Судья Булыгин И.В. № 44у-53/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
президиума Тверского областного суда
город Тверь 28 мая 2018 года
Президиум Тверского областного суда в составе:
председательствующего Андреанова Г.Л.,
членов президиума: Улыбиной С.А., Аксеновой О.В., Каневской Г.В., Райкеса Б.С.,
с участием первого заместителя прокурора Тверской области Семенова А.Н.,
адвокатов: Образцовой М.В. и Дранцевой Н.В.,
при секретаре Мансурской О.О.
рассмотрел в судебном заседании дело по кассационной жалобе осужденного Кошеварова Сергея Алексеевича на приговор Московского районного суда города Твери от 14 июля 2015 года, которым
Кошеваров Сергей Алексеевич, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, не судимый,
признан виновным и осужден к наказанию в виде лишения свободы:
- по ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ сроком на 5 лет;
- по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ сроком на 6 лет;
- по ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ сроком на 7 лет.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно Кошеварову С.А. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 9 лет, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания исчислен с 14 июля 2015 года. Зачтено в срок отбытия наказания время содержания под стражей с
08 апреля 2014 года по 13 июля 2015 года включительно.
Мера пресечения в отношении Кошеварова С.А. до вступления приговора в законную силу оставлена прежней – в виде заключения под стражу.
Этим же приговором
Смирнова Ольга Александровна, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, не судимая,
признана виновной и осуждена к наказанию в виде лишения свободы:
- по ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ сроком на 5 лет;
- по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ сроком на 6 лет;
- по ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ сроком на 7 лет.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно Смирновой О.А. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет, с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Срок отбывания наказания исчислен с 14 июля 2015 года. Зачтено в срок отбытия наказания время содержания под стражей с
08 апреля 2014 года по 13 июля 2015 года включительно.
Мера пресечения в отношении Смирновой О.А. до вступления приговора в законную силу оставлена прежней – в виде заключения под стражу.
Определена судьба вещественных доказательств.
Приговор в апелляционном порядке не обжалован и вступил в законную силу 18 августа 2015 года.
Дело в отношении Смирновой О.А. рассматривается в порядке ст. 401.16 УПК РФ.
Заслушав доклад судьи Набиева Г.К., изложившего обстоятельства дела, содержание состоявшегося судебного решения, доводы кассационной жалобы и мотивы постановления о ее передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, выступление адвокатов Образцовой М.В. и Дранцевой Н.В., поддержавших доводы жалобы осужденного Кошеварова С.А., мнение первого заместителя прокурора Тверской области Семенова А.Н., полагавшего судебное решение подлежащим изменению, президиум Тверского областного суда
установил:
приговором суда Кошеваров С.А. и Смирнова О.А. признаны виновными:
в покушении на незаконный сбыт психотропных веществ, группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этих лиц обстоятельствам;
в покушении на незаконный сбыт психотропных веществ, в значительном размере, и наркотических средств, в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этих лиц обстоятельствам;
в приготовлении к незаконному сбыту психотропных веществ, в крупном размере и наркотических средств, в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этих лиц обстоятельствам.
Преступления имели место 17 марта, 03 апреля и 08 апреля 2014 года в городе Твери при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В судебном заседании Кошеваров С.А. и Смирнова О.А. вину в совершенных преступлениях признали полностью.
В кассационной жалобе осужденный Кошеварова С.А., выражая несогласие с состоявшимся в отношении него судебным решением, просит изменить приговор суда, исключить из осуждения сбыт наркотических средств 16 и 17 марта 2014 года, как излишне вмененные. Считает, что все преступления, указанные в приговоре, не были доведены до конца и, следовательно, при назначении наказания суд должен был руководствоваться ч. 2 ст. 69 УК РФ. Полагает, что выводы суда основаны лишь на предположениях. Сам факт того, что он посредством телефонных переговоров договорился о приобретении наркотических средств, ничем не подтверждается, тем более факт передачи им наркотических средств Смирновой нигде не зафиксирован.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 401.16 УПК РФ суд кассационной инстанции не связан доводами кассационной жалобы и вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме. Если по уголовному делу осуждено несколько лиц, а кассационная жалоба принесена только одним из них, суд кассационной инстанции вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных.
Изучив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы осужденного Кошеварова С.А., президиум Тверского областного суда находит приговор подлежащим изменению по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, ввиду существенных нарушений уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявших на исход дела, как в отношении осужденного Кошеварова С.А., так и в отношении осужденной Смирновой О.А.
Выводы о виновности осужденных Кошеварова С.А. и Смирновой О.А. в совершении преступлений, за которые они осуждены, являются обоснованными, подтверждаются совокупностью исследованных судом и приведенных в приговоре доказательств.
Все собранные по делу доказательства суд в соответствии с требованиями ст. ст. 87, 88 УПК РФ проверил, сопоставив их между собой, и дал им правильную оценку с точки зрения достоверности и достаточности для постановления обвинительного приговора.
Анализ собранных по делу доказательств свидетельствует о том, что судом правильно установлены обстоятельства дела и сделан обоснованный вывод о виновности Кошеварова С.А. и Смирновой О.А. в совершении ими вышеуказанных преступлений, в связи с чем, квалификацию их действий по ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «б» ч. 3 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ следует признать правильной.
Доводы жалобы осужденного Кошеварова С.А. об исключении из его осуждения сбыта наркотических средств 16 и 17 марта 2017 года, несостоятельны и опровергаются материалами уголовного дела, исследованными в судебном заседании.
При назначении осужденным наказания суд учел характер и степень общественной опасности содеянного, конкретные обстоятельства дела и данные о личности осужденных, влияние наказания на их исправление и условия жизни их семей, отсутствие отягчающих обстоятельств, признал смягчающими их наказание обстоятельствами молодой возраст осужденных, совершение ими преступления впервые, полное признание ими вины, чистосердечное раскаяние в содеянном, положительные характеристики, Смирновой явку с повинной по первому преступлению, наличие постоянного места работы и учебы.
Принимая во внимание совокупность обстоятельств, смягчающих наказание Кошеварова С.А. и Смирновой О.А., суд первой инстанции счел возможным назначить осужденным наказание по каждому из совершенных ими преступлений с применением требований ст. 64 УК РФ.
Вместе с тем при назначении наказания по совокупности преступлений судом допущена ошибка.
Назначая наказание по совокупности преступлений, суд руководствовался положениями ч. 3 ст.69 УК РФ и не учел положений
ч.2 указанной статьи УК РФ о том, что если все преступления, совершенные по совокупности, являются преступлениями небольшой или средней тяжести, либо приготовлением к тяжкому или особо тяжкому преступлению, либо покушением на тяжкое или особо тяжкое преступление, окончательное наказание назначается путем поглощения менее строгого наказания более строгим либо путем частичного или полного сложения назначенных наказаний. При этом окончательное наказание не может превышать более чем наполовину максимальный срок или размер наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое из совершенных преступлений.
Поскольку при назначении Кошеварову С.А. и Смирновой О.А. наказания по совокупности приготовлений и покушений на особо тяжкие преступления суд ошибочно применил ч. 3 ст. 69 УК РФ, хотя согласно закону обязан был руководствоваться ч. 2 ст. 69 УК РФ, которая в отличие от нормы, примененной судом, предусматривает не только сложение наказаний, но и принцип поглощения менее строгого наказания более строгим, допущенное судом нарушение уголовного закона является существенным, повлиявшим на исход дела.
В то же время президиум не усматривает оснований для применения при назначении Кошеварову С.А. и Смирновой О.А. наказания по совокупности преступлений принципа поглощения менее строгого наказания более строгим, в связи с тем, что совершенные осужденными уголовно-наказуемые деяния представляют собой реальную совокупность самостоятельных преступлений, за каждое из которых Кошеваров С.А. и Смирнова О.А. должны понести наказание.
Внося изменения в приговор суда ввиду неправильного применения судом первой инстанции положений Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации при назначении наказания по совокупности преступлений, президиум считает, что имеются основания для смягчения назначенного по совокупности преступлений наказания осужденным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 401.14 и
401.15 УПК РФ, президиум Тверского областного суда
постановил:
кассационную жалобу осужденного Кошеварова Сергея Алексеевича удовлетворить частично.
Приговор Московского районного суда города Твери от 14 июля 2015 года в отношении Кошеварова С.А. и Смирновой Ольги Александровны изменить:
- исключить из резолютивной части приговора указание на назначение Кошеварову С.А. и Смирновой О.А. окончательного наказания по правилам ч. 3 ст. 69 УК РФ;
- на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «б» ч. 3 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 и ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначить наказание в виде лишения свободы:
- Кошеварову С.А. на срок 8 лет 6 месяцев;
- Смирновой О.А. на срок 7 лет 6 месяцев.
В остальной части обжалуемое судебное решение оставить без изменения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в соответствии со ст. 401.3 УПК РФ в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ.
Председательствующий Г.Л. Андреанов