Дело № 2-2534/2022 (48RS0003-01-2022-002938-13)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 августа 2022 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе: председательствующего Дорыдановой И.В.,
при секретаре Гончаровой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску прокурора Правобережного района города Липецка, действующего в интересах Грачева Александра Владимировича, к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом,
установил:
Прокурор Правобережного района города Липецка обратился с исковыми требованиями в интересах Грачева А.В. к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки обеспечения граждан, имеющих инвалидность, лекарственными препаратами за счет бюджетных средств установлено, что Грачев А.В. наблюдается в ГУЗ «Липецкая городская больница № 3 «Свободный Сокол» с диагнозом: <данные изъяты>, и включен в регистр лиц, имеющих право на обеспечение в соответствии со стандартами для медицинского применения по рецептам. По рекомендациям врача Грачев А.В. нуждается в терапии лекарственным препаратом «<данные изъяты>» 20 мг. Лечащим врачом ГУЗ «Липецкая городская больница № 3 «Свободный Сокол» 15.04.2022 г. выписан рецепт на имя Грачева А.В. № на получение вышеуказанного препарата. В аптечном учреждении № ОГУП «Липецкфармация» в выдаче лекарственного препарата по рецепту врача отказано по причине его отсутствия. Согласно информации ОГУП «Липецкфармация» рецепт от 15.04.2022 г. №, выданный на имя Грачева А.В., на получение лекарственного препарата «<данные изъяты>» 20 мг находится в аптеке № ОГУП «Липецкфармация» на отсроченном обслуживании. Из устного разговора, состоявшегося между сотрудником прокуратуры и Грачевым А.В., следует, что до настоящего времени он лекарственным препаратом «<данные изъяты>» 20 мг не обеспечен. Прокурор Правобережного района города Липецка просил обязать Управление здравоохранения Липецкой области обеспечить Грачева А.В. лекарственным препаратом «<данные изъяты>» 20 мг в дозировке, определенной ГУЗ «Липецкая городская больница № 3 «Свободный Сокол», в соответствии с медицинскими показаниями до отмены препарата лечащим врачом.
В судебном заседании представитель истца прокурора Правобережного района города Липецка помощник прокурора Коновалов М.И. исковые требования поддержал в полном объеме, в обоснование требований ссылался на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истец Грачев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Представитель ответчика Управления здравоохранения Липецкой области по доверенности Дейников Д.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Ссылалась на то, что Грачев А.В. обеспечен лекарственным препаратом «<данные изъяты>» 20 мг в необходимом количестве, данный препарат имеется в наличии. Выданный Грачеву А.В. рецепт от 15.04.2022 г. № находился на отсроченном обслуживании в связи с его неправильным оформлением. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица ОГУП «Липецкфармация» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не известны. Ранее в судебном заседании представитель третьего лица ОГУП «Липецкфармация» по доверенности Черных Л.С. возражала против удовлетворения исковых требований, объяснила, что Грачев А.В. в полном объеме обеспечен лекарственным препаратом «<данные изъяты>» 20 мг, рецепт от 15.04.2022 г. находился на отсроченном обслуживании, поскольку оформлен был Грачеву А.В. не в соответствии с его льготами. В настоящее время данный рецепт был отозван ГУЗ «Липецкая городская больница № 3 «Свободный Сокол».
Представитель третьего лица ГУЗ «Липецкая городская больница № 3 «Свободный Сокол» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, так как они извещены о рассмотрении дела, поскольку невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе <данные изъяты> (коды заболеваний по международной классификации болезней №).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890, в группе «категории заболеваний» поименован <данные изъяты>, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), <данные изъяты>, шприцы типа «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Липецкой области постановлением Администрации Липецкой области от 29.12.2020 г. № 735 была утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Липецкой области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее также - Территориальная программа Липецкой области).
Названная программа предусматривает, в том числе предоставление гражданам, страдающим болезнями эндокринной системы, высокотехнологичной медицинской помощи (абзацы первый и четвертый раздела 3 «Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно» Территориальной программы Липецкой области).
Источниками финансового обеспечения Территориальной программы Липецкой области являются средства областного бюджета и средства обязательного медицинского страхования.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Согласно ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (п. 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства Липецкой области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
Судом установлено, что Грачев А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы, инвалидность установлена ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, причина инвалидности – общее заболевание. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из акта освидетельствования серии МСЭ-2018 №.
Согласно сообщению ГУЗ «Липецкая городская больница № 3 «Свободный Сокол» от 15.07.2022 г. Грачев А.В. наблюдается в поликлинике с диагнозом: <данные изъяты>. Включен в регистр лиц, имеющих право на обеспечение льготными лекарственными средствами. Препарат «<данные изъяты>» 20 мг выписан 15.04.2022 г.
Проанализировав представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Грачев А.В., как гражданин, страдающий социально значимым заболеванием «<данные изъяты>», имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
15.04.2022 г. лечащим врачом ГУЗ «Липецкая городская больница № 3 «Свободный Сокол» на имя Грачева А.В. выписан рецепт № на получение лекарственного препарата «<данные изъяты>» 20 мг.
Как следует из материалов дела, данный рецепт находился на отсроченном обслуживании, что подтверждается информацией о рецептах, выписанных пациентам ГУЗ «Липецкая городская больница № 3 «Свободный Сокол», предоставленной ОГУП «Липецкфармация».
26.07.2022 г. рецепт на имя Грачева А.В. № от 15.04.2022 г. поликлиникой ГУЗ «Липецкая городская больница № 3 «Свободный Сокол» был отозван из аптеки №. При этом в письме об отзыве указано, что пациент является федеральным льготником, препараты ему выписаны по федеральному бюджету.
ОГУП «Липецкфармация» суду представлена выписка из Журнала отпуска лекарственных средств по льготным рецептам. Согласно представленной информации Грачев А.В. был обеспечен лекарственным препаратом «<данные изъяты>» 20 мг за счет средств федерального бюджета 17.02.2022 г. на основании рецепта № от 25.01.2022 г.; 01.03.2022 г. на основании рецепта № от 22.02.2022 г.; 19.03.2022 г. на основании рецепта № от 15.03.2022 г.; 26.04.2022 г. на основании рецепта № от 26.04.2022 г.; 24.05.2022 г. на основании рецепта № от 20.05.2022 г.; 19.07.2022 г. на основании рецепта № от 27.06.2022 г.; 02.08.2022 г. на основании рецепта № от 13.07.2022 г.
Таким образом, Грачев А.В., страдающий заболеванием «<данные изъяты>», которому по жизненным показаниям назначено применение лекарственного препарата «<данные изъяты>» в дозировке 20 мг, данным препаратом в необходимом объеме был обеспечен за весть период 2022 г. В том числе лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в дозировке 20 мг он был обеспечен и в апреле 2022 г. на основании рецепта № от 26.04.2022 г. за счет средств федерального бюджета.
Доказательства того, что Грачев А.В. не обеспечен лекарственным препаратом, суду истцом - прокурором Правобережного района города Липецка представлены не были.
То обстоятельство, что рецепт № от 15.04.2022 г. находился в аптеке № ОГУП «Липецкфармация» на отсроченном обслуживании, не свидетельствует о нарушении прав Грачева А.В. на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом. В судебном заседании бесспорно было установлено, что данный рецепт был отозван лечебным учреждением, поскольку Грачев А.В. получает льготы за счет средств федерального, а не местного бюджета. При этом в апреле 2022 г. Грачеву А.В. был выдан еще один рецепт на препарат «<данные изъяты>» 20 мг, по которому препарат был получен 26.04.2022 г.
Правовое значение при рассмотрении дел указанной категории имеет сам факт обеспечения больного, нуждающегося в лекарственном препарате по медицинским показаниям, а не наличие рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании. В судебном заседании бесспорно установлено, что Грачев А.В. был обеспечен лекарственным препаратом «<данные изъяты>» 20 мг не только после обращения прокурора в суд с иском в его интересах, но и задолго до такого обращения. Более того, указанным выше лекарственным препаратом Грачев А.В. обеспечивается ежемесячно на протяжении всего 2022 г. (периода, который проверялся судом).
Из анализа всех представленных суду доказательств следует, что ответчиком Управлением здравоохранения Липецкой области обязательства по обеспечению Грачева А.В. лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в дозировке 20 мг исполняются надлежащим образом, права Грачева А.В. не нарушаются.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Правобережного района города Липецка, действующего в интересах Грачева А.В., к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в дозировке, определенной ГУЗ «Липецкая городская больница № 3 «Свободный Сокол», в соответствии с медицинскими показаниями до отмены препарата лечащим врачом.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора Правобережного района города Липецка, действующего в интересах Грачева Александра Владимировича, к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в дозировке, определенной ГУЗ «Липецкая городская больница № 3 «Свободный Сокол», в соответствии с медицинскими показаниями до отмены препарата лечащим врачом отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий (подпись) И.В. Дорыданова
Решение в окончательной форме принято 25.08.2022 г.