дело № 12-214/2021
РЕШЕНИЕ
30 июня 2021 года город Севастополь
Судья Нахимовского районного суда города Севастополя Лемешко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ремкор» на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Рудина К.А. от 28.12.2020 №320/05/183/ПР/2020 о привлечении ООО «Ремкор» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 500000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.12.2020 № 320/05/183/ПР/2020 ООО «Ремкор» по ч.1 ст. 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500000 рублей за нарушение требований природоохранного законодательства, выявленное при проведении плановой выездной проверки в период с 07.07.2020 по 27.07.2020.
Не согласившись с данным постановлением, ООО «Ремкор» обратилось с жалобой в суд, в которой просит постановление от 28.12.2020 №320/05/183/ПР/2020 отменить и производство по делу прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения по основаниям изложенным в жалобе (краткой).
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении рассмотрения дела не подал, в связи с чем, на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела с учетом доводов жалобы, заслушав представителя ООО «Ремкор» Буштухина И.Е., прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
Согласно п. 1 ст. 34 Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 07.07.2020 по 27.07.2020 проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Ремкор», осуществляющего производственную деятельность по адресу: г. Севастополь, ул. Приморская, д. 2, в ходе которой выявлены нарушения требований п.п. 1,3 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.2 ст. 55, ч.1 и п.1 ч.6 ст.60, 16 ст.65 Водного кодекса РФ.
На основании изложенного, должностным лицом Росприроднадзора составлен протокол об административном правонарушении №320/05/183/ПР/2020 от 18.12.2020, согласно которому ООО «Ремкор» 27.07.2020 по адресу: г. Севастополь, ул. Приморская, д. 2 не оборудована восточная часть дока сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
В связи с чем, вынесено оспариваемое постановление о привлечении ООО «Ремкор» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500000 рублей.
Однако с выводами должностного лица согласиться нельзя ввиду нижеследующего.
Статьей 39 Закона об охране окружающей среды установлено, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
При этом частью 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации определено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: - централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; - сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; - локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; - сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов; - сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
По результатам проверки контролирующий орган пришел к выводу о том, что сбор ливневых вод с восточной стороны территории ООО «Ремкор» осуществляется непосредственно в сухой док с последующим сбросом в акваторию Черного моря и не подвергается санитарной очистке в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, из представленных заявителем в материалы дела документов и фотоматериалов следует, что в восточной части дока расположена ливневая система, обеспечивающая охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, а именно: система ливневой канализации Сооружения №1 (сухой док) представляющей собой последовательно замкнутый контур каналов, проходящий с западной, восточной стороны и объединяющим контуром в районе оголовка сооружения. Вдоль западной и восточной стороны камеры дока устроены каналы коробчатого сечения, внутренние размеры которых 1,3 (ш) х 1,6 (в) ориентировочно, стенки каналов бетонные толщиной 30 см, бетон М -150. Днище каналов бетонное, толщиной 150 мм, бетон М-150. Каналы накрыты сборными железобетонными плитами, местами с устройством люкового открытия, предназначенным для доступа и обслуживания канала. Сбор ливневых вод производится в результате скопления с твердых площадей и посредством уклона, попадая через водоприемные отверстия с сороудерживающими решетками, в конструкции канала. Решетки выполнены из металла с возможным открытием для очистки. В стенках канала по нижней части в уровне пола, с определенным шагом по длине дока, в сторону камеры дока, предусмотрены водоотводные трубы, устроенные в виде кассет гильз. Кассеты гильз, состоят из десяти объединенных асбестоцементных труб, диаметром 100 мм. С восточной стороны канал проходит вдоль камеры дока до здания насосной станции, обходит здание насосной со стороны северного, восточного фасада и направляется в сторону причала № 21.
Кроме того, заявителем в материалы дела представлено техническое заключение Проектного института «Моргидропроект» от 26.05.2014, в котором указано, что система отвода ливневых вод выполнена с учетом требований к очистке ливневых вод, климатических условий, рельефа местности, геологических и гидрологических условий, существующей ситуации в системе водоотведения и других факторов, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды и охватывает как западную, так и восточную сторону дока. Отсутствие записи в паспорте о водоотведении с восточной стороны дока объясняется ошибкой.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оборудование восточной части дока обеспечено сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В силу требований статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.2 КоАП РФ).
На основании изложенного прихожу к выводам о незаконности вынесенного постановления, ввиду того, что оборудование восточной части дока обеспечено сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Таким образом, отсутствовало само событие административного правонарушения за которое ООО «Ремкор» привлечено к административной ответственности.
Отсутствие события административного правонарушения является в соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и является безусловным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ суд выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая вышеизложенный вывод, обжалуемое постановление должностного лица подлежат отмене, производство по делу - прекращению по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Рудина К.А. от 28.12.2020 №320/05/183/ПР/2020 о привлечении ООО «Ремкор» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 500000 рублей - отменить, производство по делу в отношении ООО «Ремкор» о совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Судья А.С. Лемешко