Судья Постоялко С.А. Дело № 2-3252/2024
Докладчик Александрова Л.А. Дело № 33-9136/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Александровой Л.А.
судей Давыдовой И.В., Никифоровой Е.А.
при секретаре Токаревой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 26 сентября 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Казанцева А. Г. – Колесникова М. Э. на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 01 июля 2024 года по исковому заявлению Казанцева А. Г. к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Александровой Л.А., объяснения истца Казанцева А.Г., представителя истца Колесникова М.Э., представителя ответчика Лемасовой О.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Казанцев А.Г. обратился в суд с иском о признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, обязании ответчика включить в страховой стаж периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – служба в органах МВД, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получение пособия по безработице, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучение в Федеральном автономном учреждении дополнительного профессионального образования «Учебный центр федеральной противопожарной службы по НСО» по программе «Повышение квалификации начальников караулов пожарной части», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучение Сельскохозяйственном техникуме «Куйбышевский» федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный аграрный университет» по программе № Механизация сельского хозяйства».
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
По результатам рассмотрения указанного заявления решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области Казанцеву А.Г. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа.
Истец полагает, что решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконно.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 01 июля 2024 года исковые требования Казанцева А.Г. оставлены без удовлетворения.
С указанным решением не согласился истец Казанцев А.Г., в апелляционной жалобе представитель истца Колесников М.Э. просит решение суда отменить, постановить новое, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что суд первой инстанции неверно определил, что спорный период работы истца в органах МВД не может быть засчитан в страховой стаж, поскольку осуществление истцом трудовой деятельности в данный период подтверждается копией трудовой книжки, соответствующими справками о получении заработной платы.
При этом истец, как работник, не участвует в публичных правоотношениях по перечислению необходимых страховых взносов, в связи с чем конституционное право истца на получение пенсии по старости не должно ставиться в зависимость от того, насколько должным образом бывший работодатель истца (МВД) исполнял свою обязанность по отчислению страховых взносов.
Апеллянт полагает, что также подлежит включению в страховой стаж период получения истцом пособия по безработице, поскольку в действующем законодательстве нет какого-либо указания на обязательные начисления или уплату страховых взносов по пособиям по безработице.
Кроме того, по мнению апеллянта, подлежат включению в страховой стаж периоды обучения истца, которые подтверждаются соответствующими дипломами.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Казанцев А.Г. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Из решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по НСО № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при установлении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона №400-ФЗ подлежат зачету в страховой стаж периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба по призыву, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа, не подлежат зачету в страховой стаж периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – служба в органах МВД, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получение пособия по безработице.
При этом страховой стаж работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1.2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 28 лет 10 месяцев 17 дней. Величина ИПК составляет 129,732. По имеющимся в распоряжении пенсионных органов документам право у Казанцева А.Г. на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона №400-ФЗ возникнет не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Из трудовой книжки истца следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Казанцев А.Г. проходил службу в органах МВД – УВД Новосибирской области
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Казанцев А.Г. получал пособие по безработице.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – служба в органах МВД, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получение пособия по безработице не могут быть включены в страховой стаж, дающий право на страховую пенсию по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как в эти периоды не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, у истца отсутствует необходимый страховой стаж (42 года) и не достигнут возраст, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с чем решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии законно и обоснованно.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они основаны на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении норм, регулирующих спорные правоотношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (пункт 1).
Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (пункт 1.2).
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях", при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2, 12 части 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (пункт 1); период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2); период пребывания в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - период пребывания в добровольческом формировании) (пункт 12).
Согласно положений части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Таким образом, из анализа указанных норм следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктами 1, 2, 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Время службы в органах внутренних дел, также как и период получения пособия по безработице в этот стаж не засчитываются, поскольку в указанные периоды страховые взносы в Пенсионный фонд не уплачивались, к периодам, предусмотренным пунктами 1, 2, 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", данные периоды не относятся.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд, руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, правильно пришел к выводу, что период службы Казанцева А.Г. в органах МВД – УВД Новосибирской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат включению в подсчет страхового стажа истца при определении права на назначение страховой пенсии по пункту 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом страховой стаж должен составлять 42 года, который у Казанцева А.М. на момент обращения в пенсионный орган отсутствовал, в связи с чем не имелось оснований для назначения ему пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Доводы апеллянта о том, что суду следовало запросить сведения об уплате страховых взносов за период службы в органах МВД, неуплата взносов не может отражаться на пенсионных правах лицах, не могут служить основанием для отмены судебного решения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Таким образом, законодателем период службы в органах внутренних дел отнесен к самостоятельным периодам, которые подлежат включению в страховой стаж наравне с периодами, в течение которых имела место уплата страховых взносов при осуществлении гражданином трудовой деятельности при назначении пенсии на общих основаниях по достижении установленного частью 1 статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Вместе с тем, мужчинам, имеющим страховой стаж не менее 42 лет, страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 лет (часть 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Таким образом, в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсия назначается со снижением общеустановленного возраста, т.е. досрочно при наличии длительного страхового стажа. Право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии при наличии страхового стажа не менее 42 лет (для мужчин) ранее действующим пенсионным законодательством предусмотрено не было.
Частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлен самостоятельный порядок исчисления страхового стажа при досрочном назначении пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 данного Закона.
В части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указан более узкий перечень периодов. Учитываемых при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Изложенное свидетельствует о том, что законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию.
Согласно данного порядка в страховой стаж подлежат включению только периоды, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, т.е. периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из числа иных периодов, предусмотренных пунктами 1, 2 и 12 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", где страховые взносы не уплачивались, в стаж включаются только периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы (из числа предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 12), периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части 1 статьи 12) и периоды участия в специальной военной операции лиц, пребывавших в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (пункт 12 части 1 статьи 12).
Все остальные периоды в подсчет страхового стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не входят.
Спорный период службы истца в органах внутренних дел в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" является периодом, приравненным к военной службе.
Вместе с тем, он не относится к числу указанных в части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов военной службы по призыву, периоду участия в специальной военной операции в период военной службы или пребывания в добровольческом формировании.
Возможность включения в страховой стаж периодов военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", к которой относится период службы в органах внутренних дел, для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, не предусмотрена.
В связи с тем, что перечень периодов работы и иной деятельности, подлежащих зачету в страховой стаж для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ограничен и расширительному толкованию не подлежит, периоды службы в органах внутренних дел не относятся к периодам, которые могут быть зачтены в стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, у истца на дату обращения в пенсионный орган стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил менее 42 лет.
С учетом этого вывод суда первой инстанции об отказе во включении периода службы истца в органах внутренних дел в длительный страховой стаж и назначении пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", является правомерным и обоснованным, а оснований истребовать сведения из МВД РФ не имелось.
Период получения пособия по безработице также может быть учтен при исчислении страхового стража по части статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и не учитывается при подсчете страхового стажа по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Доводы апеллянта о том, что из решения ответчика не следует включение в страховой стаж периодов учебы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Как следует из пояснений ответчика в возражениях на иск (л.д78-81), пенсионный орган включил данные периоды в страховой стаж в бесспорном порядке.
Из решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по НСО № от ДД.ММ.ГГГГ также усматривается, что при установлении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона №400-ФЗ в страховой стаж истца зачтен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составивший 15 лет 10 месяцев 8 дней.
Поскольку материалами дела подтверждается включение периодов учебы истца в страховой стаж, исчисленный в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", доводы апеллянта об обратном ошибочны.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы об отмене решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 01 июля 2024 года в пределах доводов апелляционной жалобы – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Казанцева А. Г. – Колесникова М. Э. – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи