Дело № 2-1380/2017
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
19 декабря 2017 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Змеевской В.С.,
при секретаре Ткач А.Р.,
СЃ участием представителя истца Барановой Рљ.Рђ., представителя ответчика Леоновой Р.Р›. – РџРѕР·РґРЅСЏРєРѕРІРѕР№ Рњ.Рќ.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Департамента РїРѕ имущественным Рё земельным отношениям РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя Рє Голышеву Александру Анатольевичу, Леоновой РСЂРёРЅРµ Леонидовне, третьи лица, РЅРµ заявляющие самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂР°, Управление государственной регистрации права Рё кадастра Севастополя, Главное управление природных ресурсов Рё экологии РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя, Рѕ признании недействительным государственного акта Рѕ праве собственности РЅР° земельный участок, истребовании имущества РёР· чужого незаконного владения, исключении сведений Рѕ границах земельного участка РёР· Государственного кадастра недвижимости, РїРѕ встречному РёСЃРєСѓ Леоновой РСЂРёРЅС‹ Леонидовны Рє Департаменту РїРѕ имущественным Рё земельным отношениям РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя Рѕ признании права собственности как добросовестного приобретателя,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в суд с иском, в котором просит суд признать недействительным государственный акт о праве собственности на земельный участок, истребовать земельный участок из чужого незаконного владения, исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка площадью 700 кв.м, расположенного в городе <адрес>, ранее присвоенный кадастровый №.
Рсковые требования обоснованы тем, что РЅР° основании решения Севастопольского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ Совета РѕС‚ 08.07.2008 в„– 4882 «Об утверждения градостроительного обоснования размещения объекта градостроительства - квартала индивидуальной дачной застройки РІ районе Севастопольской Р·РѕРЅС‹ ЮБК 54В» Рё решения Севастопольского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ Совета РѕС‚ 08.07.2008 в„– 4883 «О даче согласия РЅР° разработку проектов землеустройства РїРѕ отводу земельных участков РІ районе Севастопольской Р·РѕРЅС‹ ЮБК 54 для индивидуального дачного строительства» 15 декабря 2009 РіРѕРґР° Севастопольским РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёРј Советом принято решение в„–, которым ответчику РІ собственность передан земельный участок.
Рстец указывает, что РїСЂРё оформлении права собственности ответчика РЅР° спорный земельный участок нарушен РїРѕСЂСЏРґРѕРє предоставления земельных участков РІ собственность физическим лицам, предусмотренный Земельным кодексом Украины. РљСЂРѕРјРµ того, земельный участок, переданный РІ собственность ответчика Рё РЅР° момент его выделения РІ собственность ответчика, Рё РІ настоящее время расположен РІ границе земель лесного фонда, РІ отношении которых установлен специальный режим использования. Таким образом, РїРѕ мнению истца, спорный земельный участок выбыл РёР· государственной собственности вопреки требованиям земельного законодательства Рё воли государства РІ лице уполномоченного органа, что свидетельствует РѕР± отсутствии правового основания приобретения ответчиком права собственности РЅР° спорный участок.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске основаниям. Возражал против удовлетворения встречного иска.
Представитель ответчика Леоновой Р.Р›. – РџРѕР·РґРЅСЏРєРѕРІР° Рњ.Рќ. РІ судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, как РїРѕ существу, так Рё РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ истечением СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности. Поддержала встречный РёСЃРє. Указала, что спорный земельный участок был предоставлен ответчику Голышеву Рђ.Рђ. СЃ соблюдением всех требований закона, действовавшего РЅР° момент издания Решений Севастопольского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ Совета. Право собственности ответчика Леоновой Р.Р›. РЅР° спорный участок возникло РЅР° основании возмездной сделки, зарегистрировано РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ, земельный участок поставлен РЅР° кадастровый учёт. Таким образом, право собственности ответчика, являющейся добросовестным приобретателем, признано государством. РљСЂРѕРјРµ того, Правительство РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя является функциональным правопреемником государственных органов Украины, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем СЃСЂРѕРє РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности РЅР° момент предъявления РёСЃРєР° пропущен.
Ответчик Голышев А.А. в судебное заседание не явился, судебное извещение, направленное судом по адресу его регистрации было возвращено по истечению срока хранения, что в силу требований ст. ст.167, 118 ГПК РФ расценивается как надлежащее извещение.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте его рассмотрения извещались в установленном законом порядке.
Руководствуясь положениями статей 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения сторон, суд рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения представителя истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела, руководствуясь нормами действующего законодательства, а также учитывая нормы законодательства, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Таким образом, спорные правоотношения, в том числе в сфере использования и выделения земель, возникшие на территории города Севастополя до его вхождения в состав Российской Федерации, регулировались законодательством Украины.
Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами определен частями 6-9 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которым граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Судом установлено, что 08 июля 2008 года Севастопольским городским Советом принято решение № «Об утверждении градостроительного обоснования размещения объекта градостроительства – квартала индивидуальной дачной застройки в районе Севастопольской зоны ЮБК 54» и ДД.ММ.ГГГГ за № Севастопольским городским Советом принято решение «О даче согласия на разработку проектов землеустройства по отводу земельных участков в районе Севастопольской зоны ЮБК 54 для индивидуального дачного строительства», с приложением списка граждан – членов кооператива к данному решению, в котором также значится Голышев А.А.
Данными решениями фактически выделен земельный участок для индивидуальной дачной застройки дачного типа гражданам-членам ОК «ДТ «Сокол» площадью 9 га.
На основании решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику Голышеву А.А. в собственность передан земельный участок площадью 0,0700 га, расположенный по адресу: город Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, 54/64 для индивидуального дачного строительства, ответчику выдан государственный акт на право собственности серии <данные изъяты> №, земельный участок поставлен на кадастровый учет.
РќР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° купли-продажи РѕС‚ 21 августа 2010 РіРѕРґР° право собственности РЅР° спорный земельный участок перешло Леоновой Р.Р›., сведения Рѕ СЃРїРѕСЂРЅРѕРј земельном участке внесены РІ государственный кадастр недвижимости Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации как Рѕ ранее учтенном объекте недвижимости.
Статьей 14 Конституции Украины установлено, что земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства.
Земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, в том числе земли лесного фонда (статья 19 Земельного кодекса Украины).
Р’ соответствии СЃ частями 1, 2 Рё 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель Рє той или РёРЅРѕР№ категории осуществляется РЅР° основании решений органов государственной власти Рё органов местного самоуправления РІ соответствии СЃ РёС… полномочиями. Рзменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения Рѕ передаче этих земель РІ собственность или предоставление РІ пользование, изъятие (выкуп) земель Рё утверждают проекты землеустройства или принимают решение Рѕ создании объектов природоохранного Рё историко-культурного назначения. Рзменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится СЃ учетом заключений органов исполнительной власти РїРѕ вопросам охраны окружающей РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ среды Рё лесного хозяйства. Нарушение РїРѕСЂСЏРґРєР° установления Рё изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти Рё органов местного самоуправления Рѕ предоставлении (передаче) земельных участков гражданам Рё юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа РІ государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения Рє ответственности РІ соответствии СЃ законом граждан Рё юридических лиц, виновных РІ нарушении РїРѕСЂСЏРґРєР° установления Рё изменения целевого назначения земель (статья 21 Земельного кодекса Украины).
В соответствии с пунктом 1 ст. 55 Земельного кодекса Украины (далее – ЗК Украины) к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.
Судом установлено, что спорный земельный участок находится в составе угодий, которые Решением исполнительного комитета Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся № 25-р от 16 декабря 1966 г. распределены Севастопольскому лесхоззагу.
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопроизводительных угодий для залесения.
Согласно статьи 57 Земельного кодекса Украина земельные участки лесного фонда по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, а на условиях аренды – другим предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные лесохозяйственные подразделения, для ведения лесного хозяйства, специального использования лесных ресурсов и для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических целей, проведения научно-исследовательских работ и т.п.
Порядок использования земель лесного фонда определяется законом.
Основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства, по смыслу статьи 63 Лесного кодекса Украины, заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.
Рспользованию лесохозяйственных земель РїРѕ РёС… целевому назначению законодательство отдает приоритет: составной охраны земель является защита лесных земель Рё кустарников РѕС‚ необоснованного РёС… изъятия для РґСЂСѓРіРёС… РЅСѓР¶Рґ (РїСѓРЅРєС‚ «б» части первой статьи 164 Р—Рљ Украины).
Таким образом, одной из основных особенностей правового режима земель лесного фонда является неразрывная связь их использования с лесопользованием.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.
В силу статьи 13 Земельного кодекса Украины именно к полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных этим Кодексом.
В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Украины в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся, в частности, земли лесного фонда, кроме случаев, определенных этим Кодексом (пункт «г» части четвертой статьи 84 ЗК Украины).
Передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для нелесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений (статья 27 Лесного кодекса Украины). Аналогичное положение содержится и в статье 20 Земельного кодекса Украины. То есть, законодательство Украины содержало особый порядок передачи земельных участков лесного фонда (земельных участков лесохозяйственного назначения) в пользование юридическим лицам.
Между тем, в данном случае ОК «ДТ «Сокол» не являлось государственным и коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства, следовательно, земельный участок общей площадью 9,0 га не мог быть ему передан в рамках статьи 57 Земельного кодекса Украины, статьи 17 Лесного кодекса Украины на основании решения Севастопольского городского Совета.
Земельный участок общей площадью 9,0 га не являлся замкнутым земельным участком лесного фонда в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, также не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий, следовательно, и не мог быть передан в пользование ОК «ДТ «Сокол» в порядке статьи 56 Земельного кодекса Украины.
Земельный участок общей площадью 9,0 га мог быть передан в пользование ОК «ДТ «Сокол» только на основании распоряжения Кабинета министров Украины. Однако такого распоряжения Кабинет министров Украины не издавал, своего согласия на передачу в пользование указанного земельного участка в пользование ОК «ДТ «Сокол» не давал, доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с пунктом 5 Заключительных положений Лесного кодекса Украины установлено, что до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства.
В судебном заседании обозревались планово-картографические материалы 1999 года и 2011 года, которые подтверждают расположение спорного участка в пределах земель Орлиновского лесничества и свидетельствуют о непрерывности ведения лесного хозяйства, в том числе, на территории спорного земельного участка.
Фактическое расположение спорного земельного участка в составе лесного участка Орлиновского участкового лесничества подтверждается заключением специалиста, Государственным лесным кадастром от 2011 года, кадастровым паспортом земельного участка.
Фактическое расположение спорного земельных участков в составе лесного участка Орлиновского лесничества подтверждается заключением специалиста, Государственным лесным кадастром г. Севастополя 2011 года, кадастровым паспортом земельного участка 91:01:058:002:1023.
Таким образом, судом установлено, что земельный участок лесного фонда на момент его передачи в собственность ответчика находился в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство».
При этом решение уполномоченного органа об изъятии земельного участка общей площадью 9,0 га из пользования Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» не принималось.
РР· вышеизложенного следует, что Севастопольским РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёРј Советом РїСЂРё принятии решения Рѕ передаче СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка РІ собственность ответчику РіСЂСѓР±Рѕ нарушены РЅРѕСЂРјС‹ земельного Рё лесного законодательства Украины.
В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 10 апреля 2008 №610-р (далее – Распоряжение КМУ №610-р) с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков (дальше - участки) Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов, до момента законодательного урегулирования вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере остановить принятие решений о предоставлении согласия на исключения участков, их передачу, в собственность и аренду с изменением целевого назначения. В абзаце 3 указанного правового акта установлено, что отзывается ранее предоставленное согласие на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения в случае, если местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не приняты соответствующие решения или, когда по результатам проверки установлено, что такие решения приняты с нарушением требований законодательства.
Согласно государственному акту о праве собственности на земельный участок спорный земельный участок имеет целевое назначение для индивидуального дачного строительства.
Согласно ст. 38 Земельного кодекса Украины указанный вид целевого назначения относится к землям жилой и общественной застройки – земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.
РР· изложенного выше также усматривается, что РІРёРґ целевого назначения земельного участка был изменен. Согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель Рє той или РёРЅРѕР№ категории осуществляется РЅР° основании решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым Рё органов местного самоуправления РІ соответствии СЃ РёС… полномочиями.
Пунктом 2 статьи 20 Земельного кодекса Украины определено, что изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.
Пунктом 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины установлено, что изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства.
Заключение органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства о возможности изъятия спорного Земельного участка из состава земель лесного фонда, изменения его целевого назначения не выдавалось.
Статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 № З-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» (с изменениями и дополнениями) установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
На основании изложенного, в связи с тем, что все земли, в пределах территориальных границ города Севастополя являются государственной собственностью города, Правительство Севастополя выступает в защиту интересов города федерального значения Севастополя.
Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» № 5-ЗС от 30 апреля 2014 (далее – Закон № 5-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.
В соответствии со статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Частью 1 статьи 23 Лесного кодекса РФ установлено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
Спорный земельный участок, на который был выдан государственный акт о праве собственности на землю, расположен на территории Орлиновского участкового лесничества.
Согласно пункту 2 статьи 6 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Положениями Лесного кодекса РФ, а также Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 01 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» земли леса не передаются в собственность для размещения объектов капитального строительства, в том числе для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек.
Согласно ч. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Законом города Севастополя «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» № 46-ЗС от 25 июля 2014 (далее – Закон № 46-ЗС) установлено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона № 46-ЗС).
Положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляют способы защиты гражданских прав, которые обеспечивают восстановление нарушенных прав и стабильность гражданско-правовых отношений; перечень этих способов в силу абзаца четырнадцатого данной статьи, согласно которому защита гражданских прав осуществляется иными способами, предусмотренными законом, является открытым.
Согласно части 2 статьи 10 Земельного кодекса РФ, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, противоправное предоставление земельного участка в собственность иному лицу причиняет ущерб экономическим интересам субъекта федерации – города федерального значения Севастополя.
Законом города Севастополя от 25 июля 2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона № 46-ЗС).
Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Закона № 5-ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
Пункт 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее - Положение), которое утверждено Постановлением Правительства Севастополя от 17 марта 2015 № 188-ПП, указывает, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.10, 2.13 указанного Положения основными задачами Департамента являются, в частности, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление защиты имущественных прав города Севастополя.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· выше приведенных положений следует право Правительства Севастополя РІ лице Департамента РїРѕ имущественным Рё земельным отношениям РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя РЅР° предъявление РёСЃРєР°, направленного РЅР° защиту владения государственной собственностью.
Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (статья 301).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Учитывая, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность ответчика Голышева А.А. помимо воли собственника, выраженной в законном акте уполномоченного органа, данный земельный участок на основании пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть истребован в государственную собственность города Севастополя, в том числе от добросовестного приобретателя.
Достаточных доказательств добросовестности действий Леоновой Р.Р›. РїСЂРё приобретении СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ участка Сѓ Голышева Рђ.Рђ. СЃСѓРґСѓ РЅРµ представлено, поскольку отсутствуют доказательства того, что приобретатель РїСЂРѕСЏРІРёР» должную разумную осторожность Рё осмотрительность, РїСЂРё которых РјРѕРі узнать РѕР± отсутствии Сѓ отчуждателя права распоряжаться спорным имуществом.
Виндикационный иск к ответчику Голышеву А.А. суд оставляет без удовлетворения, поскольку истребование имущества возможно только от лица, в фактическом владении которого оно находится.
Доводы представителя ответчика о пропуске срока исковой давности являются несостоятельными, поскольку в соответствии с ФКЗ № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Решением Севастопольского городского Совета № 1756 «О статусе город-героя Севастополя», Законом города Севастополя «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя», Законом города Севастополя № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», Законом города Севастополя № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя», Правительство Севастополя является вновь созданным федеральным органом государственной власти и не является правопреемником государственных органов Украины, действовавших на территории города Севастополя в момент возникновения спорных отношений. Таким образом, срок исковой давности подлежит исчислению после создания данного органа, с момента, когда данному органу стало известно о нарушенном праве, то есть в данном случае не ранее 31 марта 2015 года, после проведения кадастровых работ, в результате которых было выявлено, что земельные участки, переданные в собственность граждан – членов кооперативов, в том числе, ОК ДТ «Сокол» расположены в границах земель государственной собственности лесного назначения.
Относительно исковых требований о признании недействительным государственного акта о праве собственности ответчика на земельный участок и исключении сведений о границах земельного участка из Государственного кадастра недвижимости суд полагает, что они подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.
По смыслу данных разъяснений, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения, тогда как, в данном случае, право истца может быть защищено именно таким способом.
Встречные исковые требования суд оставляет без удовлетворения, поскольку соглашается с позицией истца, а удовлетворение первоначального иска в данном случае исключает удовлетворение встречного иска. Доводы представителя ответчика, приведенные в обоснование встречного иска, основаны на неверном толковании норм законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Департамента РїРѕ имущественным Рё земельным отношениям РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя удовлетворить частично.
Рстребовать РёР· незаконного владения Леоновой РСЂРёРЅС‹ Леонидовны земельный участок площадью 0,700 РєРІ.Рј., расположенный РїРѕ адресу: <адрес>, РІ собственность субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации – РіРѕСЂРѕРґР° федерального значения Севастополя.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать СЃ Леоновой РСЂРёРЅС‹ Леонидовны РІ РґРѕС…РѕРґ бюджета РіРѕСЂРѕРґР° федерального значения Севастополя государственную пошлину РІ размере 300 рублей.
В удовлетворении встречного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.С. Змеевская
Мотивированный текст решения суда изготовлен 25.12.2017г.