Дело №5-1147/21
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
12 мая 2021 года гор.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Танганов Б.И., при секретаре Тороновой А.С., рассмотрев в судебном заседании административный материал в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца ..., зарегистрированного и проживающего: ..., в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.20.2 КоАП РФ,
установил:
В суд поступил протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 в совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.20.2 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО8 с протоколом об административном правонарушении не согласились, вину ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.20.2 КоАП РФ, не признали. Суду пояснили, что действительно в указанное время и место ФИО1 находился на пл.Советов в г.Улан-Удэ, принял участие в митинге, о том, что проведение митинга не согласовано он не знал. Ничего предосудительного он не совершил, митинг носил мирный характер. Также пояснили, что ФИО1 за указанные действия привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ и не может повторно быть привлечен к ответственности. Просили производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В судебном заседании инспектор ФИО4 обстоятельства изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержал, полагал, что действия ФИО1 подлежат переквалификации на ч.5 ст.20.2 КоАП РФ в связи с отменой постановления Советского районного суда г.Улан-Удэ от 05.02.2021г.
Исследовав материалы административного дела, выслушав участника процесса, прихожу к следующему.
Часть 8 ст.20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 19 часов до 20 часов ФИО1, находясь по адресу: ..., пл.Советов, привлеченный 05.02.2021г. к административной ответственности Советским районным судом г.Улан-Удэ по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ к административному наказанию в виде обязательных работ в количестве 20 часов, повторно принял участие в несанкционированном публичном мероприятии в форме митинга, который не был согласован с администрацией МО «г.Улан-Удэ». В составе других граждан, также участвующих в несанкционированном публичном мероприятии, ФИО1 громко выражал свое мнение по актуальным проблемам общественно-политического характера, а именно в части недовольства порядком управления государством, формируя таким образом общественное мнение. Неоднократные требования сотрудников органов внутренних дел разойтись и прекратить участие в публичном мероприятии ФИО1 игнорировал и продолжал участие в нем. Своими действиями ФИО1 нарушил п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона №54-ФЗ от 19.06.2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Факт участия ФИО1 в указанном несогласованном мероприятии подтверждаются совокупностью доказательств, которые никаких сомнений в допустимости и достоверности не вызывают: протоколом об административном правонарушении; рапортом сотрудника полиции; письменным ответом органа местного самоуправления, видеозаписями; иными представленными административными материалами, а также пояснениями ФИО1 данными им в судебном заседании.
Так, порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Статьей 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные указанной статьей. Таким образом, данный Закон не допускает проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти (за исключением одиночного пикета).
Согласно ст.1 Закона Республики Бурятия от 22.12.2012 г. № 3075-IV «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Бурятия» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом Народного Хурала Республики Бурятия, депутатом представительного органа муниципального образования в Республике Бурятия в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается организатором публичного мероприятия в письменной форме в местную администрацию муниципального образования в Республике Бурятия, на территории которого планируется его проведение, в срок, установленный федеральным законодательством.
Из письма Администрации г.Улан-Удэ №285 от 20.04.2021г. следует, что уведомление ФИО5, ФИО6 о проведении 21.04.2021г. на площади Советов г.Улан-Удэ публичного мероприятия в форме митинга не подлежит рассмотрению, т.к. подано за пределами установленного законом периода.
Таким образом, вышеуказанное публичное мероприятие не было согласовано с органом местного самоуправления. Следовательно, установленный порядок проведения публичного мероприятия был нарушен.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Согласно ч.5 ст.5 указанного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией Российской Федерации и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (пункт 1 статьи 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (часть 3 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей, и не нарушать установленные для участников запреты.
Из представленных материалов следует, что ФИО1 21.04.2021г. в период времени с 19 час. до 20 час., находясь на пл.Советов г.Улан-Удэ, принял участие в публичном мероприятии в форме митинга, который не согласован в установленном порядке. На неоднократные требования сотрудников полиции прекратить участие в данном публичном мероприятии ФИО1 не реагировал.
Вместе с тем, представленные материалы не содержат сведений о повторном совершении ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.5 КоАП РФ, как на то указано в протоколе. Исходя из имеющихся у суда сведений постановление, которым 05.02.2021г. ФИО1 был привлечен к административной ответственности Советским районным судом г.Улан-Удэ по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ к административному наказанию в виде обязательных работ в количестве 20 часов – отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых оно было вынесено. Тем самым, предложенная должностным лицом квалификация действий ФИО1 по ч.8 ст.20.2 КоАП РФ, исходя из имеющихся материалов, своего подтверждения не находит.
При этом в силу разъяснений, приведенных в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи. Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Исходя из совершенных ФИО1 действий, они подпадают под нарушение, административная ответственность за которое предусмотрена ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Так, часть 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Доводы ФИО1 о том, что он не знал, что митинг не согласован суд расценивает критически, как способ избежать ответственности. Указанные доводы опровергаются совокупностью представленных административных материалов, в т.ч. видеозаписью, письменным ответом администрации г.Улан-Удэ. До начала участия в публичном мероприятии ФИО1 мог и должен был убедиться в его согласовании с органом местного самоуправления.
Доводы ФИО1 и его представителя о том, что производство по делу подлежит прекращению, т.к. ранее по тем же основаниям ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ судом обсуждены и подлежат отклонению. Судом изучено постановление Советского районного суда г.Улан-Удэ от 23.04.2021г., из указанного постановления видно, что ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение иного административного правонарушения, которое не охватывается диспозицией ч.5 ст.20.5 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о доказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
При назначении наказания, суд принимает во внимание характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, не признавшего свою вину, его поведение, а также то, что ранее (в течении года) ФИО7 административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекался. С учетом изложенного, суд считает необходимым назначить наказание в виде штрафа в размере 20000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.7, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца ..., виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) руб.
Административный штраф перечислить по следующим реквизитам:
Получатель: ...
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьей 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Документ об уплате штрафа необходимо представить в канцелярию Советского районного суда г.Улан-Удэ.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении указанного срока, судья изготавливает второй экземпляр указанного постановления и направляет его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня получения через Советский районный суд г. Улан-Удэ.
Судья Б.И. Танганов