Дело № 2-206/2015
Решение
Именем Российской Федерации
04 июня 2015 года г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи О.А.Дубковой
при секретаре С.Ю. Михайловой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вешкоевой Т.М. к администрации Олонецкого национального муниципального района, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия об обязании оформить свидетельство о праве на получение социальной выплаты, о восстановлении в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»,
установил:
Вешкоева Т.М. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просила обязать администрацию Олонецкого национального муниципального района восстановить ее семью в составе .... человек в сформированном списке молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по .... национальному муниципальному району изъявивших желание получить социальную выплату в .... года в той же очереди; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия семью Вешкоевой Т.М. включить в сводный список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату и утвердить в списке молодых семей - претендентов социальной выплаты в текущем году; обязать администрацию Олонецкого национального муниципального района оформить и выдать истцу свидетельство о праве на получение социальной выплаты в текущем году. Требование мотивировано тем, что с .... года семья Вешкоевой Т.М. являлась участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и ежегодно подтверждала свое желание в дальнейшем участии в подпрограмме. В .... году семье истца предоставлено первоочередное право получения социальной выплаты как семье, имеющей .... детей. В .... года Вешкоевой Т.М. отказано в выдаче свидетельства о праве получения социальной выплаты и дальнейшем участии в подпрограмме в связи с превышением уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Считает исключение ее семьи из числа участников подпрограммы и отказ в выдаче свидетельства о праве получения социальной выплаты в .... году, неправомерным. Так, распоряжением главы .... городского поселения от хх.хх.хх г. № .... «О признании граждан нуждающимися в жилых помещениях» семья Вешкоевой Т.М. признана нуждающейся в жилых помещениях в составе .... человек, проживающих по адресу: .... (общая площадь занимаемого жилого помещения - .... кв.м., количество зарегистрированных лиц - ....). Собственником указанного дома до хх.хх.хх г. была ФИО3 Данный жилой дом .... года постройки имеет большую степень ветхости. С хх.хх.хх г. на основании договора купли-продажи указанный дом был приобретен и оформлен в собственность супруга истца для получения разрешения на строительство нового дома. хх.хх.хх г. выдано разрешение на строительство нового дома, с учетом сноса ветхого жилья. Для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты истец не предполагала, что необходимо предъявить дополнительные документы о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания.
Истец Вешкоева Т.М. в судебное заседание явилась, исковые требования и пояснения, ранее данные в судебных заседаниях, поддержала. Иск просила удовлетворить по основаниям указанным в нем. Пояснила, что с момента покупки дома по адресу: .... жилищные условия ее семьи не улучшились, так как в приобретенном доме проживать невозможно из-за его ветхости.
Представитель ответчика - администрации Олонецкого национального муниципального района по доверенности ФИО4 в судебном заседании иск не признала, ранее данные в судебных заседаниях пояснения поддержала. Полагает, что семья Вешкоевых на законных основаниях была исключена из списка, на момент рассмотрения заявления дом комиссией не исследовался.
Представитель ответчика - Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетике Республике Карелия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Распоряжением главы .... городского поселения № .... от хх.хх.хх г. Вешкоева Т.М., состав семьи - .... человек, проживающая по адресу: ...., признана нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
В период действия федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и принятых в целях ее реализации нормативных правовых актов, социальная выплата семье Вешкоевой Т.М. предоставлена не была.
Письмом от хх.хх.хх г. № администрация .... национального муниципального района уведомила Вешкоеву Т.М. о том, что ее семья в соответствии со списком, утвержденным приказом Министерства строительства Республики Карелия от хх.хх.хх г. № ...., признана претендентом на получение социальной выплаты в .... году по .... национальному муниципальному району. Вешкоевой Т.М. в целях проверки достоверности сведений о признании семьи нуждающейся в жилых помещениях, предложено предоставить справки о составе семьи и прописанных лицах с указанием общей площади занимаемого жилого помещения (выписки из домовой книги) всех членов семьи - претендента на получение социальной выплаты.
Письмом от хх.хх.хх г. № администрация Олонецкого национального муниципального района сообщила заявителю об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты и дальнейшем участии в подпрограмме, в связи с превышениями уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной площади всех жилых помещений на одного члена семьи, более учетной нормы, утвержденной решением .... Совета от хх.хх.хх г. № .....
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В ее состав была включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Во исполнение условий федеральной целевой программы Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. № 285 были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, которые устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Согласно п. 5 указанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 6 Правил установлено, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В связи с тем, что срок действия федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы истек, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в состав которой включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Согласно пункту 6 Правил одним из условий участия в подпрограмме также является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
Утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы фактически идентична утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и базируется на принципах преемственности этой подпрограммы.
Согласно федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы она является продолжением программы на 2002-2010 годы (раздел 1. Характеристика проблемы).
Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Из дела видно, что на момент принятия решения о включении Вешкоевой Т.М. и ее семьи, состоящей из .... человек, в список участников подпрограммы их семья отвечала предъявляемым требованиям для включения молодой семьи - претендента на получение социальной выплаты. Жилищные условия семьи Вешкоевых не улучшились, ФИО5 прибрел жилой дом, который согласно заключению эксперта ООО «Консалтинговая компания «КРОНОС-Карелия» на момент покупки в 2012 году не отвечал установленным для жилых помещений требованиям, было ветхим, аварийным и подлежащим сносу.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, оповещает молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.
Списки направляются в уполномоченный орган до 1 сентября года, предшествующего планируемому.
Уполномоченный орган на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в республиканском бюджете Республики Карелия и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Таким образом, требование истца о включении в список, а также в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, утвердить в списке молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в текущем году, подлежат удовлетворению.
Согласно п. 4 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" выдача свидетельства, форма которого приведена в приложении № 1, на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Оплата изготовления бланков свидетельств осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусматриваемых на финансирование подпрограммы. Бланки свидетельств передаются в органы местного самоуправления в соответствии с количеством молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Из п. 26 Правил следует, что в течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в порядке, утвержденном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный п. 27 настоящих Правил срок, или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой.
Таким образом, основания для обязания ответчика выдать истцу свидетельство на право получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, отсутствуют.
Кроме этого, выдаче свидетельства на получение социальной выплаты предшествует процедура подачи молодой семьей заявления о выдаче свидетельства, в котором молодая семья дает письменное согласие на получение социальной выплаты в порядке и на условиях, которые указаны в уведомлении, и необходимых документов (пункты 26, 27 Правил).
Орган местного самоуправления организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений, по результатам которой имеет право в установленных п. 25 Правил случаях отказать в выдаче свидетельства.
Таким образом, заявляя данное требование, истец по существу ставит вопрос о выдаче ей свидетельства о праве на получение социальной выплаты в нарушение установленной вышеприведенными нормативными правовыми актами процедуры, что недопустимо.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
обязать администрацию Олонецкого национального муниципального района восстановить семью Вешкоевой Т.М. (состав семьи .... человек) в сформированном списке молодых семей- участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по .... национальному муниципальному району изъявивших получить социальную выплату в .... году в той же очередности.
Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетике Республике Карелия семью Вешкоевой Т.М. (состав семьи .... человек) включить в сводный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по .... национальному муниципальному району, изъявивших желание получить социальную выплату и утвердить в списке молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в текущем .... году.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: О.А.Дубкова
....
....