Решение по делу № 33-6410/2023 от 08.08.2023

Дело № 2-3453/2023

№ 33-6410/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 05 сентября 2023 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Афанасьевой Ж.В.,

судей областного суда Полшковой Н.В., Хаирова М.Р.,

при секретаре Красниковой Д.Д.,

с участием прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Оренбургской области Киреевой Ю.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления МЧС России по Оренбургской области к Пешеходько А.В. о выселении из жилого помещения, снятии с регистрационного учета

по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Оренбургской области, апелляционному представлению прокурора Ленинского района г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Афанасьевой Ж.В., пояснения представителя истца Главного управления МЧС России по Оренбургской области Кущановой Ю.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы в полном объеме, пояснения ответчика Пешеходько А.В., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, поддержавшего доводы апелляционного представления, заключение Киреевой Ю.П., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

истец ГУ МЧС России по Оренбургской области обратился в суд с указанным иском, в обоснование указав, что в период с (дата) по (дата) Пешеходько А.В. проходил службу в Государственной противопожарной службе. На основании решения жилищно-бытовой комиссии ПО-1 от (дата) ответчик зарегистрирован и проживает в (адрес). Здание пожарного депо по адресу: (адрес) кадастровым номером , общей площадью 2 388,3 кв.м. закреплено на праве оперативного управления за истцом. Ранее указанный объект недвижимости имел адрес: (адрес). С (дата) Пешеходько А.В. в трудовых отношениях с ГУ МЧС России по Оренбургской области не состоит. В связи с прекращением пребывания на государственной службе ответчик утратил право пользования специализированным жилым помещением. Договор найма жилого помещения с ответчиком не заключался. 28 мая 2021 года ответчику направлено уведомление с требованием освободить жилое помещение в двухмесячный срок в связи с отсутствием договора социального найма, которое до настоящего времени не исполнено. Кроме того, ответчиком не оплачена задолженность за коммунальные услуги.

Просили суд с учетом уточнения исковых требований выселить без предоставления другого жилого помещения Пешеходько А.В. из жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес); обязать УВМ УВД России по Оренбургской области снять ответчика с регистрационного учета в жилом помещении, расположенном по адресу: (адрес); взыскать в свою пользу с ответчика задолженность за коммунальные услуги за период с (дата) по (дата) в размере 65 517, 17 руб.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 марта 2022 года с учетом дополнительного решения Ленинского районного суда г. Оренбурга от 11 апреля 2022 года исковые требования Главного управления МЧС России по Оренбургской области удовлетворены. Судом постановлено:

выселить Пешеходько А.В. из помещения, расположенного по адресу: (адрес), без предоставления другого жилого помещения.

Взыскать с Пешеходько А.В. в пользу Главного управления МЧС России по (адрес) задолженность за коммунальные услуги за период с (дата) по (дата) в размере 65 517, 17 руб.

Взыскать с Пешеходько А.В. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «город Оренбург» в размере 2 465, 52 руб.

Решение суда является основания для снятия Пешеходько А.В. с регистрационного учета по адресу: (адрес).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 16 июня 2022 года решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 15 марта 2022 года и дополнительное решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 11 апреля 2022 года оставлены без изменения, а апелляционная жалоба Пешеходько А.В. – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16 февраля 2023 года решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 марта 2022 года, дополнительное решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 11 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 16 июня 2022 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В ходе нового рассмотрения дела протокольным определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 апреля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области.

Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 мая 2023 года производство по делу в части требований ГУ МЧС России по Оренбургской области к Пешеходько А.В. о взыскании задолженности за коммунальные услуги прекращено, в связи с отказом истца от исковых требований.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 мая 2023 года исковые требования Главного Управления МЧС России по Оренбургской области к Пешеходько А.В. о выселении из жилого помещения удовлетворены частично. Судом постановлено:

выселить Пешеходько А.В. из помещения, расположенного по адресу: (адрес), с предоставлением другого жилого помещения, находящегося в черте г. Оренбурга, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

Решение суда является основанием для снятия Пешеходько А.В. с регистрационного учета по адресу: (адрес)

С таким решением не согласились ГУ МЧС России по Оренбургской области, прокуратура Ленинского района г. Оренбурга, в своих апелляционных жалобе и представлении просят об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность по доводам, изложенным в жалобе, представлении, соответственно.

Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании апелляционной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о назначении апелляционной жалобы к рассмотрению в судебном заседании, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), ходатайств об отложении рассмотрения апелляционной жалобы до начала судебного заседания не представили, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Учитывая надлежащее извещение всех участников процесса о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в целях обеспечения соблюдения разумных сроков судопроизводства жалоба рассмотрена при имеющейся явке.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. С учетом указанной правовой нормы судебная коллегия проверяет законность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Пешеходько А.В. проходил службу в Государственной противопожарной службе в период с (дата) (приказ УГПС от (дата) ) по (дата) (приказ ГУ МЧС России по Оренбургской области от (дата) ).

Согласно протоколу № 6 жилищно-бытовой комиссии, утвержденному (дата), капитану внутренней службы Пешеходько А.В. предоставлена для заселения комната в служебном общежитии .

(дата) Пешеходько А.В. заключил брак с ФИО, после регистрации брака жене присвоена фамилия «ФИО», что подтверждается свидетельством серии

Выпиской из домовой книги для прописки граждан, проживающих в общ. (адрес), а также сведениями отдела адресно-справочной работы УФМС России по Оренбургской области от 12 декабря 2021 года подтверждается, что ответчик Пешеходько А.В. с (дата) зарегистрирован по адресу: (адрес), общежитие.

Постановлением главы г. Оренбурга от (дата) -п объекту недвижимости, расположенному по адресу: (адрес), присвоен новый адрес: (адрес).

Из материалов дела следует, что нежилое здание «пожарное депо на 4 а/машины», расположенное по адресу: (адрес), общей площадью 2 388,3 кв.м., кадастровый принадлежит на праве оперативного управления ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области на основании распоряжений ТУ Росимущества по Оренбургской области от (дата) -р, (дата) -р «О перераспределении федерального имущества».

28 мая 2021 года истцом в адрес Пешеходько А.В. направлено уведомление с требованием освободить занимаемое им помещение, по адресу: (адрес), в двухмесячный срок с момента получения уведомления в связи с отсутствием правовых оснований пользования указанным помещением. Указанное уведомление получено Пешеходько А.В. (дата), что подтверждается личной подписью ответчика, однако до настоящего времени ответчик не освободил спорное служебное помещение.

Учитывая, что требования о выселении из помещения и снятии с регистрационного учета ответчиком не исполнено, истец обратился в суд с настоящим иском.

Актом проверки жилищных условий от 06 октября 2021 года подтверждается, что по адресу: (адрес) ответчик Пешеходько А.В. проживает в трехкомнатной квартире, площадью 36 кв.м., трехэтажного здания пожарного депо. Супруга совместно с Пешеходько А.В. по указанному адресу не проживает.

Согласно сведениям ГУ МЧС России по Оренбургской области договор найма жилого помещения по адресу: (адрес) между ГУ МЧС России по Оренбургской области и Пешеходько А.В. не заключался.

В ходе судебного разбирательства ответчик пояснил, что является пенсионером МЧС, отслужил более 20 лет, проживал в спорном жилом помещении временно. По обещанию руководителя Управления сотрудникам в будущем должны были предоставить квартиры. На учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда Пешеходько А.В. не состоит, договоры о предоставлении жилья с ним не заключались, других жилых помещений в пользовании не имеет.

Разрешая настоящий спор, суд пришел к выводу, что спорное помещение было предоставлено Пешеходько А.В. как жилое помещение и занимаемое ответчиком помещение является жилым, по следующим основаниям.

Согласно выписке из ЕГРН, здание «пожарное дело на 4 а/машины» с кадастровым номером по адресу: (адрес), с входящим в его состав спорным помещением, в котором зарегистрирован и проживает ответчик, является нежилым.

Однако спорное помещение предоставлено Пешеходько А.В. для заселения как комната в служебном общежитии, что прямо отражено в выписке из протокола жилищно – бытовой комиссии от (дата).

В судебном заседании 12 мая 2023 года обозревались материалы инвентарного дела на спорное здание, запрошенные в ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», из которых следует, что здание имеет смешанное назначение, на 3 этаже имеются комнаты с назначением «жилые».

Согласно пояснениям представителя истца, спорное помещение расположено на третьем этаже здания.

Обозревая экспликацию третьего этажа здания, находящуюся в материалах инвентарного дела, суд усмотрел наличие жилых помещений (помещение , площадью 16 кв.м., – 13,1 кв.м., – 16,8 кв.м., – 10,2 кв.м., – 7,6 кв.м., – 19 кв.м., – 17,4 кв.м.), а также подсобных помещений.

Доказательств перевода данных жилых комнат в статус нежилых помещений материалы инвентарного дела не содержат.

Как установлено в ходе рассмотрения дела и подтверждается трудовой книжной, Пешеходько А.В. с (дата) по (дата) проходил службу в УГПС УВД (адрес), в период с (дата) по (дата) – в Государственной противопожарной службе, то есть в совокупности более десяти лет.

Кроме того, 1 –ОГПС ГУ по делам ГОЧС Оренбургской области, в котором проходил службу Пешеходько А.В., ликвидирован, (дата) Пешеходько А.В. уволен переводом в ОГПС ГУ МЧС России по Оренбургской области.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что к моменту введения в действие ЖК РФ (01 марта 2005 года) Пешеходько А.В. обладал статусом лиц, названного в статье 108 ЖК РСФСР.

Согласно приказу начальника ГУ МЧС России по Оренбургской области от (дата) начата процедура ликвидации 1-ОГПС ГУ по делам ГОЧС Оренбургской области.

Список сотрудников 1 отряда Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Оренбургской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, представлен истцом в материалы дела. В данном списке Пешеходько А.В. отсутствует.

Из ответа Главного управления МЧС России по Оренбургской области на запрос суда следует, что список сотрудников ОГПС-1, нуждающихся в улучшении жилищных условий за период с (дата) по (дата) в архиве главного управления отсутствует. Пешеходько А.В. по состоянию на (дата) на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда, жилого помещения по договору социального найма, нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в ГУ МЧС России по Оренбургской области не состоят. В списках сотрудников ФПС (граждан, уволенных со службы), нуждающихся в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда, жилого помещения по договору социального найма, в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения также не значится. Документы, подтверждающие постановку Пешеходько А.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а именно рапорт о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, решение жилищно – бытовой комиссии отсутствует.

Согласно архивной справке ГУ МЧС России по Оренбургской области, с (дата) УГПС УВД Оренбургской области преобразовано в УГПС МЧС России Оренбургской области, которое вошло в состав Главного управления по делам ГОиЧС Оренбургской области. Последнее реорганизовано в Главное управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области, преобразованное в департамент ПБ и ГЗ Оренбургской области.

Из ответа Департамента ПБ и ГЗ Оренбургской области на запрос суда следует, что документация и учетное дело в отношении Пешеходько А.В., а также список сотрудников 1 отряда ГПС ГУ МЧС России по Оренбургской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий за какие-либо периоды, в департаменте отсутствует.

В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции было установлено и подтверждено самим истцом, что Пешеходько А.В. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по состоянию на 01 марта 2005 года и на момент увольнения со службы не состоял, на дату рассмотрения судом настоящего спора на учете в качестве нуждающегося также не состоит.

Вместе с тем, Пешеходько А.В. был обеспечен жилым помещением в служебном общежитии в связи с осуществлением трудовой деятельности, следовательно, в силу положений п. 5 ст. 29 ЖК РСФСР мог быть признан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

При этом отсутствие списков сотрудников 1 отряда ГПС ГУ МЧС России по Оренбургской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по состоянию на 01 марта 2005 года, не может быть поставлено в вину Пешеходько А.В. и отразиться на его жилищных правах, гарантированных законом.

Материалами дела подтверждается отсутствие сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах Пешеходько А.В. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

Материалы дела не содержат сведений и суду первой инстанции не было представлено доказательств того, что Пешеходько А.В. является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст.ст. 49, 51, 52, 103, 105 ЖК РФ, ст.ст. 29, 30, 31, 109 ЖК РСФСР, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», суд первой инстанции, пришел к выводу, что Пешеходько А.В. имел право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по состоянию на 01 марта 2005 года и является нуждающимися в улучшении жилищных условий на дату рассмотрения настоящего спора. Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что Пешеходько А.В. был обеспечен жилым помещением в служебном общежитии в связи с осуществлением трудовой деятельности, на момент увольнения со службы имел выслугу более 10 лет и на дату введения в действие ЖК РФ 01 марта 2005 года имел право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и является нуждающимися в улучшении жилищных условий на дату рассмотрения настоящего спора, постольку он не может быть выселен из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Таким образом, исковые требование ГУ МЧС России по Оренбургской области о выселении Пешеходько А.В. из спорного жилого помещения, снятии его с регистрационного учета были удовлетворены с возложением на истца обязанности предоставить ему другое жилое помещение, находящееся в черте г. Оренбурга, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

ГУ МЧС России по Оренбургской области в апелляционной жалобе не согласились с выводом суда в части признания спорного помещения жилым. Указали, что здание «пожарное депо на 4 а/машины» с кадастровым номером по адресу: (адрес), имеет назначение – нежилое, не предназначено для проживания граждан. До 2008 года указанное здание находилось в фактическом пользовании 1-ОГПС, в 2008 году по договору пожертвования передано ООО «Газпромдобыча Оренбург» в ГО и ЧС Оренбургской области как нежилое. ООО «Газпромдобыча Оренбург» пользовалось и распоряжалось зданием как нежилым. Данный объект недвижимости построен для круглосуточного нахождения обслуживающего персонала н особо важных объектах. Пожарное депо также предусматривает круглосуточное нахождение обслуживающего персонала. Перевод указанного объекта недвижимости из нежилого в жилое с последующим его включением в специализированный жилищный фонд невозможен, поскольку изменение назначения противоречит режиму и градостроительному регламенту данных функциональных зон земельного участка, а также видам разрешенного использования земельных участков.

Кроме того, истец в апелляционной жалобе указывает, что ввиду отсутствия решения об отнесении спорного жилого помещения к жилому фонду, а также специализированному жилому фонду, ответчик утратил право пользования спорным помещением, подлежит выселению из него без предоставления другого жилого помещения и снятию с регистрационного учета.

Судебная коллегия находит довод апелляционной жалобы ГУ МЧС России по Оренбургской области в части выселения ответчика из спорного помещения без предоставления другого жилого помещения, и снятия его с регистрационного учета заслуживающими внимания, исходя из следующего.

В силу статьи 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно части 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.

Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 103 ЖК РФ определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых - обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Так согласно п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").

Из материалов дела следует, что к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Пешеходько А.В. проработал в 1 отряде Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Оренбургской области, предоставившем жилое помещение в связи с прохождением службы, более 10 лет, соответственно Пешеходько А.В. отнесен к категории лиц, названных в пункте 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР.

Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из специализированного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 года). В этом случае к спорным правоотношениям применяются положения статьи 108 ЖК РСФСР и после введения в действие ЖК РФ при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.

Отменяя судебные постановления, Шестой кассационный суд общей юрисдикции в определении от 16 февраля 2023 года также указал на то, что юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является выяснение не только обстоятельств наличия у Пешеходько к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 года) статусом лиц, названного в статье 108 ЖК РСФСР и наличия права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по состоянию на 01 марта 2005 года, а также является ли он нуждающимися в улучшении жилищных условий на дату рассмотрения спора.

Согласно части 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 статьи 14, части 4 и 5 статьи 50ЖК РФ).

Категории граждан, место жительства которых находится на территории Оренбургской области, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области, и порядок предоставления им таких помещений установлен Законом Оренбургской области от 23 ноября 2005 № 2733/489-III-ОЗ (ред. от 02.09.2022) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», Законом Оренбургской области от 23 ноября 2005 № 2729/485-III-ОЗ (ред. от 02.12.2021) «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма».

Статьей 1 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 № 2729/485-III-ОЗ установлено, что малоимущие - граждане, чей ежемесячный доход и стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышают предельных величин, установленных органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Расчетный период - временной отрезок, за который гражданин-заявитель представляет в уполномоченный орган сведения для определения ежемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или ежемесячного дохода одиноко проживающего гражданина.

В силу статьи 2 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 № 2729/485-III-ОЗ признание граждан малоимущими осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Постановлением Оренбургского городского совета от 19 мая 2005 года № 119 на территории Оренбурга установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма; учетная норма площади жилого помещения в размере 13,5 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения.

Проверяя наличие права у Пешеходько А.В. состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, как малоимущие граждане, судебной коллегией в судебном заседании апелляционной инстанции согласно ст.ст. 327, 327.1 ГПК РФ качестве новых доказательств принято постановление администрации г. Оренбурга от 23 мая 2022 года -п об отказе Пешеходько А.В. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представляемом по договору социального найма по категории «малоимущие граждане» в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Кроме того, судебной коллегией было принят также ответ Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга от 31 мая 2022 года, из которого следует, что необходимо 14 кв.м. общей площади жилого помещения, на приобретения которых требуется 860 111 рублей (14х61436,5). При этом, возможность Пешеходько А.В. по приобретению необходимой общей площади составляет 974 593,2 руб. Таким образом, Администрацией сделан вывод о том, что Пешеходько А.В. не имеет права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «малоимущие граждане».

Указанное постановление администрации г. Оренбурга не оспорено, незаконным не признано.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик также подтвердил, что его ежемесячные доход составляет 22 000 руб.

Таким образом, судебной коллегией установлено, что Пешеходько А.В. не состоит на учете в качестве лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по категории «малоимущие граждане» и не имеет право состоять на таком учете.

Поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено к настоящему времени наличия у Пешеходько А.В. законных оснований пользования служебным жилым помещением, то судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении иска Главного Управления МЧС России по Оренбургской области к Пешеходько А.В. о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) (ранее (адрес)) без предоставления другого жилого помещения, в связи с утратой права пользования указанным помещением.

В указанной части решение суда первой инстанции подлежит изменению.

Указанная позиция нашла свое отражение в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2023 года N 89-КГ23-4-К7.

Доводы апелляционного представления прокурора Ленинского района г. Оренбурга о том, что Пешеходько А.В. имел право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, следовательно, не подлежит выселению из жилого помещения без предоставления иного помещения, поскольку спорное помещение обладает признаками жилого помещения, Пешеходько А.В. вселился в служебное жилье в связи с прохождением службы в противопожарной службе УВД до введения в действие ЖК РФ, отработал в указанной системе более 10 лет, ему не принадлежит на праве собственности иное жилое помещение, основаны на неправильном толковании норм материального закона, поскольку в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из специализированного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 года). В этом случае к спорным правоотношениям применяются положения статьи 108 ЖК РСФСР и после введения в действие ЖК РФ при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.

Вместе с тем, ответчик Пешеходько А.В. таким правом не обладает, решением органа местного самоуправления ему отказано в принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2022 года № 350-О, статья 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» устанавливает гарантии социальной защиты для определенной категории граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, касающихся подтверждения нуждаемости в жилом помещении. Согласно части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право названные в статье 49 этого Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. К указанным категориям относятся малоимущие граждане (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно ст. 7 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ», снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях: выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Поскольку ответчик выселен из спорного жилого помещения, он подлежит снятию с регистрационного учета по данному адресу на основании данного судебного постановления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 мая 2023 года изменить.

Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:

«Исковые требования Главного Управления МЧС России по Оренбургской области к Пешеходько А.В. о выселении из жилого помещения – удовлетворить.

Выселить Пешеходько А.В. из помещения, расположенного по адресу: (адрес) без предоставления другого жилого помещения».

Решение суда является основанием для снятия Пешеходько А.В. с регистрационного учета по адресу: (адрес)

Председательствующий

Судьи

33-6410/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
ГУ МЧС России по Оренбургской области
Прокурор Ленинского района г. Оренбурга
Ответчики
Пешеходько Александр Васильевич
Другие
Дникешева Гульнара Жумагалиевна
Департамент пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области
ТУ Росимущества в Оренбургской области
пр/истца Кущанова Гуляйм Тельмановна
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Афанасьева Жанна Вячеславовна
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
09.08.2023Передача дела судье
05.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2023Передано в экспедицию
05.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее