УИД №...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Мусс Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
** ** ** гражданское дело по иску Гузановой ФИО1 к акционерному обществу «Тандер» о взыскании убытков, компенсации морального вреда,
установил:
Гузанова ФИО2 обратилось в Усть-Вымский районный суд к АО «Тандер» с иском о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>; указывая, что вследствие неправомерных действий ответчика, связанных с непринятием решения о расторжении трудового договора, была лишена возможности постановки на учет в Центр занятости населения, и, как следствие, не получила пособие по безработице и выплаты по социальному контракту, которые оценивает в указанную выше сумму.
Согласно протокола предварительного судебного заседания от ** ** **, заявленные требования были истцом изменены в порядке ст. 39 ГПК РФ. Не меняя оснований иска, просила суд взыскать в ее пользу убытки, связанные с отказом в постановке на учет в качестве безработного и неполучением пособия по безработице и выплат по социальному контракту на общую сумму 156 000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Определением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от ** ** ** гражданское дело по иску Гузановой ФИО3 к акционерному обществу «Тандер» о взыскании убытков, компенсации морального вреда передано для рассмотрения по существу в Сыктывкарский городской суд.
В настоящем судебном заседании истец не присутствует, предоставив суду заявление о рассмотрении дела без её участия, в котором на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель ответчика иск не признает по доводам, приведенным в письменных возражениях.
Принимая во внимание положения ст. 35 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц, по представленным письменным доказательствам, по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев гражданское дело № №..., суд приходит к следующему.
Основания права требования и соответственно обязанности возмещения вреда, возникают согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 ГК РФ, вследствие причинения вреда другому лицу, который подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Возмещение вреда в полном объеме, в свою очередь, согласно ст. 12 ГК РФ, предполагает возмещение убытков, понесенных собственником, как способа защиты гражданского права.
В соответствии со ст. 1082 Кодекса, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При этом, при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (ч. 4 ст. 393 ГК).
Таким образом, в пункте 4 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены дополнительные условия для возмещения упущенной выгоды, которые должно доказать лицо, требующее возмещения таких убытков, а именно принятые для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" даны разъяснения (п. 3), согласно которым в обоснование размера упущенной выгоды кредитор вправе представлять не только доказательства принятия мер и приготовлений для ее получения, но и любые другие доказательства возможности ее извлечения.
По смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение.
Следовательно, лицо, предъявляющее требование о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, должно доказать факт нарушения своего права, наличие и размер убытков, наличие причинной связи между поведением лица, к которому предъявляется такое требование, и наступившими убытками, а также то, что возможность получения прибыли существовала реально, то есть при определении упущенной выгоды должны учитываться предпринятые для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления.
Материалами дела установлено, что ** ** ** посредством <данные изъяты> Гузановой ФИО4 подано заявление в ФИО5 о содействии в поиске подходящей работы и назначении пособия по безработице.
Решением Центра от ** ** ** в признании безработной и назначении пособия по безработице истцу отказано со ссылкой на абз. 8 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», поскольку получены сведения о наличии трудовых отношений с АО «Тандер», не расторгнутых ни одной из сторон.
Данное решение оспорено истцом путем подачи искового заявления в суд.
Вступившим в законную силу решением Усть-Вымского районного суда РК от ** ** ** по гражданскому делу № №... исковые требования Гузановой ФИО6 об обязании поставить на учет в качестве безработной с ** ** ** оставлены без удовлетворения; поскольку, как установлено судом, ** ** ** Гузанова ФИО7. принята на работу в АО «Тандер» на должность ..., на дату подачи заявления и принятия оспариваемого решения не уволена, являлась действующим сотрудником указанной компании, имела статус «занятой».
При изложенном, Гузанова ФИО8 обратилась в суд с иском об аннулировании трудового договора.
Вступившим в законную силу решением Усть-Вымского районного суда РК от ** ** ** по гражданскому делу № №... установлено, что ** ** ** Гузанова ФИО9 обратилась к ответчику с заявлением о приеме на работу в должности ...
Приказом № №... от ** ** ** Гузанова ФИО10. принята на работу в АО «Тандер» с ** ** ** на должность ...
В период с ** ** ** истцом отработано ** ** ** истец находилась на листке нетрудоспособности; по закрытию которого к работе не приступала. При этом Гузановой были выплачены работодателем заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности.
При установленном, суд пришел к выводу о том, что между сторонами сложились трудовые отношения и отказал Гузановой ФИО11. в аннулировании трудового договора, заключенного с АО «Тандер» ** ** **
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В этой связи, суд приходит к выводу о том, что между сторонами сложились трудовые отношения.
Исходя из положений ст. 11 ТК РФ, трудовые отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 21 Трудового кодекса РФ предусмотрено право работника на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Такое же право предоставлено работодателю ст. 22 ТК РФ.
В пункте 2 статьи 1 части II Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 г. закреплено, что обязательным является обеспечение эффективной защиты права работников зарабатывать себе на жизнь свободно выбираемым трудом. Статьей 24 части II этой же хартии предусмотрены право всех работников не быть уволенными без достаточных оснований, связанных с их способностями либо с поведением, либо с производственными потребностями предприятия, учреждения или организации, право работников, уволенных без достаточных оснований, на адекватную компенсацию или иную надлежащую помощь, а также право работника, который считает, что его увольнение было необоснованным, апелляции к независимому органу.
Порядок и условия, при соблюдении которых работодатель вправе расторгать трудовой договор с работником, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (в частности статьями 71, 81, 192, 193) и иными федеральными законами.
Таким образом, расторжение трудового договора по инициативе работодателя является правом, а не обязанностью последнего.
Отсюда, принимая во внимание, что с заявлением о расторжении трудового договора вплоть до ** ** ** Гузанова ФИО12 к работодателю не обращалась, доказательств обратного суду не представлено; увольнение работника по подпункту "а" пункта 6 части первой статьи 81 ТК РФ является правом, а не обязанностью работодателя; по убеждению суда факт нарушения ее прав ответчиком, повлекший причинение убытков, истцом не доказан.
Между тем, основанием для возмещения убытков является доказанность стороной по делу всей совокупности вышеперечисленных условий и неполучения этой выгоды исключительно в связи с неисполнением ответчиком своих обязательств.
В этой связи, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, оснований для удовлетворения заявленных требований в части взыскания с АО «Тандер» в пользу Гузановой ФИО13 убытков, суд не находит.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие материальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В соответствии со ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся, в том числе жизнь и здоровье человека.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Аналогичные основания для обращения в суд по вопросам компенсации морального вреда, содержатся и в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994г. № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» (в ред. от 15.01.1998г.).
Следовательно, основанием для денежной компенсации морального вреда является противоправное деяние, результатом которого явились физические или нравственные страдания, более того, в определении понятия "моральный вред" - физические и нравственные страдания ключевым является слово "страдание", это предопределяет то, что действия причинителя вреда должны обязательно найти отражение в сознании человека, вызвать определенную психическую реакцию в виде отрицательных ощущений (физические страдания) и представлений (нравственные страдания).
В этой связи, для удовлетворения заявленных требований в рамках настоящего спора истцу надлежало доказать: факт причинения вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между незаконными действиями ответчика и причинением вреда.
Между тем, таковых доказательств по делу также не предоставлено; и в этой связи оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части суд также не усматривает.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 56, 57 ГПК РФ, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Гузановой ФИО14 к акционерному обществу «Тандер» о взыскании убытков, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено ** ** **