№ 2-2722/2021
44RS0001-01-2021-004389-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2021 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Столбушкиной И.А. с участием прокурора Шереметьева Д.А., представителя ответчика Громовой П.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сусанинского района Костромской области в интересах Смирновой С.С, к Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании организовать обеспечение медицинскими изделиями,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сусанинского района Костромской области обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском в интересах Смирновой С.В. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Сусанинского района по обращению Смирновой С.В. проведена проверка. В ходе проверки установлено, что Смирнова С.В.<дата> года рождения является ... по общему заболеванию и состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Сусанинская районная больница» с диагнозом ... на протяжении 19 лет. В соответствии с ч.1 ст.4.1, п. 8 ст. 6.1, п.1 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи, а именно, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия (тест - полосками). Установлено, что лечащим врачом ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.» для лечения ... Смирновой С.В. назначены лекарственные препараты и медицинские изделия. Кроме того, Смирновой С.В. рекомендован самоконтроль гликемии не менее 4 раз в день: натощак, перед едой, периодически на ночь. Для измерения уровня глюкозы в крови необходимы медицинские изделия - тест-полоски к глюкометру. Проверкой установлено, что заявитель в декабре 2020 года обращалась в Администрацию Президента Российской Федерации по вопросу необеспечения её медицинскими препаратами и изделиями (тест-полосками). Обращение направлено в Администрацию Костромской области для рассмотрения. <дата> Смирновой С.В. дан ответ, в котором, в том числе, указано, что тест-полоски в количестве двух упаковок направлены в уполномоченный аптечный пункт «Губернский» п.Сусанино и поступят в соответствии с графиком доставки <дата>. Фактическое обеспечение Смирновой С.В. тест-полосками состоялось <дата>. В апреле 2021 года по результатам проведенной проверки Территориальным органом Росздравнадзора по Костромской области тест-полоски в количестве двух упаковок направлены в аптечный пункт «Губернский» п.Сусанино, фактически обеспечена - <дата>. В дальнейшем и до настоящего времени заявитель медицинскими изделиями в бесплатном порядке не обеспечивается. Аптечным пунктом при ОГБУЗ «Сусанинская районная больница» указанные медицинские изделия Смирновой С.В. с <дата> не предоставлялись. Установлено, что ОГБУЗ «Сусанинская районная больница» в департамент здравоохранения Костромской области направлялась заявка, в которой были указаны потребности в лекарственных препаратах, изделиях медицинского назначения и специализированных продуктах лечебного питания на 2021 год. Вместе с тем, в связи с утвержденными лимитами финансовых средств, выделенных на лекарственное обеспечение больных Сусанинского муниципального района, тест-полоски были исключены из перечня заявки ОГБУЗ «Сусанинская РБ», вследствие чего указанными медицинскими изделиями Смирнова С.В. бесплатно обеспечена не была. Таким образом, Смирнова С.В. вынуждена самостоятельно, за счет собственных средств, приобретать указанные медицинские изделия. Непредоставление Смирновой С.В. ежемесячно бесплатно тест-полосок к глюкометру для определения содержания глюкозы в крови в рекомендованном количестве влечет нарушение её прав на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией РФ недопустимо. На основании изложенного прокурор просит обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Смирновой С.В. <дата> года рождения, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, тест-полосками к глюкометру для определения содержания уровня глюкозы в крови по медицинским показаниям в необходимом количестве.
Истец Смирнова С.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебном заседании не участвует, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Прокурор Шереметьев Д.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Громова П.М. исковые требования не признала. Пояснила, что постановлением Администрации Костромской области от 29.12.2020 №648 утверждена программа государственных гарантий Костромской области по обеспечению населения медицинскими препаратами в 2021 и плановом периоде 2022-2023 годов, согласно которой тест-полосками обеспечению подлежат лица до 18 лет. Так как истец является совершеннолетней, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Третье лицо ОГБУЗ «Сусанинская районная больница» в судебное заседание своего представителя не направило.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
П. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Разделом V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Федеральная программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 №1506, определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Согласно разделу VIII Федеральной программы, территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
В абзаце 3 раздела I (Общие положения) Федеральной программы содержится предписание о необходимости принимать территориальную программу в соответствии с Федеральной программой.
Аналогичные положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 №2299.
Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, лицам с заболеванием «диабет» предусмотрено бесплатное предоставление всех лекарственных средств, этилового спирта, инсулиновых шприцов, шприцов типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, игл к ним, средств диагностики.
В соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (ч. 1 ст. 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (п. 1 ч. 4 ст. 81).
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 №748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру лиц, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом, а также шприц-ручками для введения инсулина, инъекционными иглами для шприц-ручек.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 №3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», к перечням медицинских изделий, отпускаемым по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, относятся, в частности, иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка.
В соответствии с положениям ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Из анализа приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, который субъект Российской Федерации может только дополнить. Иных полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения лекарственными препаратами граждан федеральным законодательством не предусмотрено.
Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).
В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
В соответствии с п. 25 Положения Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50% за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Судом установлено, что Смирнова С.В. <дата> г.р. является инвалидом третей группы по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается копией справки МСЭ от <дата>.
Согласно информации ОГБУЗ «Сусанинская районная больница» от <дата>, Смирнова С.В. имеет заболевание ... на протяжении 19 лет, имеет ..., в связи с этим включена в федеральный реестр льготников. Ежемесячно получает по бесплатным рецептам Инсулин растворимый генно-инженерный по 30 ед. в сутки и инсулин-изофан генно-инженерный по 46 ед. в сутки. Согласно выписке врача эндокринолога от <дата>, ей требуется самоконтроль уровня глюкозы крови. До января 2021 года не обеспечивалась тест полосками для диагностики глюкозы. <дата> бесплатно получила 2 упаковки тест полосок «Саттелит экспресс». <дата> бесплатно получила 2 упаковки тест полосок «Саттелит экспресс». В мае и в начале июня, на текущую дату, тест полоски для обеспечения Смирновой С.В. не поступали. Согласно заявке на лекарственные препараты на 2020-2021 год, тест полоски для прибора «Саттелит» для диагностики уровня глюкозы в крови заказаны.
Согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного Смирновой С.В., последней рекомендовано проводить самоконтроль гликемии не менее 4 раз в день (натощак, перед едой, периодически на ночь).
Из материалов дела следует, что Смирнова С.В. обращалась в Администрацию Президента РФ по вопросу обеспечения её бесплатно лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе тест полосками для определения уровня глюкозы в крови.
Указанное обращение направлено для рассмотрения в Администрацию Костромской области и Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Костромской области.
Согласно ответу Администрации Костромской области от <дата>, для обеспечения лечения лекарственный препарат «L-Тироксин» 100 мг. в количестве одной упаковки, 50 мг. в количестве двух упаковок, а также тест-полоски в количестве двух упаковок и иглы в количестве одной упаковки направлены в уполномоченную аптеку п. Сусанино и поступят в соответствии с графиком доставки о чем Смирнова С.В. будет уведомлена по телефону.
Согласно ответу Территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Костромской области от <дата>, Территориальным органом проведена работа по обеспечению Смирновой С.В. необходимыми медицинскими изделиями. По информации Департамент здравоохранения Костромской области тест полоски «Саттелит – экспресс №» в количестве 2 упаковок направлены в уполномоченную аптеку п. Сусанино и поступят в соответствии с графиком доставки <дата>.
Как следует из иска и не оспорено ответчиком, в дальнейшем обеспечение истца тест полосками в необходимом количестве не производилось.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд находит обоснованными требования прокурора об обязании ответчика организовать обеспечение истца тест-полосками, согласно медицинским показаниям.
Оценивая возражения ответчика, суд не находит их состоятельными ввиду следующего.
Постановлением Администрации Костромской области от <дата> № утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», согласно которой бесплатное обеспечение средствами диагностики – тест-полосками для определения сахара в крови предусмотрено только для детей до 18 лет.
Аналогичные положения установлены «Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», утвержденной постановлением Администрации Костромской области от <дата> N №
Установление Территориальными программами Костромской области гарантий оказания медицинской помощи в меньшем объеме, чем это предусмотрено федеральным законодательством, не может умалять права гражданина на обеспечение его медицинскими изделиями в соответствие с медицинскими показаниями.
Поскольку в рамках рассмотрения дела подтвержден факт нарушения прав истца вследствие необеспечения тест-полосками, согласно медицинским показаниям, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сусанинского района Костромской области в интересах Смирновой С.С, удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Смирновой С.С, <дата> г.р. медицинскими изделиями тест-полосками к глюкометру для определения содержания уровня глюкозы в крови по медицинским показаниям в необходимом количестве.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья О.Д. Тележкина