Дело № 33а-3236/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 9 июля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Боровского В.А.,
судей : Григорьевой Н.М., Морозовой С.Г.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4188/2019 (47RS0005-01-2017-004959-94) по апелляционной жалобе административного истца Кучеровской Е.А. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2019 года, которым частично удовлетворен административный иск Кучеровской Е.А. к Управлению Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», государственному регистратору Семеновой Е.Г. о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Боровского В.А., объяснения представителя административного истца Кучеровской Е.А. - Андреева Р.В., представителя административного ответчика Управление Росреестра по Ленинградской области – Анискиной Р.Р., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Кучеровская Е.А. обратилась в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным иском к Управлению Росреестра по Ленинградской области, послу уточнения требований просила признать незаконным отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный в <адрес>, образованный в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером №, документы на который представлены вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Управление Росреестра по <адрес> осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на земельный участок с условным номером №.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Кучеровской Е.А. отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на земельный участок, образованный в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Кучеровская Е.А. считает отказ незаконным, так как возражения, поданные на публикацию, не имеют отношения к данному делу.
При рассмотрении дела в качестве соответчиков были привлечены ФГБУ «ФКП Росреестра», государственный регистратор Семенова Е.Г., в качестве заинтересованного лица - Кудряшова Н.Е.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2019 года административный иск удовлетворен частично. Признан незаконным отказ Управления Росреестра по Ленинградской области Кучеровской Е.А. в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный в Лужском районе Ленинградской области, Скребловское сельское поселение, образованный в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером №, документы на который представлены вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №). Постановлено обязать Управление Росреестра по Ленинградской области повторно рассмотреть заявление Кучеровской Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ №, №. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Административный истец Кучеровская Е.А. не согласилась с постановленным решением, представила апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение суда первой инстанции, удовлетворив заявленные требования в полном объеме. В качестве оснований для судебного вмешательства указывает на то, что судом первой инстанции не полно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела.
Считает ошибочным вывод суда об отсутствии обжалования со стороны административного истца решения о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, положенный в основу отказа в удовлетворении требований об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, поскольку административным истцом неоднократно указывалось, что решение о приостановлении не требовало обжалования в связи с его исполнением. При этом отказ административного ответчика основан на наличии возражений Кудряшовой Н.Н., однако, по мнению административного истца, возражения Кудряшовой Н.Н. не могут быть положены в основу отказа, поскольку они заявлены за пределами установленного законом срока. Данному факту суд первой инстанции оценки не дал. Также при повторном рассмотрении её заявления довод о наличии возражений Кудряшовой Н.Н., не признанный судом как незаконным основанием, может быть повторно положен в основу нового отказа. Считает, что, несмотря на выявленные судом нарушения закона, обжалуемое решение суда не восстанавливает нарушенное право административного истца.
В суд апелляционной инстанции представителем Управления Росреестра по Ленинградской области представлены возражения относительно апелляционной жалобы, в которых дается критическая оценка доводам жалобы и указывается на отсутствие оснований для её удовлетворения.
На разрешение апелляционной жалобы административный истец Кучеровская Е.А., представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра», административный ответчик - государственный регистратор Семенова Е.Н., заинтересованное лицо Кудряшова Н.Н. в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении апелляционного разбирательства не просили.
В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226, ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Между тем явившиеся в судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного истца Андреев Р.В. поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, тогда как представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области Анискина Р.Р. возражала против удовлетворения жалобы, считала решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене или изменению по доводам жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Для признания оспариваемого решения незаконным необходима одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ, основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В статье 26 Закона N 218-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно положениям статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 9 статьи 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее – Закон № 101-ФЗ) проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
Согласно пункту 10 статьи 13.1 Закона № 101-ФЗ извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
На основании положений пункта 12 статьи 13.1 Закона № 101-ФЗ в случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным.
В силу пункта 13 статьи 13.1 Закона № 101-ФЗ возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка должны содержать фамилию, имя и отчество лица, выдвинувшего эти возражения, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, обоснование причин его несогласия с предложенными размером и местоположением границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, кадастровый номер исходного земельного участка. К этим возражениям должны быть приложены копии документов, подтверждающих право лица, выдвинувшего эти возражения, на земельную долю в исходном земельном участке.
Согласно п. 15 ст. 13.1 Закона № 101-ФЗ споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Кучеровская Е.А. обратилась в Управление Росреестра по Ленинградской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
Уведомлением Управления Росреестра по Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № государственная регистрация приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015, в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, именно представленный межевой план не соответствует требованиям п. 22 и 25 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Уведомлением Управления Росреестра по Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № административному истцу отказано в государственном кадастровом учете и государственной в связи с неустранением причин, указанных в уведомлении о приостановлении. При этом в названном уведомлении об отказе указано, что в Лужский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ поступили возражения Кудряшовой Н.Н. относительно размера и местоположения границ выделяемого Кучеровской Е.А. земельного участка № вблизи <адрес> согласно объявлению в газете «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ. Документы, подтверждающие снятие возражений Кудряшовой Н.Н., не представлены. При этом регистрирующим органом указано на пункт 24 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, как причину, препятствующую осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав,
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого ненормативного правового акта административного ответчика, поскольку закон не предусматривает указание в качестве оснований для отказа причин, которые не были указаны в уведомлении о приостановлении. При этом суд первой инстанции, восстанавливая нарушенные права административного истца в соответствии с нормами Закона N 218-ФЗ, обязал административного ответчика повторно рассмотреть указанное заявление административного истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Исходя из разъяснений, данных в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается, в том числе, в случае, если в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в орган регистрации прав поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений.
Из материалов дела следует, что на момент принятия решения о приостановлении кадастрового учета и регистрации права (ДД.ММ.ГГГГ) по заявлению административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, Управлению Росреестра по Ленинградской области было известно о поступивших ДД.ММ.ГГГГ возражений Кудряшовой Н.Н. относительно размера и местоположения границ выделяемого Кучеровской Е.А. земельного участка.
Между тем административным ответчиком не были указаны причины, положенные в основу отказа в кадастровом учете и регистрации права, предусмотренные пунктом 24 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, при уведомлении административного истца о приостановлении кадастрового учета и регистрации права.
В этой связи оспариваемое уведомление об отказе административному истцу в кадастровом учете и регистрации права не соответствует требованиям вышеуказанной ст. 27 Закона N 218-ФЗ и нарушает права административного истца на рассмотрение его заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в установленном данным законом порядке.
Вместе с тем вопреки доводам апелляционной жалобы у суда отсутствовали правовые основания для возложения на административного ответчика обязанности по осуществлению по заявлению истца кадастрового учета и регистрации права, поскольку регистрирующим органом был нарушен установленный законом порядок рассмотрения заявления административного истца, и соответственно с учетом положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", принимая во внимание, что у суда отсутствует право вмешиваться в деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию и государственный кадастровый учет недвижимости, восстановление нарушенного права административного истца в соответствии с нормами Закона N 218-ФЗ подлежало путем повторного рассмотрения его заявления.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░:
(░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.)