Решение по делу № 2-530/2024 от 01.07.2024

Дело

Поступило в суд <.....>

УИД 54RS0-29

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<.....>                                                   <...>

                                       <...>

Купинский районный суд <...> в составе:

председательствующего судьи Дроздовой А.С.,

при секретаре судебного заседания Лымарь Е.С.,

с участием истца - помощника прокурора <...> Мельниченко Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <...> к муниципальному унитарному предприятию «Теплосети» о возложении исполнения обязанностей по устранению нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха,

                                        установил:

<.....> прокурор <...> обратился в Купинский районный суд <...> с иском к муниципальному унитарному предприятию «Теплосети» (далее - МУП «Теплосети») о возложении исполнения обязанностей по устранению нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха.

В обоснование иска указывает, что прокуратурой <...> с участием старшего государственного инспектора отдела государственного экологического надзора Управления контрольно-надзорной деятельности министерства природных ресурсов и экологии <...> в <.....> года проведена проверка соблюдения МУП «Теплосети» требований законодательства об охране атмосферного воздуха.

В ходе проверки установлено, что МУП «Теплосети» не предоставляло декларации о воздействии на окружающую среду с приложением расчётов нормативов допустимых выбросов по объектам НВОС:

- Котельная 1, <...>;

- Котельная 3, <...>;

- Котельная 11, <...>;

- Котельная 6, <...>;

- Котельная 17, <...>;

- Котельная 2, <...>;

- Котельная 9, <...>, <...>, <...>;

- Котельная 9, <...>;

- Котельная 19, <...>;

- Котельная 12, <...>.

При проведении прокурорской проверки <.....> произведён осмотр котельной, расположенной по адресу: <...>, в ходе которого зафиксировано наличие следующих источников выбросов загрязняющих веществ: дымовая труба котельной, склад угля, склад шлака.

Однако, МУП «Теплосети» не представлен утверждённый отчёт по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ и их источников на котельной, расположенной по адресу: <...>.

В ходе проверки МУП «Теплосети» представлен проект предельно допустимых выбросов, утверждённый в 2017 году с приложением санитарно-эпидемиологического заключения от <.....>, а также разрешение в период с <.....> по <.....> () на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Следовательно, в связи с истечением действия разрешения на выброс загрязняющих веществ, выданного на основании ранее утверждённых нормативов выбросов, МУП «Теплосети» с <.....> по настоящее время осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие действующих утверждённых нормативов допустимых выбросов на котельных, расположенных по адресам:

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> <...>, <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П).

Кроме того, при проведении проверки МУП «Теплосети» не представило документы, подтверждающие прохождение и.о. директора и специалистов подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В ходе проверки МУП «Теплосети» представлены программы ПЭК по 13 котельным, утверждённые в 2019 году. Однако, утверждённые программы ПЭК по котельным, расположенным по адресам: <...>, не представлены, что является нарушением ч.2 ст.67 Федерального закона от <.....> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Проверкой установлено, что водогрейный котёл марки КВР-0,7, эксплуатируемый на котельной (<...> <...>), изготовлен в 2020 году. Кроме того, проведённым <.....> осмотром зафиксировано, что указанный котёл не оснащён газоочистным оборудованием.

Также на котельной , расположенной по <...>, только один из трёх котлов оснащён газоочистным оборудованием.

В ходе проверки установлено, что водогрейные котлы марки КВМ-1,25, КВМ-2,5, установлены в 2019 и 2021 году соответственно.

Таким образом, в нарушение п.7 ст.16 Федерального закона от <.....> № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» МУП «Теплосети» осуществляет деятельность, сопровождающуюся выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на промышленных площадках (котельная , расположенная по адресу: пер. Переездный, 1, <...>), (котельная , расположенная по адресу: <...>) в отсутствие установок для очистки дымовых газов от золы.

В ходе прокурорской проверки при проведении <.....> осмотра котельной, расположенной по адресу: <...>, установлено что дымовая труба котла марки КВВ-0,9 оснащена газоочистной установкой (золоуловитель марки зу 2,0). Однако, данный золоуловитель установлен ненадлежащим образом, что подтверждается актом о невозможности проведения отбора проб (образцов) от <.....> .

Следовательно, установленное на котельной по адресу: <...>, газоочистное оборудование не обеспечивает проектную очистку выбросов, в результате чего его эксплуатация запрещена.

Таким образом, со стороны МУП «Теплосети» усматривается нарушение п.10 Правил эксплуатации установок очистки газа, утверждённых Приказом Минприроды России от <.....> , выразившееся в эксплуатации на котельной по адресу: <...>, газоочистного оборудования, не обеспечивающего проектную очистку выбросов.

МУП «Теплосети» представлены протоколы испытаний проб промышленных выбросов от <.....>, проведённых в рамках производственного экологического контроля.

В рамках проверки с <.....> по <.....> специалистами лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» произведены замеры эффективности работы газоочистного оборудования на входе/выходе газоочистного оборудования, установленного на эксплуатируемых МУП «Теплосети» котельных.

Согласно результатам лабораторных исследований (испытаний), полученных МУП «Теплосети» в рамках производственного экологического контроля, а также министерством в рамках настоящей проверки фактические показатели работы ГОУ не соответствуют техническим характеристикам ГОУ на котельных, расположенных по адресам: <...> (котёл ); <...> (котёл , 2); <...> (котёл 1, 2); <...> (котёл 1, 3); <...> <...> (котёл ); <...>.

Таким образом, МУП «Теплосети» в нарушение требований по охране атмосферного воздуха при эксплуатации ГОУ, установленных п.10 Правил эксплуатации ГОУ, использует газоочистное оборудование на котельных по вышеуказанным адресам, которое не обеспечивает проектную очистку.

В ходе проверки МУП «Теплосети» не представило утверждённые паспорта ГОУ: (<...>; <...>; <...>; <...> (для двух ГОУ); технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ, планово-предупредительного ремонта по всем котельным; руководство (инструкцию) к эксплуатации ГОУ по котельным, расположенным по адресам: <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>, а также приказ о назначении ответственного должностного лица за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ, что является нарушением п.18 Правил эксплуатации ГОУ.

В нарушение пп.32, 33 Правил эксплуатации ГОУ МУП «Теплосети» не приложены к паспортам ГОУ сведения за 2023 год и истёкший период 2024 года об осмотрах и проверках ГОУ, включая проверки показателей работы ГОУ, об отклонениях показателей работы ГОУ от технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ, об обнаруженных неисправностях и отчёты об их устранении; сведения об остановках ГОУ, о проведённых планово-предупредительных или внеплановых ремонтах, акты сдачи-приёмки ГОУ при первичном и всех последующих вводах в эксплуатацию, в том числе после ремонта, реконструкции, модернизации. Последние данные об учёте технического обслуживания задокументированы в августе 2023 года.

Поскольку к вышеуказанным паспортам ГОУ не приложены сведения об осмотрах и проверках ГОУ, включая проверки показателей работы ГОУ, об отклонениях показателей работы ГОУ от технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ, об обнаруженных неисправностях и отчёты об их устранении; сведения об остановках ГОУ, о проведённых планово-предупредительных или внеплановых ремонтах, акты сдачи-приёмки ГОУ при первичном и всех последующих вводах в эксплуатацию, в том числе после ремонта, реконструкции, модернизации, а также данные об учёте технического обслуживания подтверждающие проведение данных мероприятий за период с 2021 года по 2023 год, следовательно, МУП «Теплосети» не осуществляет технический осмотр ГОУ и проверку показателей работы ГОУ, подлежащих контролю и указанных в паспорте ГОУ, что является нарушением п.21 Правил эксплуатации ГОУ.

В ходе проверки установлено, что в связи с изменением критериев с 2021 года МУП «Теплосети» не подавало заявлений об актуализации учётных сведений об объектах негативного воздействия на окружающую среду.

В целях устранения выявленных нарушений и.о. директора МУП «Теплосети» <.....> внесено представление об устранении нарушений об охране атмосферного воздуха, которое рассмотрено и удовлетворено, однако, до настоящего времени выявленные нарушения законодательства не устранены.

В результате неисполнения МУП «Теплосети» требований законодательства об охране атмосферного воздуха нарушаются права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, создаётся угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц.

В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Просит суд:

Обязать МУП «Теплосети» в срок до <.....> устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, а именно:

1. Представить в министерство природных ресурсов и экологии <...> декларации о воздействии на окружающую среду с приложением расчётов нормативов допустимых выбросов по объектам негативного воздействия на окружающую среду:

- Котельная 1, <...>;

- Котельная 3, <...>;

- Котельная 11, <...>;

- Котельная 6, <...>;

- Котельная 17, <...>;

- Котельная 2, <...>;

- Котельная 9, <...>;

- Котельная 9, <...>;

- Котельная 19, <...>;

- Котельная 12, <...>.

2. Провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников на котельной, расположенной по адресу: <...>.

3. Разработать и утвердить нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на котельных, расположенных по адресам:

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...>, <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...>, <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П).

4. Исполняющему обязанности директора МУП «Теплосети» пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

5. Разработать и утвердить программы производственного экологического контроля в отношении котельных, расположенных по адресам: <...>; <...>.

6. Установить на промышленных площадках (Котельная , расположенная по адресу: <...>, <...>); (Котельная , расположенная по адресу: <...>) установки для очистки дымовых газов и золы.

7. Обеспечить надлежащую работу газоочистного оборудования, обеспечивающего проектную очистку выбросов, на котельной по адресу: <...>.

8. Обеспечить проектную очистку выбросов на котельных, расположенных в <...> по адресам: <...> (котёл ), <...> (котёл №, 2), <...> (котёл №, 2), <...> (котёл №, 3), <...> <...>, <...> (котёл ), <...>.

9. Разработать и утвердить паспорта газоочистных установок, расположенных в <...> по адресам: <...> (для двух ГОУ); паспорта технического осмотра, проверки показателей работы газоочистных установок, планово-предупредительного ремонта по всем котельным; руководство (инструкцию) к эксплуатации газоочистных установок по котельным, расположенным в <...> по адресам: <...>, <...>, <...>.

10. Провести осмотр и проверку газоочистных установок на всех котельных, включая проверку показателей работы газоочистных установок.

11. Направить заявление об актуализации учётных сведений об объектах негативного воздействия на окружающую среду в министерство природных ресурсов и экологии <...>.

В судебном заседании истец - помощник прокурора <...> Мельниченко Г.Н. пояснила аналогично изложенному в исковом заявлении, исковые требования уточнила в части срока исполнения решения суда, просила установить срок для исполнения решения суда до <.....>. Полагала возможным принять признание иска представителем ответчика.

Ответчик - представитель МУП «Теплосети», своевременно и надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. Согласно заявлению и.о. директора МУП «Теплосети» Зайцев С.Г. исковые требования прокурора <...> признал в полном объёме, последствия признания иска ему разъяснены и понятны, о чём представил суду письменное заявление, которое приобщено к материалам дела. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, о чём не возражал участвующий в деле истец.

            Выслушав доводы истца, изучив представленные письменные материалы дела, исследовав и оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

В соответствии с п.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Суд принимает признание представителем ответчика исковых требований, поскольку признание иска представителем ответчика не нарушает прав и законных интересов других лиц, и суд считает возможным принять признание иска представителем ответчика и удовлетворить исковые требования в полном объёме.

В соответствии со ст.173 ГПК РФ при принятии признания иска судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Поскольку признание иска является диспозитивным правом ответчика, а материалами дела подтверждается, что представитель ответчика признаёт исковые требования в полном объёме, последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны, оно не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, заявлено в рамках его полномочий, суд принимает признание иска представителем ответчика и выносит решение об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объёме.

Заявление о признании представителем ответчика исковых требований приобщено к материалам гражданского дела.

Согласно п.18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <.....> (в ред. постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <.....> ) принимаемые решения судов должны быть в соответствии со ст.195, 198 ГПК РФ законными и обоснованными и содержать полный, мотивированный и ясно изложенный ответ на требования истца и возражения ответчика, кроме решений суда по делам, по которым ответчик признал иск и признание иска принято судом, а также по делам, по которым в иске (заявлении) отказано в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд (абзацы второй и третий ч.4 ст.198 ГПК РФ).

В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.

С учётом мнения истца, представителя ответчика, суд считает необходимым исковые требования прокурора <...> к МУП «Теплосети» о возложении исполнения обязанностей по устранению нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха удовлетворить в полном объёме, приняв признание представителем ответчика исковых требований.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Истец - прокурор <...> освобождён от уплаты государственной пошлины.

Статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями. В соответствии с пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина уплачивается: для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 6000 рублей.

Таким образом, поскольку прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга физических лиц, он бы уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей, если бы не был освобождён от её уплаты.

На основании вышеизложенного, государственная пошлина в доход местного бюджета подлежит взысканию с ответчика МУП «Теплосети».

В соответствии с подп.3 п.1 ст.333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами. При заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 процентов, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30 процентов.

Указанная норма предоставляет истцу право требовать возврата из бюджета 70 процентов уплаченной государственной пошлины в случае принятия судом первой инстанции признания иска ответчиком.

С учётом указанной нормы, с ответчика МУП «Теплосети» подлежат взысканию судебные расходы в размере 30 процентов от суммы понесённых расходов, то есть в размере 90 рублей 00 копеек (300,00*30/100), поскольку 70 процентов от уплаченной государственной пошлины подлежали бы возврату истцу из местного бюджета (истец - прокурор <...> освобождён от уплаты государственной пошлины при подаче иска).

На основании изложенного и руководствуясь ст.39, 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    решил:

Принять признание иска ответчиком - представителем муниципального унитарного предприятия «Теплосети».

Удовлетворить в полном объёме исковые требования прокурора <...> к муниципальному унитарному предприятию «Теплосети» о возложении исполнения обязанностей по устранению нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Теплосети» в срок до <.....> устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, а именно:

1. Представить в министерство природных ресурсов и экологии <...> декларации о воздействии на окружающую среду с приложением расчётов нормативов допустимых выбросов по объектам негативного воздействия на окружающую среду:

- Котельная 1, <...>;

- Котельная 3, <...>;

- Котельная 11, <...>;

- Котельная 6, <...>;

- Котельная 17, <...>;

- Котельная 2, <...>;

- Котельная 9, <...>;

- Котельная 9, <...>;

- Котельная 19, <...>;

- Котельная 12, <...>.

2. Провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников на котельной, расположенной по адресу: <...>.

3. Разработать и утвердить нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на котельных, расположенных по адресам:

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...>, <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- пер. Переездный, 1, <...> (котельная ; код объекта НВОС - П);

- <...> (котельная ; код объекта НВОС - П).

4. Исполняющему обязанности директора муниципального унитарного предприятия «Теплосети» пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

5. Разработать и утвердить программы производственного экологического контроля в отношении котельных, расположенных по адресам: <...>; <...>.

6. Установить на промышленных площадках (Котельная , расположенная по адресу: <...>, <...>); (Котельная , расположенная по адресу: <...>) установки для очистки дымовых газов и золы.

7. Обеспечить надлежащую работу газоочистного оборудования, обеспечивающего проектную очистку выбросов, на котельной по адресу: <...>.

8. Обеспечить проектную очистку выбросов на котельных, расположенных в <...> по адресам: <...> (котёл ), <...> (котёл №, 2), <...> (котёл №, 2), <...> (котёл №, 3), <...> <...> <...> (котёл ), <...>.

9. Разработать и утвердить паспорта газоочистных установок, расположенных в <...> по адресам: <...> (для двух ГОУ); паспорта технического осмотра, проверки показателей работы газоочистных установок, планово-предупредительного ремонта по всем котельным; руководство (инструкцию) к эксплуатации газоочистных установок по котельным, расположенным в <...> по адресам: <...>, <...>, <...>.

10. Провести осмотр и проверку газоочистных установок на всех котельных, включая проверку показателей работы газоочистных установок.

11. Направить заявление об актуализации учётных сведений об объектах негативного воздействия на окружающую среду в министерство природных ресурсов и экологии <...>.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Теплосети» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 90 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня его принятия путём подачи жалобы через Купинский районный суд <...>, принявший настоящее решение.

Председательствующий:                                                   Дроздова А.С.

2-530/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Купинского района Новосибирсмкой области
Ответчики
МУП "ТЕПЛОСЕТИ"
Суд
Купинский районный суд Новосибирской области
Судья
Дроздова Алла Сергеевна
Дело на сайте суда
kupinsky.nsk.sudrf.ru
01.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2024Передача материалов судье
01.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2024Подготовка дела (собеседование)
05.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2024Судебное заседание
15.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее