Дело № 11а-10928/2019 Судья Резниченко Ю.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 сентября 2019 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Ишимова И.А.,
судей Аганиной Т.А., Жукова А.А.,
при секретаре Кадыкееве К.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Сельта» к Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконными и отмене предписаний
по апелляционной жалобе ООО «Сельта» на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 24 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Ишимова И.А., выслушав объяснения представителя ООО «Сельта» - Шмелевой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения главных государственных инспекторов труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Немцева В.Н. и Салтыкова А.С. на апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
ООО «Сельта» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконными и отмене предписаний № 218/92/3 и № 218/92/3/195/1 от 28 марта 2019 года.
Требования мотивированы тем, что в период с 28 февраля 2019 года по 28 марта 2019 года комиссией Государственной инспекции труда в Челябинской области была проведена проверка и составлен акт № 218/92/2 от 28 марта 2019 года. По результатам проверки 28 марта 2019 года в адрес ООО «Сельта» были вынесены предписания № 218/92/3 и № 218/92/3/195/1 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. С данными предписаниями ООО «Сельта» не согласилось. В частности, по мнению общества, проведенная специальная оценка условий труда на рабочих местах сотрудников не подтвердила наличие вредных факторов, при которых психиатрическое освидетельствование является обязательным. Вопреки возложенной инспектором обязанности отстранить лиц, не прошедших обязательный медицинский осмотр, обязательное психиатрическое освидетельствование, таких лиц в ходе проверки выявлено не было. Также, несмотря на то, что список контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотров, был направлен в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, инспектор обязал его направить. Возлагая обязанность привести трудовые договоры в соответствии требованиям трудового законодательства, отразить в них условия труда на рабочих местах, инспектор не сопоставил трудовые договоры и карты специальной оценки труда. В связи с тем, что привлечение сотрудников к дисциплинарной ответственности является правом работодателя, инспектор труда не имеет полномочий давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым договорам, кроме того, привлечь работников к дисциплинарной ответственности за истечением срока привлечения свидетельствует о неисполнимости предписания в данной части. В иске обращается внимание, что инспектор запрашивал не журналы ведения инструктажей, а программы проведения инструктажей по охране труда по профессиям и видам работ предприятия, которые предоставлялись для визуального осмотра. Инспектор необоснованно потребовал представить технологические планировки с указанием мест размещения основного технологического оборудования, транспортных средств, мест контроля количества и качества сырья и готовой продукции и других мест, в то время как ООО «Сельта» не относится к объектам производственного назначения, занимающихся химической чисткой изделий. Инспектором не запрашивались технологические документы на ремонт, техническое обслуживание оборудования, ремонт и обслуживание в порядке текущей эксплуатации транспорта, кроме того, общество не ведет указанную работу, поскольку заключило договоры на сервисное и техническое обслуживание оборудования. Указав на необходимость включить в должностные инструкции руководителей и специалистов должностные обязанности по обеспечению здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, инспектор не проверил наличие подчиненных у специалистов, при этом такие обязанности содержатся в инструкциях по охране труда. Поскольку в ООО «Сельта» не имеется отдельной должности водителя и экспедитора, существует должность водителя-экспедитора, инспектору были показаны документы на указанную должность. В связи с тем, что Порядком организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса России от 08 августа 2018 года № 296, не предусмотрена разработка в организации специального документа для введения его в действие, им только вменяется в обязанность субъекта транспортной деятельности вести журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств. Также инспектору предоставлялись порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, документы, подтверждающие организацию движения работников на территории предприятия.
Протокольным определением суда от 30 апреля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Немцев В.Н., главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Салтыков А.С. (т. 1 л.д. 27-28).
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 24 мая 2019 года в удовлетворении административного иска ООО «Сельта» отказано.
В апелляционной жалобе ООО «Сельта» по доводам, в целом аналогичным административного искового заявления, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Считает недостоверным вывод суда со ссылкой на приложение к приказу о применении системы управления охраной труда в ООО «Сельта» от 06 апреля 2016 года, так как в данном документе указаны возможные общие для юридического лица характеристики опасных и вредных производственных факторов и соответствующих им мер безопасности. В обществе произведена специальная оценка условий труда для каждого рабочего места, которой не установлены вредные и опасные факторы. Во время проверки журналы проведения инструктажей не запрашивались, предписание не содержит указания на устранение нарушение, выразившегося в невыдаче средств индивидуальной защиты работников. Повторно обращает внимание на то, что программы проведения инструктажей по охране труда по профессиям и видам работ предприятия представлялись инспектору для визуального осмотра. Не соглашается с выводом суда со ссылкой на п. 1 приложения Б к приказу о применении системы управления охраной труда в ООО «Сельта» от 06 апреля 2016 года, так как в данном документе указаны возможные общие для юридического лица характеристики опасных и вредных производственных факторов и соответствующих им мер безопасности. Факт наличия в ООО «Сельта» таких видов работ, как погрузочно-разгрузочные работы, электросварочные работы, верхолазные работы на высоте более 1,3 м, эксплуатация сосудов, работающих под давлением, работы в электроустановках, инспектором не устанавливался. Повторно отмечается, что ООО «Сельта» не относится к объектам производственного назначения, занимающихся химической чисткой изделий, инспектором не запрашивались технологические документы на ремонт, техническое обслуживание оборудования, ремонт и обслуживание в порядке текущей эксплуатации транспорта, в акте не указано на какое оборудование отсутствуют данные документы. Настаивает, что инспектор не проверил наличие подчиненных у специалистов, в ООО «Сельта» не имеется отдельной должности водителя и экспедитора, существует должность водителя-экспедитора, Порядком организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса России от 08 августа 2018 года № 296, не предусмотрена разработка в организации специального документа для введения его в действие, им только вменяется в обязанность субъекта транспортной деятельности вести журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств, который был представлен инспектору. Также инспектору предоставлялись порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, документы, подтверждающие организацию движения работников на территории предприятия. Обращается внимание на то, что проведенная специальная оценка условий труда на рабочих местах сотрудников не подтвердила наличие вредных факторов, при которых психиатрическое освидетельствование является обязательным, поэтому не подлежит исполнению требование об отстранении от работы соответствующих лиц. Требование о направлении списка работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра было выполнено, такой список направлен 16 января 2019 года в адрес Управления Роспотребнадзора территориального отдела Сосновского района Челябинской области. Возлагая обязанность привести трудовые договоры в соответствии требованиям трудового законодательства, отразить в них условия труда на рабочих местах, инспектор не сопоставил трудовые договоры и карты специальной оценки труда. В связи с тем, что привлечение сотрудников к дисциплинарной ответственности является правом работодателя, инспектор труда не имеет полномочий давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым договорам, кроме того, привлечь работников к дисциплинарной ответственности за истечением срока привлечения свидетельствует о неисполнимости предписания в данной части. В заключении отмечается, что инспектор в нарушение требований закона не составлял чек-лист при проведении плановой проверки, что указывает на нарушение процедуры проверки.
Представитель административного ответчика в суд апелляционной инстанций не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав лиц, принявших участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, распоряжением (приказом) руководителя Государственной инспекции труда в Челябинской области от 25 февраля 2019 года № 218/92/1 назначена плановая выездная проверка в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении ООО «Сельта» комиссией в составе: начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Немцева В.Н., главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Салтыкова А.С., главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области <данные изъяты>., главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области <данные изъяты> и главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области <данные изъяты> Срок проведения проверки установлен не более 20 рабочих дней с 28 февраля 2019 года по 28 марта 2019 года. В пункте 13 распоряжения приведен перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки (т. 1 л.д. 85-89).
28 марта 2019 года государственными инспекторами, проводившими проверку, составлен акт проверки № 218/92/2, в котором отражены выявленные нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:
1) при исследовании карты специальной оценки условий труда № 9/202А установлено, что работники, работающие на данном рабочем месте, должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с п. 1.3.5 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н. При исследовании заключения предварительного медицинского осмотра от 05 марта 2019 года установлено, что работник <данные изъяты> прошел медицинский осмотр в соответствии с п. 27.8. Перечня работ. Сведения о прохождении последним медицинского осмотра в соответствии с пунктом 1.3.5. Перечня факторов указанное заключение не содержит, что свидетельствует о несоблюдении работодателем обязанности, установленной абз. 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ);
2) при исследовании «Списка контингентов ООО «Сельта» Челябинский филиал, подлежащих прохождению периодического медицинского осмотра по состоянию на 09 января 2019 года», утвержденного директором Челябинского филиала ООО «Сельта» 09 января 2019 года, установлено, что работники филиала, работающие по профессии старший сменный автослесарь и автослесарь, должны проходить медицинский осмотр в связи с выполнением работ, предусмотренных п. 10 (работы, выполняемые непосредственно на механическом оборудовании, имеющем открытые движущиеся (вращающиеся) элементы конструкции (токарные, фрезерные и другие станки, штамповочные прессы и др.) Перечня видов работ и п. 1.1.4.8. (сварочные аэрозоли) Перечня факторов, а работники, работающие по профессии механик, в соответствии с п. 3.4.2 (общая вибрация) Перечня факторов. Указанным перечнем работники, на рабочих местах которых присутствуют сварочные аэрозоли, производственная вибрация, а также работающие на токарных, фрезерных и других станках, штамповочных прессах, отнесены к категории работников, для которых прохождение психиатрического освидетельствования является обязательным. В нарушение указанных требований прохождение старшим сменным автослесарем <данные изъяты>., механиком <данные изъяты> автослесарем <данные изъяты> психиатрического освидетельствования работодателем не обеспечено;
3) работники, поименованные в пунктах 1 и 2 настоящего акта, допускаются работодателем до работы, что свидетельствует о неисполнении последним обязанности, установленной абз. 1 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
4) в нарушение требований п. 21 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н), список контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотров (утв. директором Челябинского филиала ООО «Сельта» 09 января 2019 года) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора работодателем не направлен;
5) при исследовании документов, представленных работодателем, установлено, что трудовые договоры, заключенные с работниками, не содержат такого обязательного для включения в трудовой договор условия, как условия труда на рабочем месте (например, трудовые договоры заключенные с работниками <данные изъяты>., <данные изъяты>., <данные изъяты>., <данные изъяты> и другие);
6) в нарушение положений ст. 225 ТК РФ, п. 24 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» при выдаче средств индивидуальной защиты, применение которых требует от работников практических навыков (респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, каски, накомарники и др.), работодателем не обеспечено проведение инструктажа работникам о правилах применения указанных средств индивидуальной защиты, простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также не организованы тренировки по их применению;
7) отсутствуют документы, подтверждающие проведение частичного и полного технического освидетельствования стеллажей в нарушение требований п. 10.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55525-2013 «Складское оборудование. Стеллажи сборно-разборные. Общие технические условия» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 589-ст) Storage systems. Adjustable pallet racking. General specification, в части сотрудник, ответственный за эксплуатацию стеллажей, должен организовывать проведение частичного и полного технического освидетельствования стеллажей;
8) отсутствуют документы, подтверждающие проведение статических испытаний, оформленные в соответствии с требованиями Приложения В, п.п. 8.1, 8.2, 8.3, 8.4, 8.5 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55525-2013 в части:
при проведении испытаний необходимо соблюдать требования, установленные в [3], [4], ГОСТ 12.3.009, а также инструкции по эксплуатации стеллажа;
до начала испытаний сотрудник, ответственный за технику безопасности по приказу эксплуатирующей организации, должен провести инструктаж по устройству стеллажей и технике безопасности со всеми специалистами, участвующими в испытаниях, с записью в журнале;
все работы при испытаниях должны выполняться по командам сотрудника, ответственного за безопасное производство работ по приказу эксплуатирующей организации;
площадка, где проводятся испытания, должна быть ограждена и иметь соответствующие знаки «Посторонним вход запрещен!», «Опасная зона»;
при проведении испытаний запрещается:
находиться посторонним лицам на испытательной площадке;
находиться людям под поднимаемым (опускаемым) грузом;
работать на высоте более 1,3 м без монтажных поясов и касок;
оставлять испытательный груз на стеллажах по окончанию работ.
9) отсутствуют протоколы испытаний стеллажной системы, оформленные в соответствии с требованиями Приложения Г Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55525-2013;
10) отсутствуют документы, подтверждающие, что после завершения монтажных работ имеются обязательно установленные информационные таблички размером не менее А4 с указанием высот уровней хранения и максимально допустимой нагрузки на каждый из уровней хранения, оформленные в соответствии с требованиями статей и Приложений Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55525-2013. Отсутствуют документы, подтверждающие назначение ответственного лица за эксплуатацию стеллажей в нарушение требований п. 10.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55525-2013;
11) нe в полном объеме представлены программы проведения инструктажей по охране труда по профессиям и видам работ работникам предприятия в нарушение требований п. 2.1.4 постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», в части «Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации», ГОСТ 12.0.004-90;
12) в нарушение требований п.п. С, ч. 2, п. 22 постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», п. 1.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27 апреля 2009 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.2.2506-09» в Челябинском филиале ООО «Сельта» не в полном объеме представлены технологические планировки с указанием мест размещения основного технологического оборудования, транспортных средств, мест контроля количества и качества сырья и готовой продукции и других мест, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к размещению, планировке, санитарнотехническому оснащению, к технологическому процессу, производственному оборудованию, условиям труда в организациях химической чистки изделий, направленные на предупреждение неблагоприятного воздействия факторов производственной среды на здоровье работников, а также неблагоприятного влияния этих объектов на среду обитания и здоровье проживающего населения;
13) в Челябинском филиале ООО «Сельта» не в полном объеме представлены технологические документы на ремонт, техническое обслуживание оборудования, а также ремонт и обслуживание в порядке текущей эксплуатации, оформленные согласно требованиям:
Межгосударственного стандарта ГОСТ 3.1120-83 «Единая система технологической документации. Общие правила отражения и оформления требований безопасности труда в технологической документации» (утв. постановлением Госстандарта СССР от 20 декабря 1983 года № 6351) Unified system of technological documentation. General rules for presentation of labour safety requirements in technological documentation, введенного в действие в соответствии со ст. 211 ТК РФ. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, а также согласно ЕСТД (Единая система технологической документации), в том числе:
ГОСТ 3.1001-81* (2001) ЕСТД. Общие положения
ГОСТ 3.1102-81* (2001) ЕСТД. Стадии разработки и виды документов
ГОСТ 3.1103-82* (2001) ЕСТД. Основные надписи
ГОСТ 3.1105-84* (2001) ЕСТД. Формы и правила оформления документов общего назначения
ГОСТ 3.1107-81 ЕСТД. Опоры, зажимы и установочные устройства. Графические обозначения.
приказа Минэнерго России от 25 октября 2017 года № 1013 «Об утверждении требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок «Правила организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики» (зарегистрировано в Минюсте России 26 марта 2018 года № 50503);
14) переносные лестницы в отделе главного энергетика в нарушение ГОСТ 26887-86 «Площадки и лестницы для строительно-монтажных работ. Общие технические условия» не имеют:
в нарушение п. 6.1 табличку, выполненную в соответствии с ГОСТ 12969-67, содержащую следующие данные: товарный знак и наименование предприятия-изготовителя; обозначение изделия (марку); значение нормативной нагрузки; номер изделия или партии; дату изготовления (месяц, год).
в нарушение п. 4.4 Испытания на прочность и устойчивость не реже одного раза в год нагрузкой, превышающей на 20% нормативную нагрузку, не проведены;
15) не определены в должностных инструкциях руководителей и специалистов в разделе «Должностные обязанности» обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований законодательных и нормативных актов по охране труда, чем нарушены требования ст. 212 ТК РФ, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 года № 37);
16) в Челябинском филиале ООО «Сельта» отсутствует разработанный и утвержденный профессиональный стандарт для водителя-экспедитора в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, согласно ст. 195.3 ТК РФ и ст. 328 ТК РФ, в части работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в области транспорта;
17) в Челябинском филиале ООО «Сельта» отсутствуют документы, подтверждающие совмещение должностей водителя и экспедитора согласно подп. 1.1 постановления Госкомстата РФ от 05 января 2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Из трудовых договоров, заключенных с работниками, следует, что работники приняты в Челябинский филиал ООО «Сельта» водителями-экспедиторами. В соответствии с Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин (утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 162), применение труда женщин при выполнении работ по профессии водитель автомобиля, работающего на автомобиле грузоподъемностью свыше 2,5 тонн, запрещено. Таким образом, с выполнением работы по профессии водитель связано наличие ограничений, то есть наименование данной профессии в трудовом договоре, а также квалификационные требования к ней должно соответствовать наименованию и требованиям, указанным в квалификационном справочнике. Тарифно-квалификационные характеристики профессии водитель (утв. постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10 ноября 1992 года № 31) не содержат
сведений об исполнении последним функций экспедитора. Профессия водитель-экспедитор в тарифно-квалификационных справочниках отсутствует. Вышеизложенное свидетельствует о нарушении работодателем требований, установленных абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ. Тем самым работодатель уклоняется от оформления совмещения профессий в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ и выплаты работникам дополнительной оплаты за совмещение профессий в соответствии со ст. 151 ТК РФ;
18) в Челябинском филиале ООО «Сельта» отсутствуют документы, подтверждающие введение в действие Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, оформленного согласно приказу Минтранса России от 08 августа 2018 года № 296 «Об утверждении Порядка организации и
проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств», с изменениями абз. 8 пп. 1 п. 10 вступившими в силу с 01 января 2019 года приказа от 8 августа 2018 года № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» Министерства транспорта российской Федерации, решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»;
19) в Челябинском филиале ООО «Сельта» отсутствуют документы, подтверждающие введение в действие Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, оформленного согласно приложению к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года № 835н;
20) в Челябинском филиале ООО «Сельта» в нарушение требований п. 21 приказа Минтруда России от 06 февраля 2018 года № 59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте» отсутствуют документы, подтверждающие организацию передвижения работников по территории предприятия, в части для движения транспортных средств по территории организации и передвижения работников должен быть составлен схематический план с указанием разрешенных и запрещенных направлений движения, поворотов, выездов и съездов. План должен вывешиваться у ворот организации вместе с надписью «Берегись автомобиля» и должен освещаться в темное время суток (т. 1 л.д. 93-101).
Предписанием № 218/92/3 от 28 марта 2019 года, составленным государственным инспектором труда Салтыковым А.С., на директора ООО «Сельта» <данные изъяты> возложена обязанность в срок до 30 апреля 2019 года устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
1. обеспечить прохождение работниками обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований (основание: абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);
2. отстранить от работы лиц не прошедших обязательный медицинский осмотр, обязательное психиатрическое освидетельствование (основание абз. 4 ч. 1 ст. 76 ТК РФ);
3. направить список контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (основание: п. 21 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года № 302н);
4. привести трудовые договоры, заключенные с работниками, в соответствие с требованиями ст. 57 ТК РФ, отразить в трудовых договорах условия труда на рабочих местах;
5. привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, ответственных за нарушения, указанные в пп. 1-5 акта проверки от 28 марта 2019 года № 218/92/2 (т. 1 л.д. 90-91).
Предписанием № 218/92/3/195/1 от 28 марта 2019 года, составленным государственным инспектором труда Немцовым В.Н., на директора ООО «Сельта» Еременко Е.А. возложена обязанность в срок до 30 апреля 2019 года устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
1. в соответствии с положениями ст. 225 ТК РФ, п. 24 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» при выдаче средств индивидуальной защиты, применение которых требует от работников практических навыков (респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, каски, накомарники и др.), работодателем обеспечить проведение инструктажа работникам о правилах применения указанных средств индивидуальной защиты, простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также не организованы тренировки по их применению;
2. в полном объеме представить программы проведения инструктажей по охране труда по профессиям и видам работ работникам предприятия в соответствии с требованиями п. 2.1.4 постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», ГОСТ 12.0.004-2015;
3. в соответствии с требованиями:
пп. С ч. 2 п. 22 постановления Правительства РФ о 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
п. 1.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27 апреля 2009 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.2.2506-09» в Челябинском филиале ООО «Сельта» в полном объеме представить технологические планировки с указанием мест размещения основного технологического оборудования, транспортных средств, мест контроля количества и качества сырья и готовой продукции и других мест, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к размещению, планировке, санитарно-техническому оснащению, к технологическому процессу, производственному оборудованию, условиям труда в организациях химической чистки изделий, направленные на предупреждение неблагоприятного воздействия факторов производственной среды на здоровье работников, а также неблагоприятного влияния этих объектов на среду обитания и здоровье проживающего населения;
4. в Челябинском филиале ООО «Сельта» в полном объеме представить технологические документы на ремонт, техническое обслуживание оборудования, а также ремонт и обслуживание в порядке текущей эксплуатации, оформленные согласно требованиям:
- Межгосударственного стандарта ГОСТ 3.1120-83 «Единая система технологической документации. Общие правила отражения и оформления требований безопасности труда в технологической документации» (утв. постановлением Госстандарта СССР от 20 декабря 1983 года № 6351) Unified system of technological documentation. General rules for presentation of labour safety requirements in technological documentation, введенного в действие в соответствии со ст. 211 ТК РФ. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, а также согласно ЕСТД (Единая система технологической документации), в том числе:
ГОСТ 3.1001-81* (2001) ЕСТД. Общие положения
ГОСТ 3.1102-81* (2001) ЕСТД. Стадии разработки и виды документов
ГОСТ 3.1103-82* (2001) ЕСТД. Основные надписи
ГОСТ 3.1105-84* (2001) ЕСТД. Формы и правила оформления документов общего назначения
ГОСТ 3.1107-81* ЕСТД. Опоры. Зажимы и установочные устройства. Графические обозначения
- приказа Минэнерго России от 25 октября 2017 года № 1013 «Об утверждении требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок «Правила организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики»;
5. определить в должностных инструкциях руководителей и специалистов в разделе «Должностные обязанности» обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований законодательных и нормативных актов по охране труда в соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 года № 37);
6. представить документы, подтверждающие совмещение должностей водителя и экспедитора, согласно подп. 1.1 постановления Госкомстата РФ от 05 января 2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», ст. 57 ТК, Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин (утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 162), Тарифно-квалификационные характеристики профессии водитель (утв. постановлению Минтруда России от 10 ноября 1992 года № 31), ст. 151 ТК РФ;
7. Разработать и ввести в действие распорядительным документом Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, оформленный согласно приказу Минтранса России от 08 августа 2018 года № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств», с изменениями абз. 8 п.п. 1 п. 10 вступившими в силу с 01 января 2019 года приказа от 8 августа 2018 года № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» Министерства транспорта Российской Федерации, решение комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств;
8. разработать и ввести в действие распорядительным документом Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, оформленный согласно Приложению к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года № 835н приказа Минздрава России «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»;
9. В соответствии с требованиями п. 21 приказа Минтруда России от 06 февраля 2018 года № 59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте» представить документы, подтверждающие организацию передвижения работников по территории предприятия (т. 1 л.д. 80-84).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, исходя из толкования приведенных выше правовых норм, непредставления документов государственным инспекторам труда, с учетом вида деятельности предприятия, пришел к выводу о правильности указания на необходимость работодателя устранить нарушения, указанные в акте проверки и оспариваемых предписаниях.
Судебная коллегия не может в полном объеме согласиться с указанным выводом суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
На основании ч. 1 ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Положения ч. 2 ст. 212 ТК РФ возлагают на работодателя помимо прочих обязанности обеспечить:
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В силу ч. 7 ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.
Настоящие Правила определяют порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (далее именуется – освидетельствование) работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Названным выше Перечнем установлены медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, в частности сварочных аэрозолей и общей вибрацией.
Согласно списку контингентов ООО «Сельта» Челябинский филиал, подлежащих прохождению периодического медицинского осмотра по состоянию на 09 января 2019 года, утвержденного приказом директора Челябинского филиала ООО «Сельта» от 09 января 2019 года, к факторам производственной среды и факторам трудового процесса в соответствии с приказом № 302н для старшего сменного механика, механика указана общая вибрация, для старшего сменного автослесаря, автослесаря – сварочные аэрозоли.
Таким образом, работники, занимающие указанные выше должности, обязаны проходить обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза. Поскольку документов о прохождении названными работниками обязательного психиатрического освидетельствования представлено не было государственному инспектору труда, он обоснованно потребовал в предписании № 218/92/3 от 28 марта 2019 года обеспечить прохождение ими обязательного психиатрического освидетельствования и отстранить от работы лиц, не прошедших такое освидетельствование.
Согласно п. 21 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н, список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, в 10-дневный срок направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя
Как указывалось выше, приказом директора Челябинского филиала ООО «Сельта» от 09 января 2019 года был утвержден список контингентов ООО «Сельта» Челябинский филиал, подлежащих прохождению периодического медицинского осмотра по состоянию на 09 января 2019 года. В подтверждение направления указанного списка в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, административный истец представил копию реестра заказных писем (бандеролей) о направлении в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по адресу: Челябинская область, Сосновский район, с. Долгодеревенское, ул. Ленина, 50 (т. 1 л.д. 37).
Между тем согласно ответу территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в Сосновском, Аргаяшском и Кунашакском районах от 27 сентября 2019 года на запрос суда названный выше список контингентов по состоянию на 09 января 2019 года в территориальный отдел не поступал. 29 мая 2019 года, т.е. после проведения Государственной инспекцией труда в Челябинской области проверки и вынесения оспариваемых предписаний в территориальный отдел поступил список контингентов ООО «Сельта» Челябинский филиал, подлежащих прохождению периодического медицинского осмотра по состоянию на 27 марта 2019 года.
При указанных обстоятельствах государственный инспектор труда в предписании № 218/92/3 от 28 марта 2019 года правомерно потребовал направить список контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии с абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре указываются такие обязательные для включения в трудовой договор условия, как условия труда на рабочем месте.
Согласно ч. 3 ст. 57 ТК РФ если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Из имеющихся в материалах дела копий трудовых договоров следует, что они не содержат описания условий труда на рабочем месте, отдельных соглашений сторон, содержащих названные условия, также не представлены. Следовательно, требование государственного инспектора труда в предписании № 218/92/3 от 28 марта 2019 года о приведении трудовых договоров, заключенных с работниками, в соответствие с требованиями ст. 57 ТК РФ, отражении в трудовых договорах условия труда на рабочих местах является обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что инспектор не сопоставил трудовые договоры и карты специальной оценки труда на предмет правомерности указания в договорах общих характеристик рабочего места, является несостоятельным, так как не подтверждает соответствие трудовых договоров требованиям ст. 57 ТК РФ.
Установив в предписании № 218/92/3 от 28 марта 2019 года указанные выше нарушения государственный инспектор в силу предоставленных ему ч. 1 ст. 357 ТК РФ полномочий правомерно потребовал привлечь виновных в указанных нарушениях лиц к дисциплинарной ответственности.
Несогласие в апелляционной жалобе с указанным требованием государственного инспектора со ссылкой на то, что привлечение сотрудников к дисциплинарной ответственности является правом работодателя, а истечение срока привлечения работников к дисциплинарной ответственности свидетельствует о неисполнимости предписания в данной части, отклоняется судебной коллегией, поскольку установленные государственным инспектором нарушения требовали от него указания работодателю на принятие к виновным работникам мер реагирования в виде привлечения их к дисциплинарной ответственности. Невозможность привлечения работников к дисциплинарной ответственности за истечением сроков не свидетельствует о незаконности соответствующего требования государственного инспектора и не освобождает работодателя от обязанности уведомить об указанном обстоятельстве государственного инспектора в рамках исполнения предписания.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для признания незаконным и отмене предписания № 218/92/3 от 28 марта 2019 года.
Проверяя законность предписания № 218/92/3/195/1 от 28 марта 2019 года, судебная коллегия исходит из следующего.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы (чч. 2-3 ст. 225 ТК РФ).
В пункте 24 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 года № 290н, закреплено, что при выдаче СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков (респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски и др.), работодатель обеспечивает проведение инструктажа работников о правилах применения указанных СИЗ, простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также организует тренировки по их применению.
Распоряжением (приказом) руководителя Государственной инспекции труда в Челябинской области от 25 февраля 2019 года № 218/92/1 о проведении проверки у ООО «Сельта» затребован перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки, в котором указаны документы, подтверждающие прохождение работниками обучения по охране труда (протоколы проверки знаний требования охраны труда, журналы инструктажей по охране труда и другие). С данным распоряжением был ознакомлен директор Челябинского филиала ООО «Сельта» Бобылев Д.В. (т. 1 л.д. 89).
Между тем государственным инспектором труда установлено, а административным истцом, исходя из материалов дела, не доказано обратное, что при проверке работодателем не было обеспечено проведение инструктажа работникам о правилах применения средств индивидуальной защиты, применение которых требует от работников практических навыков (респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, каски, накомарники и др.), простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также не организованы тренировки по их применению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что журналы проведения инструктажей инспектором не испрашивались, не соответствуют обстоятельствам дела, опровергаются содержанием распоряжения о проведении проверки. Кроме того, ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции административным истцом не было представлено доказательств проведения необходимых инструктажей и тренировки.
В порядке п. 2.1.4 постановления Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.
В материалах дела имеется Приложение № 3 к приказу о применении системы управления охраной труда в ООО «Сельта», в п. 1 которого указано, что данный регламентирующий документ устанавливает перечень опасных и вредных производственных фактором, связанных с характером деятельности общества, определяет порядок оценки, регулирования и контроля профессиональных рисков. Применяется при проведении обучения и инструктажа, аттестации рабочих мест по условиям труда, а также оценки состояния охраны труда.
В перечне профессий работников и видов работ, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда в ООО «Сельта» отнесены профессии: водитель-экспедитор, слесарь по ремонту автомобилей, электрогазосварщик, а также виды работ: погрузочно-разгрузочные работы, электрогазосварочные работы, верхолазные работы на высоте более 1,3 м, эксплуатация сосудов, работающих под давлением, работы в электроустановках. Указанные работники допускаются к самостоятельной работе после прохождения обучения безопасным методам производства работ, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте, проверки знаний требований охраны труда.
Следовательно, принимая во внимание указанный разработанный и утвержденный работодателем локальный нормативный акт, в ООО «Сельта» вопреки утверждению, содержащемуся в апелляционной жалобе, осуществляются названные выше виды работ.
Однако при проведении проверки программы проведения инструктажей по охране труда по профессиям и видам работ не были представлены в полном объеме, а именно в части проведения электрогазосварочных работ, верхолазных работ на высоте более 1,3 м, эксплуатации сосудов, работающих под давлением, работ в электроустановках.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что программы инструктажей по охране труда по профессиям и видам работ инспектором предоставлялись для визуального осмотра, является голословным, допустимыми доказательствами не подтверждено. Ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции административным истцом не было представлено доказательств проведения необходимых инструктажей.
Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.
В пункте 9 названного Положения определено, что проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 настоящего Положения.
Подпункт «с» п. 22 этого же Положения предписывает, что подраздел «Технологические решения» раздела 5 должен содержать в графической части технологические планировки по корпусам (цехам) с указанием мест размещения основного технологического оборудования, транспортных средств, мест контроля количества и качества сырья и готовой продукции и других мест – для объектов производственного назначения.
Вместе с тем согласно п. 1 указанного Положения оно устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:
а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;
б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее – строительство).
В свою очередь Федеральная инспекция труда, как единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов (государственных инспекций труда) уполномочена в соответствии со ст. 354 ТК РФ на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Согласно п. 4 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01 сентября 2012 года № 875, предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования), в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
При указанных обстоятельствах у государственного инспектора труда отсутствовали основания для проверки ООО «Сельта» соблюдения Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, которое не содержит нормы трудового права, а также не является государственным нормативным требованием охраны труда, обязательным в силу ч. 2 ст. 211 ТК РФ для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Кроме того, представляется необоснованным ссылка в п. 3 предписания № 218/92/3/195/1 от 28 марта 2019 года на п. 1.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27 апреля 2009 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.2.2506-09», поскольку данные СанПиН устанавливают гигиенические требования к организациям химической чистки изделий, к которым ООО «Сельта» не относится.
Что касается п. 4 предписания № 218/92/3/195/1 от 28 марта 2019 года, судебная коллегия отмечает, что предписание, выданное по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащий властное волеизъявление, подтверждающее правовые последствия для конкретного юридического лица. Таким образом, предписание, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что п. 4 предписания № 218/92/3/195/1 от 28 марта 2019 года о необходимости представления технологических документов на ремонт, техническое обслуживание оборудования, а также ремонт и обслуживание в порядке текущей эксплуатации, оформленные согласно требованиям Межгосударственного стандарта ГОСТ 3.1120-83, приказа Минэнерго России от 25 октября 2017 года № 1013, по причине отсутствия в нем перечня соответствующего оборудования не соответствует таком важному требованию, предъявляемому к предписаниям, как исполнимость, поскольку государственный инспектор труда, принуждая ООО «Сельта» к устранению нарушений трудового законодательства не изложил ясно и недвусмысленно свое требование, не сформировал у ООО «Сельта» четкое представление относительно того, в отношении какого оборудования необходимо представить технологические документы. В нарушение требований закона в п. 4 предписания обстоятельства, подлежащие исправлению не конкретизированы, что, по мнению судебной коллегии, препятствует своевременному исполнению предписания.
В пункте 5 предписания № 218/92/3/195/1 от 28 марта 2019 года изложено требование определить в должностных инструкциях руководителей и специалистов в разделе «Должностные обязанности» обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований законодательных и нормативных актов по охране труда в соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 года № 37).
Между тем Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих содержит конкретный перечень наименований руководителей и специалистов, при этом обязанность по обеспечению здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей возложена только на руководителей, в частности начальника гаража, начальника отдела социального развития, начальника ремонтного цеха, начальника цеха (участка), начальника цеха опытного производства.
Однако в предписании в нарушении требований закона не указаны в должностных инструкциях каких именно руководителей, имеющихся в штате ООО «Сельта» следует определить в разделе «Должностные обязанности» обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований законодательных и нормативных актов по охране труда, что свидетельствует о неисполнимости предписания в данной части.
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Ссылаясь на наличие ограничений при выполнении работ по профессии водителя автомобиля грузоподъемностью свыше 2,5 тонн для женщин, предусмотренных Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 162, государственный инспектор труда посчитал, что наименование данной профессии в трудовом договоре, а также квалификационные требования к ней должны соответствовать наименованию и требованиям, указанным в квалификационном справочнике.
Однако из представленных материалов дела не следует, что в ООО «Сельта» трудовые обязанности по профессии водителя автомобиля грузоподъемностью свыше 2,5 тонн выполняют женщины, не указано это и в акте проверки.
Таким образом, предусмотренных абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ оснований для указания в трудовых договорах наименования профессий в соответствии с квалификационными справочниками и представления документов, подтверждающих совмещение должностей водителя и экспедитора, не имеется. Согласно названной выше правовой норме, предусматривающей, по общему правилу, указание в трудовом договоре работы по профессии в соответствии со штатным расписанием в трудовых договорах ООО «Сельта» указана должность водителя-экспедитора в соответствии со штатным расписанием.
Одновременно судебная коллегия учитывает и нормы ст. 8, 9, 15 ТК РФ, предоставляющие сторонам трудового договора на основе достигнутых договоренностей определять, в т.ч. трудовую функцию (работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы), а работодателю – право принимать локальные нормативные акты. Противоречия закону при указании в штатном расписании ООО «Сельта» и в трудовых договорах профессии «водитель-экспедитор» не имеется, следовательно, п. 6 предписания № 218/92/3/195/1 от 28 марта 2019 года нельзя признать правомерным.
Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержден приказом Минтранса России от 08 августа 2018 года № 296.
На основании п. 15 названного Порядка субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения контроля (журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств).
В соответствии с пп. 16, 17 этого же Порядка журнал ведется на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, и (или) на электронном носителе. При ведении журнала в электронной форме предусматривается обязательная возможность распечатки страниц журнала. В случае ведения журнала в электронном виде внесенные в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Однако указанным выше Порядком не предусмотрена обязанность субъекта транспортной деятельности разработать и ввести в действие распорядительным документом данный Порядок. Следовательно, изложенное в п. 7 предписания № 218/92/3/195/1 от 28 марта 2019 года соответствующее требование не основано на правовых нормах, в связи с чем не может быть признано законным.
Отсутствие журнала регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств или неправильное его ведение оспариваемым предписанием ООО «Сельта» не вменяется.
Приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 года № 835н утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
Указанным Порядком в п. 9 организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возложена на работодателя. В силу пп. 14, 15 Порядка результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно. Журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и (или) на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы. В случае ведения Журналов в электронном виде внесенные в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Однако упомянутым выше Порядком не предусмотрена обязанность работодателя разработать и ввести в действие распорядительным документом данный Порядок. Следовательно, изложенное в п. 8 предписания № 218/92/3/195/1 от 28 марта 2019 года соответствующее требование не основано на правовых нормах, в связи с чем также не может быть признано законным.
Отсутствие журнала регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и журнала регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров или неправильное их ведение оспариваемым предписанием ООО «Сельта» не вменяется.
В соответствии с п. 21 Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтруда России от 06 февраля 2018 года № 59н, для движения транспортных средств по территории организации и передвижения работников должен быть составлен схематический план с указанием разрешенных и запрещенных направлений движения, поворотов, выездов и съездов. План должен вывешиваться у ворот организации вместе с надписью «Берегись автомобиля» и должен освещаться в темное время суток.
Как следует из материалов дела, в Государственную инспекцию труда в Челябинской области административным истцом была представлена схема движения легкового и грузового транспорта по территории ЛЦ г. Челябинска, утвержденная директором 06 июля 2018 года (т. 1 л.д. 66). Однако из данной схемы не усматривается разрешенные и запрещенные направления движения для работников организации, следовательно, указание в предписании требования о представлении документов, подтверждающих организацию передвижения работников по территории предприятия, является правомерным.
В силу положений ст.ст. 226, 227 КАС РФ для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суду необходимо установить совокупность условий, а именно нарушение данным решением прав, свобод и законных интересов административного истца, своевременность его обращения в суд, несоответствие решения нормативным правовым актам.
Поскольку пункты 3-8 предписания № 218/92/3/195/1 от 28 марта 2019 года необоснованно возлагают на ООО «Сельта» обязанности по устранению нарушений, наличие которых не подтвердилось в ходе рассмотрения дела, их нельзя признать законными, в связи с чем предписание в указанной части подлежит отмене.
В порядке п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Учитывая, что рассматривая дело, суд первой инстанции неправильно определил и не доказал обстоятельства, имеющие значение для административного дела, что привело к незаконному и необоснованному решению, оно в силу пп. 1-2 ч. 2 ст. 310 КАС РФ подлежит отмене в части оспаривания предписания № 218/92/3/195/1 от 28 марта 2019 года, с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении административных исковых требований в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 24 мая 2019 года отменить в части отказа в признании незаконным и отмены предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области № 218/92/3/195/1 от 28 марта 2019 года, принять по делу в указанной части новое решение, которым административное исковое заявление ООО «Сельта» удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области № 218/92/3/195/1 от 28 марта 2019 года в части пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. В удовлетворении остальной части требований отказать.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Сельта» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи