Решение по делу № 2-1056/2023 от 10.01.2023

Дело № 2-1056/2023

УИД: 21RS0025-01-2022-006941-46

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июля 2023 года                  г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Котеевой Н.Н., с участием помощника прокурора Московского района г. Чебоксары – Садртдиновой Е.Н., представителя СНТ «Ромашка» - Болотова А.В., представителя ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Иванова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района г. Чебоксары к администрации города Чебоксары о возложении обязанности разработать проектную документацию наружного противопожарного водоснабжения и оборудовать территорию наружным противопожарным водопроводом в соответствии с проектной документацией,

установил:

Прокурор Московского района г. Чебоксары, реализуя предоставленные ему ст. 45 ГПК РФ полномочия, обратился в суд с иском, с учетом внесенных уточнений, в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на администрацию города Чебоксары в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проектную документацию наружного противопожарного водоснабжения территории СНТ «Ромашка» и в соответствии с проектной документацией оборудовать территорию СНТ «Ромашка» наружным противопожарным водопроводом с установкой пожарных гидрантов, обеспечивающих требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений в соответствии с требованиями СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности». Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности на поднадзорной территории, в ходе которой установлено, что в период с дата ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии в отношении муниципального образования администрации г. Чебоксары проведена плановая проверка по соблюдению требований в области пожарной безопасности на территории Чебоксарского городского округа, в том числе, и в отношении источников противопожарного водоснабжения коллективных садов, включая СНТ «Ромашка». В результате проверки было установлено, что близлежащий источник водоснабжения, который возможно использовать в качестве источника наружного противопожарного водоснабжения – пожарный гидрант ------ адрес), расположен на расстоянии ------ м. от названного СНТ. По результатам проверки ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии в адрес администрации города Чебоксары дата вынесено предписание ----- об устранении нарушений требований пожарной безопасности и принятии мер по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения безводных участков, в том числе и СНТ «Ромашка», которое, по утверждениям прокурора, прекратило свою деятельность с дата в связи с ликвидацией. Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, а также на положения Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, Свод Правил 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденные приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225, прокурор просит возложить на администрацию города Чебоксары обязанность устранить указанные в иске нарушения требований пожарной безопасности, поскольку бездействие ответчика создает реальную угрозу для жизни и здоровья пребывающих на указанной территории граждан и может привести к их гибели.

В судебном заседании представитель прокуратуры Московского района г. Чебоксары - Садртдинова Е.Н. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям и вновь привела их суду.

Представитель администрации г. Чебоксары в судебное заседание не явился, о месте и времени разрешения данного спора извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. В направленном ранее письменном отзыве на иск просил отказать в удовлетворении данного иска по мотивам того, что администрация г. Чебоксары не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку организация по созданию условий для забора воды в целях пожаротушения на территории садоводства возложено на само садоводство, у администрации г. Чебоксары отсутствует обязанность по обеспечению садоводств противопожарными водоемами или резервуарами. Кроме того, строительство наружных сетей водоснабжения и водоотведения входит в обязанности АО «Водоканал».

Представитель СНТ «Ромашка» в судебном заседании данный иск поддержал, пояснив суду, что СНТ «Ромашка» было создано в дата года, земельный участок в его собственности не находится, строительство наружных сетей пожарного водоснабжения на него не может быть возложено.

Представитель ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Иванов И.Н. поддержал заявленные прокурором требования, пояснив суду, что действующие правила противопожарного режима обязывают органы местного самоуправления создать условия для забора воды из источников наружного водоснабжения на территориях садоводческих товариществ и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.

Представители АО «Водоканал», Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в судебное заседание не явились, о месте и времени разрешения спора извещены надлежащим образом.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, относящихся к общепризнанным принципам и нормам международного права и согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе, и, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Учитывая, что ответчик был своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в суде и ему была обеспечена реальная возможность явиться к месту судебного разбирательства вовремя, суд рассматривает его неявку волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав. Указанное обстоятельство, по мнению суда, не может служить препятствием для рассмотрения судом дела по существу (ст. 167 ГПК РФ) в порядке заочного производства, на который выразил свое согласие истец.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:

1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;

2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;

4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;

5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских пунктов в числе прочих относится включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий городских округов.

На основании статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары.

Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.

Согласно пункту 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

В силу статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Таким образом, лицо, ответственное за содержание в надлежащем состоянии пожарного оборудования, расположенного на сетях наружного водопровода, определяется в зависимости от его расположения относительно границы ответственности соответствующей водопроводной сети.

Как следует из статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

К наружному противопожарному водоснабжению относятся:

1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод);

2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) пожарные резервуары.

Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.

Допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); складов минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); зданий радиотелевизионных передающих станций, холодильников и хранилищ овощей и фруктов.

Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.

В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункте 1 статьи 7 называет одной из целей осуществления деятельности товарищества - создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

В целях оказания государственной и муниципальной поддержки садоводства и огородничества органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе организовывать в границах территории садоводства или огородничества снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, снабжение топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ч. 3 ст. 26).

Таким образом, приведенные положения действующего законодательства возлагают на органы местного самоуправления ряд обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.

Как следует из материалов дела, в период с дата ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии в отношении муниципального образования администрации города Чебоксары проведена плановая проверка по соблюдению требований в области пожарной безопасности на территории Чебоксарского городского округа, в том числе в отношении источников противопожарного водоснабжения коллективных садов, включая СНТ «Ромашка», в результате которой были выявлены нарушения, изложенные в акте проверки. В частности, проверкой было установлено, что безводные участки, в том числе СНТ «Ромашка», не оборудованы наружным противопожарным водоснабжением. В адрес ответчика дата ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии вынесено предписание ----- об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которое в указанный в нем срок не было исполнено, что послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском, поскольку невыполнение предписания об устранении нарушений пожарной безопасности нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и создает угрозу для их жизни и здоровья.

Довод о том, что администрация г. Чебоксары не обязана с целью выполнения требований пожарной безопасности оборудовать наружный противопожарный водопровод, являются необоснованными, поскольку требования к оборудованию противопожарным водопроводом поселений и городских округов прямо предусмотрено положениями статьи 68 Федерального закона N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесены Федеральным законом N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления (статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

В силу ст. 41 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 30.11.2005 N 40, администрация города Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики, что относит ее к надлежащему ответчику по заявленным прокурором требованиям.

Помимо этого, суд также учитывает, что законность вынесенного предписания от дата ответчиком не оспорена и его законность под сомнение не ставилась.

Согласно ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Указанный прокурором срок суд считает разумным.

К тому же эта обязанность должна была быть исполнена администрацией г. Чебоксары после издания Приказа МЧС России от 30.03.2020 N 225 «Об утверждении свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», устанавливающего требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов, с началом его действия - дата. С указанного времени администрация г. Чебоксары обязана была сама исполнить предписания, указанного нормативного правового акта, решив вопрос о выделении из местного бюджета денежных средств на цели обеспечения пожарной безопасности, однако более чем 2 года никаких действий не предпринимала. При этом, в случае возникновения обстоятельств, имеющих исключительный характер и, действительно, препятствующих к совершению исполнительных действий, ответчик не лишен возможности поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Обязать администрацию города Чебоксары в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проектную документацию наружного противопожарного водоснабжения территории СНТ «Ромашка» и в соответствии с проектной документацией оборудовать территорию СНТ «Ромашка» наружным противопожарным водопроводом с установкой пожарных гидрантов, обеспечивающих требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений в соответствии с требованиям СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности».

Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г. Чебоксары заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья                      Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 13 июля 2023 года.

2-1056/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
заместитель прокурора Московского района г. Чебоксары
Ответчики
Администрация г. Чебоксары
Другие
СНТ "Ромашка"
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары УНДиПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике
АО "Водоканал"
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Судья
Ермолаева Татьяна Петровна
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
10.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.01.2023Передача материалов судье
11.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2023Судебное заседание
21.02.2023Судебное заседание
28.03.2023Судебное заседание
26.04.2023Судебное заседание
07.06.2023Судебное заседание
10.07.2023Судебное заседание
13.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
17.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
11.08.2023Регистрация заявления об отмене заочного решения
11.09.2023Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
15.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
04.06.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
25.07.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
26.07.2024Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
31.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
12.08.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
14.08.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
01.10.2024Судебное заседание
08.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
10.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее