Решение по делу № 2-826/2018 от 05.02.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 марта 2018 года                                                                г. Нижний Новгород

Московский районный суд города Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Филипповой З.В., при секретаре Гутиковой Т.В., с участием истца Карпова В.А., представителя прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и представителя прокуратуры Нижегородской области Баранова М.Н., действующего на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании, с использованием системы видеоконференцсвязи, гражданское дело по иску Карпова В. А. к Нижегородской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Прокуратуре по Нижегородской области о взыскании компенсации морального вреда, а именно за причинение вреда здоровью, физических (морально-нравственных) страданий,

У С Т А Н О В И Л :

Карпов В.А. обратился в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда, указывая в обоснование своей правовой позиции, что на протяжении длительного времени он содержится незаконно, а именно с 10.05.2017 года по настоящее время, в бесчеловеческих и пыточных условиях помещения ****** ***. Во время проверки данного помещения помощником прокуратуры выносятся представления о несоответствии условий содержания, однако никаких мер не предпринимается для устранения данной пыточной системы в виду чего наносится вред его здоровью. Кроме того, Карпов В.А. из-за данных нарушений испытывает физические и морально-нравственные страдания.

На основании вышеизложенного, истец Карпов В.А. просит суд взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 5 000 000 рублей.

В судебных заседаниях 28.02.2018 года и 20.03.2018 года истец Карпов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что компенсацию морального вреда он просит взыскать в виду бесчеловечных условий содержания в *** России за период времени с 10.05.2017 года и по настоящее время. За все время содержания нарушаются его фундаментальные права, предусмотренные ст. 2, 48, 41 Конституции РФ. В камерах *** *** *** кроме гнили, плесени имеются также и иные нарушения, которые не отражаются ответчиками в ходе проведенных проверок. В связи с такими условиями содержания у истца испортилось здоровье, а именно ухудшилось зрение и появилось давление.

Представитель прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и представитель прокуратуры Нижегородской области Баранов М.Н., действующий на основании доверенностей, в ходе судебного заседания исковые требования не признал. В возражениях от 26.02.2018 года, приобщенных к материалам дела, указал, что в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2014 № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» оперативными работниками Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в поднадзорных им учреждениях, в том числе помощником Нижегородского спецпрокурора Барановым М.Н., ежемесячно проводятся проверки соблюдения законов. В ИК-20 кроме прочего, проводятся проверки при водворении и условий содержания осужденных в помещениях штрафного изолятора (далее - ***), помещении камерного типа (далее - ***). В случае выявления нарушений закона принимались меры прокурорского реагирования, в том числе вносились представления на имя начальника учреждения или начальника Г"УФСИН России по Нижегородской области. Например, в 2017 году в целях устранения нарушений законов в сфере материально-бытового обеспечения осужденных, содержащихся в *** и ***, внесено 6 представлений. Осужденный Карпов В.А. в ИК-20 отбывает наказание с ЧЧ*ММ*ГГ* Администрацией учреждения характеризуется отрицательно. За время отбывания срока наказания не поощрялся, имеет 3 (три) взыскания, которые не сняты и не погашены. Склонен к написанию необоснованных жалоб. Так, прокуратурой в период с 2016 по 2017 гг. рассмотрено 12 его обращений, доводы которых не нашли своего подтверждения. 05.05.2017 в ИК-20 Карпову В.А. была предложена работа, которая не требует специальных навыков и знаний, а именно работа по сборке пакетов или разнорабочим, от которой он отказался, о чем сообщил в своем письменном заявлении. Тем самым, Карпов В.А. нарушил п. 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ от 16.12.2016 N295. Кроме того, 10.05.2017 администрацией ИК-20 под видеозапись Карпову В.А. повторно было предложено трудоустроится, однако от предложенной ему работы он вновь отказался, в связи с чем постановлением начальника ИК-20 от 10.05.2017 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 8 суток и в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 116 УИК РФ признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, после чего переведен из облегченных в строгие условия отбывания наказания. Постановлением врио начальника ИК-20 от 16.06.2017 г. Карпов В.А. был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде перевода в помещение камерного типа сроком на 4 месяца, за то, что он 08.06.2017 в 12:16 не поздоровался с представителем администрации учреждения, тем самым нарушил Правила. Кроме того, постановлением начальника ИК-20 от 08.11.2017 Карпов В.А. был вновь привлечен к дисциплинарной ответственности за аналогичное нарушение в виде перевода в помещение камерного типа, где и содержится в настоящее время. В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор наделен правом отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Все дисциплинарные взыскания, наложенные на осужденного Карпова В.А. были проверены. Установленный законом порядок применения мер дисциплинарных взысканий в рассматриваемых случаях был соблюден, оснований для отмены взысканий и внесения актов прокурорского реагирования не установлено. В соответствии со ст. 22, 24, 32, 33 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (далее - ФЗ «О прокуратуре РФ») прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по основаниям, установленным законом, возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о недопустимости нарушения закона. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе: требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протест действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается; отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Вместе с тем, прокурор не наделен правом принимать решение о прекращении деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы и доводы заявителя об обязанности прокурора внести представление о закрытии учреждения до устранения всех выявленных нарушений не основаны на законе. Деятельность органов прокуратуры по рассмотрению обращений граждан, в том числе содержащихся в исправительных колониях, осуществляется в соответствии с требованиями ст. 10 ФЗ «О Прокуратуре РФ», Федерального закона РФ от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45. В соответствии со ст. 10 ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 N2202-1, в органах прокуратуры в соответствии с полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении закона. Согласно сведениям канцелярии Нижегородской спецпрокуратуры за период с 2016 года по настоящее время от Карпова В.А. в Нижегородскую спецпрокуратуру поступило 18 обращений, жалоб, заявлений, в том числе содержащих сведения о ненадлежащих условиях содержания в камерах *** *** ИК-20. В настоящее время одна жалоба Карпова В.А., поступившая в Нижегородскую спецпрокуратру 16.02.2018г., находится на разрешении, установленный законом срок ее рассмотрения не истек. Все другие поступившие в Нижегородскую спецпрокуратуру обращения Карпова В.А. были зарегистрированы и рассмотрены Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в пределах своей компетенции в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45. В пределах компетенции доводы обращений Карпова В.А., в том числе о ненадлежащих условиях содержания в камерах *** *** ИК-20 были проверены, в том числе с выездом в исправительное учреждение. Ненадлежащие условия содержания в камерах *** *** *** были выявлены ранее до поступления его обращений в прокуратуру, а именно в ходе ежемесячных проверок учреждения. На имя начальника ИК-20 и начальника ГУФСИН России по Нижегородской области 09.01.2017, 03.03.2017, 26.04.2017, 08.06.2017 гг. были внесены представления об устранении выявленных нарушений закона. По результатам рассмотрения внесенных представлений в помещении ***, *** администрацией *** по Нижегородской области были приняты меры по устранению нарушений закона, в том числе на основании заключенного государственного контракта между *** по Нижегородской области проведены ремонтные работы, в том числе произведен ремонт крыши. В настоящее время в ИК-20 осуществляется закупка строительных материалов для утепления внешних стен здания ***-***, замены оконных рам. Условия содержания в *** и *** в целом соответствуют предусмотренным законом требованиям. Оснований для повторного внесения актов прокурорского реагирования не имеется. В ответах прокуратуры, направленных в адрес осужденного Карпова В.А., дана оценка доводам обращения, даны разъяснения требований действующего законодательства РФ и разъяснено право заявителя на обжалование ответов вышестоящему прокурору и (или) в суд. В соответствии с ч.1 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию. В соответствии со ст.21 УИК РФ за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами. ГУФСИН России по Нижегородской области осуществляет ведомственный контроль за деятельностью исправительных учреждений, находящихся на территории Нижегородской области, в том числе за деятельностью *** Проведение проверок по обращениям граждан и организаций в рамках ведомственного контроля предусмотрено «Инструкцией об организации и проведении проверок по жалобам граждан и организаций на действия (бездействие) и решения подведомственных Министерству юстиции РФ федеральных служб и должностных лиц» утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 27.10.2009 №361. Учитывая, что некоторые доводы обращений не содержали сведений о нарушениях закона, обращения в этой части, на основании п. 3.5 инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации (утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №45) в порядке ведомственного контроля были направлены для рассмотрения по существу в ГУФСИН России по Нижегородской области, что не противоречит действующему законодательству РФ. О направлении обращения для рассмотрения по существу в ГУФСИН России по Нижегородской области заявитель был своевременно уведомлен. Таким образом, письменные обращения Карпова В.А. были рассмотрены по существу, изложенные в них доводы были тщательно проверены с выездом в исправительное учреждение. О результатах проверки Карпов В.А. был уведомлен в письменной форме в установленный законом срок. Тем самым, право Карпова В.А. на обращение в органы прокуратуры было реализовано в полном объёме, каких-либо нарушений требований ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1, Федерального закона РФ от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45 при рассмотрении его обращений не допущено. Доводы заявителя о сокрытии органами прокуратуры «пыточной системы» в ИК-20 не соответствуют действительности, опровергаются направленными ему ответами.

В дополнении к возражениям от 19.03.2018 года представитель прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и представитель прокуратуры Нижегородской области Баранов М.Н., действующий на основании доверенностей указывает, что осужденный Карпов В.А. в ИК-20 отбывает наказание с 24.09.2015г. Администрацией учреждения характеризуется отрицательно. За время отбывания наказания не поощрялся, имеет 3 (три) взыскания, которые не сняты и не погашены. Карпов В.А. первый раз был водворен в камеру *** 10.05.2017г. сроком на 8 суток за нарушение п. 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - ПВР ИУ), утвержденных приказом Минюста РФ от 16.12.2016 N 295 за отказ от работы. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 116 УИК РФ Карпов В.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, после чего переведен из облегченных в строгие условия отбывания наказания (далее - отряд СУОН). В отряде СУОН Карпов В.А. содержался с 18.05.2017 по 16.06.2017 гг., после чего постановлением врио, начальника ИК-20 от 16.06.2017г. Карпов В.А. был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде перевода в помещение камерного типа сроком на 4 месяца, за то, что он 08.06.2017г. в 12:16 не поздоровался с представителем администрации учреждения, тем самым нарушил п. 18 ПВР ИУ. Кроме того, постановлением начальника ИК-20 от 08.11.2017г. Карпов В.А. был вновь привлечен к дисциплинарной ответственности за аналогичное нарушение в виде перевода в помещение камерного типа, где и содержится в настоящее время.

Ответчик Генеральная прокуратура РФ в судебное заседание своего представителя не направила, надлежащим образом извещена о рассмотрении дела, письменно просила о рассмотрении дела в их отсутствие, указав в письменных возражения, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1064 ГК РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, причиненный личности или имуществу гражданина ущерб подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим. Лицо освобождается от возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение и при отсутствии вины причинителя. Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В силу статьи 151 ГК РФ если гражданину причинены физические или нравственные страдания действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации. При определении размеров компенсации суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Таким образом, для взыскания компенсации необходимо наличие одновременно следующих обстоятельств: подтверждение факта причинения истцу физических и нравственных страданий, причинная связь между их наступлением и действиями ответчика, вина причинителя (п. 1-3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»). Исковые требования Карпов связывает с незаконным, по его мнению, бездействием должностных лиц прокуратуры Нижегородской области. Вместе с тем вопреки требованиям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ доказательств, подтверждающих наличие совокупности обстоятельств, необходимых для удовлетворения заявления, истцом не представлено. Необходимо также отметить, что Нижегородская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях не является юридическим лицом, а входит в структуру прокуратуры Нижегородской области.

Привлеченная к участию в деле в качестве соответчика Прокуратура по Нижегородской области, надлежащим образом извещенная о рассмотрении дела, доверила представление своих интересов представителю Баранову М.Н., действующему по доверенности, который в ходе судебного заседания просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Действующим законодательством РФ не предусмотрена обязанность этапирования лиц, осужденных к лишению свободы, в судебные заседания при рассмотрении гражданских дел.

Выслушав истца Карпова В.А., представителя прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и представителя прокуратуры Нижегородской области Баранова М.Н., действующего на основании доверенностей, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В постановлениях Европейского Суда по правам человека отмечается, что оценка минимального уровня суровости при обращении с потерпевшим относительна и зависит от всех обстоятельств дела. Договаривающееся Государство должно обеспечивать содержание лица под стражей в таких условиях, в которых бы уважалось его человеческое достоинство, такими способами и методами, при которых лицо не терпит душевных страданий и лишений, превышающих неизбежный уровень страданий при заключении.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В силу ст. 13 указанной Конвенции каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции РФ).

В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» (в редакции от 05.03.2013 года), суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращения признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст, состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в г. Женеве 30 августа 1955 г.) предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, кубатуру этих помещений, их минимальную площадь, освещение, отопление и вентиляцию (п.10).

Статья 13 Закона РФ от 21.07.1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территории, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.

Согласно ст. 150 ГК РФ – жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, - если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (с изм.), под моральным вредом понимается нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина».

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физический и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Статьей 1064 ГК РФ установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации.

По этим же правилам возмещается причиненный моральный вред - физические и нравственные страдания.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Суд при принятии решения приходит к выводу о том, что ухудшение состояния здоровья и самочувствия Карпова В.А., как указано им в обоснование своей правовой позиции, не обусловлено причинами, связанными с содержанием в ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области

Судом дана оценка всем представленным доказательствам, в том числе, истцом, с учетом требований закона об их относимости, допустимости, достоверности (ст.ст. 59, 60, ч. 3 ст. 67 ГПК РФ), результаты которой в решении отражены.

В судебном заседании установлено, что осужденный Карпов В.А. отбывает наказание в *** по Нижегородской области по приговору Дзержинского городского суда Нижегородской области от 13 мая 2015 года.

Согласно справке *** России по Нижегородской области от 13.11.2017 года, осужденный Карпов В. А. прибыл в *** России по Нижегородской области 24.09.2015 года. Отбывал наказание в <данные изъяты> 13.10.2015 года по 10.05.2017 года, в секции № 33, площадью 58 метров квадратных.

Истец утверждает, что в связи с отбыванием срока наказания в *** по Нижегородской области у него ухудшилось состояние здоровья: ухудшилось зрение, поскольку до 2017 года в отряде * практически отсутствовали лампы дневного освещения. Также за время нахождения в *** по Нижегородской области в нечеловеческих и пыточных условиях содержания у него на нервной почве развилась гипертония.

В связи с данными обстоятельствами он просит взыскать в его пользу вред здоровью.

Как следует из медицинской карты амбулаторного больного, гипертония была диагностирована Карпову В.А. в октябре 2015 года, то есть практически сразу после прибытия его в учреждение (сентябрь 2015 года). С 2015 года он неоднократно обращался в медицинскую часть по поводу повышения артериального давления, при этом получал все необходимое лечение.

Также установлено, что Карпову В.А. были прописаны очки (развивается дальнозоркость).

Таким образом, причиной повышения артериального давления и ухудшение зрения могут служить и иные обстоятельства, чем условия содержания в отряде ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области. Более того, гипертоническая болезнь у Карпова В.А. была выявлена практически сразу после прибытия его в *** России по Нижегородской области. Сведений о состоянии зрения Карпова В.А. при поступлении в ФКУ ИК-20 материалы дела не содержат. Причинно-следственная связь между наличием заболеваний у Карпова В.А. и пребыванием его в указанный период в ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области не установлена.

С учетом изложенного, суд считает, что требования истца о взыскании вреда здоровью, причиненного ему в результате нахождения в ненадлежащих условиях в отряде * ФКУ ИК – 20 ГУФСИН России по Нижегородской области удовлетворению не подлежит.

Все медицинские препараты, рекомендованные Карпову В.А., предоставлялись медицинской частью бесплатно. Каких-либо доказательств несения расходов на приобретение лекарственных средств истцом не представлено.

Из материалов дела следует, что Нижегородской спецпрокуратурой из ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России (далее - ФКУЗ МСЧ-52) о состоянии здоровья осужденного Карпова В.А. были истребованы соответствующие сведения. 14.03.2018г. за исходящим № 146-571 за подписью заместителя начальника ФКУЗ МСЧ-52 Демина В.Н. в Нижегородскую спецпрокуратуру поступила информация, в которой сообщалось, что в настоящее время состояние здоровья осужденного Карпова В.А. удовлетворительное, жалоб на здоровье не предъявляет, за медицинской помощью не обращается. Карпов В.А. в ИК-20 поступил 24.09.2015г. с диагнозом - хронический вирусный гепатит «С». Зависимость от алкоголя, средняя стадия. Сразу после прибытия в ИК-20 ему впервые установлен диагноз - гипертоническая болезнь 2 стадии, 2 степени, риск 2. Недостаточность кровообращения. По данному заболеванию получает гипотензивную терапию. 30.03.2016г. осмотрен врачом-окулистом, установлен диагноз - пресбиопия. Выписан рецепт на очки. Также 30.03.2016г. осмотрен врачом-неврологом, установлен диагноз - дисциркуляторная энцефалопатия. 29.01.2017 установлен диагноз - острая респираторная вирусная инфекция.

Таким образом, все имеющиеся у Карпова В.А. заболевания были выявлены до его первого водворения в ***. За время нахождения в ***-*** ИК-20 ухудшений состояния здоровья Карпова В.А. не отмечалось, получал ранее назначенные препараты. Кроме того, при проведении проверок соблюдения законов в ИК-20, в том числе проверок при водворении и условий содержания осужденных в помещениях ***-*** по требованию Нижегородской спецпрокуратуры привлекались специалисты Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) и специалисты ФКУЗ МСЧ-52.

Согласно пояснениям в суде представителя прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и представителя прокуратуры Нижегородской области Баранова М.Н., действующего на основании доверенностей, - по результатам проверок не выявлено нарушений санитарно-гигиенических и материально-бытовых норм, которые бы влекли за собой необходимость закрытия помещений ***-*** и немедленный перевод оттуда осужденных. Условия содержания в ***-*** ИК-20 не являлись пыточными и не повлекли ухудшения здоровья осужденных, о чем, в том числе, свидетельствуют и неоднократные решения Лукояновского районного суда Нижегородской области.

Таким образом, разрешая спор, суд исходит из того, что согласно медицинской карты амбулаторного больного, гипертония была диагностирована Карпову В.А. в октябре 2015 года, то есть практически сразу после прибытия его в учреждение (сентябрь 2015 года), он получал все необходимое лечение, ему были прописаны очки в связи с развитием дальнозоркости. Допустимых доказательств, подтверждающих, что причиной возникновения заболеваний истца явились ненадлежащие условия содержания в ФКУ ИК-20, истцом не представлено.

Учитывая изложенное, суд указывает на недоказанность в ходе судебного разбирательства наличия причинно-следственной связи между повышением у истца артериального давления и ухудшением зрения и пребыванием его в указанный в иске период в ФКУ ИК-20 ненадлежащих условиях.

В удовлетворении ходатайства Карпова В.А. о приобщении к материалам дела дополнения к исковому заявлению от 31 января 2018г., поступившее в районный суд согласно штампу 13 марта 2018г. судом было отказано согласно данным протокола судебного заседания от 20 марта 2018г., истцу разъяснено право на обращение в суд в установленном законом порядке.

В этой связи суд обращает внимание на то, что дополнительные требования Карпова В.А. в принятии которых судом отказано мотивированно, имеют самостоятельные предмет и основание, следовательно, фактически им предъявлены новые дополнительные исковые требования. В связи с чем, истец не лишен права на предъявление в качестве самостоятельного иска в отдельном судопроизводстве дополнительно заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Карпова В. А. к Нижегородской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Прокуратуре по Нижегородской области о взыскании компенсации морального вреда, а именно за причинение вреда здоровью, физических (морально-нравственных) страданий, - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

         Судья                                                    З.В. Филиппова

2-826/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Карпов В.А.
Карпов Владимир Алексеевич
Ответчики
Прокуратура по надзору за соблюдением законов в И.У. по Нижегородской области
Генеральная прокуратура РФ
Прокуратура по Нижегородской области
Суд
Московский районный суд г. Нижний Новгород
Дело на сайте суда
moskovsky.nnov.sudrf.ru
05.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2018Передача материалов судье
06.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2018Судебное заседание
20.03.2018Судебное заседание
30.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2020Передача материалов судье
30.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2020Дело оформлено
30.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее