Гр.дело №а-930/21
Решение
Именем Российской Федерации
30 декабря 2020 <адрес> районный суд <адрес> в составе судьи Румянцевой М.А. при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению АО «ОТП Банк» к старшему судебному приставу ФИО1, ГУФССП России по МО, заинтересованному лицу ФИО3 о признании бездействия старшего судебного пристава незаконным, суд
Установил:
Административный истец обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия старшего судебного пристава - начальника ФИО1.
Требования административного истца основаны на том, что ДД.ММ.ГГГГ в Талдомский ФИО4 предъявлялся исполнительный документ № от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка № ФИО8 судебного района МО о взыскании с ФИО3 задолженности по кредитному договору № в пользу АО «ОТП Банк». Вышеуказанные документы были направлены взыскателем, факт получения направленных документов подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления от ДД.ММ.ГГГГ. Старший судебный пристав не осуществил контроль за действиями должностных лиц судебных приставов ФИО1, выразившейся в невыполнении обязанностей по регистрации, передаче исполнительного документа и применении мер принудительного исполнения на основании поступившего в отдел от взыскателя АО «ОТП Банк» исполнительного документа. В соответствии со ст. 36 ФЗ « Об исполнительном производстве» и ст. 12 ФЗ « Об органах принудительного исполнения РФ», требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, путем принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению. Меры принудительного характера, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, направленные на исполнение требований исполнительного документа старшим судебным приставом длительное время не предпринимаются, требования исполнительного документа не исполняются, никакие процессуальные документы, уведомления в адрес взыскателя не поступают. Старший судебный пристав имел возможность организовать работу сотрудников подразделения для совершения необходимых исполнительных действий с применением необходимых мер принудительного исполнения, направленных на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный срок, однако этого не сделал, чем нарушил права и законные интересы АО «ОТП Банк» как взыскателя по исполнительному производству. Вместе с тем, старшим судебным приставом не организован на должном уровне контроль за поступлением и передачей документов в подразделение судебных приставов и обеспечение принятия мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов. Длительное неприятие решения о возбуждении исполнительного производства и не рассмотрение направленного ходатайства не только влечет за собой нарушение прав и законных интересов взыскателя, но и свидетельствует о халатном отношении старшего судебного пристава ФИО1 к своим обязанностям как руководителя подразделения. Просит признать незаконными бездействия старшего судебного пристава выразившееся в не вынесении и не направлении в адрес взыскателя АО «ОТП Банк» постановления о возбуждении исполнительного производства, либо отказе в возбуждении исполнительного производства, в не осуществлении контроля за деятельностью вверенных сотрудников по осуществлению действий по регистрации и передаче СПИ поступающей корреспонденции, обязать старшего судебного пристава возбудить исполнительное производство и принять незамедлительные меры, направленные на фактическое окончание исполнительного производства, в случае утери исполнительного документа, обязать старшего судебного пристава получить дубликат исполнительного документа.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, просит слушать дело в его отсутствие.
Административный ответчик начальник ФИО1 И.В. в судебное заседание не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие, предоставила копию исполнительного производства.
Административный ответчик представитель УФССП по <адрес>, надлежаще извещенный о рассмотрении дела, в суд не явился, возражений не представил.
Заинтересованное лицо ФИО3, надлежаще извещенная о слушании дела, в судебное заседание не явилась, возражений не представила.
Суд, исследовав материалы дела, считает административный иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.218 ч.1 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст.220 ч.3 КАС РФ к административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.
В соответствии со ст.126 ч.1 п.3 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются:
3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;
В соответствии со ст.226 ч.9 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Представитель АО «ОТП Банк» обратился с административным иском об оспаривании бездействия старшего судебного пристава, которым не приняты меры по своевременной регистрации, возбуждении исполнительного производства принятию решений по существу требований, направлении постановлений взыскателю по исполнительному документу, выданному мировым судьей судебного участка № ФИО8 судебного района №г. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности с ФИО3 задолженности по кредитному договору № в пользу АО «ОТП Банк». В подтверждение своих требований административным истцом представлен Отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, с датой получения адресатом ДД.ММ.ГГГГ
От врио старшего судебного пристава ФИО1 поступили сведения о том, что исполнительное производство №-ИП в отношении ФИО3 о взыскании в пользу АО «ОТП Банк» задолженности по кредитному договору в сумме 91 272,75 руб, возбуждено судебным приставом-исполнителем ФИО2 А.С. ДД.ММ.ГГГГ. В тот же день судебным приставом-исполнителем направлены запросы для установления сведений о наличии у должника заработной платы, имущества, счетов в банках. Установлено место работы должника, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника, ДД.ММ.ГГГГ постановления об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
Из положений статей 218, 217 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Таким образом, для признания бездействия старшего судебного пристава незаконными суду необходимо установить не только их несоответствие закону, но и факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Оспаривая бездействие старшего судебного пристава ФИО1, административным истцом не представлено доказательств того, что указанным бездействием нарушено его право на взыскание задолженности. Так как исполнительный документ зарегистрирован, передан на исполнение судебному приставу-исполнителю, исполнительное производство возбуждено, отсутствуют основания для возложения на старшего судебного пристава ФИО1 обязанности по регистрации исполнительного документа. Нарушений прав взыскателя суд не усматривает.
Что касается требований об обязании старшего судебного пристава принять решение о возбуждении исполнительного производства, решение по существу требований, направить соответствующие постановления взыскателю, то суд считает их необоснованными.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов федерального органа принудительного исполнения и территориального органа принудительного исполнения по непосредственному осуществлению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности органов принудительного исполнения (далее - подразделение судебных приставов).
При этом, как установлено частью 2 этой статьи, старший судебный пристав: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме организует такую охрану; взаимодействует с председателями судов по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов; организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране здания и помещений органов принудительного исполнения; организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка, розыск на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка, межгосударственный розыск лиц, осуществляемый в соответствии с международными договорами Российской Федерации; издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов; является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов); осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; при необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя, а в случае, если он прошел специальную подготовку, - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов; при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, изложенные в административном иске требования о принятии решения о возбуждении исполнительного производства, решения по существу требований, направлении соответствующих постановлений взыскателю относятся к процессу исполнения судебного акта, правом осуществления исполнительных действий по которому наделен судебный пристав-исполнитель.
К административному ответчику УФССП России по <адрес> самостоятельных требований не предъявлено.
В связи с этим административное исковое заявление АО «ОТП Банк» суд оставляет без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 179-180,227 КАС РФ, суд
Решил:
Административный иск АО «ОТП Банк» к старшему судебному приставу ФИО1, УФССП России по МО, заинтересованному лицу ФИО3 о признании незаконным бездействия, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Мособлсуд через Талдомский районный суд.
Судья Румянцева М.А.
Мотивированное решение
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.