Решение по делу № 33-232/2023 (33-4343/2022;) от 06.12.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Судья: Кузнецова Н.В.                         дело №

                             в суде 1 инстанции –

УИД:

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 января 2023 года                            г.Ижевск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Дубовцева Д.Н.,

судей Нургалиева Э.В., Пашкиной О.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Корепановой С.В. и секретарем Рогалевой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Чемерчёва Е.В. – Жуковой Э.Г. на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 4 октября 2022 года, которым оставлены без удовлетворения исковые требования Чемерчёва Е.В. к Главному Управлению МЧС России по Удмуртской Республике о признании незаконным решений о снятии с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения и снятии с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения на льготных условиях, возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на льготных условиях.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики
Дубовцева Д.Н., выслушав представителя истца Чемерчёва Е.В. – Жукову Э.Г. (доверенность от 23 октября 2022 года, диплом о высшем юридическом образовании ), поддержавшей доводы жалобы;

представителя ответчика – Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике – Калистратову Т.А. (доверенности от 9 января 2023 года, диплом о высшем юридическом образовании ), полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

истец Чемерчёв Е.В. обратился в суд с иском к Главному Управлению МЧС России по Удмуртской Республике ( далее –ГУ МЧС России по УР), в окончательной редакции своих требований (т.1 л.д.175) просил:

- признать незаконным решение ГУ МЧС России по УР о снятии Чемерчёва Е.В. с учета в качестве нуждающегося в получении жилых помещений;

- признать незаконным решение ГУ МЧС России по УР о снятии Чемерчёва Е.В. с учета в качестве нуждающегося на льготных условиях в получении жилых помещений;

- обязать ГУ МЧС России по УР восстановить Чемерчёва Е.В. на учете нуждающихся в получении жилых помещений с даты первоначального рапорта – 18 февраля 2002 года;

- обязать ГУ МЧС России по УР восстановить Чемерчёва Е.В. на учете нуждающихся в получении жилых помещений на льготных условиях с даты первоначального рапорта – 17 сентября 2002 года.

Исковое заявление истец мотивировал тем, что проходил службу в отряде государственной противопожарной службы (далее-ОГПС). 18 февраля 2002 года обратился в жилищно-бытовую комиссию с заявлением о постановке в очередь на получение жилья. Согласно протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ОГПС № 3 от 14 апреля 2003 года истец был включен в список сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

17 сентября 2002 года обратился в жилищно-бытовую комиссию с заявлением о постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с имеющимися льготами, как участник вооруженного конфликта в Чеченской Республике. Решением жилищно-бытовой комиссии ОГПС поставлен в льготную очередь.

Таким образом, до 1 марта 2005 года в установленном законом порядке истец был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается учётным жилищных делом, которое находится у ответчика.

До мая 2021 года полагал, что состоит на таком учете.

13 мая 2021 года обратился с заявлением в ГУ МЧС России по УР об ознакомлении с жилищным делом, получении информации об очередности получения жилого помещения и включении его и членов его семьи для получения жилого помещения в соответствующую программу.

Из ответа ответчика от 25 мая 2021 года узнал, что на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма ( принятым учет до 1 марта 2005 года) или улучшения жилищных условий он не состоит.

Поскольку решений о снятии его с указанного учета в установленном законом порядке не принималось, а основания для снятии с учета отсутствовали, ответчик должен восстановить его жилищные права, а именно восстановить на учёте нуждающихся в получении жилого помещения с даты подачи первоначальных рапортов.

На основании определений от 7 августа 2021 года, 10 октября 2021 года и 16 августа 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц судом привлечены Чемерчёва Ю.Н., Ч.У.Е.., Ч.И.Е. в лице законных представителей – Чемерчёвой И.Е. и Чемерчёва Е.В., а также ФКУ « Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».

Истец Чемерчёв Е.В., третье лицо Чемерчёва Ю.Н., действующая за себя и несовершеннолетнюю Ч.Е.В.., третье лицо Чемерчёва У.Е., представитель третьего лица - ФКУ « Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Представитель истца Чемерчёва Е.В. – Тырин А.Н. в суде первой инстанции на исковых требованиях настаивал, дополнительно указав, что ответчик должен был принять истца на учет нуждающихся в предоставлении жилья, так как его доверитель уже состоял на таком учете (уже был принят на учет), а решение о его снятии с него не принималось.

Представитель ГУ МЧС России по УР Калистратова Т.А. возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что ответчик прав истца не нарушал.

В представленных письменных возражениях представитель ответчика указала, что Чемерчёв Е.В. проходил службу в государственной противопожарной службе МЧС России по УР с 2001 года, уволен 7 ноября 2019 года по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Решение жилищно-бытовой комиссии ОГПС-3 о принятии истца на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения (улучшения жилищных условий) было принято при отсутствии сведений об умышленном ухудшении им своих жилищных условий 19 августа 2002 года, то есть до обращения с рапортом о постановке на указанный учет. С 1 октября 2011 года функции по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы возложены на ФКУ «Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», учетные дела сотрудников были направлены в адрес данного органа. ФКУ «Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» рассмотрев жилищное дело Чемерчёва Е.В., с учетом имеющейся в выписке из ЕГРП от 22 октября 2013 года информации об ухудшении им жилищным условий, отказала в постановке истца на учет. Об этом свидетельствует направленное указанным органом в адрес ответчика сопроводительное письмо и реестр учетных жилищных дел сотрудников ФПС, которым отказано в постановке на учёт. Истец Чемерчёв Е.В. был включен в указанный реестр, поэтому ответчик его на спорный учёт не поставил ( том 1, л.д.65-67, 205-210).

Суд постановил вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

В апелляционной жалобе представитель истца Чемерчёва Е.В. – Жукова Э.Г. просила решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд неверно применил к спорным отношениям положения ст.10 ГК РФ, регулирующей недобросовестное осуществление гражданским прав (злоупотребление правом). Злоупотребление правом имело место не со стороны истца, а со стороны ответчика, поскольку последний в отсутствие соответствующего решения жилищно-бытовой комиссии лишил истца права на улучшение жилищных условий.

Судом при разрешение спора нарушены нормы материального права, жилищной комиссией при постановке истца на учет его жилищные условия были исследованы, по их результатам он был поставлен в 2003 году в очередь на улучшение жилищных условий, что подтверждается протоколом заседания жилищно-бытовой комиссией ОГПС-3 от 14 апреля 2003 года и списком нуждающихся в жилом помещении от 2013 года. После принятия на учет, истец в соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» мог быть снят с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, но это не могло являться основанием для отказа в постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений с даты первоначального рапорта. Законность принятия истца на учет никем не оспорена, решение о снятии его с данного учета никем не выносилось. Истец, принятый на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и не снятый с него в установленном порядке, сохраняет право состоять на учете до получения жилого помещения или удовлетворения иным путем его жилищных потребностей либо до возникновения прямо указанных в Жилищном кодексе обстоятельств, являющихся основанием для снятия его с учета.

У суда первой инстанции отсутствовали основания для исследования обстоятельств, связанных с нуждаемостью истца в улучшении жилищных условий в 2002 году. Повторное исследование оснований нуждаемости истца в жилом помещении не являлось предметом рассмотрения заявленного спора.

Более того, у ответчика отсутствовали основания для снятия истца с учета в 2014 году по причине ухудшения им жилищных условий до подачи рапорта о постановке на учет, поскольку при своевременном снятии его с учета, предусмотренный Жилищным кодексом пятилетний срок, в течение которого истец мог быть снят с учета в качестве нуждающегося и не мог был принять на учет в качестве нуждающегося, истец бы в 2006 году.

Комиссия ФКУ «Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», созданная для рассмотрения вопросов жилищного обеспечения сотрудников спасательных воинских формирований МЧС России, на своих заседаниях могла принять решение о постановке(восстановлении) или отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условиях), а также о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях ( улучшении жилищных условий). Из изложенного следует, что Комиссия решала вопросы о постановке на учет или отказе в таком учете сотрудников ФПС, которые впервые подали в ФКУ «Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» рапорт и документы, предусмотренные ст.3 Порядка учета о постановке на учет.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ссылается на необоснованность приведенных в ней доводах.

В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее – ГПК РФ) дело по апелляционной жалобе рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца Чемерчёва Е.В., третьего лица Чемерчёвой Ю.Н., действующей за себя и несовершеннолетнюю Чемерчёву Е.В., третьего лица Чемерчёвой У.Е., представителя третьего лица - ФКУ «Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учётом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что истец Чемерчёв Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 13 сентября 2001 года проходил службу в государственной противопожарной службе Управления Государственной противопожарной службы МВД Удмуртской Республики.

На основании Указа Президента Российской Федерации №1309 от 09 ноября 2001 года УГПС МВД УР преобразована в УГПС МЧС России Удмуртской Республики.

С 1 января 2002 года истец работал на различных должностях в Государственной противопожарной службе в МЧС России по Удмуртской Республики.

7 ноября 2019 года старший лейтенант внутренней службы Чемерчёв Е.В., начальник караула 2 пожарно-спасательной части федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республике (должности, связанной с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы) уволен из ГПС МЧС России по УР на основании пункта 4 части 2 статьи 83 Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).

Выслуга лет по состоянию на 7 ноября 2019 года составила в календарном исчислении 20 лет 03 месяца 29 дней, что подтверждается выпиской из Приказа начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам ГО и ЧС от 7 ноября 2019 года (т.1, л.д.25, 69.).

В период прохождения службы, а именно 18 февраля 2002 года истец Чемерчёв Е.В. обратился к председателю жилищно-бытовой комиссии отдела государственной противопожарной службы (далее ОГПС-3) с рапортом о постановке в очередь на получение жилья.

Данное заявление зарегистрировано в ОГПС-3 18 февраля 2002 года за (т.1, л.д. 23).

В материалах учетного жилищного дела Чемерчёва Е.В. также имеется рапорт в жилищно-бытовую комиссию от 17 сентября 2002 года о постановке в очередь на улучшение жилищных условиях на льготных условиях (том 1, л.д.23 оборотная сторона), протокол заседания жилищно-бытовой комиссии ОГПС-3 от 6 ноября 2003 года , согласно которого Чемерчёв Е.В. включен в список первоочередников на улучшение жилищных условий.

Согласно акту проверки жилищно-бытовой комиссии ОГПС-3 жилищных условий истца: занимаемое помещение состоит из 2 комнат жилой площадью 31 кв.м, находится на 2 этаже 2-этажного дома; дом деревянный, ветхий, аварийный на 69 %; благоустройство дома - печное отопление, остальное отсутствует. Собственником дома является Т.Л.П.., на данной площади проживают: Чемерчёва Ю.Н. (жена), Чемерчёва У.Е. (дочь), С.В.Н. (сестра жены), С.А.А. (сын сестры жены), Т.А.Н. (сестра жены). Указанный акт истцом Чемерчёвым Е.В. подписан 26 февраля 2003 года (том 1, л.д.33).

В учетном жилищном деле имеется еще один акт проверки жилищных условий Чемерчева Е.В., а именно от 25 марта 2005 года. Согласно указанного акта: занимаемое помещение находится в жилом доме <адрес> состоит из 2 комнат жилой площадью 31 кв.м, на 2 этаже 2-этажного дома; дом деревянный, ветхий, аварийный на 69 %; из благоустройства дом имеет печное отопление, другое благоустройство отсутствует. На данной площади кроме Чемерчёва Е.В. проживают: Т.Л.П.. (тёща) – собственник дома; Чемерчёва Ю.Н. (жена), Чемерчёва У.Е. (дочь), С.В.Н. (сестра жены), С.А.А. ( сын сестры жены), Т.А.Н.. (сестра жены).. Г.А.А.А. – дядя жены ( том 1, л.д. 34).

Согласно выписке из домовой     книги от 17 марта 2003 года Чемерчёв Е.В. зарегистрирован вместе с супругой и дочерью ДД.ММ.ГГГГ г.р. по адресу: <адрес> (том 1, л.д.31).

Факт принятия Чемерчёва Е.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы и включения его в соответствующий список подтверждается:

- имеющимся в учетном жилищном деле Чемерчёва Е.В. протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии ОГПС-3 от 14 апреля 2003 года (том 1, л.д.24);

- ходатайством ОГПС за подписью заместителя начальника отдела координации деятельности подразделений ГПС в муниципальных образованиях ( по юго-восточной территории) от 7 апреля 2005 года № на имя Главы Администрации г. Сарапула, из содержания которого следует, что Чемерчёв Е.В. состоит в очереди на улучшение жилищных условий в жилищно-бытовой комиссии ОГПС-3 с 18 февраля 2002 года под , состоит в очереди первоочередников под номером ( том 1, л.д.181).

- утвержденным начальником ПЧ-13 ФГКУ « 1 отряд ФПС по УР» 11 октября 2013 года и подписанным специалистом по кадрам ПЧ-13 ФГКУ «1 отряд ФПС по УР» списком личного состава сотрудников ФПС ПЧ-13, нуждающихся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) по состоянию на 11 октября 2013 года, из содержания которого следует, что Чемерчёв Е.В. является нуждающихся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий), решение об этом принято на основании протокола от 14 апреля 2003 года и рапорта от 18 февраля 2002 года, членами семьи Чемерчёва Е.В. являются Чемерчёва Ю.Н. (супруга) и дочь У., ДД.ММ.ГГГГ г.р. ( том 1, л.д.122-128).

Факт принятия истца на указанный учет стороной ответчика не оспаривается.

Из заключения служебной проверки по факту несвоевременного представления жилищных учетных дел сотрудников, нуждающихся в жилых помещения, утвержденного начальником ГУ МЧС России по УР 31 октября 2013 года, следует, что по её результатам установлен факт несвоевременного предоставления учетных жилищных дел сотрудников ПЧ-13 ФГКУ « 1 отряд ФПС по УР», нуждающихся в улучшении жилищных условий. Требования о направлении этих дел от 26 апреля 2010 года и 26 апреля 2011 года исполнены только 11 октября 2013 года ( том 1, л.д.137-138).

В ходе рассмотрения настоящего спора ответчиком представлено сопроводительное письмо ФКУ «Управление госэкспертизы в жилищного обеспечения МЧС России ) Приволжский филиал от 17 апреля 2015 года № в ГУ МЧС России по УР, из содержания которого следует, что данным учреждением передаются документы сотрудников ФПС, которым отказано в постановке на учет ( восстановлении на учете) нуждающихся в жилых помещениях, согласно прилагаемому реестру ( том 1, л.д.68).

Из прилагаемого к указанному сопроводительному письму реестра следует, что среди передаваемых жилищных дел военнослужащих и сотрудников обеспечения МЧС России по УР, которым отказано в постановке на учет, передается жилищное дело Чемерчёва Е.В. ( том 1, л.д.68 оборотная сторона).

На обращение Чемерчёва Е.В. от 13 мая 2021 года о получении информации об очередности получения им жилого помещения и включения в программы, подпрограммы предоставления жилого помещения сотрудниками МЧС, ГУ МЧС России по УР дан ответ от 25 мая 2021 года за № из содержания которого следует что истец на учете нуждающихся в получении жилых помещениях по договору социального найма (принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года) или улучшения жилищных условий, либо в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных условиях в Главном управлении МЧС России по Удмуртской Республике не состоит.

С 1 апреля 2014 года истец состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол от 18 июня 2014 года № 12).

( том 1, л.д.8).

Данные обстоятельства следуют из объяснений стороны истца, подтверждаются соответствующими письменными доказательствами.

Придя к выводу о том, что истец состоял на учете нуждающихся в получении жилых помещений с даты первоначального рапорта – 18 февраля 2002 года, суд первой инстанции отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что в период с 21 марта 2001 года по 19 августа 2002 года Чемерчёв Е.В. имел в собственности в г.Сарапуле квартиру общей площадью 48,2 кв.м., отчуждение которой произвел по договору купли-продажи от 16 марта 2001 года, то есть перед подачей рапорта о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Учитывая, что непосредственно перед подачей рапорта о постановке на учете для получения жилого помещения Чемерчёв Е.В. и его семья были обеспечены общей площадью жилого помещения не менее 15 кв.м на одного человека, но истец совершил действия по ухудшению жилищных условий (злоупотребил своим правом), суд пришел к выводу, что основания для постановки его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения изначально отсутствовали.

В оспариваемом судебном акте также содержаться выводы о том, что ответчику ГУ МЧС России по УР об указанных обстоятельствах стало известно из выписки из ЕГРЮЛ в 2013 году, однако решение об отказе в принятии истца на учет принято не ответчиком, а ФКУ «Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в апреле 2014 года.

Судебная коллегия с выводами суда согласиться не может.

Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР были утверждены Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» и действовали до введения в действие Жилищного Кодекса РФ (до 1марта 2005 года).

Порядок учёта граждан в органах местного самоуправления и на предприятиях, учреждениях, организациях был предусмотрен разделом 3 данных Правил, и предполагал подачу заявления гражданином с необходимыми для разрешения данного вопроса документами, рассмотрение заявления жилищно-бытовой комиссией, принятие решения о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет (по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации) в течение одного месяца со дня поступления заявления. (пункты 10-15).

В соответствии с Указом Президента РФ от 09 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с включением в её состав входящих по состоянию на 1 октября 2001 года в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральных и территориальных органов, подразделений, учреждений, предприятий, организаций с состоящим на их балансе имуществом.

Указом Президента РФ от 9 ноября 2001 года № 1309 также установлено, что:

Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации;

лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации считаются с 1 января 2002 года соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения;до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», Федеральным законом «О пожарной безопасности», Законом Российской Федерации «О милиции», соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации лицам рядового и начальствующего состава, работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и членам их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно - курортного и пенсионного обеспечения.

Приказом МЧС РФ № 44, МВД РФ № 84 от 31 января 2002 года «О порядке обеспечения жилой площадью личного состава Государственной противопожарной службы» постановлено сохранить до 31 декабря 2002 года за личным составом Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий существующую очередность на получение жилья и улучшение жилищных условий, а также распространить на него порядок распределения жилой площади в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации (п.1).

Хозяйственному управлению службы тыла МВД России, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений внутренних дел, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации в 2002 году предоставлять жилую площадь личному составу ГПС МЧС России в выделенном (приобретенном) жилом фонде в соответствии с очередностью нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий МВД России и МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года.(п.2).

Департаменту инвестиций и эксплуатации основных фондов МЧС России принять необходимые меры по постановке с 1 января 2003 года личного состава ГПС МЧС России в списки очередников МЧС России с учетом времени его нахождения в очереди на получение жилой площади в МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента РФ от 28 июня 1999 года № 825, пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29 сентября 1999 года № 1095 (в ред. от 30.12.2005 г.) «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений» установлено, что увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов. (п.3.1 Приказа МЧС России).

В соответствии с Приказом МЧС России от 25 июля 2011 года № 398 «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» на ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» МЧС России с 1 октября 2011 года возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований.

Начальникам территориальных органов МЧС России до 1 декабря 2011 года приказано передать делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях Госэкспертизе МЧС России и ее филиалам по территориальной принадлежности.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 года № 1536-р произошло изменение типа Федерального государственного учреждения «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУ «Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности» МЧС России) и создано федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийным бедствий» (ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России»).

Одним из видов деятельности данного учреждения являлось ведение учета в системе МЧС России военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей.

Согласно общедоступных сведений на сайте https://egrul.nalog.ru указанный орган с 9 декабря 2015 года находится в стадии ликвидации.

Приказом МЧС РФ от 12 января 2012 года № 5 утвержден Порядок учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 марта 2012 года № 23449).

Согласно п.2 указанного Порядка (в редакции на 17 апреля 2015 года – дату направления ФКУ «Управлением госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в адрес ответчика сопроводительного письма о направлении реестра передаваемых жилищных дел сотрудников, которым отказано в постановке на учет), учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проходящих службу в подразделениях МЧС России, расположенных на территории Центрального федерального округа, осуществляется федеральным казенным учреждением «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Уполномоченный орган), а сотрудников ФПС, проходящих службу в подразделениях МЧС России, расположенных на территориях других федеральных округов Российской Федерации, осуществляется территориальными подразделениями Уполномоченного органа.

Согласно п.14 Порядка сотрудники ФПС, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные сотрудники ФПС снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Учет сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет по спискам (приложение № 3 к настоящему Порядку) с внесением необходимой информации в информационно-аналитическую систему «Жилье МЧС России". При этом на сотрудника ФПС оформляется карточка учета жилых помещений (далее - карточка) в двух экземплярах. Один экземпляр карточки подшивается в учетное жилищное дело сотрудника ФПС, второй - вручается сотруднику ФПС. (пункт 15).

Исследовав представленные при разрешении спора доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец в период прохождения службы, а именно 14 апреля 2003 года был принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту своей службы на основании рапорта от 18 февраля 2002 года.

Из заключения служебной проверки от 31 октября 2013 года следует, что необходимые документы (жилищное дело), подтверждающие принятие истца на учёт, не были своевременно предоставлены с места прохождения им службы в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», созданное на основании распоряжения Правительства РФ от 5 сентября 2011 года №1536-р и наделенное функциями по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы, в том числе постановки на учёт и ведения учёта нуждающихся в жилых помещениях в системе МЧС России.

Сведений и доказательств того, что уполномоченный в спорный период орган - ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» принял решение о снятии истца с такого учета по основаниям, перечисленным в пункте 14 Порядка, утвержденного Приказом МЧС РФ от 12 января 2012 года № 5, не представлено. Соответствующее решение (протокол) ФКУ «Управление госэспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о снятии истца отсутствует, в связи с чем приведенные стороной ответчика суждения о том, что Чемерчёв Е.В. снят с учета за действия, связанные с намеренным ухудшением жилищных условий до постановки на данный учет, являются надуманными и несостоятельными.

Отсутствие решения (протокола) о снятии истца с указанного учета стороной ответчика не оспаривается.

При отсутствии решения уполномоченного на это органа на снятие истца с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 6 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также по иным основаниям, представленное стороной ответчика сопроводительное письмо ФКУ «Управление госэкспертизы в жилищного обеспечения МЧС России (Приволжский филиал) от 17 апреля 2015 года № 404-2-4-3, принятие такого решения подтверждать не может.

Более того, из указанного сопроводительного письма и приложенного к нему реестра следует, что истцу было отказано в постановке на учет ( восстановлении на учете) нуждающихся в жилых помещениях( том 1, л.д.68, л.д.68 оборотная сторона).

Причину такого отказа при отсутствии самого решения (протокола комиссии) ФКУ «Управление госэкспертизы в жилищного обеспечения МЧС России установить невозможно.

Кроме того, указанная информация не могла являться для ответчика правовым основанием для не включения истца в списки нуждающихся (постановки на соответствующий учет), поскольку истец уже был принят на учёт нуждающихся в жилом помещении и с него не снимался, поэтому в отношении него не могло быть принято решение об отказе в принятии на учёт. При наличии оснований для снятия с такого учёта должно быть принято именно решение о снятии с такого учёта.

Решение о снятии истца с учета за намеренное ухудшение жилищных условий может быть принято комиссией уполномоченного на это органа, а поскольку такое решение на момент рассмотрения настоящего спора не принималось, суд апелляционной инстанции в обсуждение данного вопроса не входит.

При указанных обстоятельствах, поскольку приведенные ответчиком мотивы, послужившие основанием для не постановки истца на учет (внесении в список) нуждающихся в получении жилых помещений, являются необоснованными и незаконными, заявленные Чемерчёвым Е.В. к ГУ МЧС России по УР исковые требования о возложении обязанности восстановить его на учёте нуждающихся в получении жилых помещений с даты первоначального рапорта – 18 февраля 2002 года, подлежат удовлетворению. Оспариваемый судебный акт в указанной части подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.

Тот факт, что истец с 1 апреля 2014 года состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, не лишает его права состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений.

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения. Поскольку ответчиком не принималось решение о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в получении жилых помещений и снятии с учета в качестве нуждающегося в получении жилых помещений на льготных условиях, требования истца о признании их незаконными удовлетворению не подлежат. Права истца подлежат защите путем его восстановления ответчиком на учёте нуждающихся в получении жилых помещений с даты первоначального рапорта – 18 февраля 2002 года.

Требования истца о возложении на ответчика обязанности восстановить его на учете нуждающихся в получении жилых помещений на льготных условиях с даты первоначального рапорта – 17 сентября 2002 года, удовлетворению не подлежат.

В силу пункта 8 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 1 марта 2005 года, в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий:

1) инвалидам Великой Отечественной войны и семьям погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненным к ним в установленном порядке лицам;

2) Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, а также лицам, награжденным орденами Славы, Трудовой Славы, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" всех трех степеней;

3) лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом в установленном законодательством Союза ССР порядке;

4) лицам, пребывавшим в составе действующей армии в период гражданской и Великой Отечественной войн и во время других боевых операций по защите СССР, партизанам гражданской и Великой Отечественной войн, а также другим лицам, принимавшим участие в боевых операциях по защите СССР;

5) инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих;

6) семьям лиц, погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, выполнении долга гражданина СССР по спасанию человеческой жизни, по охране социалистической собственности и правопорядка либо погибших на производстве в результате несчастного случая;

7) рабочим и служащим, длительное время добросовестно проработавшим в сфере производства;

8) матерям, которым присвоено звание «Мать-героиня», многодетным семьям (имеющим трех и более детей) и одиноким матерям;

9) семьям при рождении близнецов;

10) учителям и другим педагогическим работникам общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений;

11) спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований.

Законодательством Союза ССР и РСФСР право первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлено и другим категориям граждан.

Согласно пункту 15 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР 31 июля 1984 года № 335, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производился по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включались граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.

Жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений (п. 22 указанных Примерных правил).

С 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс Российской Федерации ( далее – Жилищный кодекс РФ).

В соответствии со статьями 5, 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, указанный кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.

В силу пункта 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

При этом в части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ приведен перечень оснований внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Вне очереди жилые помещения предоставляются:

- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

-гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Таким образом, в связи с вступлением с 1 марта 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации, институт первоочередного обеспечения жилыми помещениями был упразднен. В настоящее время право участников вооруженных конфликтов в Чеченской Республике на внеочередное либо первоочередное обеспечение жилыми помещениями действующим законодательством не предусмотрено.

Исходя из пункта 15 Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений», утвержденного приказом МЧС РФ от 12 января 2012 года № 5 (в действующей редакции), учёт сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет по спискам с внесением необходимой информации в информационно-аналитическую систему « Жилье МЧС России».

Апелляционная жалоба представителя истца подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г.Ижевска от 4 октября 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Чемерчёва Е.В. к Главному Управлению МЧС России по Удмуртской Республике о возложении обязанности восстановить Чемерчёва Е.В. на учёте нуждающихся в получении жилых помещений с даты первоначального рапорта.

Принять по делу в указанной части новое решение, которым удовлетворить исковые требования Чемерчёва Е.В. к Главному Управлению МЧС России по Удмуртской Республике о возложении обязанности восстановить Чемерчёва Е.В. на учёте нуждающихся в получении жилых помещений с даты первоначального рапорта – 18 февраля 2022 года.

Возложить на Главное Управление МЧС России по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800279014) обязанность по восстановлению Чемерчёва Е.В. (паспорт ) на учёте нуждающихся в получении жилых помещений с даты первоначального рапорта – 18 февраля 2022 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу удовлетворить частично.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 февраля 2023 года.

Председательствующий:                Д.Н. Дубовцев

Судьи:                            Э.В. Нургалиев

                                О.А. Пашкина

33-232/2023 (33-4343/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Чемерчев Е.В.
Ответчики
Главное управление МЧС России по УР
Другие
ФКУ Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России
Чемерчёва Ирина Евгеньевна в лице законных представителей Чемерчева Евгения Витальевича и Чемерчевой Юлии Николаевны
Чемерчева Юлия Николаевна
Чемерчева Ульяна Евгеньевна
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
07.12.2022Передача дела судье
16.01.2023Судебное заседание
25.01.2023Судебное заседание
07.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2023Передано в экспедицию
25.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее