решение
Именем Российской Федерации
11 июля 2018 года РБ, <адрес>
Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гиниятовой А.А., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации городского поселения <адрес> РБ о признании права собственности на жилой дом,
установил:
ФИО1 обратился в Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан к Администрации городского поселения <адрес> РБ с исковым заявлением о признании права собственности на жилой <адрес> по адресу: РБ, <адрес>.
Исковые требования истца основаны на том, что 2014 г. на основании постановления администрации муниципального района <адрес> РБ ФИО2 был предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью 1344 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией муниципального района <адрес> РБ в лице председателя Комитета по управлению собственностью Министерства земельных имущественных отношений РБ по <адрес> и <адрес> ФИО4 и ФИО1 был заключен договор №зем аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, распложенного по адресу: РБ, <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
На земельном участке, расположенном по адресу: РБ, <адрес> разрешено строительство индивидуального жилого дома, что подтверждается разрешение № на строительство от ДД.ММ.ГГГГ Срок действия разрешения – десять лет.
В декабре 2017 года истец построил жилой дом в соответствии с проектом, что подтверждается техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ выданным Туймазинским участком Октябрьского филиала Государственного бюджетного учреждения РБ Государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации. В мае 2018 года истец обратился в администрацию муниципального района <адрес> РБ для получения разрешения на ввод жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу в эксплуатацию, но получил отказ. В настоящее время истец не может зарегистрировать право собственности на объект недвижимости - жилой дом, так как срок действия договора аренды земельного участка закончился; а в продлении срока аренды отказано, в связи с чем истец и обратился в суд.
В своем исковом заявлении ФИО1 просит признать за ним право собственности на жилой дом, расположенный по адресу РБ, <адрес>.
В судебном заседании представитель истца по доверенности – ФИО5 исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Истец - ФИО1 - в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика - Администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ представители третьих лиц Администрации муниципального района <адрес> РБ, МБУ "Архитектура и градостроительство" муниципального района <адрес> РБ, Отдела по <адрес> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещены, причины неявки суду не известно.
Суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен принцип судебной защиты нарушенного права.
Требование о признании права собственности, предусмотренное статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является способом восстановления и защиты нарушенного права собственности. При этом лицо, обращающееся в суд за защитой, должно доказать возникновение у него права собственности на объекты недвижимости по основаниям, предусмотренным законом, а также нарушение этого права ответчиком.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в 2014 г. на основании постановления администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 был предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью 1344 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией муниципального района <адрес> РБ в лице председателя Комитета по управлению собственностью Министерства земельных имущественных отношений РБ по <адрес> и <адрес> ФИО4 и ФИО1 был заключен договор №зем аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, распложенного по адресу: РБ, <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
На земельном участке, расположенном по адресу: РБ, <адрес> разрешено строительство индивидуального жилого дома, что подтверждается разрешение № на строительство от ДД.ММ.ГГГГ Срок действия разрешения – десять лет.
В декабре 2017 года истец построил жилой дом в соответствии с проектом, что подтверждается техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ выданным Туймазинским участком Октябрьского филиала Государственного бюджетного учреждения РБ Государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации.
В мае 2018 года истец обратился в администрацию муниципального района <адрес> РБ для получения разрешения на ввод жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу в эксплуатацию, но получил отказ, что подтверждается решением от ДД.ММ.ГГГГ №.Согласно п.3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из обязательных условий получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является наличие правоустанавливающих документов на земельный участок. Однако срок договора №зем аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ предоставленный истцу в 2014 году постановлением администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № закончился ДД.ММ.ГГГГ.
В феврале 2018 года истец обращался в администрацию городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ для продления договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, однако получил отказ, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ.№.
Статьей 39.6 Земельного Кодекса РФ определено, что гражданин или юридическое лицо, являющееся арендатором земельного участка, имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка при наличии в совокупности следующих условий:
- заявление на заключение нового договора аренды подано гражданином или юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
- на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 ст.39.6 основания для предоставления без торгов земельного участка.
Основаниями для предоставления земельного участка без торгов могут быть:
- наличие на вышеуказанном участке зданий, сооружений зарегистрированных в ЕГРП. Однако, исходя из вышеизложенного, зарегистрировать истцом право собственности на вышеуказанный жилой дом не представляется возможным из-за отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также в связи с истечением права аренды на земельный участок.
В соответствии с ч.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Данные законоположения, закрепляющие соответствующие основания приобретения права собственности, направлены на реализацию участниками гражданских правоотношений своих имущественных прав, в том числе права иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, гарантированного ст.35 (часть 2) Конституции РФ.
В силу требований ст.ст. 131 и 219 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и возникает это право на вновь создаваемое недвижимое имущество именно с момента такой регистрации.
Следовательно, для истца решение суда повлечет правовые последствия в виде возможности оформления прав на возведенное строение в установленном законом порядке.
Согласно ст. 46 ЗК РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Статья 607 ГК РФ предусматривает передачу в аренду земельных участков, а также устанавливает, что законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков.
В силу ст. ст. 610, 621 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора, при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Как установлено в судебном заседании, истец до настоящего времени пользуется вышеуказанным земельным участком.
При этом, органами местного самоуправления к истцу никаких требований об изъятии земельного участка, либо о необходимости проведения торгов на земельный участок - не предъявлялось.
Согласно техническому заключению № выданного ООО «Крафт» жилой дом по адресу: РБ, <адрес>, угрозы для жизни и здоровья граждан не представляет.
Согласно градостроительному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ выданного Муниципальным бюджетным учреждением «Архитектура и градостроительство» муниципального района <адрес> РБ - объект капитального строительства, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, построен в соответствии с СП 113330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских территорий».
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 к Администрации городского поселения <адрес> РБ о признании права собственности на жилой дом— удовлетворить.
Признать за ФИО1 собственности на жилой <адрес> по адресу: РБ, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение одного месяца через Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья А.А. Гиниятова