УИД 23RS0010-01-2024-001455-92
Дело №2-1239/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ст-ца. Выселки 04 сентября 2024 года
Выселковский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Теплухина Р.В.,
при секретаре судебного заседания Саврига Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емцева Н. И. к администрации муниципального образования Выселковский район об установлении границ земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Емцев Н.И. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя исковые требования тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 4600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: .... Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Согласно заключению кадастрового инженера Богатовой Н.М. от (__)____ следует, что невозможно дальнейшее проведение кадастровых работ по уточнению границ и площади указанного земельного участка в связи с тем, что отсутствует документ, подтверждающий границы указанного земельного участка на местности 15 лет и более лет. Как следует из ответов администрации Новомалороссийского сельского поселения Выселковского района Краснодарского края, ППК «Роскадастр» документы, которые в соответствии требованиями Закона №218-ФЗ могут быть использованы при подготовке межевого плана по уточнению местоположения границ и площади вышеуказанного земельного участка, отсутствуют. Местоположение границ земельного участка истца отражено в схеме расположения земельного участка, подготовленной кадастровым инженером Богатовой Н.М. (__)____, и подтверждается соответствующим актом согласования местоположения границ земельного участка. Просит суд установить (определить) местоположение границ земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Россия, ..., в соответствии со схемой расположения земельного участка, подготовленной кадастровым инженером Богатовой Н.М. (__)____.
Представитель истца Богатова Н.М. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, настаивает на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Выселковский район – Заболотняя О.В. в судебное заседание не явилась, в поступившем заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает в случае отсутствия земельного спора.
Представитель третьего лица – Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Росреестр) Глоба Л.В. в судебное заседание не явилась, в поступившем заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, принять решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – филиала ППК «Роскадастр» по Краснодарскому краю Гнеуш Е.В. в судебное заседание не явилась, в поступившем отзыве на иск просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указала, что с 01.01.2017 принятие решений по заявлениям об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав ППК «Роскадастр» по Краснодарскому краю (правопреемник ФГБУ «ФКП Росреестра») не осуществляется. В настоящее время компетенция ППК «Роскадастр» (его филиалов) ограничивается полномочиями, которыми оно наделено в соответствии со ст. 3.1. Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и приказом Росреестра от 30.07.2021 № П/0327 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав и оказании отдельных государственных услуг», (загрузка (ввод) во ФГИС ЕГРН сведений, содержащихся в документах, представленных заявителями, направленных государственными (муниципальными) органами в порядке информационного взаимодействия и т.д.). Осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объектов недвижимости относится к полномочиям Управления Росреестра по Краснодарскому краю и его территориальных органов.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Таким образом, действия, связанные с осуществлением государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в том числе действия по внесению изменений в сведения ЕГРН, с учетом вступившего в силу федерального закона № 218-ФЗ, могут быть осуществлены только Управлением Росреестра по Краснодарскому краю, его территориальным органом (т.е. осуществляются территориальным органом Управления Росреестра по Краснодарскому краю). Следовательно, как не уполномоченный орган ППК «Роскадастр» (его Филиалы и ТО), не могут давать пояснений относительно подобных требований.
Третьи лица Шкамарида С.В. Пушкин С.А., Величко А.И., Соболев В.Г., Чугунова Т.Н., в судебное заседание не явились, в поступивших заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражают.
Информация о рассмотрении дела в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» заблаговременно размещена на официальном сайте Выселковского районного суда Краснодарского края в сети Интернет (https//viselkovsky.krd.sudrf.ru/).
С учетом изложенного, суд считает возможным в соответствии ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие сторон, третьих лиц.
Суд, исследовав письменные документы дела, оценив в совокупности все собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к следующему.
На основании ч.3 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу ст.70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом №218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч.7 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ«О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно п.5, п.7 ст.14 Федерального закона №218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: вступившие в законную силу судебные акты; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
На основании ст.22 Федерального закона №218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с ч.10 ст.22 указанного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ч.1 ст.43 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее - уточнение границ земельного участка).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более.
В силу ч.1, ч.3 ст.39 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О кадастровой деятельности» (в ред. Федеральных законов от 21.12.2009 №334-ФЗ, от 03.07.2016 №361-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); праве пожизненного наследуемого владения; праве постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
На основании ч.1 ст.40 вышеуказанного Федерального закона №221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из выписки из ЕГРН от (__)____ ... Емцеву Н.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 4600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: .... Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно заключению кадастрового инженера Богатовой Н.М. от (__)____ следует, что невозможно дальнейшее проведение кадастровых работ по уточнению границ и площади указанного земельного участка в связи с тем, что отсутствует документ, подтверждающий границы указанного земельного участка на местности 15 лет и более лет.
Как следует из ответов администрации Новомалороссийского сельского поселения ..., ППК «Роскадастр» документы, которые в соответствии требованиями Закона №218-ФЗ могут быть использованы при подготовке межевого плана по уточнению местоположения границ и площади вышеуказанного земельного участка, отсутствуют.
Местоположение границ земельного участка истца отражено в схеме расположения земельного участка, подготовленной кадастровым инженером Богатовой Н.М. (__)____, установлено, что общая площадь участка составляет 4600 кв.м., что соответствует сведениям Единого государственного реестра недвижимости.
Определение (установление) границ и площади земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., осуществлено с учетом сложившихся, закрепленных на местности искусственными предметами границ смежных земельных участков:
<данные изъяты>
по <данные изъяты>
<данные изъяты>
Существование земельного участка с кадастровым номером ... на местности в представленных в схеме расположения земельного участка, границах подтверждает Технический паспорт 2009 года. Но подготовка межевого плана по уточнению описания местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером ... на основании данного Технического паспорта не представляется возможным, так как имеется разночтение (уменьшение) в определяемых размерах более предельно допустимой величины (0,10 м). Следовательно, подготовить межевой план на основании сведений Технического паспорта 2009 года и сведений Единого государственного реестра недвижимости не представляется возможным, установление границ земельного участка с кадастровым номером ... возможно только на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Споры относительно местоположения границ и площади уточняемого земельного участка с кадастровым номером ... отсутствуют.
Возражений относительно местоположения границ земельного участка ответчиком либо третьими лицами не подано ни кадастровому инженеру, ни в суд.
Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми и достоверными, а потому сомнений у суда не вызывают.
При таких обстоятельствах, с учетом согласования границ земельного участка истца в соответствии с требованиями законодательства, подготовки схемы сложившихся границ уполномоченным лицом, позиции представителя ответчика, невозможности уточнения границ земельного участка истца без судебного решения, суд считает возможным исковые требования Емцева Н.И. удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Емцева Н.И. - удовлетворить.
Установить (определить) местоположение границ земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Россия, ..., в соответствии со схемой расположения земельного участка, подготовленной кадастровым инженером Богатовой Н.М. (__)____.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Выселковский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: подпись.
Подлинный документ находится в гражданском деле Выселковского районного суда Краснодарского края №2-1239/2024.