Дело № 2а-1314/2021
УИД 32RS0003-01-2021-001477-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июня 2021 года г. Брянск
Брянский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Балыко А.Н.,
при секретаре Давыдовой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Брянского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Новодарковичской сельской администрации Брянского района Брянской области о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности по постановке на государственный кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения с последующей регистрацией права собственности,УСТАНОВИЛ:
Прокурор Брянского района Брянской области обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Новодарковичской сельской администрации Брянского района Брянской области о признании незаконным бездействия по не постановке на государственный кадастровый учет сооружения дорожного транспорта, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, д. Дубровка, ул.Жукова, автомобильная дорога общего пользования местного значения протяженностью 0,42 км, не регистрации права собственности на указанный объект, и возложении обязанности по постановке на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности указанного сооружения дорожного транспорта.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что прокуратурой Брянского района Брянской области проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в ходе которой установлено, что на территории д. Дубровка Брянского района Брянской области имеется сооружение дорожного транспорта, расположенное по адресу: Брянская область, Брянский район, д. Дубровка, ул.Жукова, автомобильная дорога общего пользования местного значения протяженностью 0,42 км, на которое право собственности надлежащим образом в установленном законом порядке не оформлено, несмотря на включение указанного имущества постановлением Новодарковичской сельской администрации от 30.12.2020 №159 в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Новодарковичского сельского поселения.
В связи с тем, что отсутствие государственной регистрации права собственности на указанную автомобильную дорогу создает препятствия в осуществлении государственного контроля за ее техническим состоянием и не позволяет в полной мере предусматривать и расходовать денежные средства на ее содержание, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Новодарковичской сельской администрации Брянского района Брянской области, выразившееся в не постановке на государственный кадастровый учет сооружения дорожного транспорта, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, д. Дубровка, ул.Жукова, автомобильная дорога общего пользования местного значения протяженностью 0,42 км, не регистрации права собственности на него, обязать Новодарковичскую сельскую администрацию Брянского района Брянской области поставить на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности вышеуказанное сооружение дорожного транспорта.
Административным истцом были уточнены исковые требования - в соответствии с постановлением Новодарковичской сельской администрации Брянского района Брянской области №51 от 13 апреля 2021 года протяженность автомобильной дороги, расположенной по адресу: Брянская область, Брянский район, д. Дубровка, ул.Жукова составляет 0,33 км, в связи с чем прокурор просил суд признать незаконным бездействие Новодарковичской сельской администрации Брянского района Брянской области, выразившееся в не постановке на государственный кадастровый учет сооружения дорожного транспорта, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, д. Дубровка, ул.Жукова, автомобильная дорога общего пользования местного значения протяженностью 0,33 км, не регистрации права собственности на него, обязать Новодарковичскую сельскую администрацию Брянского района Брянской области поставить на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности вышеуказанное сооружение дорожного транспорта.
Административным ответчиком представлено в суд заявление о признании настоящих административных исковых требований вместе с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя Новодарковичской сельской администрации Брянского района Брянской области. Представитель заинтересованного лица – Администрации Брянского района Брянской области – представил в суд ходатайство о проведении судебного разбирательства без его участия, разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от
10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом исходя из системного толкования положений п. 5 ч. 1, ч. 3, ч. 4 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к иным вопросам местного значения, предусмотренным частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенным к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, и на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них являются вопросами местного значения муниципальных районов.
При этом в соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с БюджетнымкодексомРоссийской Федерации.
Соглашением о передаче и принятии к осуществлению части полномочий по решению вопросов местного значения от 30 декабря 2020 года, заключенным администрацией Брянского района Брянской области с Новодарковичской сельской администрацией на основании ч. 4 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 9 Устава Брянского муниципального района, ч. 2 ст. 6 Устава Новодарковичского сельского поселения полномочия по решению вопросов местного значения в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечению безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществлению дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы администрацией Брянского района Брянской области в ведение Новодарковичского сельского поселения.
Частью 1 ст. 3 ФЗ Федерального закона от 8 ноября 2007 года
№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ») закреплено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с ч.ч. 1,8 ст. 6 данного Федерального закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Согласно ч. 9 ст. 5 вышеназванного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Под дорожной деятельностью, согласно статье 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Брянского района Брянской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части принятия в муниципальную собственность улично-дорожной сети, расположенной в границах населенных пунктов Новодарковичского сельского поселения Брянского района Брянской области.
Установлено, что на территории Новодарковичского сельского поселения Брянского района Брянской области расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения протяженностью 0,33 км по ул.Жукова д.Дубровка Брянского района Брянской области.
Постановлением Новодарковичской сельской администрации Брянского района Брянской области №51 от 13 апреля 2021 года утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Новодарковичского сельского поселения, в который включена автомобильная дорога протяженностью 0,33 км, расположенная по адресу: Брянская область, Брянский район, д. Дубровка, ул.Жукова.
В силу п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 14 ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно ч. 5 ст. 51 вышеназванного Федерального закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30 августа 2011 года № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Статьей 10 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Как указано в приказе Минтранса России от 20 мая 2009 года № 80 (в редакции 18 января 2017 года) №80 «О Едином государственном реестре автомобильных дорог» в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.
Сведения о сооружении дорожного транспорта, расположенном по адресу: Брянская область, Брянский район, д. Дубровка, ул.Жукова, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, технический паспорт на данную дорогу не изготовлен, о чем Новодарковичской сельской администрацией Брянского района Брянской области сообщено в письме исх.№232 от 26 марта 2021 года прокурору Брянского района Брянской области.
До судебного заседания административным ответчиком было представлено заявление о признании административных исковых требований.
В соответствии со ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Поскольку признание иска административным ответчиком по настоящему административному делу не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд его принимает. Последствия признания административным ответчиком иска и принятия его судом, согласно которым судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, административному ответчику разъяснены и понятны.
При таких обстоятельствах заявленные прокурором Брянского района Брянской области требования об обязании Новодарковичской сельской администрации Брянского района Брянской области поставить на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности сооружение дорожного транспорта - автомобильную дорогу протяженностью 0,33 км, расположенную по адресу: Брянская область, Брянский район, д. Дубровка, ул.Жукова - подлежат удовлетворению.
В силу ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Принимая во внимание, что принятие мер к постановке на государственный кадастровый учет и последующей регистрации права собственности вышеуказанного сооружения дорожного транспорта требует длительного времени и финансовых затрат, с учетом ходатайства административного ответчика, суд считает целесообразным установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2022 года, которого по мнению суда достаточно для исполнения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Брянского района Брянской области о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности по постановке на государственный кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения с последующей регистрацией права собственности – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Новодарковичской сельской администрации Брянского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет и оформлению права собственности на сооружение дорожного транспорта, расположенное по адресу: Брянская область, Брянский район, д. Дубровка, ул.Жукова, автомобильная дорога общего пользования местного значения протяженностью 0,33 км.
Обязать Новодарковичскую сельскую администрацию Брянского района Брянской области поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на сооружение дорожного транспорта, расположенное по адресу: Брянская область, Брянский район, д. Дубровка, ул.Жукова, автомобильная дорога общего пользования местного значения протяженностью 0,33 км в срок до 31 декабря 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Балыко
Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2021 года