Дело№2-411/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Новокузнецк 20 марта 2018 года
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:
Председательствующего: Коптевой А.Г.
при секретаре Сладковой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора к администрации Центрального сельского поселения о понуждении к совершению действий
УСТАНОВИЛ:
Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации Центрального сельского поселения о понуждении к совершению действий, а именно в срок до 31.12.2018 обеспечить установление размером санитарно-защитных зон для 16 мест захоронений, расположенных на территории МО «Центральное сельское поселение» в установленном законом порядке.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с реестром сельских муниципальных кладбищ, предоставленным администрацией Новокузнецкого муниципального района, на территории МО «Центральное сельское поселение» имеется 16 мест захоронений (сельских кладбищ):<адрес>, площадь кладбища - 58785 кв.м, KN №; с.<адрес>, площадь кладбища - 45709 кв.м, KN №; с.<адрес> площадь кладбища - 148117 кв.м, KN №; с.<адрес>, площадь кладбища - 8171 кв.м, KN №; с.<адрес>, площадь кладбища - 9454 кв.м, KN №; с.<адрес>, площадь кладбища - 2320 кв.м, KN №; п.<адрес> площадь кладбища - 4776 кв.м, KN № и площадь кладбища - 8287 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища - 11454 кв.м, KN №; п.<адрес>, площадь кладбища - 13175 кв.м, KN №; п.<адрес> площадь кладбища - 18280 кв.м, KN №; п<адрес>, площадь кладбища - 3420 кв.м, KN №; п<адрес>, площадь кладбища - 2455 кв.м, KN № и площадь кладбища - 3678 кв.м, KN №; п.<адрес>, площадь кладбища - 13254 кв.м, KN №; п.<адрес> площадь кладбища 6589 кв.м, KN №, однако их эксплуатация осуществляется без установленного размера санитарно-защитной зоны, что противоречит требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании помощник Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора Курочкина А. исковые требования поддержала, просила установить ответчику срок для совершения указанных действий до 31.12.2018.
Представитель ответчика администрации Центрального сельского поселения Салмин П.В. не возражал против заявленных требований, просил предоставить срок для устранения нарушений.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно п. 1 ст. 17 вышеуказанного Закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В силу пункта 2.5.2 Национального стандарта Российской Федерации «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения. ГОСТ Р 53107- 2008», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, в котором реализованы нормы Федерального закона «О погребении и похоронном деле», кладбищем является объект похоронного назначения, предназначенный для погребения останков и праха умерших или погибших. Кладбище состоит из различных функционально-территориальных зон: места погребения, составляющие зону захоронения кладбища; территории и объекты, не являющиеся местами погребения (имущественный комплекс кладбища) и другие (пункт 2.13 ГОСТа).
Санитарно-защитная зона: функционально-территориальная зона между кладбищем и (или) крематорием и жилой (селитебной) или промышленной застройкой, ширина которой определяется нормативно-правовыми актами (пункт 2.13.6 ГОСТа Р 53107-2008).
Согласно п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений,оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.1./2.ДД.ММ.ГГГГ-03 к V классу опасности отнесены закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища. Размер санитарнозащитной зоны для сельских кладбищ составляет 50 м.
В соответствии с п. 4.3 СанПиН 2.2.1./2.ДД.ММ.ГГГГ-03 для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарнозащитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - СанПин ДД.ММ.ГГГГ-11 распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами (п. 2.1 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-11).
В соответствии с п. 2.5 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно- оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов (п. 2.8 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-11).
Согласно п. 2.9 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-11 территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры.
Таким образом, санитарно-защитная зона для кладбища не может располагаться в территориальной зоне кладбища, а должна устанавливаться за границами кладбища.
В судебном заседании установлено, что на территории МО «Центральное сельское поселение» имеется 16 мест захоронений (сельских кладбищ):<адрес>, площадь кладбища - 58785 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища - 45709 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища - 148117 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища - 8171 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища - 9454 кв.м, KN № ;<адрес>, площадь кладбища - 2320 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища - 4776 кв.м, KN № и площадь кладбища - 8287 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища - 11454 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища - 13175 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища - 18280 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища - 3420 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища - 2455 кв.м, KN № и площадь кладбища - 3678 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища - 13254 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища 6589 кв.м, KN №
Однако, эксплуатация всех сельских кладбищ, расположенных в границах данного сельского поселения, осуществляется без установления размеров санитарно-защитной зоны, документация по согласованию установленных размеров санитарно-защитных зон, а именно решений об установлении размеров санитарно-защитных зон для вышеуказанных сельских кладбищ, выданных Главным государственным санитарным врачом Кемеровской области или его заместителем, отсутствует.
Данное обстоятельство подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, которым администрация Центрального сельского поселенияпривлечена к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В соответствии с информацией Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ №-СО размеры санитарно-защитной зоны сельского кладбища устанавливаются Решением Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области или его заместителя на основании экспертного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам материалов по обоснованию размера санитарно-защитной зоны кладбища. Для подготовки экспертного санитарно-эпидемиологического заключения хозяйствующим субъектам необходимо предоставить следующие материалы по обоснованию размера санитарно-защитной зоны сельского кладбища схему территориального планирования (район размещения сельского кладбища);правила землепользования и застройки муниципального образования, на территории которого размещается сельское кладбище;выкопировку из генерального плана сельского поселения, на территории которого размещается сельское кладбище;правоустанавливающие документы на земельный участок под кладбище, оформленные в установленном порядке;пояснительную записку и информацию о расположении существующей жилой застройки, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивных сооружений, детских площадок, образовательных и детских учреждений, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений общего пользования и т.д. (п. 5.1. и п. 5.2 СанПиН 2.2.1./2.ДД.ММ.ГГГГ-03) по отношению к территории сельского кладбища и о перспективном развитии нормируемых территорий в сторону кладбища.
Но до настоящего времени материалы по обоснованию размера санитарнозащитной зоны сельских кладбищ, расположенных на территории Центрального сельского поселения, в Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области ответчиком не направлены, что свидетельствует о непринятии им мер по устранению выявленных нарушений в указанной сфере.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что невыполнение администрацией Центрального сельского поселения вышеуказанных требований санитарно-эпидемиологического законодательства препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения, что ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности в полном объеме заявленных истцом исковых требований, а в соответствии со ст.206 ГПК, а также с учетом объема действий, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения указанных действий до 31.12.2018.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Центрального сельского поселения в срок до 31.12.2018 обеспечить установление размеров санитарно-защитных зон для 16 мест захоронений (сельских кладбищ), расположенных по адресам: <адрес>, площадь кладбища - 58785 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища - 45709 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища - 148117 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища - 8171 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища - 9454 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища - 2320 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища - 4776 кв.м, KN № и площадь кладбища - 8287 кв.м, KN 42№; <адрес>, площадь кладбища - 11454 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища - 13175 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища - 18280 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища - 3420 кв.м, KN №.Красный Калтан, площадь кладбища - 2455 кв.м, KN № и площадь кладбища - 3678 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища - 13254 кв.м, KN №; <адрес>, площадь кладбища 6589 кв.м, KN №, в порядке установленном действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.Г.Коптева