Дело № 2-185 /2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 марта 2017 года
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Пименовой Т.А.,
при секретаре Васильевой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Люкшиной Анастасии Михайловны, Ф.И.О.1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ф.И.О.4, к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, Департаменту имущественных отношений МО РФ, ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» МО РФ и 1 отделу (<...>) ФГКУ «Центррегионжилье» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Истцы Люкшина А.М., Мусатова Е.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ф.И.О.4, обратились в суд с вышеназванным исковым заявлением, указывая, что Мусатова Елена Александровна, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ф.И.О.4, (Дата) г.р., и Люкшина Анастасия Михайловна зарегистрированы и проживают по адресу: <...> на основании протокола № заседания жилищной комиссии по войсковой части № от (Дата), договора найма служебного жилого помещения № от (Дата). Кроме того, в указанной квартире зарегистрированы Люкшин Михаил Александрович и несовершеннолетняя Ф.И.О.4, (Дата) г.р.
Ф.И.О.17 является бывшим мужем Люкшиной Анастасии Михайловны и отцом Мусатовой Елены Александровны и Ф.И.О.16. (Дата) ему на семью была предоставлена квартира № в доме № по <...>. В (Дата) брак с Люкшиной Анастасией Михайловной был расторгнут, решением <...> районного суда <...> области от (Дата) Ф.И.О.5 был признан утратившим право на жилую площадь в квартире № в доме № по ул. <...> в связи с выбытием на другое постоянное место жительства. Впоследствии семья Люкшиной А.М была переселена в квартиру № в доме № по ул<...>
Право на приватизацию Люкшиной A.M. и Мусатовой Е.А. использовано не было. Ф.И.О.3 от своего права на приватизацию отказывается в пользу Люкшиной A.M., Мусатовой Е.А. и ее несовершеннолетней дочери Ф.И.О.4, (Дата) г.р.
Люкшина A.M. обращалась в ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» с заявлением по вопросу приватизации указанной квартиры. В ответе № от (Дата) содержался отказ со ссылкой на то, что квартира по указанному адресу отнесена к служебному жилому фонду Министерства обороны РФ, а эта категория помещений приватизации не подлежит в соответствии со ст. 4 Закона РФ от (Дата) № «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Согласно уведомлениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <...> №, №, № от (Дата) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Люкшиной Анастасии Михайловны, Мусатовой Елены Александровны, Ф.И.О.4 на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества на территории <...>.
Квартира, в которой истцы зарегистрированы и проживают, не находится в аварийном состоянии, не является жилым помещением в общежитии, а также учитывая тот факт, что статус военного городка в соответствии с п. 10 Распоряжения Правительства РФ «О внесении изменений перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности» от 17.03.2010 года № 349-р изменился, жилой фонд в/ч 21222 должен быть передан в соответствии с п. 18 Закона «О приватизации жилищного фонда» в муниципальный фонд или в жилой фонд органов местного самоуправления, до сих пор передан не был,
Принимая во внимание, что истцы в приватизации жилья не участвовали, зарегистрированы и проживают в квартире № в доме № <...>, с момента ее предоставления, иного жилья в собственности не имеют, у них возникает право на приватизацию указанной квартиры.
Поскольку по независящим от истцов причинам, они не могут реализовать свое право на приватизацию жилого помещения, полученного по ордеру, которое не относится в соответствии со ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» к категории жилья, не подлежащего приватизации, и, учитывая, что раннее истцы в приватизации жилья не участвовали, они вынуждены обратиться в суд с заявлением о признании за нами права долевой собственности, на занимаемое жилое помещение (квартиру).
На основании изложенного, ссылаясь на ст. 40 Конституции РФ, ФЗ РФ от 04.07.1991г. №1541-1 в ред. от 11.06.2008 г. «О приватизации жилищного фонда РФ», ФЗ «О статусе военнослужащих» от (Дата), истцы просят суд признать за Люкшиной Анастасией Михайловной, Мусатовой Еленой Александровной и несовершеннолетней Ф.И.О.4 право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...>, в равных долях по 1/3 доли за каждой, общей площадью 46,5 кв.м. в порядке приватизации.
В судебном заседании Люкшина А.М. и Мусатова Е.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ф.И.О.4, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить к надлежащим ответчикам, дали пояснения по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель третьего лица территориального отделения <...> ФГКУ «Центррегионжилье» Ф.И.О.9, действующая на основании доверенности 20 (Дата), в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что спорное жилое помещение, предоставлено Люкшиной A.M. для временного проживания в нем, что следует из пункта 1 Договора найма служебного жилого помещения № от (Дата). Договор о предоставлении спорной квартиры в качестве служебного жилого помещения Люкшиной A.M. в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан. Данное жилое помещение предоставлено истцам во временное владение и пользование за плату. При этом истцы не являются военнослужащими, которых Министерство обороны РФ обязано обеспечить постоянной жилой площадью, каких-либо доказательств того, что жилая площадь истцам была предоставлена в порядке, предусмотренном ст. 49 ЖК РФ, для постоянного проживания по договору социального найма и что истцы в установленном законом порядке признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий по какому-либо основанию, не представлено. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица войсковой части № <...> района <...> области Ф.И.О.10 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным ответчиками и третьими лицами в письменных возражениях на иск.
Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ и 1 отдела (<...>) ФГКУ «Центррегионжилье» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Письменным заявлением представитель 1 отдела (<...>) ФГКУ «Центррегионжилье» Ф.И.О.11, действующий на основании доверенности № от (Дата), просил суд рассмотреть гражданское дело без участия представителя 1 отдела (<...>) ФГКУ «Центррегионжилье». С требованиями, изложенными в исковом заявлении не согласен, считает их не подлежащими удовлетворению, поскольку согласно ч.1 ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (часть 1 в ред. Закона от 16.10.2012 №170-ФЗ) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствий со ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно Постановлению Правительства РФ N 1053 от 29.12.2008 года «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», функции по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил РФ, в том числе жилищным фондом, осуществляет Министерство обороны РФ.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с
соблюдением требований Жилищного кодекса Российской федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принятой иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом», Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи-12, пункт 5 статьи 13, части 3/4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем, решение о предоставлении Мусатовой Е.А. и Люкшиной А.М. жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось.
В соответствии со ст. 4 Закона Российский Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1, «О приватизации жилищного фонда РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
Спорное жилое помещение, предоставлено Люкшиной A.M. на определенный состав семьи; для временного проживания в нём, что следует из пункта. 1 Договора найма служебного жилого помещения № от (Дата).
Договор о предоставлении спорной квартиры в качестве служебного жилого помещения ЛюкшиноЙ A.M. в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан:
В соответствии со статьей 100 ЖК РФ; по договору найма специализированного жилого помещения сторона - собственник специализированного жилого помещения. (действующий от его имени; уполномоченный орган государственной власти; или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Представитель ответчика считает установленным и доказанным, что служебное жилое помещение, расположенное по адресу; <...>, предоставлено истцам во временное владение и пользование за плату. При этом истцы не является военнослужащими; которых Министерство обороны РФ обязано обеспечить постоянной жилой площадью, каких-либо доказательств того, что жилая площадь истцам была предоставлена в порядке, предусмотренном ст. 49 ЖК РФ, для постоянного проживания по договору социального найма и что истцы в установленном законом порядке признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий по какому-либо основанию, не представлено. Просит в удовлетворении требований Мусатовой Е.А. и Люкшиной А.М. отказать в полном объеме.
Представитель ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ Ф.И.О.12, действующая на основании доверенности от (Дата) письменным заявлением просила судебное заседание провести без участи представителя, возражала относительно удовлетворения исковых требований, поскольку Люкшиной А.М. в качестве служебного жилого помещения на период трудовых отношений на основании договора найма служебного жилого помещения от (Дата) №, предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 46,5 кв.м. В соответствии с решением народных депутатов <...> сельсовета <...> от (Дата) №, жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, включено в число служебных жилых помещений.
Представители Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ о причинах неявки суд не известили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, отзыв на исковое заявление не предоставили.
Представители третьих лиц ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Отдела дополнительного образования воспитания, опеки и попечительства <...>, администрации <...> сельсовета <...> района <...> области, Отдела образования Администрации <...> района <...> области и третье лицо Ф.И.О.3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Глава администрации <...> сельсовета <...> района <...> области Ф.И.О.13 письменным заявлением просила суд рассмотреть гражданское дело в отсутствии их представителя, с заявлением согласны (т.1, л.д.233).
Представители ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Отдела дополнительного образования воспитания, опеки и попечительства <...>, Отдела образования Администрации <...> района <...> области и третье лицо Ф.И.О.3 о причинах неявки суд не известили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, отзыв на исковое заявление не представили.
Суд, с учетом мнения истцов, считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся представителей ответчиков и третьих лиц.
Изучив материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, суд считает отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 4 июля 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии. В общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные им органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Судом установлено, что предметом спора является квартира, расположенная по адресу: <...>, общей площадью 46,5 кв.м.
Бывший супруг истца Люкшиной А.М. – Ф.И.О.5 являлся военнослужащим, что подтверждается удостоверением личности № (л.д.21), выпиской из послужного списка (л.д.24).
Согласно служебного ордера № от (Дата) ему на семью была предоставлена квартира № в доме № по <...> (л.д.35).
В (Дата) брак между Ф.И.О.5 и Люкшиной Анастасией Михайловной был расторгнут (л.д.33).
Решением <...> районного суда <...> области от (Дата) Ф.И.О.5 был признан утратившим право на жилую площадь в квартире № в доме № по <...> в связи с выбытием на другое постоянное место жительства (л.д.34).
Согласно договору найма служебного жилого помещения № от (Дата). (л.д.25-29), заключенному между ФГ КЭУ «<...> квартирно-эксплуатационная часть района» (Наймодатель) и Люкшиной А.М. (Наниматель) в связи с расселением Люкшиной А.М. и членам ее семьи ( Мусатовой Е.А. –дочь, Ф.И.О.14 – сын, Ф.И.О.4 – внучка) было передано за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, состоящее из квартиры, общей площадью 46,5 кв.м., расположенное по адресу: <...> (л.д.25-29), что также подтверждается финансово-лицевым счетом № (л.д.40).
Согласно ответу ФГУ «Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (л.д.23), Департамента имущественных отношений МО РФ (л.д.41) на заявление Люкшиной А.М. о приватизации вышеназванного жилого помещения, следует, что жилой дом по адресу: <...> числится на балансе ФГУ «Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. По имеющимся данным квартира отнесена к служебному жилому фонду Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения. Таким образом отсутствуют основания в установленном законом порядке передать квартиру в собственность в порядке приватизации
Согласно справке, выданной администрацией <...> сельсовета <...> района <...> области от (Дата) дом № по ул<...> не является муниципальной собственностью и не находится на балансе <...> сельсовета <...> района <...> области (т.1, л.д.160).
Согласно справке, выданной администрацией <...> района <...> области от (Дата) жилое помещение, расположенное по адресу: <...> реестре муниципального имущества <...> района не значится (т.1 л.д.38).
Согласно справке, по имеющейся информации в Обособленном подразделение «<...>» ООО «Главное управление жилищным фондом» собственником многоквартирного дома по адресу: <...> является Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ (т.1, л.д.39).
Согласно ответу на запрос Территориальное управление Росимущества в <...> области сообщило, что объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу; <...>, учитывается в реестре федерального имущества в ТУ Росимущества в <...> области (т.1, л.д.42).
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, передано на баланс ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, возражающих против передачи квартиры в собственность истцу. Решения о передаче жилого помещения в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
В соответствии со статьями 28 - 31, 33, 42, 44 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления Ф.И.О.5 квартиры, основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Решение о предоставлении жилого помещения, Ф.И.О.5 как лицу, состоящему на учете нуждающегося в жилых помещениях, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Ордер на право занятия служебного жилого помещения в установленном законом порядке истцами не оспорен и в силу статьи 105 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент выдачи ордера) подтверждает факт заключения договора найма служебного жилого помещения.
Кроме того, договор найма служебного жилого помещения №383 от 02.07.2010 г. в установленном законом порядке не оспорен и недействительным не признан. Спорное жилое помещение предоставлено истцам во временное владение и пользование за плату.
Спорная квартира включена в число служебных жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. №1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных уполномоченным органом не принималось.
При таких обстоятельствах, доводы истцом о том, что они занимают жилое помещение фактически по договору социального найма, и имеют в связи с этим право на приватизацию квартиры, не соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам.
Согласно статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Между тем, согласно пункту 6 статьи 15 указанного выше Закона, военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Как следует из материалов дела, истцы Люкшина А.М. и Мусатова Е.А. членами семьи Ф.И.О.5, являющегося военнослужащим, в настоящее время не являются.
Исследовав в судебном заседании представленные суду доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Люкшиной Анастасии Михайловны, Мусатовой Елены Александровны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ф.И.О.4, к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, Департаменту имущественных отношений МО РФ, ФГКУ «Приволжско-
Уральское ТУИО» МО РФ и 1 отделу (<...>) ФГКУ «Центррегионжилье» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: