с участием заместителя прокурора Шехтель Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Зейского района в интересах Драгунова Е.П. к Администрации города Зеи о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Зейского района в интересах Драгунова Е.П. в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с настоящим иском, указав, что прокуратурой Зейского района по обращению Драгунова Е.П. проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения жильём детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на территории Зейского района, в ходе которой установлено, что родители Драгунова Е.П. умерли. На основании решения Зейского районного СНД от 16.06.1986 года №315 Драгунов Е.П. был определён в детское учреждение как ребёнок, оставшийся без попечения родителей. С 25 сентября 1987 года по 01 июля 1989 года он обучался в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей школа-интернат №12 г.Свободный. Постановлением главы администрации г.Зеи №446 от 21 июня 1995 года Драгунов Е.П. принят на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 16 апреля 2013 года он обратился в администрацию города Зеи с заявлением о внеочередном предоставлении ему жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и был включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории г.Зеи. Однако, до настоящего времени жилое помещение Драгунову Е.П. не предоставлено. Просит суд обязать Администрацию города Зеи предоставить Драгунову Е.П. жилое помещение по договору специализированного найма в г.Зее, Амурской области, отвечающее санитарным и иным установленным требованиям, площадью не ниже установленной в г.Зее нормы предоставления жилой площади (28 кв.м).

В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в иске.

Истец Драгунов Е.П. в судебное заседание не явился в связи с выездом на работу вахтовым методом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие. В отзыве на иск указал, что согласно ст.1, 52 Закона Амурской области от 11.04.2005 №472-0З министерство образования и науки Амурской области обязано перечислять в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов средства, необходимые для исполнения полномочий; обеспечивать передачу органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий. Органы местного самоуправления приобретают в соответствии с законодательством жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счёт субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г №472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путём участия в долевом строительстве многоквартирных домов. Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 №446, утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014-2020 годы». В данную программу включена подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данная программа также предусматривает, что на органы местного самоуправления возложены полномочия на проведение процедур по размещению государственного заказа на приобретение жилых помещений, действия по регистрации права собственности на жилое помещение и предоставление его по договору специализированного найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Уставом города Зея предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных отдельных государственных полномочий осуществляется только за счёт предоставляемых местному бюджету субвенций из соответствующих бюджетов. Постановлением администрации города Зеи от 07.11.2013 №1752 утверждён Порядок обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории г.Зеи, Амурской области. Данным Порядком установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются исключительно за счёт средств бюджета Амурской области, передаваемых городскому округу на осуществление государственных полномочий в виде субвенции. Выделяемых денежных средств из областного бюджета недостаточно для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку для предоставления жилого помещения по договору специализированного найма детям-сиротам необходимо провести в соответствии с законодательством ряд конкурсных процедур по приобретению жилых помещений, просит рассмотреть вопрос об установлении срока предоставления жилого помещения по данному заявленному иску.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

    На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав прокурора, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации, граждане России имеют право на жилище.

Жилищное законодательство в силу п.«к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путём предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путём приобретения жилого помещения в собственность.

Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма, чётко обозначен федеральным законодательством.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года №258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учёт особенностей положения определённых категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и других), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями) к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 г №15-ФЗ статья 8 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2013 года.

Действие положений статьи 8 настоящего Федерального закона в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г №15-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу названного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу названного Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно ч.1 ст.4 Закона Амурской области №472-ОЗ от 11.04.2005 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признаётся невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области за счёт средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учётом положений федерального законодательства.

Частью 1 ст.109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что Драгунов Е.П. является лицом, из числа детей-сирот. Указанное обстоятельство подтверждается копиями свидетельств о смерти его родителей.

На основании решения Зейского районного Совета народных депутатов от 16.06.1986 года №315 Драгунов Е.П. был определён в детское учреждение как ребёнок, оставшийся без попечения родителей.

Как следует из справки школы-интерната №12 г.Свободный, Драгунов Е.П. в период с 25 сентября 1987 года по 01 июля 1989 года обучался в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей школа-интернат №12 г.Свободный.

На основании постановления главы администрации г.Зеи №446 от 21 июня 1995 года Драгунов Е.П. принят на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

16 апреля 2013 года Драгунов Е.П. обратился в администрацию города Зеи с заявлением о внеочередном предоставлении ему жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот.

На основании постановления администрации города Зеи №872 от 10 июня 2013 года Драгунов Е.П. был включён в список лиц из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с учётом даты подачи заявления о предоставлении жилого помещения вне очереди – 17 апреля 2013 года.

Жилое помещение по договору специализированного найма истцу, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, предоставлено не было. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Как следует из преамбулы Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст.1 данного закона, его положения распространяются на детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе обеспечение жилой площадью, должна предоставляться детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении до 23 лет.

Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации, данной нормой законодатель в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-тилетнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Судом установлено, что Администрация города Зеи не обеспечивала Драгунова Е.П. жилым помещением, он не имеет в собственности какие-либо жилые помещения, что подтверждается уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области.

В судебном заседании установлено, что местом жительства Драгунова Е.П. является г.Зея, Амурской области. В настоящее время он зарегистрирован по адресу: <адрес>, данное жилое помещение принадлежит ФИО4

Драгунов Е.П. является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности каких-либо жилых помещений, жилое помещение по договору специализированного найма ему не предоставлялось, в связи с чем, суд находит установленным факт, что он является нуждающимся в предоставлении жилого помещения, как лицо, из числа детей оставшихся без попечения родителей.

По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

В соответствии с п.2 ст.132 Конституции Российской Федерации, ч.3 ст.49 ЖК РФ, ч.2 ст.15.1, ст.19 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.3 ст.4 Закона Амурской области от 11.04.2005 №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления, в том числе Администрация города Зеи, как орган местного самоуправления наделена отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту жительства за счёт средств областного бюджета.

Таким образом, исходя из анализа действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что Администрация города Зеи является надлежащим ответчиком по настоящему спору.

    Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с требованиями ст.5.1. Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления при исполнении полномочий вправе предоставлять жилые помещения лицам, указанным в статье 4 настоящего Закона, из муниципального жилищного фонда с последующей компенсацией в соответствии с частью 51статьи 5 настоящего Закона стоимости таких жилых помещений за счёт субвенции на реализацию полномочий, установленных

частью 1 статьи 4 настоящего Закона. Органы местного самоуправления обязаны исполнять полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области.

Поскольку жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на получение жилой площади, предоставляются по месту жительства, а местом жительства истца, как установлено судом является г.Зея Амурской области, обязанность по однократному предоставлению жилого помещения Драгунову Е.П. по договору специализированного найма лежит на органе местного самоуправления, то есть на Администрации города Зеи.

В соответствии со ст.7 Закона Амурской области от 01 сентября 2005 г №38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» (с изменениями и дополнениями):

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

4. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно п.5.5 Положения «О жилищной политике в городе Зея», утверждённого решением Зейского городского Совета народных депутатов от 03 апреля 2013 года №91/30 (с изменениями внесёнными решением Зейского городского Совета народных депутатов от 26 марта 2014 г. №16/22), норма предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается в размере 28 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Суд также учитывает, что действующее жилищное законодательство признаёт жилым помещением (ч.2 ст.15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по договору найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, суд обязывает ответчика предоставить Драгунову Е.П. жилое помещение в городе Зея, Амурской области по договору специализированного найма общей площадью не менее 28 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Представитель ответчика просит при вынесении решения установить срок предоставления жилого помещения, ссылаясь на то, что у Администрации города Зеи отсутствуют жилые помещения, формируемые за счёт местного бюджета для предоставления гражданам. Кроме того, для предоставления жилого помещения по договору специализированного найма необходимо провести в соответствии с законодательством ряд конкурсных процедур по приобретению жилых помещений.

Давая оценку указанным доводам ответчика, суд учитывает, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам указанной категории свидетельствует о том, что оно должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права на получение жилого помещения. Такое право возникло у Драгунова Е.П. с даты подачи заявления и принятия на учёт, однако на протяжении длительного времени жилое помещение ему не предоставлено, в связи с этим, оснований для установления срока не имеется. Данный вопрос может быть разрешён на стадии исполнения судебного решения.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Зейского района в интересах Драгунова Е.П. удовлетворить.

Обязать Администрацию города Зеи предоставить Драгунову Е.П. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Зея, Амурской области, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 28 кв.м, по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                 С.Н. Куприянова

Мотивированное решение составлено 12 января 2018 года.

Судья

2-133/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Драгунов Е.П.
Прокурор Зейского района в инт. Драгунова Е.П.
Ответчики
Администрация г. Зея
Другие
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Министерство финансов Амурской области
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Дело на сайте суда
zeiskiy.amr.sudrf.ru
29.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.01.2018Передача материалов судье
01.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2018Судебное заседание
12.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее