Решение по делу № 2-119/2022 (2-1152/2021;) от 20.10.2021

66RS0016-01-2021-001539-48

Дело № № 2-119/2022

Мотивированное решение составлено 11.02.2022.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Артемовский                                                   04 февраля 2022 года

Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Тюриковой Т.В., при секретаре Гужавиной О.А., с участием истца Первунинской Е.А., представителя истца Грубника Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Первунинского Р. А., Первунинской Е. А., действующей в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 к Управлению архитектуры и градостроительству Администрации Артемовского городского округа об обязании выдать разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства,

УСТАНОВИЛ:

Первунинский Р.А., Первунинская Е.А., действующая в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Комитету по архитектуре и градостроительству Артемовского городского округа об обязании выдать разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства.

В обоснование требований истцы в иске указали, что в рамках реализации Мероприятия 11 «Предоставление социальных выплат для обеспечения жильем многодетным семьям» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 г. № 1296-ПП, семья истца (Первунинская Е. А. и ее дети: Первунинский Р. А., ФИО1 и ФИО2) была включена в список многодетных семей получателей социальных выплат для обеспечения жильем в 2021 г. и получила свидетельство о праве на получение социальной выплаты № 23/2021-МС (далее - Свидетельство) на сумму 908 115,30 руб.

Пунктом 9 подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24 октября 2013 года № 1296-ПП, установлено, что социальная выплата для обеспечения жильем может использоваться гражданам для строительства (приобретения на первичном рынке жилья) одного или нескольких жилых помещений либо реконструкции индивидуальных жилых домов с целью увеличения площади этих домов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе для уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на строительство (приобретение на первичном рынке) жилого помещения, реконструкцию индивидуального жилого дома. Семьей истца было принято решение о реконструкции части жилого дома, принадлежащей истцу Первунинской Е.А., расположенной по адресу: <адрес>, площадью 51,3 кв.м, в части строительства пристроя, площадью 36,51 кв.м., этажностью 1.

Согласно выданной памятки по реализации свидетельства, произведена работа по сбору необходимых документов. В процессе подготовки соответствующего пакета документов, Комитетом по архитектуре и градостроительству Артемовского городского округа было выдано Разрешение на строительство № RU66359000-11-2021 от 26.05.2021 г. Указанное разрешение, несмотря на поданное нами заявление с приложенными документами, было выдано Комитетом двоим получателям: Первунинской Е. А. и Сафаряну В. Р., собственнику жилого помещения по адресу: <адрес>. Ввиду изложенного, было направлено обращение в Комитет, на которое получено пояснение от 10.06.2021 г., которым указано, что принадлежащий истцу жилой дом состоит из помещений квартир № 1 и № 2, квартиры в жилых домах являются помещениями, а не самостоятельными объектами капитального строительства, выдача разрешения на реконструкцию помещений действующим законодательством не предусмотрена. Исходя из изложенного, в связи с тем, что объект капитального строительства (жилой дом) принадлежит на праве общей долевой собственности нескольким собственникам жилых помещений, разрешение на реконструкцию жилого дома соответственно было выдано Комитетом на всех правообладателей.

Согласно вышеуказанной памятки по реализации свидетельства, был собран и представлен в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» следующий пакет документов:

Договор строительного подряда на реконструкцию жилого дома от 27.05.2021: Локальный сметный расчет от 27.05.2021; Выписка из ЕГРН на земельный участок от 17.09.2020; Выписка из EFPH на жилое помещение (часть жилого дома) от 02.06.2021; Разрешение на строительство от 26.05.2021; Технический паспорт на часть жилого дома; Пояснение Комитета по архитектуре и градостроительству Артемовского ГО № 330/16 от 10.06.2021.

Однако письмом «О предоставлении информации» от 18.06.2021 № Ф/04-7383 ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» Первунинской Е.А. было отказано в принятии документов, предоставленных для перечисления бюджетных средств, с указанием на несоответствие условиям подпрограммы.

Соистцы просят суд обязать Управление по архитектуре и градостроительству Артемовского городского округа выдать Первунинской Е. А. разрешение на строительство реконструкцию объекта капитального строительства, относительно принадлежащей ей части жилого дома, расположенной по адресу: <адрес>. Просит иск удовлетворить (л.д. 3-4).

В судебном заседании истец Первунинская Е.А. и ее представитель Грубник Е.В. поддержали заявленные требования по изложенным в иске доводам.

Дело рассмотрено в отсутствие соистца Первунинского Р.А., представителя ответчика Комитета по архитектуре и градостроительству Артемовского городского округа, 3 лиц ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», Сафаряна В.Р., Управления социальной политики №2 на основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещенных судом.

Из отзыва ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» следует, что в соответствии с условиями подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N° 1296-ПП (далее - Подпрограмма 1), Первунинской Е. А. предоставлена социальная выплата в размере 908 115 (девятьсот восемь тысяч сто пятнадцать) рублей 00 копеек для строительства (приобретения) жилого помещения на территории Свердловской области, что подтверждается выданным Фондом Первунинской Е.А. свидетельством о праве на получение социальной выплаты из областного бюджета для строительства (приобретения) жилого помещения от 15.02.2021 № 23/2021-МС.

31.05.2021 Первунинской Е.А. в Фонд предоставлено заявление о перечислении средств социальной выплаты в размере 908 115 (девятьсот восемь тысяч сто пятнадцать) рублей 00 копеек подрядчику в связи с заключением с ФИО3 договора строительного подряда от 27.05.2021 на реконструкцию жилого дома, расположенного по адресу <адрес>.

Денежные средства Фондом не переведены подрядчику в силу того, что представленный Первунинской Е.А. договор строительного подряда на реконструкцию жилого дома от 27.05.2021 предполагает реконструкцию принадлежащей ей части жилого дома по адресу <адрес>. Комитетом по архитектуре и градостроительству Артемовского городского округа выдано разрешение на строительство от 26.05.2021 № RURU59000- 11-2021 на имя всех собственников жилого дома и дает право на реконструкцию всего жилого дома. Жилой дом по адресу <адрес> целом состоит из двух квартир, которые не являются самостоятельными объектами капитального строительства, и принадлежат двум собственникам Первунинской Е.А. и Сафарян В.Р.

Условиями подпрограммы 1, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП, не предусмотрено предоставление бюджетных средств социальной выплаты на реконструкцию жилых помещений граждан, не являющихся участниками подпрограммы 1.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Исходя из изложенного, перечисление подрядчику денежных средств в размере 908 115 (девятьсот восемь тысяч сто пятнадцать) рублей 00 копеек по договору строительного подряда на реконструкцию жилого дома от 27.05.2021, заключенному между Первунинской Е.А. и подрядчиком ФИО3, не представляется возможным. Просит суд удовлетворить исковые требования Первунинской Е.А. (л.д.40-41).

Из отзыва ответчика Управления Артемовского городского округа следует, что в соответствии с решением Думы Артемовского городского округа от 17.06.2021 № 833 «Об утверждении структуры Администрации Артемовского городского округа» Комитет по архитектуре и градостроительству Артемовского городского округа реорганизован в Управление архитектуры и градостроительства Администрации Артемовского городского округа.

Управление архитектуры и градостроительства Администрации Артемовского городского округа по гражданскому делу № 2-1152/2021 по иску Первунинской Е. А., Первунинского Р. А. об обязании выдать разрешение на строительство сообщает следующее:

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, выдаваемое правообладателям объекта капитального строительства.

Объект капитального строительства, расположенный по адресу: <адрес> является жилым домом, на который было выдано разрешение на реконструкцию № RU66359000-11-2021 от 26.05.2021.

Данный жилой дом состоит из помещений квартир N° 1 и № 2, находящихся в собственности Первунинской Е. А. (квартира N° 1) и Сафаряна В. Р. (квартира № 2).

Квартиры в жилых домах являются помещениями, а не самостоятельными объектами капитального строительства, выдача разрешения на реконструкцию помещений действующим законодательством не предусмотрена.

В связи с тем, что объект капитального строительства (жилой дом) принадлежит на праве общей долевой собственности нескольким собственникам жилых помещений, разрешение на реконструкцию жилого дома соответственно было выдано на всех правообладателей (л.д. 66).

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В силу ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

В соответствии со ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, выдаваемое правообладателям объекта капитального строительства.

Согласно п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из совокупности представленных и исследованных в судебном заседании письменных материалов дела установлено, что Первунинская Е.А. является единоличным собственником жилого помещения №1, общей площадью 51,3 кв.м., расположенного в части жилого дома по адресу: <адрес>, а также и земельного участка, на котором расположено указанное жилое помещение, площадью 1369+-12,95 кв.м. (л.д.13-16).

Единоличным собственником жилого помещения №2, расположенного во второй части жилого дома по указанному выше адресу является Сафарян В.Р.

Комитетом по архитектуре и градостроительству Артемовского городского округа 26.05.2021 г. Первунинской Е.А., Сафаряну В.Р., выдано разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства - жилого дома <адрес>, с кадастровым номером 66:02:1401003:523, расположенного в пределах двух земельных участков 66:02:1401003:177 и 66:02:1401003:176. Общая площадь объекта капитального строительства составила 140,1 кв.м., общая площадь <адрес> – 87,81 кв.м. (л.д.21)

В соответствии с условиями указанной выше подпрограммы Первунинской Е. А. (а так же членам ее семьи Первунинскому Р. А., ФИО1, ФИО2) предоставлена социальная выплата в размере 908 115 (девятьсот восемь тысяч сто пятнадцать) рублей 00 копеек для строительства (приобретения) жилого помещения на территории Свердловской области, что подтверждается выданным Фондом Первунинской Е.А. свидетельством о праве на получение социальной выплаты из областного бюджета для строительства (приобретения) жилого помещения от 15.02.2021 № 23/2021-МС (л.д.20).

07.06.2021 Первунинской Е.А. в Фонд предоставлено заявление о перечислении средств социальной выплаты в размере 908 115 (девятьсот восемь тысяч сто пятнадцать) рублей 00 копеек подрядчику в связи с заключением с ФИО3 договора строительного подряда от 27.05.2021 на реконструкцию жилого дома, расположенного по адресу <адрес>.

Денежные средства Фондом не переведены подрядчику в силу того, что представленный Первунинской Е.А. договор строительного подряда на реконструкцию жилого дома от 27.05.2021 предполагает реконструкцию принадлежащей ей части жилого дома по адресу <адрес>. Комитетом по архитектуре и градостроительству Артемовского городского округа выдано разрешение на строительство от 26.05.2021 № RURU59000- 11-2021 на имя всех собственников жилого дома, в том числе и Сафаряна В.Р. и дает право на реконструкцию всего жилого дома. Жилой дом по адресу <адрес> целом состоит из двух квартир, которые не являются самостоятельными объектами капитального строительства, и принадлежат двум собственникам Первунинской Е.А. и Сафарян В.Р., который не является участником подпрограммы (л.д.24).

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, выдаваемое правообладателям объекта капитального строительства.

Пунктом 9 подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24 октября 2013 года № 1296-ПП, установлено, что социальная выплата для обеспечения жильем может использоваться гражданам для строительства (приобретения на первичном рынке жилья) одного или нескольких жилых помещений либо реконструкции индивидуальных жилых домов с целью увеличения площади этих домов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе для уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на строительство (приобретение на первичном рынке) жилого помещения, реконструкцию индивидуального жилого дома.

В рамках реализации подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N° 1296-ПП (далее - Подпрограмма 1) предоставляются социальные выплаты за счет средств областного бюджета на строительство (приобретение на первичном рынке жилья) жилых помещений, реконструкцию индивидуальных жилых домов: многодетным семьям, вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2014; многодетным семьям, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющим трех и более одновременно рожденных детей.

Социальная выплата для обеспечения жильем может использоваться гражданами для строительства (приобретения на первичном рынке жилья) одного или нескольких жилых помещений либо реконструкции индивидуальных жилых домов с целью увеличения жилой площади этих домов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе для уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на строительство (приобретение на первичном рынке жилья) жилого помещения, реконструкцию индивидуального жилищного дома.

При использовании социальной выплаты для строительства либо реконструкции индивидуального жилого дома гражданин-получатель социальной выплаты заключает договор строительного подряда.

Право граждан на получение за счет средств областного бюджета социальной выплаты для обеспечения жильем удостоверяется свидетельством.

В соответствии с Подпрограммой 1, если социальная выплата используется для строительства или реконструкции индивидуального жилого дома, то в течение срока действия свидетельства гражданин обязан предоставить в Фонд договор строительного подряда, копию разрешения на строительства объекта, копию правоустанавливающего документа на земельный участок, выделенный для строительства индивидуального жилого дома.

Как следует из представленных суду правоустанавливающих документов, Первунинская Е.А. является единоличным собственником жилого помещения №1, расположенного в жилом доме, состоящего из двух частей, изолированных друг от друга. Жилое помещение №2 во второй части жилого дома занимает собственник Сафарян В.Р.

С заявлением к ответчику на реконструкцию жилого помещения №1 обращалась именно истец Первунинская Е.А. Доказательств того, что собственник жилого помещения №2 Сафарян В.Р. в указанном доме так же обращался с заявлением о реконструкции указанного объекта, суду не представлено.

Кроме того, не представлено и доказательств того, что планируемая реконструкция истцом жилого помещения №1 повлечет нарушение целостности жилого помещения №2, а так же иное нарушение градостроительных, жилищных, эпидемиологических прав и свобод собственника объекта Сафаряна В.Р., суду не представлено. В то время как, обязанность по доказыванию законности выданного разрешения на реконструкцию жилого помещения Сафаряну В.Р., лежит на ответчике.

При таких обстоятельствах, учитывая, что собственник жилого помещения №2 в доме <адрес>, не обращался к ответчику с заявлением о реконструкции принадлежащего ему жилого помещения, собственником или иным титульным владельцем жилого помещения №1 указанного дома не является, жилые помещения №1 и №2 являются самостоятельными жилыми объектами, имеющие раздельные входы, надворные постройки, расположенны на двух самостоятельных земельных участках, разгороженных забором. Кроме того, указание 3 лица Сафаряна В.Р. в перечне лиц, которым разрешена реконструкция объекта, нарушает право истца на получение ею социальной выплаты, гарантированной государством. В связи с чем, суд не усматривает оснований необходимости указания Сафаряна В.Р. в перечне лиц, которым выдано разрешение на реконструкцию жилого помещения №1.

Согласно формы разрешения на строительство, утвержденной Приказом Министерства    строительства    и    жилищно -коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.02.2015 г. № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», данное разрешение выдается застройщику.

Согласно п. 16 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.

К числу указанных лиц, Сафарян В. Р. не относится, соответственно разрешение на строительство выдано данному лицу Комитетом по архитектуре и градостроительству АГО незаконно и безосновательно.

Поскольку, устранение нарушенного права истца возможно выдачей нового разрешения на реконструкцию, требования истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 Кодекса.

При подаче иска в суд истцами уплачена государственная пошлина в размере 600 руб. (л.д.5,6). В связи с чем, с ответчика Управления архитектуры и градостроительству Администрации Артемовского городского округа в пользу каждого истца подлежат взысканию указанные судебные расходы по оплате государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Первунинского Р. А., Первунинской Е. А., действующей в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 удовлетворить.

Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации Артемовского городского округа, в течение 5 дней с даты вступления в законную силу судебного акта, выдать Первунинскому Р. А., Первунинской Е. А., действующей в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства, относительно принадлежащей Первунинской Е. А. части жилого дома, расположенной по адресу: <адрес>.

Взыскать с Управления архитектуры и градостроительству Администрации Артемовского городского округа в пользу Первунинского Р. А. государственную пошлину в размере 300 рублей.

Взыскать с Управления архитектуры и градостроительству Администрации Артемовского городского округа в пользу Первунинской Е. А. государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения с подачей апелляционной жалобы через Артемовский городской суд.

Мотивированное решение подлежит составлению в течение пяти рабочих дней, в срок по 11.02.2022 включительно.

Судья:                                                                                    Т.В. Тюрикова

2-119/2022 (2-1152/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Первунинская Елена Александровна
Первунинский Роман Алексеевич
Ответчики
Управление архитектуры и градостроительства Администрации АГО
Другие
Грубник Евгений Владимирович
ГКУ СО "Фонд жилищного строительства"
Управление социальной политики № 2
Сафарян Виктор Рафикович
Суд
Артемовский городской суд Свердловской области
Судья
Тюрикова Татьяна Васильевна
Дело на сайте суда
artemovsky.svd.sudrf.ru
20.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2021Передача материалов судье
27.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2021Судебное заседание
13.01.2022Судебное заседание
04.02.2022Судебное заседание
11.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее