Решение по делу № 2-57/2018 от 13.10.2017

Дело № 2-57/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2018 года город Сосногорск Республика Коми

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Бохоновой Н.А., с участием прокурора Воробей Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Сосногорска в интересах Прилипуховой ЛИ, Прилипуховой ЕА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Прилипуховой АА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., к администрации муниципального образования муниципального района «Сосногорск» о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения и совершить действия,

установил:

Прокурор города Сосногорска обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми с иском в интересах Прилипуховой Л.И., Прилипуховой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Прилипуховой А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., к администрации МО МР «Сосногорск», с учетом уточнения просил признать незаконным бездействие ответчика в части непринятия мер по проведению работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке, с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, предоставленном многодетной семье Прилипуховых в собственность согласно Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений»; обязать ответчика устранить в полном объеме выявленные нарушения закона путем проведения работ по подготовке технических условий для подключения земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения: электро-, газо-, водоснабжения, водоотведения, а также обеспечения проезда к земельному участку.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Сосногорска проведена проверка деятельности администрации МО МР «Сосногорск», установлено, что на основании постановления администрации МО МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ Прилипуховым предоставлен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство в районе <адрес> который не был обеспечен инженерно-технической инфраструктурой. Финансирование мероприятий по обеспечению инженерно-техническими коммуникациями земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, проведение работ по подготовке технических условий для подключения земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения является обязанностью органа местного самоуправления и должно осуществляться за счет бюджета МР «Сосногорск». Однако финансирование в бюджете муниципального образования в 2014-2017 гг. не предусмотрено, то есть возложенные законодательством обязательства ответчиком не исполняются, что является незаконным и нарушает социальные права граждан, относящихся к льготной категории граждан, создает препятствия к осуществлению прав и свобод граждан по использованию земельных участков по назначению.

Прокурор в суде на уточненных исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить.

Истец Прилипухова Л.И. и представитель несовершеннолетних Прилипуховой Е.А. и Прилипуховой А.А.- Прилипухов А.П. в суде на уточненных исковых требованиях настаивали, просили их удовлетворить. Указали, что производят строительство жилого дома, однако нет проезда к земельному участку и не проведены работы по формированию инженерной инфраструктуры.

Представитель ответчика Администрации МР «Сосногорск» Земскова Е.В., действующая на основании доверенности, в суде с уточненными исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на иск.

3 лица МКУ УКС г.Сосногорска, Управление ЖКХ Администрации МР «Сосногорск» о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Из материалов дела следует, что прокуратурой города Сосногорска проведена проверка деятельности администрации МО МР «Сосногорск» на предмет бездействия при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для выделения льготным категориям граждан, выразившееся в отсутствии финансирования необходимых мероприятий.

Установлено, что на основании постановления Администрации МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ Прилипуховой Л.И. как многодетной семье на землях категории- земли населенных пунктов предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. под индивидуальное жилищное строительство в районе <адрес> в соответствии с Законом РК от 28.06.2005 №59-РЗ О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений».

При этом земельный участок не был обеспечен инженерно-технической инфраструктурой (коммуникациями): газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода.

В соответствии со статьей 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч. 1). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3).

В соответствии с частью 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от 23.07.2013, действующей на момент возникновения правоотношений), граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 №59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений», земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от 23.07.2013, действующей на момент возникновения правоотношений), предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке проведения работ по определению технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение).

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

В соответствии с Приказом Минрегиона России от 09.09.2013 N 372 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", согласно пункту 4 части 1 статьи 14, пункту 4 части 1 статьи 15, пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.

Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.

При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Кроме того, обязанность обеспечения предоставляемого земельного участка сетями инженерно-технического обеспечения установлена ст.ст.44,48 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с п.7 ч.3 ст.44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

На основании части 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.

Согласно пункту 5 Правил, орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.

В соответствии с положениями статьи 7 Устава МО МР «Сосногорск» к вопросам местного значения МР «Сосногорск» отнесена организация в границах муниципального района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления представить технические условия заинтересованным лицам до даты проведения торгов или предоставления земельного участка, или решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Следовательно, финансирование мероприятий по обеспечению инженерно-техническими коммуникациями земельных участков, предоставляемых в аренду многодетным семьям, является обязанностью органа местного самоуправления и должно осуществляться за счет бюджета муниципального района «Сосногорск».

Однако, как следует из материалов дела, прокуратурой г.Сосногорска установлено, что финансирование мероприятий по обеспечению инженерно-техническими коммуникациями земельных участков, предоставляемых в собственность многодетным семьям в 2013 году, в бюджете муниципального образования на 2014-2017 гг. не предусмотрено.

При изложенных обстоятельствах, и учитывая положения действующего законодательства, предусматривающего, что еще на стадии предоставления земельных участков органы местного самоуправления принимают меры по организации инженерной инфраструктуры земельных участков, обеспечивают финансирование мероприятий по обеспечению инженерно-техническими коммуникациями земельных участков, предоставляемых многодетным семьям учитывая, что бездействием ответчика по непринятию мер по проведению работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке, предоставленном истцам Прилипуховым как многодетной семье, нарушает их права и создает препятствия к осуществлению прав и свобод граждан по использованию земельного участка по назначению, то уточненные исковые требования прокурора следует удовлетворить.

Доводы представителя ответчика о том, что при оформлении прав на данный земельный участок истцам было известно об отсутствии инженерной инфраструктуры на данном земельном участке, не является достаточным основанием для отказа в иске.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

решил:

Исковое заявление прокурора города Сосногорска в интересах Прилипуховой ЛИ, Прилипуховой ЕА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Прилипуховой АА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., к администрации муниципального образования муниципального района «ФИО2» о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения и совершить действия - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации МО МР «Сосногорск» в части непринятия мер по проведению работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке, с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, предоставленном многодетной семье Прилипуховых в собственность согласно Закону Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений».

Обязать Администрацию МО МР «Сосногорск» устранить в полном объеме выявленные нарушения закона путем проведения работ по подготовке технических условий для подключения земельного участка с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес> к сетям инженерно-технического обеспечения: электро-, газо-, водоснабжения, водоотведения, а также обеспечения проезда к земельному участку.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение одного месяца через Сосногорский городской суд Республики Коми со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 21 февраля 2018 года.

Председательствующий          Дудина О.С.

Копия верна: судья- Дудина О.С.

2-57/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города Сосногорска в интересах Прилипухова Любови Игоревны, Прилипухова Екатерины Александровны, Прилипухова Александры Александровны
Прилипухова Л.И.
Прокурор города Сосногорска в интересах Прилипухова Любови Игоревны, Прилипухова Екатерины Александровны, Прилипухова Ал
Прилипухова Любовь Игоревна
Ответчики
администрация МР "Сосногорск"
Другие
Прилипухов А.П.
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
sosnsud.komi.sudrf.ru
13.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2017Передача материалов судье
16.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2017Судебное заседание
09.11.2017Судебное заседание
14.12.2017Судебное заседание
14.12.2017Судебное заседание
13.02.2018Производство по делу возобновлено
13.02.2018Судебное заседание
13.02.2018Судебное заседание
16.02.2018Судебное заседание
16.02.2018Судебное заседание
21.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2018Дело оформлено
22.03.2018Дело передано в архив
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Производство по делу возобновлено
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив
16.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее