Решение от 24.05.2024 по делу № 33-3523/2024 от 27.04.2024

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 мая 2024 г. по делу № 33-3523/2024

(в суде первой инстанции дело № 2-901/2024 (2-6468/2023), УИД 27RS0001-01-2023-007377-50)

г. Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего         Разуваевой Т.А.

судей                     Пестовой Н.В., Новицкой Т.В.

при секретаре             Козулине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Охотского района Хабаровского края в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1 к Министерству здравоохранения Хабаровского края о возложении обязанности произвести определенные действия, взыскании денежных средств,

по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Хабаровского края на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 15 февраля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Пестовой Н.В., объяснения прокурора Лазаревой Н.А., представителя министерства здравоохранения Хабаровского края Кондратюк К.В., действующей на основании доверенности, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Охотского района Хабаровского края обратился в суд в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1 к Министерству здравоохранения Хабаровского края с иском о возложении обязанности, взыскании денежных средств.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Фомина К.В. о необеспечении его сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдающего <данные изъяты>. По результатам проведенной проверки установлено, что ФИО1 является ребенком-инвалидом на основании справки МСЭ-2019 №1718552, выданной 26 января 2022 года. Согласно выписному эпикризу из истории болезни № 16 ФИО1, последний находился на стационарном обследовании и лечении в дневном эндокринологическом стационаре ДКП ДККБ с 22 февраля 2023 года по 03 марта 2023 года с клиническим диагнозом <данные изъяты> По результатам обследования и лечения рекомендовано, в том числе: инсулин аспарт с включением никотинамида (Фиасп) 3,0 - 300,0 ЕД - инъекции; тест полоски 200 штук на 1 месяц (с учетом измерения сахара в крови в 3 часа ночи, - через 2 часа после еды); иглы для п/к введения длина 4-5 мм, 150 шт. на месяц. Заключением врачебной подкомиссии КГБУЗ «Охотская центральная районная больница» № 971 от 14 августа 2023 года в предоставлении ФИО1 системы непрерывного мониторинга глюкозы отказано. Вместе с тем, согласно медицинской справке по результатам осмотра ФИО1 детским эндокринологом ОГБУЗ «Детская областная больница г. Биробиджан ФИО2 от 04 июля 2023 года у ФИО1 отмечается вариабельная гликемия в течение суток от 2.9 до 16 ммоль/л (периодически гипогликемии до 5-6 раз в неделю), время в целевом диапазоне 48%. Состояние средней тяжести по заболеванию. По жизненным показаниям необходимо пользовать в терапии систему непрерывного мониторинга глюкозы FreeStyle Libre или аналогичные. При неиспользовании данной системы, у ребенка возможно раннее развитие жизнеугрожающих осложнений сахарного диабета - линейропатия, нефропатия, ангиопатия сетчатки, слепота, почечная достаточность. У ФИО1 имеются показания, указанные в пункте 3.6 Клинических рекомендаций «Сахарный диабет 1 типа у детей», утвержденных Министерством здравоохранения (Официальный сайт Минздрава России https://minzdrav.gov.ru/, 27.12.2019), для применения непрерывного мониторинга глюкозы, которые подтверждаются медицинскими документами. Законными представителями ФИО1 самостоятельно приобретались системы непрерывного мониторинга глюкозы на общую сумму 98 168 рублей.

Просил суд возложить обязанность на Министерство здравоохранения Хабаровского края обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, медицинскими изделиями Freestyle Libre (Flash-мониторинг) обеспечивающими непрерывное мониторирование глюкозы: датчики системы Flash - мониторинга глюкозы FreeStyle Libre в количестве, необходимом для ежедневного использования - из расчета 1 сенсор на 14 дней, при их отсутствии обеспечить аналогичной системой непрерывного мониторинга глюкозы крови, до отмены инсулинотерапии по медицинским показаниям; возложить обязанность на Министерство здравоохранения Хабаровского края компенсировать законным представителям ФИО1 денежные средства, потраченные ими на приобретение для ФИО1 медицинских изделий системы непрерывного мониторинга глюкозы Freestyle Libre (Flash-мониторинг) в размере 98 168 руб.; взыскать с ответчика в пользу несовершеннолетнего ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 15 февраля 2024 года исковые требования удовлетворены частично.

На Министерство здравоохранения Хабаровского края (ИНН ) возложена обязанность обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения медицинскими изделиями Freestyle Libre (Flash-мониторинг), обеспечивающими непрерывное мониторирование глюкозы: сканер Freestyle Libre системы Flash-мониторинга глюкозы Freestyle Libre с принадлежностями; датчики системы Flash-мониторинга глюкозы Freestyle Libre в количестве, необходимом для ежедневного использования из расчета 1 сенсор на 14 дней, до его совершеннолетия - до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

С Министерства здравоохранения Хабаровского края (ИНН ) в пользу Фомина К.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., (паспорт ) взысканы расходы в размере 98 168 рублей.

С Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу Фомина К.В. взыскана компенсация морального вреда, причиненного несовершеннолетнему ФИО1 в размере 20 000 руб..

Не согласившись с решением суда, Министерство здравоохранения Хабаровского края подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что в материалах дела не имеется документов, устанавливающих жизненные показания к применению ФИО1 системы непрерывного мониторинга глюкозы. Судом не учтено, что обеспечение пациентов системой непрерывного мониторинга глюкозы, в том числе в рамках федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом» возможно исключительно при наличии жизненных показаний, которых у ФИО1 на момент рассмотрения настоящего дела выявлено не было. Полагает, что взыскание стоимости затрат на самостоятельное приобретение медицинских изделий в размере 98 168 руб. является незаконным, поскольку не было представлено документов, подтверждающих назначение датчиков FreeStyle Libre по жизненным показаниям, а также оригиналов чеков, подтверждающих понесенные расходы. При этом, указывает, что датчиками средств непрерывного мониторинга FreeStyle Libre министерство обеспечить не могло по объективным причинам, поскольку, являясь органом исполнительной власти, министерство действует исключительно в соответствии с федеральным и региональным законодательством, нормами которого не предусмотрено бесплатно обеспечение пациентов указанными медицинскими изделиями. Кроме того, полагает, что отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда, поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих причинение морального ущерба действиями ответчика, а также нарушение неимущественных прав и нематериальных благ.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу законный представитель несовершеннолетнего ФИО1 – Фомин К.В. просит в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика отказать.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились Фомин К.В., КГБУЗ «Охотская центральная районная больница», о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 г. № 16 «О применении судами норм Гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», признает причины неявки сторон неуважительными и считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном <данные изъяты> (л.д. 19).

ФИО1 является ребенком-инвалидом на основании справки МСЭ-2019 № 1718552, выданной 03 февраля 2022 года с датой очередного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).

Согласно данных по результатам консультации эндокринолога детской консультативной поликлиники КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница имени А.К. Пиотровича» от 19 ноября 2021 года ФИО1 поступил в ПО ДККБ с жалобами на жажду, частое мочеиспускание, гипергликемию, запах ацетона изо рта. Находился на стационарном обследовании и лечении с 05 ноября 2021 года по 19 ноября 2021 года. Выставлен основной диагноз: <данные изъяты> По результатам обследования и лечения рекомендовано, в том числе: Инсулин аспарт с включением никотинамида (Фиасп) 3,0 - 300,0 ЕД - инъекции; тест полоски 150 штук на 1 месяц (с учетом измерения сахара в крови в 3 часа ночи) на глюкометр; иглы Ново-файн или Микрофайн 150 шт. на 1 месяц (л.д. 25).

В динамике регулярно наблюдается у врача-эндокринолога КГБУЗ ДККБ им. А.К.Пиотровича с диагнозом: <данные изъяты>.

Согласно выписному эпикризу из истории болезни ФИО1, последний находился на стационарном обследовании и лечении в дневном эндокринологическом стационаре ДКП ДККБ с 22 февраля 2023 года по 03 марта 2023 года с клиническим диагнозом <данные изъяты>. По результатам обследования и лечения рекомендовано, в том числе: Инсулин аспарт с включением никотинамида (Фиасп) 3,0 - 300,0 ЕД - инъекции; тест полоски 200 штук на 1 месяц (с учетом измерения сахара в крови в 3 часа ночи, - через 2 часа после еды); иглы для п/к введения длина 4-5 мм, 150 шт. на месяц (л.д. 26-28).

Согласно медицинской справке по результатам осмотра ФИО1 детским врачом-эндокринологом ОГБУЗ «Детская областная больница» г.Биробиджан ФИО2 от 04 июля 2023 года, по жизненным показаниям необходимо использовать в терапии систему непрерывного мониторинга глюкозы FreeStyle Libre. При неиспользовании данной системы у ребенка возможно ранее развитие жизнеугрожающих осложнений сахарного диабета» (л.д. 39-40).

Согласно заключению врачебной комиссии КГБУЗ «Охотская ЦРБ» от 14 августа 2023 года № 971, в анамнезе ребенка отмечаются, что он нуждается в проведении гликемического контроля, но комиссия пришла к выводу о том, что у ребенка отсутствуют потребности в устройстве для непрерывного мониторинга и с целью определения причин нестабильного уровня глюкозы по причине того, что нормативно-правовой акт регламентирующий порядок обеспечения пациентов непрерывным мониторингом глюкозы, не разработан. По решению врачебной комиссии, ФИО1 будет обеспечиваться льготными рецептами на непрерывный мониторинг глюкозы и расходные материалы к нему, когда данный нормативно-правовой акт будет разработан (л.д. 36-38).

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 18, 39, 41, 72 Конституции Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», статьей 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Перечнем социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи», Стандартом медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2021 года №22н, Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 2505, установив, что материалы дела подтверждают тот факт, что у несовершеннолетнего имеются прямые показания, определенные Клиническими рекомендациями «Сахарный диабет 1 типа у детей», в силу пункта 3.3.1 которых «Непрерывное мониторирование глюкозы» показано при высокой вариабельности гликемии, частых эпизодах легкой гипогликемии и данные показания зафиксированы в медицинских документах ребенка, пришел к выводу, что в процессе рассмотрения дела, установлена очевидная необходимость использования системы непрерывного мониторирования глюкозы для целей предотвращения жизнеугрожающих для здоровья несовершеннолетнего ребенка-инвалида, ситуаций.

При этом, суд указал, что отсутствие финансирования для приобретения расходных материалов, как и отсутствие нормативно закрепленных базовых рекомендаций для установления необходимости применения мониторирования, не могут влиять на обязанность государства обеспечивать детей-инвалидов которым установлена помпа, расходными материалами к системе непрерывного мониторирования глюкозы, при том, что в рамках рассмотрения дела установлено, что у ребенка отмечается нестабильное течение диабета. С учетом возраста ребенка, частых гипогликемий по жизненным показаниям необходимо использовать в терапии систему непрерывного мониторинга Freestyle Libre. При неиспользовании данной системы у ребенка возможно раннее развитие жизнеугрожающих осложнений сахарного диабета.

Приняв во внимание, что не обеспечение несовершеннолетнего ребенка-инвалида расходными материалами к имеющейся системе непрерывного мониторирования в реальном времени, необходимым для диагностики и последующего верного лечения, а также то, что несовершеннолетний в силу своего возраста, не чувствует гипогликемий, в связи с чем не может определить время повышения и понижения инсулина в крови, и с этой целью для непрерывного мониторинга необходимы сенсоры к системе мониторирования, иное ведет к нарушению его конституционных прав на получение гарантированного социального обеспечения, как ребенку-инвалиду, необходимых для поддержания здоровья по жизненным показаниям, суд пришел к выводу об удовлетворении требований о возложении обязанности обеспечить ФИО1 медицинскими изделиями Freestyle Libre (Flash-мониторинг), обеспечивающими непрерывное мониторирование глюкозы.

Разрешая требование о взыскании компенсации морального вреда, суд, руководствуясь статьями 7, 39 Конституции Российской Федерации, статьями 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», Положением о Министерстве здравоохранения Хабаровского края, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июля 2007 года № 149-пр, установил, что отказывая в обеспечении несовершеннолетнего системой непрерывного мониторирования глюкозы крови, ответчик формально ссылался на отсутствие данного изделия в перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора медицинских услуг, лишив несовершеннолетнего права на обеспечение медицинским изделием, чем нарушил его право на охрану здоровья, гарантированное государством.

Учитывая фактические обстоятельства дела, длительность допущенного нарушения прав несовершеннолетнего, его индивидуальные особенности (возврат, состояние здоровья), длительность заболевания, характер причиненных нравственных и физических страданий, с учетом всех фактических обстоятельств дела при которых был причинен моральный вред, суд пришел к выводу о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 20 000 руб., размер которого согласуется с конституционной ценностью нарушенных нематериальных благ, характером и степенью причиненных нравственных страданий, соответствует требованиям разумности и справедливости.

Разрешая требования о взыскании стоимости затрат на самостоятельно приобретенные медицинские изделия, суд, установив необходимость предоставления по жизненным показателям несовершеннолетнему ФИО1 системы НМГ, самостоятельное приобретение законными представителями ФИО1 датчиков FreeStyle Libre, пришел к выводу о взыскании с Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу Фомина К.В. стоимости затрат на самостоятельно приобретенные медицинские изделия - датчики FreeStyle Libre в размере 98 168 руб..

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к таким выводам, приведены в обжалуемом судебном постановлении и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, находя их верными, основанными на правильном применении действующего гражданского законодательства и верном определении обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, приоритет охраны здоровья детей.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в том числе с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее также - Минздрав России) от 22 января 2021 года № 22н утвержден стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение) (далее - Стандарт).

В подраздел 2.2 «Лабораторные методы исследования» раздела 2 «Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением» Стандарта включен код медицинской услуги A09.05.023.001 «Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования».

В разделе 3 «Лечение, включая медикаментозную и немедикаментозную терапии, диетотерапию, обезболивание, медицинские показания и противопоказания к применению методов лечения» Клинических рекомендаций «Сахарный диабет 1 типа у детей», одобренных Минздравом России 2019г. (далее - Клинические рекомендации), приведены основные компоненты лечения сахарного диабета 1 типа у детей (далее также - СД1), в том числе обучение самоконтролю и проведение его в домашних условиях.

Подразделом 3.3 «Самоконтроль» Клинических рекомендаций рекомендуется проведение у пациентов с сахарным диабетом 1 типа регулярного самоконтроля глюкозы с измерением глюкозы крови глюкометром с целью достижения оптимального гликемического контроля и снижения риска осложнений СД1. Самоконтроль проводится в домашних условиях с использованием индивидуальных глюкометров, а в условиях лечебно-профилактических учреждений глюкометрами для профессионального применения (многопользовательские, госпитальные), обладающими достаточной точностью измерения. Измерение глюкозы глюкометром может быть дополнено использованием непрерывного мониторирования глюкозы в реальном времени или флеш-мониторингом глюкозы (далее также - ФМГ), однако полностью не заменяет его, при этом частота измерения глюкозы глюкометром может быть меньше.

В силу подраздела 3.6 «Непрерывное мониторирование глюкозы» Клинических рекомендаций в настоящее время НМГ в реальном времени и ФМГ используются как дополнение к традиционному самоконтролю и полностью не заменяют его. Однако рост точности измерений в современных системах НМГ позволяет значительно сократить частоту традиционного самоконтроля в пользу использования данных НМГ. Кроме того, согласно инструкции пользователя данные НФМГ могут быть использованы для принятия клинических решений, за исключением случаев гипогликемии, быстрого изменения гликемии или если симптомы не соответствуют показателям системы.

Таким образом, основываясь на Клинических рекомендациях подраздел Стандарта, включает медицинскую услугу «Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования» (код медицинской услуги A09.05.023.001).

Между тем поименованная медицинская услуга не является жизненно необходимой, поскольку имеет усредненный показатель частоты предоставления (вероятность предоставления) менее 1, что, исходя из содержания сноски 2 Стандарта, означает проведение данного мероприятия не 100% пациентов, соответствующих данной модели, а только указанному в Стандарте проценту пациентов, имеющих соответствующие медицинские показания.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Разделом V Программы определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

Согласно разделу VII Программы территориальная программа государственных гарантий в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

Аналогичные положения предусмотрены Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 года № 2497.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи определенным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», предусматривающим в качестве одного из видов государственной социальной помощи детям-инвалидам предоставление набора социальных услуг, в состав которого включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 9 статьи 6.1, пункт 1 части 1 статьи 6.2).

Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 приведенного федерального закона).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р утверждены перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, являющееся лабораторным методом исследования и медицинской услугой, в указанный перечень не включено.

Вместе с тем согласно части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что Правительством Российской Федерации 22 ноября 2023 года принято постановление № 1958, которым утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по обеспечению детей с сахарным диабетом 1 типа, нуждающихся в системах непрерывного мониторинга глюкозы, в рамках реализации федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом».

Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по обеспечению детей с сахарным диабетом 1 типа системами непрерывного мониторинга глюкозы, в том числе российского производства, в соответствии со стандартами медицинской помощи и клиническими рекомендациями по профилю «детская эндокринология», утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Минздрава России в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 28 января 2022 года № Пр-223, от 26 апреля 2022 года № Пр-740, от 1 сентября 2022 года № Пр-1553 разработан Федеральный проект «Борьба с сахарным диабетом». Реализация Проекта запланирована на период с 2023 по 2025 годы. Федеральный проект направлен, в том числе, на обеспечение больных сахарным диабетом необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и расходными материалами.

Министерством здравоохранения Хабаровского края принято распоряжение № 236-р от 04.03.2024 г. «Об организации обеспечения детей в возрасте от 2-х до 17 лет включительно с установленным диагнозом сахарный диабет 1 типа, нуждающихся в системах непрерывного мониторинга глюкозы, в рамках реализации федерального проекта «Борьба сахарным диабетом», которым утверждены правила организации обеспечения системой непрерывного мониторинга глюкозы детей в возрасте от 2-х до 17 лет включительно с установленным диагнозом сахарный диабет I типа (далее по тексту Правила) и маршрутизация детей в возрасте от 2-х до 17 лет включительно с установленным диагнозом сахарный диабет I типа для определения необходимости использования по жизненным показаниям системы непрерывного мониторинга глюкозы.

Согласно п.2 Правил решение о необходимости использования пациентом, с установленным диагнозом сахарный диабет I типа, системы НМГ принимается детским врачом-эндокринологом краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения министерства здравоохранения Хабаровского края в соответствии с маршрутизацией (далее - детский врач-эндокринолог, министерство соответственно).

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 21 ░░░ 2024 ░. ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░ HbAlc, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ Freestyle Libre (Flash-░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ Flash-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ Freestyle Libre ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ 14 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ FreeStyle Libre (Flash-░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░.

░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░    

33-3523/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Фомин Константин Викторович
Информация скрыта
Прокуратура Охотского района Хабаровского края
Ответчики
Министерство Здравоохранения Хабаровского края
Другие
КГБУЗ "Охотская центральная районная больница"
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Пестова Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
02.05.2024Передача дела судье
24.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2024Передано в экспедицию
24.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее