Дело № 2-258/2020
64RS0046-01-2019-006437-78
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 февраля 2020 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кожахина А.Н., при секретаре судебного заседания Сиротиной И.С., с участием представителя истца Петровой Н.И. по доверенности Кирсановой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Н.И. и Петровой Т.С. к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании права собственности на самовольно возведенное строение,
установил:
Петрова Н.И. и Петрова Т.С. обратились в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании права собственности на самовольно возведенное строение.
В обоснование иска истцами указано, что они являются собственниками земельного участка, общей площадью 544 кв.м., в равных долях по 1/2 за каждым земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
На указанном земельном участке располагался одноэтажный деревянный жилой дом (литер А), площадью 45,5 кв.м. с тремя сараями, погребом и наружными сооружениями, принадлежащего на праве общей долевой собственности на основании договора купли-продажи жилого дома, удостоверенного нотариусом г. Саратова Булыгиной С.Н.
Истцы указывают, что в 2011 году Петрова Н.И. за счет собственных средств произвела строительство на указанном выше земельном участке объект недвижимого имущества – 2-х этажный жилой дом (литер В) общей площадью 198,5 кв.м.
Указанное самовольное строение соответствует санитарным, пожарным, строительным и техническим нормам и правилам предъявляемым к строительным объектам, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и не создают угрозу жизни и здоровья граждан, что подтверждается положительными заключениями Техническими заключениями экспертной организации.
В сентябре 2019 года Комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» на обращение истцов о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию дано заключение № в соответствии с которым земельный участок площадью 544 кв.м., на котором расположена самовольная постройка расположен в территории Ж-4 – зоне застройке индивидуальными жилыми домами. Для территориальной зоны Ж-4 вид использования «размещение жилого дома» относится к основному разрешенному виду использования земельного участка.
Согласно заключения кадастрового инженера следует, что по результатам проведенного осмотра и выполненной геодезической съемки жилого дома Литер В, общей площадью 198,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, при сопоставлении сведений ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером: 64:48:040213:8 установлено, что указанный жилой до расположен в границах данного земельного участка за пределами красных линий, а также за пределами зон инженерных коммуникаций.
В соответствии с техническим паспортом выданным Саратовским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» от 13 июня 2012 года, общая площадь жилого дома Литер В составляет 198,5 кв.м., в том числе жилая 109,8 кв.м. Жилой дом состоит из следующих помещений и комнат: холл, площадью 40,5 кв.м. (1 этаж); котельная площадью 9,2 кв.м. (1 этаж); совмещенный санузел площадью 12,7 кв.м. (1 этаж); кухня площадью 17,3 кв.м. (1 этаж); гостинная площадью 53,0 кв.м. (1 этаж); жилая комната площадью 16,4 кв.м. (2 этаж); жилая комната площадью 40,4 кв.м. (2 этаж), коридор площадью 9,0 кв.м. (2 этаж).
Ссылаясь на указанные обстоятельства и нормы гражданского законодательства Петрова Н.И. и Петрова Т.С. просят признать за ними в праве общей долевой собственности в размере 1/2 доли за каждым на жилой дом: Литер В, площадью 198,5 кв.м., в том числе жилая 109,8 кв.м. Жилой дом состоит из следующих помещений и комнат: холл, площадью 40,5 кв.м. (1 этаж); котельная площадью 9,2 кв.м. (1 этаж); совмещенный санузел площадью 12,7 кв.м. (1 этаж); кухня площадью 17,3 кв.м. (1 этаж); гостинная площадью 53,0 кв.м. (1 этаж); жилая комната площадью 16,4 кв.м. (2 этаж); жилая комната площадью 40,4 кв.м. (2 этаж), коридор площадью 9,0 кв.м. (2 этаж).
В судебное заседание истцы Петрова Н.И. и Петрова Т.С. не явились, извещались надлежащим образом, заявлений об отложении слушания дела в суд не представили.
Представитель истца Петровой Н.И. по доверенности Кирсанова Н.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, заявлений об отложении слушания дела либо рассмотрении дела в их отсутствие в суд не представил. Вместе с тем, согласно заблаговременно представленного отзыва на исковое заявление просил в удовлетворении иска отказать, поскольку истцами разрешение на строительство (реконструкцию) жилого дома получены не были.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Борзов В.В., Серебрич М.А. и Журавлев П.В. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие с одновременным указанием на отсутствие возражений против удовлетворения иска.
Привлеченные к участию в дело третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, ГУ МЧС по Саратовской области, ПАО «СОМКОМБАНК» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, заявлений об отложении дня и времени судебного заседания в суд не представили.
При указанных обстоятельствах, суд с учетом мнения явившихся участников процесса, руководствуясь положениями ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и отсутствием возражений со стороны представителя истца, счел возможным перейти к рассмотрению дела по существу с отсутствие не явившихся участников процесса в порядке заочного производства.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, приходит к следующему.
Согласно материалам дела следует, что Петровой Н.И. и Петровой Т.С. принадлежит на праве общей совместной собственности по 1/2 доли за каждым земельный участок площадью 544 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером 64:48:040213:8 на основании распоряжения комитета по земельным ресурсам администрации МО «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ №-р, договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № С-10-191Ф-4/3.
За время владения и эксплуатации земельного участка, Петровой Н.И. без получения разрешения на строительство на указанном выше земельном участке возведено самовольное строение, а именно согласно данным технического паспорта выданного 13 июня 2012 года, Саратовским филиалом АО «Ростехинвентаризация» общая площадь жилого дома ФИО11, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 198,5 кв.м., в том числе жилая 109,8 кв.м. Жилой дом состоит из следующих помещений и комнат: холл, площадью 40,5 кв.м. (1 этаж); котельная площадью 9,2 кв.м. (1 этаж); совмещенный санузел площадью 12,7 кв.м. (1 этаж); кухня площадью 17,3 кв.м. (1 этаж); гостинная площадью 53,0 кв.м. (1 этаж); жилая комната площадью 16,4 кв.м. (2 этаж); жилая комната площадью 40,4 кв.м. (2 этаж), коридор площадью 9,0 кв.м. (2 этаж).
В сентябре 2019 года Петрова Н.И. обратилась с заявлением в Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования «Город Саратов».
24 сентября 2019 года Комитетом дан ответ указывающий на ст. 222 ГК РФ, согласно которой признание права собственности на самовольные постройки после строительства (реконструкции) должно осуществляться в судебном порядке.
В данном ответе также указано, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утверждёнными решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280, земельный участок площадью 544 кв.м. с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, расположен в территориальной зоне Ж-4 – зоне застройке индивидуальными жилыми домами.
Для территориальной зоны Ж-4 вид использования «размещение жилого дома» относится к основному разрешенному виду использования земельного участка.
Согласно заключения кадастрового инженера ФИО6, указанный жилой дом, по адресу: <адрес>, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером № площадью 544 кв.м, по адресу: <адрес>.
Кроме того, указанное самовольное строение соответствуют санитарным, пожарным, строительным и техническим нормам и правилам предъявляемым к строительным объектам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровья граждан, что подтверждается положительным заключением ООО «Эталон».
Разрешая требования истцов о признании за ними права собственности на самовольно возведенное строение и руководствуясь положениями ст. ст. 218 и 222 Гражданского кодекса РФ, а также разъяснениями по их применению, данными в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд исходит из того, что иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и (или) отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры, и в этом случае суд должен установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
При этом суд учитывает, что согласно выше исследованным документам, на основании п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что возведенное истцом строение в виде жилого дома не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности дома, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу жизни и здоровью людей.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 года № 258-ФЗ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. п. 3 и 4 настоящей статьи (п. 2).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, обязательным условием для признания права собственности на самовольную постройку является подтверждение факта предоставления в установленном порядке земельного участка, на котором возведено самовольное строение, на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, допускающем строительство на нем данного объекта.
Как следует из выше исследованных судом документов, истцы в установленном законом порядке владеют, пользуются и распоряжаются земельным участком, поскольку за ними в установленном законом порядке на него зарегистрировано право собственности, а возведенное строение расположено в границах отведенного земельного участка, не угрожает жизни и здоровью граждан, права и законные интересы третьих ли соблюдены.
При этом, размещение самовольного строения согласовано с собственниками близ расположенных земельных смежных земельных участков, от которых в судебном заседании возражений относительно возможности удовлетворения иска, не поступило.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцами исковых требований о признании за ними права собственности на самовольно возведенное строение.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Петровой Н.И. и Петровой Т.С. к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании права собственности на самовольно возведенное строение – удовлетворить.
Признать за Петровой Н.И. и Петровой Т.С. право собственности в праве общей долевой собственности в размере 1/2 доли за каждым на жилой дом: Литер В, площадью 198,5 кв.м., в том числе жилая 109,8 кв.м., состоящий из следующих помещений: холл, площадью 40,5 кв.м. (1 этаж); котельная площадью 9,2 кв.м. (1 этаж); совмещенный санузел площадью 12,7 кв.м. (1 этаж); кухня площадью 17,3 кв.м. (1 этаж); гостинная площадью 53,0 кв.м. (1 этаж); жилая комната площадью 16,4 кв.м. (2 этаж); жилая комната площадью 40,4 кв.м. (2 этаж), коридор площадью 9,0 кв.м. (2 этаж), расположенный на земельном участке с кадастровым номером: 64:48:040213:8, по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 10 февраля 2020 года, а также ответчиком в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова.
Судья: А.Н. Кожахин