Дело № 2-1056/2023
УИД: 21RS0025-01-2022-006941-46
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2023 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Котеевой Н.Н., с участием помощника прокурора Московского района г. Чебоксары – Садртдиновой Е.Н., представителя СНТ «Ромашка» - Болотова А.В., представителя ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Иванова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района г. Чебоксары к администрации города Чебоксары о возложении обязанности разработать проектную документацию наружного противопожарного водоснабжения и оборудовать территорию наружным противопожарным водопроводом в соответствии с проектной документацией,
установил:
Прокурор Московского района г. Чебоксары, реализуя предоставленные ему ст. 45 ГПК РФ полномочия, обратился в суд с иском, с учетом внесенных уточнений, в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на администрацию города Чебоксары в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проектную документацию наружного противопожарного водоснабжения территории СНТ «Ромашка» и в соответствии с проектной документацией оборудовать территорию СНТ «Ромашка» наружным противопожарным водопроводом с установкой пожарных гидрантов, обеспечивающих требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений в соответствии с требованиями СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности». Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности на поднадзорной территории, в ходе которой установлено, что в период с дата ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии в отношении муниципального образования администрации г. Чебоксары проведена плановая проверка по соблюдению требований в области пожарной безопасности на территории Чебоксарского городского округа, в том числе, и в отношении источников противопожарного водоснабжения коллективных садов, включая СНТ «Ромашка». В результате проверки было установлено, что близлежащий источник водоснабжения, который возможно использовать в качестве источника наружного противопожарного водоснабжения – пожарный гидрант ------ адрес), расположен на расстоянии ------ м. от названного СНТ. По результатам проверки ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии в адрес администрации города Чебоксары дата вынесено предписание ----- об устранении нарушений требований пожарной безопасности и принятии мер по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения безводных участков, в том числе и СНТ «Ромашка», которое, по утверждениям прокурора, прекратило свою деятельность с дата в связи с ликвидацией. Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, а также на положения Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, Свод Правил 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденные приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225, прокурор просит возложить на администрацию города Чебоксары обязанность устранить указанные в иске нарушения требований пожарной безопасности, поскольку бездействие ответчика создает реальную угрозу для жизни и здоровья пребывающих на указанной территории граждан и может привести к их гибели.
В судебном заседании представитель прокуратуры Московского района г. Чебоксары - Садртдинова Е.Н. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям и вновь привела их суду.
Представитель администрации г. Чебоксары в судебное заседание не явился, о месте и времени разрешения данного спора извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. В направленном ранее письменном отзыве на иск просил отказать в удовлетворении данного иска по мотивам того, что администрация г. Чебоксары не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку организация по созданию условий для забора воды в целях пожаротушения на территории садоводства возложено на само садоводство, у администрации г. Чебоксары отсутствует обязанность по обеспечению садоводств противопожарными водоемами или резервуарами. Кроме того, строительство наружных сетей водоснабжения и водоотведения входит в обязанности АО «Водоканал».
Представитель СНТ «Ромашка» в судебном заседании данный иск поддержал, пояснив суду, что СНТ «Ромашка» было создано в дата года, земельный участок в его собственности не находится, строительство наружных сетей пожарного водоснабжения на него не может быть возложено.
Представитель ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Иванов И.Н. поддержал заявленные прокурором требования, пояснив суду, что действующие правила противопожарного режима обязывают органы местного самоуправления создать условия для забора воды из источников наружного водоснабжения на территориях садоводческих товариществ и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
Представители АО «Водоканал», Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в судебное заседание не явились, о месте и времени разрешения спора извещены надлежащим образом.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, относящихся к общепризнанным принципам и нормам международного права и согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе, и, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Учитывая, что ответчик был своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в суде и ему была обеспечена реальная возможность явиться к месту судебного разбирательства вовремя, суд рассматривает его неявку волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав. Указанное обстоятельство, по мнению суда, не может служить препятствием для рассмотрения судом дела по существу (ст. 167 ГПК РФ) в порядке заочного производства, на который выразил свое согласие истец.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:
1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских пунктов в числе прочих относится включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий городских округов.
На основании статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары.
Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.
Согласно пункту 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
В силу статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Таким образом, лицо, ответственное за содержание в надлежащем состоянии пожарного оборудования, расположенного на сетях наружного водопровода, определяется в зависимости от его расположения относительно границы ответственности соответствующей водопроводной сети.
Как следует из статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
К наружному противопожарному водоснабжению относятся:
1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод);
2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) пожарные резервуары.
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.
Допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); складов минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); зданий радиотелевизионных передающих станций, холодильников и хранилищ овощей и фруктов.
Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.
В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункте 1 статьи 7 называет одной из целей осуществления деятельности товарищества - создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
В целях оказания государственной и муниципальной поддержки садоводства и огородничества органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе организовывать в границах территории садоводства или огородничества снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, снабжение топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ч. 3 ст. 26).
Таким образом, приведенные положения действующего законодательства возлагают на органы местного самоуправления ряд обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
Как следует из материалов дела, в период с дата ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии в отношении муниципального образования администрации города Чебоксары проведена плановая проверка по соблюдению требований в области пожарной безопасности на территории Чебоксарского городского округа, в том числе в отношении источников противопожарного водоснабжения коллективных садов, включая СНТ «Ромашка», в результате которой были выявлены нарушения, изложенные в акте проверки. В частности, проверкой было установлено, что безводные участки, в том числе СНТ «Ромашка», не оборудованы наружным противопожарным водоснабжением. В адрес ответчика дата ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии вынесено предписание ----- об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которое в указанный в нем срок не было исполнено, что послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском, поскольку невыполнение предписания об устранении нарушений пожарной безопасности нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и создает угрозу для их жизни и здоровья.
Довод о том, что администрация г. Чебоксары не обязана с целью выполнения требований пожарной безопасности оборудовать наружный противопожарный водопровод, являются необоснованными, поскольку требования к оборудованию противопожарным водопроводом поселений и городских округов прямо предусмотрено положениями статьи 68 Федерального закона N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесены Федеральным законом N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления (статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
В силу ст. 41 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 30.11.2005 N 40, администрация города Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики, что относит ее к надлежащему ответчику по заявленным прокурором требованиям.
Помимо этого, суд также учитывает, что законность вынесенного предписания от дата ответчиком не оспорена и его законность под сомнение не ставилась.
Согласно ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Указанный прокурором срок суд считает разумным.
К тому же эта обязанность должна была быть исполнена администрацией г. Чебоксары после издания Приказа МЧС России от 30.03.2020 N 225 «Об утверждении свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», устанавливающего требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов, с началом его действия - дата. С указанного времени администрация г. Чебоксары обязана была сама исполнить предписания, указанного нормативного правового акта, решив вопрос о выделении из местного бюджета денежных средств на цели обеспечения пожарной безопасности, однако более чем 2 года никаких действий не предпринимала. При этом, в случае возникновения обстоятельств, имеющих исключительный характер и, действительно, препятствующих к совершению исполнительных действий, ответчик не лишен возможности поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Обязать администрацию города Чебоксары в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проектную документацию наружного противопожарного водоснабжения территории СНТ «Ромашка» и в соответствии с проектной документацией оборудовать территорию СНТ «Ромашка» наружным противопожарным водопроводом с установкой пожарных гидрантов, обеспечивающих требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений в соответствии с требованиям СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности».
Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г. Чебоксары заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева
Мотивированное решение составлено 13 июля 2023 года.