ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-1310/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 20 января 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В.,
судей Латушкиной С.Б., Новожиловой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-896/2020, УИД 70RS0001-01-2020-001448-30 по иску Гуртяковой Анны Владимировны, действующей в интересах несовершеннолетнего Г., к Департаменту здравоохранения Томской области, федеральному государственному унитарному предприятию «Московский эндокринный завод», Министерству промышленности и торговли Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить ребёнка-инвалида лекарственным препаратом,
по кассационным жалобам федерального государственного унитарного предприятия «Московский эндокринный завод», Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на решение Кировского районного суда г. Томска от 10 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 9 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гуртякова Анна Владимировна, действуя в интересах несовершеннолетнего Г., обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Томской области, федеральному государственному унитарному предприятию «Московский эндокринный завод» (далее - ФГУП «Московский эндокринный завод»), Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, в котором, с учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила:
- обязать Департамент здравоохранения Томской области ежегодно своевременно составлять сводную заявку на конкретную партию препаратов (исходя из расчётной потребности) и организовывать распределение ввезённых лекарств между медорганизациями для обеспечения бесплатно ребенка-инвалида Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, препаратом <данные изъяты> (Израиль) в необходимом количестве и в соответствии с рекомендациями консилиума;
- обязать ФГУП «Московский эндокринный завод» закупать препарат <данные изъяты> (Израиль) в необходимом количестве в соответствии с потребностью по рекомендации консилиума на один год для ребенка-инвалида Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
- обязать Министерство промышленности и торговли Российской Федерации ежегодно по медицинским показаниям обеспечивать бесплатно ребенка-инвалида Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, препаратом <данные изъяты> (Израиль) в необходимом количестве в соответствии с рекомендациями консилиума;
- обратить решение к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований Гуртякова А.В. указала, что несовершеннолетнему ребёнку-инвалиду Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен диагноз <данные изъяты>. Данные заболевания внесены в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. В связи с наличием данного заболевания Г. наблюдается у врача <данные изъяты> по месту жительства в ОГАУЗ «Детская больница № 1» поликлиническое отделение № 1, а также в ФГБОУ «Сибирский государственный медицинский университет». После долгого подбора лечения удалось достигнуть ремиссии при использовании комбинации препаратов, один из которых не зарегистрирован на территории Российской Федерации - <данные изъяты> (Израиль). На год ребёнку требуется 36 упаковок по 30 таблеток дозировкой 10 мг. В декабре 2019 года Г. был обеспечен препаратом <данные изъяты> через паллиативное отделение ОГАУЗ «Детская больница № 1». После перехода с <данные изъяты> на <данные изъяты> у ребёнка наблюдалось значительное ухудшение состояния здоровья, что подтверждено инструментально и зафиксировано решением врачебной комиссии ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет». Вернуться в прежнюю ремиссию ребёнку не удаётся, в связи с чем Гуртякова А.В. полагает, что оснований для замены препарата <данные изъяты> на аналог не имелось. Департамент здравоохранения Томской области направил обращение в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации об обеспечении ребёнка препаратом <данные изъяты>
Определением судьи, внесённым в протокол судебного заседания от 3 июня 2020 г., к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в качестве третьего лица - Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 10 июля 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 9 июня 2021 г., исковые требования Гуртяковой А.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Г., удовлетворены частично.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации обязано ежегодно по медицинским показаниям обеспечивать бесплатно ребёнка-инвалида Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, препаратом с торговым наименованием <данные изъяты> (международное непатентованное наименование <данные изъяты>) в необходимом количестве и в соответствии с рекомендациями консилиума потребностью на один год; Федеральное государственное унитарное предприятие «Московский эндокринный завод» обязано закупать препарат с торговым наименованием <данные изъяты> (международное непатентованное наименование <данные изъяты>) в необходимом количестве и в соответствии с рекомендациями консилиума потребностью на один год для ребёнка-инвалида Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; в удовлетворении остальной части исковых требований, а также исковых требований к Департаменту здравоохранения Томской области отказано; решение суда обращено к немедленному исполнению.
В кассационных жалобах, поданных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, федеральное государственное унитарное предприятие «Московский эндокринный завод» и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации просят отменить решение Кировского районного суда г. Томска от 10 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 9 июня 2021 г.
Относительно доводов кассационных жалоб письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Истцом Гуртяковой А.В. представлено заявление о рассмотрении дела без её участия.
На основании части пятой статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Согласно части первой статьи 3797 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
Организация Объединённых Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.
Согласно Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребёнка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники признают право ребёнка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребёнок не был лишён своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства - участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 г.; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объёме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами - участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «r» преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребёнка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Из приведённых норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребёнка и особенно ребёнка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещённые законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Государство признаёт охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учётом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создаётся в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учёта данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определён Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. № 494.
Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Исходя из положений статьи 47 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 данного федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 47 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента или группы пациентов в случае, если имеется решение врачебной комиссии медицинской организации о неэффективности или невозможности применения у конкретного пациента иных зарегистрированных лекарственных препаратов, в том числе содержащих другие действующие вещества, и о необходимости ввоза определённого незарегистрированного лекарственного препарата с указанием его международного непатентованного (или химического, или группировочного) наименования, формы выпуска и количества. Перечень заболеваний и состояний и соответствующих лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, в целях осуществления их ввоза в соответствии с требованиями настоящей части утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 230 утверждены Правила ввоза в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента или группы пациентов.
В соответствии с пунктами 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 230 ввоз незарегистрированных лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, осуществляется федеральным государственным унитарным предприятием «Московский эндокринный завод».
Денежные средства на закупку, ввоз и доставку уполномоченным организациям конкретной партии незарегистрированных лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, федеральным государственным унитарным предприятием «Московский эндокринный завод» предусматриваются Министерству промышленности и торговли Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан на основании решений врачебных комиссий медицинских организаций о неэффективности или невозможности применения у конкретного пациента иных зарегистрированных лекарственных препаратов, в том числе содержащих другие действующие вещества, организуют распределение между медицинскими организациями конкретной партии незарегистрированных лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в целях их выдачи и (или) применения с учетом вновь выявленных пациентов (пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 230).
Пунктами 2, 3 Правил ввоза в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента или группы пациентов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 230, для ввоза в Российскую Федерацию конкретной партии наркотических или психотропных лекарственных препаратов предприятием, указанным в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 230 «О ввозе в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента или группы пациентов», должны быть получены разрешительные документы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. № 181 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан на основании решений врачебных комиссий медицинских организаций о неэффективности или невозможности применения у конкретного пациента иных зарегистрированных лекарственных препаратов, в том числе содержащих другие действующие вещества, и необходимости ввоза определённого незарегистрированного лекарственного препарата с указанием его международного непатентованного (или химического, или группировочного) наименования, формы выпуска и количества в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 558 «О порядке распределения, отпуска и реализации наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуска и реализации их прекурсоров», формируют сводную заявку на конкретную партию наркотических или психотропных лекарственных препаратов исходя из расчётной потребности, предусмотрев при необходимости увеличение расчётной потребности на величину, не превышающую 25 процентов, в целях формирования запаса, и представляют сводную заявку в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для включения в план распределения наркотических средств и психотропных веществ, а также в Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 февраля 2020 г. № 80н утверждён Перечень заболеваний и состояний и соответствующих лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в целях осуществления их ввоза на территорию Российской Федерации для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента или группы пациентов.
Перечень содержит названия заболеваний (состояний), а также наркотических и психотропных препаратов для их лечения.
В списке препаратов (с указанием лекарственной формы) указан, в том числе <данные изъяты> (таблетки и капсулы).
Указанный препарат применяется при эпилепсии (G40) и эпилептическом статусе (G41), а также для оказания паллиативной помощи (Z51.5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплено право детей-инвалидов в возрасте до 18 лет на получение социальной поддержки от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов вне зависимости от их наименования и стоимости по медицинским показаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребёнком-инвалидом. Повторно инвалидность установлена с ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ У него выявлены заболевания - <данные изъяты>.
Согласно выписке из протокола врачебной комиссии № ОГАУЗ «Детская больница № 1» от 5 августа 2019 г. Г. нуждается в назначении препарата <данные изъяты> по торговому наименованию <данные изъяты>, табл. 10 мг. № 30, 30 мг/сут., на 12 месяцев лечения требуется 36 стандартов. Данный препарат не менять на дженерики в связи с тяжёлым течением заболевания.
Из заключения внештатного главного специалиста детского <данные изъяты> К. от 25 февраля 2020 г. следует, что Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается у врача-<данные изъяты> с диагнозами <данные изъяты>, неоднократно консультирован <данные изъяты> в Томске, Новосибирске, Екатеринбурге, Франции. С июня 2019 года Г. начал приём препарата <данные изъяты>, отмечена положительная динамика. С 22 октября 2019 г. к терапии добавлен <данные изъяты> для усиления эффекта <данные изъяты>, отмечалось клиническое улучшение. 7 ноября 2019 г. осмотрен <данные изъяты> ОГАУЗ «Областная детская больница», рекомендовано продолжить медикаментозную терапию в прежнем объёме без замены на дженерики из-за опасности возникновения нежелательной побочной реакции. 16 декабря 2019 г. ребёнку выдан препарат «<данные изъяты>, что отразилось негативно на здоровье ребёнка. Врачом-<данные изъяты> ОГАУЗ «Областная детская больница» заполнено извещение о нежелательной реакции или отсутствии терапевтического эффекта лекарственного препарата <данные изъяты> от 27 января 2020 г. Рекомендовано продолжать постоянную противосудорожную терапию: <данные изъяты> 30 мг/сут. Препарат не зарегистрирован в Российской Федерации, назначен по жизненным показаниям в связи с тяжёлым резистентным течением заболевания.
25 февраля 2020 г. решением врачебной комиссии ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВПО Минздрава России) Г. по жизненным показаниям назначен лекарственный препарат <данные изъяты>).
Судом установлено, что Г. включён в список детей, нуждающихся в назначении по жизненным показаниям в незарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратах, сформированный Департаментом здравоохранения Томской области, на получение лекарственного препарата <данные изъяты>, таблетки 10 мг № 30, 36 упаковок.
8 августа 2019 г. указанный список направлен в Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Гуртякова А.В. неоднократно обращалась в Департамент здравоохранения Томской области по вопросу обеспечения Г. лекарственным препаратом <данные изъяты> (по торговому наименованию препарата <данные изъяты>).
В своих ответах Департамент здравоохранения Томской области сообщал Гуртяковой А.В. о направлении запроса в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации о включении в план распределения незарегистрированных психотропных лекарственных препаратов на 2020 год препарат <данные изъяты> по торговому наименованию <данные изъяты> для обеспечения Г. по жизненным показаниям. Также сообщил, что документы о необходимости обеспечения Г. лекарственным препаратом <данные изъяты> поступили в Департамент в августе 2019 г. Запрос в ФГУП «Московский эндокринный завод» о перспективах ввоза в Российскую Федерацию незарегистрированного психотропного препарата <данные изъяты> по торговому наименованию <данные изъяты> направлен.
15 апреля 2020 г. ФГУП «Московский эндокринный завод» по договору передачи (дарения) №, заключённому с Департаментом здравоохранения Томской области и ОГУП «ОАС», передан лекарственный препарат <данные изъяты>.
В письме Департамента здравоохранения Томской области от 28 апреля 2020 г. указано, что в соответствии с запросом Минпромторга России в адрес ведомства направлена потребность медицинских организаций Томской области в незарегистрированных лекарственных препаратах, содержащие психотропные вещества, на 2020 и 2021 годы для оказания медицинской помощи по форме согласно приложению 2 к приказу Минпромторга России от 16 ноября 2010 г. №, вместе с тем в указанном письме Департамент здравоохранения Томской области просит включить в план распределения незарегистрированных лекарственных препаратов, содержащих психотропные вещества, на 2020 и 2021 годы препарат <данные изъяты>, таблетки 10 мг №30 по торговому наименованию <данные изъяты> (Израиль) в количестве 72 упаковок на 2020 и 2021 годы (по 36 упаковок в год) в общем количестве препарата, указанного в прилагаемой заявке, для адресного обеспечения ребёнка-инвалида Г. по жизненным показаниям.
Согласно письму Департамента здравоохранения Томской области от 8 мая 2020 г. в ФГУП «Московский эндокринный завод» направлено обращение о закупке лекарственного препарата <данные изъяты> для детей по жизненным показаниям, в котором Департамент на основании решений врачебной комиссии ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» просит закупить лекарственный препарат <данные изъяты> (Израиль) для обеспечения детей-инвалидов, в том числе Г. Годовая потребность в лекарственном препарате 36 упаковок, таблетки 10 мг № 30.
Разрешая заявленные Гуртяковой А.В. исковые требования в части возложения на Департамент здравоохранения Томской области обязанности ежегодно своевременно составлять сводную заявку на конкретную партию препаратов (исходя из расчётной потребности) и организовывать распределение ввезённых лекарств между медицинскими организациями для обеспечения бесплатно ребёнка-инвалида Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, препаратом <данные изъяты> (Израиль) в необходимом количестве и в соответствии с рекомендациями консилиума, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия суда апелляционной инстанции, исходил из того, что нарушения прав истца со стороны Департамента здравоохранения Томской области не установлены.
Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется, в связи с чем не является предметом рассмотрения кассационного суда общей юрисдикции.
Удовлетворяя требования Гуртяковой А.В. к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, ФГУП «Московский эндокринный завод», суд первой инстанции, на основании установленных обстоятельств, исходил из того, что у несовершеннолетнего Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеется статус ребёнка-инвалида, вследствие заболевания он нуждается по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом <данные изъяты> (МНН <данные изъяты>), который не зарегистрирован на территории Российской Федерации. Доказательств невозможности приобретения лекарственного препарата <данные изъяты> (МНН <данные изъяты>) для оказания медицинской помощи Г. по жизненным показаниям ответчиками не представлено. При этом отказ в обеспечении Г. препаратом с учётом индивидуальных особенностей ребёнка-инвалида и наличия отрицательной реакции на препарат с другим торговым наименованием нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судебных инстанций по доводам кассационных жалоб не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационных жалоб ФГУП «Московский эндокринный завод», Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о том, что незарегистрированные лекарственные препараты ввозятся в Российскую Федерацию исходя из потребности исключительно в препарате с определённым международным непатентованным наименованием в конкретной форме выпуска и количестве, 24 августа 2020 г. лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием <данные изъяты> зарегистрирован в Российской Федерации, в связи с чем его закупка, ввоз доставка в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 230 более не осуществляется, являлись предметом проверки судебных инстанций и им судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции и принятия решения по результатам рассмотрения спора, лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием <данные изъяты> (торговое наименование <данные изъяты>) на территории Российской Федерации зарегистрирован не был, в связи с чем суд первой инстанции, установив нуждаемость Г. по жизненным показаниям в обеспечении указанным лекарственным препаратом и его необеспеченность им, пришёл к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Гуртяковой А.В., заявленных к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации и ФГУП «Московский эндокринный завод» о возложении обязанности ежегодно по медицинским показаниям обеспечивать бесплатно ребёнка-инвалида Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, препаратом <данные изъяты> в необходимом количестве и в соответствии с рекомендациями консилиума, закупать указанный препарат в необходимом количестве в соответствии с рекомендациями консилиума потребностью на один год.
Суд апелляционной инстанции по правилам статей 330, 196, 198 ГПК РФ обоснованно проверил законность принятого решения на предмет его соответствия правовому регулированию, действовавшему на момент вынесения судебного решения, по тем обстоятельствам, которые существовали на момент вынесения по делу решения судом первой инстанции.
Иные доводы кассационных жалоб заявителей также не свидетельствуют о наличии оснований, установленных в статье 3797 ГПК РФ, для отмены принятых по делу судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции.
Таким образом, судебные постановления по существу спора являются законными и обоснованными, предусмотренных статьёй 3797 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 10 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 9 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы федерального государственного унитарного предприятия «Московский эндокринный завод», Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи