Судья Тележкина О.Д. |
Дело № 33-2653 УИД 44RS0001-01-2020-003685-80 (№ дела в суде первой инстанции 2-2985/2020) |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«23» декабря 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Лепиной Л.Л., Ворониной М.В.,
при секретаре Черемухиной И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя департамента здравоохранения Костромской области Громовой Полины Максимовны на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 07 сентября 2020 года по делу по иску прокурора г.Костромы в интересах Салтыковой Альбины Яковлевны к департаменту здравоохранения Костромской области об обязании организовать обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., выслушав объяснения прокурора Рыловой Т.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор г.Костромы, действуя в интересах Салтыковой А.Я., обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование требований указал, что Салтыкова А.Я. страдает заболеванием сахарный диабет 2 типа и имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями для лечения данного заболевания. Вместе с тем, проведенная проверка показала, что до настоящего времени Салтыкова А.Я, не обеспечена в необходимом объеме лекарственным средством «глимоперид», а также тест-полосками для определения «саттелит», иглами, шприцами и этиловым спиртом. Ссылаясь на действующее законодательство, прокурор г.Костромы просил обязать ответчика организовать обеспечение Салтыковой А.Я. лекарственным средством «глимеперид» 2 мг. не менее 45 таблеток в месяц, тест-полосками Контур TS не менее 40 штук в месяц, иглами не менее 60 штук в месяц.
Оспариваемым решением исковые требования были удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, представитель департамента здравоохранения Костромской области Громова П.М. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Полагает, что обеспечение Салтыковой А.Я. средствами диагностики противоречит постановлению администрации Костромской области от 23.12.2019 № 511-а «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов», в соответствии с которым тест-полоски и инсулиновые иглы в Костромской области за счет средств областного бюджета должны быть обеспечены лица моложе 18 лет. Отмечает, что на настоящий момент Салтыкова А.Я. обеспечена всеми необходимым ей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Представитель департамента здравоохранения Костромской области, Салтыкова А.Я., представитель ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41).
Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
Это же отражено и в ст.19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации».
На основании п.9 ч.1 ст.6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, дети-инвалиды.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая, в том числе, обеспечение медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия (пункт 6.2).
Согласно ст. 37, 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года № 715 утвержден Перечень социально-значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, согласно которому, заболевание «сахарный диабет» включено в перечень социально значимых заболеваний.
Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей - инвалидов.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).
В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится: организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными, препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.Постановлением Администрации Костромской области от 29.12.2017 № 522-а была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2018 год на плановый период 2018 и 2019 годов.
Аналогичное постановление № 511-а в части гарантий на 2020-2022г.г. издано Администрацией Костромской области 23 декабря 2019г.
В соответствии с п. 32 (Постановление от 29.12.2017 № 522-а), п.39 (Постановление от 23.12.2019 № 511-а) программы за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Одновременно в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановлением от 10.12.2018 № 1506 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019г. и на плановый период 2020 г. и 2021 г., которая в разделе V устанавливает обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Данный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и в приложении № 1 к данному постановлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание «диабет», лекарственных средств и медицинских изделий.
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 № 748, определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание «диабет», при оказании амбулаторно-клинической помощи.
В соответствии с положениям ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Исходя из указанного, тест-полоски к глюкометру, инсулиновые иглы являются
медицинскими изделиями, применяемыми для определениями уровня глюкозы в крови в
соответствии с приказом Минздрава России от 09.11.2012 № 858н «Об утверждении
стандарта специализированной медицинской помощи при инсулиннезависимом сахарном
диабете».
Как видно из материалов дела и установлено судом, с 2000г. Салтыкова А.Я. наблюдается в поликлинике взрослых № 3 ОГУБ «Окружная больница Костромского округа № 1» с диагнозом «сахарный диабет 2 типа». Салтыкова А.Я. своевременно получает инсулин НПХ (инсулин-изофан человеческий генноинженерный) 3,0 №5 – дневная потребность 16 ед.; глимепирид 2 мг №30 дневная потребность 3 мг.; метформин 850 мг №60 - дневная потребность 2 таб.
Вместе с этим нуждается в иглах к шприцам-ручкам – потребность 2 иглы в день, тест полосках Контур TS – потребность 10 полосок в неделю.
Прокуратурой г.Костромы в адрес департамента здравоохранения Костромской области направлен запрос о предоставлении информации по вопросу льготного обеспечения Салтыковой А.Я. расходными материалами и лекарственными препаратами.
Согласно ответу департамента здравоохранения Костромской области от 03 июля 2020г. имеется ежегодный дефицит льготного лекарственного обеспечения и невозможность в рамках утвержденного федерального норматива в месяц на человека обеспечить возрастающую потребность граждан в медикаментах, приоритетным направлением в обеспечении пациентов с сахарным диабетом является обеспечение препаратами инсулина. С привлечением финансовых средств областного бюджета иглами и тест-полосками для определения уровня сахара в крови в полном объеме обеспечиваются дети-инвалиды.
Также из материалов дела усматривается, что Салтыкова А.Я. состоит в региональном реестре лиц, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Из реестра лекарственных препаратов, отпущенных Салтыковой А.Я., последней получены следующие лекарства: 17 января 2020г. – мерифатин 1 лп., глимепирид 2 лп., 11 марта 2020г. – инстолит 2 лп., биосулин Н 1 лп., мерифатин 1 лп., 30 апреля 2020г. – инстолит 2 лп., метформин 1 лп., 03 июня 2020г. – биосулин Н 2 лп., метформин 4 лп., 29 июля 2020г. – инстолит 2 лп.; 04.08.2020 – инстолит 4 лп.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проведя анализ вышеприведенных правовых норм, пришел к выводу о том, что право граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении диабета является государственной гарантией, обеспечиваемой за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом суд правильно указал, что реализация данного права осуществляется на всей территории Российской Федерации и не может быть поставлена в зависимость от правового регулирования, введенного в отдельном субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (пункт 1 части 4 статьи 81).
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 № 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру, а также лекарственными препаратами, не только детей, но и взрослых, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы судебной коллегией признаются несостоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 07 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя департамента здравоохранения Костромской области Громовой Полины Максимовны – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: