Дело № 2-392/2024
УИД № 59RS0032-01-2024-000698-06 Копия
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2024 года г. Очер
Очерский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего Соловьевой Т.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Носковой Н.Ф.,
с участием истца Вострецова В.Н.,
представителя ответчика ГУ – Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пермском краю. Лазиной Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вострецова Василия Николаевича к Государственному учреждению – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пермском краю о включении в специальный стаж и в льготный трудовой стаж периодов работы, признании права на пенсию, о выплате недоплаченной пенсии,
установил:
Вострецов В.Н. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее - ОСФР по Пермскому краю) о возложении обязанностей включить период работы в специальный стаж и в льготный трудовой стаж, установить повышенный коэффициент 1, 7 с момента назначении пенсии, произвести перерасчет с учетом северного коэффициента 1.7, который применялся на территории Крайнего Севера к заработной плате, за период с 01.01.2002 по день вынесения решения суда.
В обосновании требований истец указал, что с 21.07.1980 по 01.06.1996 г. (15 лет 10 месяцев 12 дней) проработал Иркутской Авиабазе охраны лесов в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в должности пожарного-парашютиста. В зависимости от типа летного аппарата специальный стаж рассчитывается 1 год за 1,5 года при налете часов на самолете АН-2, либо 1 год за 2 года при налете часов на самолете АН-26. Поэтому его специальный стаж составляет 26 лет 3 месяца 14 дней при требуемом стаже 25 лет. 16.09.1996 г. ему пожизненно была назначена пенсия с учетом районного коэффициента 1,7, поскольку весь специальный стаж им был отработан в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В 1999 году он переехал на постоянное место жительства в Пермский край, и с 2001 года ему прекратили выплату районного коэффициента 1,7. При неоднократных обращениях в пенсионный фонд и органы прокуратуры с целью восстановления его пенсионных прав, он получал ответы, что у него недостаточно общего стажа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, который составляет 20 лет в календарном исчислении, утверждая, что данный стаж у него составляет 19 лет 8 месяцев 20 дней, с чем он категорически не согласен. Полагает, что его общий календарный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет более 20 лет.
Истец просит суд включить в льготный стаж период работы с 23.02.1976 по 27.06.1977 в летном и летно-испытательном составе в должности и.о. парашютиста-пожарного Казачинско-Ленского о/отделения Иркутской базы авиационной охраны лесов и обслуживания лесных хозяйств Министерства лесного хозяйства РСФСР; в общий стаж работы период работы с 02.06.1996 по 17.07.1999 в Казачинско-Ленском райпо в должности кочегара и тракториста и в Казачинско-Ленском лесхозе в должности тракториста. Признать за ним право на пенсию с учетом районного коэффициента 1,7 со 02.06.1996 г. пожизненно. Обязать ответчика произвести выплату недополученную пенсию в размере районного коэффициента 1, 7 за период с 01.01.2002 по день вынесения решения суда.
Истец Вострецов В.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить.
Представитель ответчик Лазина Е.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. В возражениях на иск указала, что заявленный период с 23.02.1976г. по 27.06.1977г. в должности и.о. парашютиста - пожарного Казачинского-Ленинского о/отделения Иркутской базы авиационной охраны лесов и обслуживания лесных хозяйств Министерства лесного хозяйства РСФСР на основании справки от 01.02.2010 года за № 144 выданной областным государственным учреждением «Иркутской базы авиационной охраны лесов» в которой отсутствует информация о наличии прыжков с самолетов (вертолетов) и наличии удостоверения парашютиста- пожарного. В сведениях индивидуального лицевого счета Вострецова В.И. данный период указан на основании сведений указано обычные условия в местностях приравненных к районам Крайнего Севера. Вострецову В.Н. была назначена досрочная трудовая пенсия по старости за работу в летном-испытательном составе с 02.06.1996 года. Лицам, пенсия которым назначена в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», при выезде из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленный с применением соответствующего отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране. Гражданам, которым пенсия назначена досрочно в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в том числе за работу в лётном составе, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства, сохраняется размер пенсии, определённый при ее установлении с учётом соответствующего районного коэффициента. С 01.01.2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.11.2003 г. № 154-ФЗ «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», и. 2 ст. 1 которого установлено, что при выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на новое место жительства размер базовой части трудовой пенсии определяется в соответствии с нормами Закона № 173-ФЗ, то есть без применения повышенного отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране. Вострецов В.Н. с 10.08.1999 г. зарегистрирован по новому месту жительства в пгт. Павловский Очёрского района Пермского края (ранее 01.01.2002 г.). Стаж работы Вострецова В.Н. в районах Крайнего Севера составляет 11 лет 11 месяцев 17 дней, или 15 лет 11 месяцев 13 дней стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, что менее 15 и 20 лет работы соответственно в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. На момент обращения у Вострецова В.Н. ни одно из условий для применения повышенного отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не выполняется, правовых оснований для выплаты пенсии с учетом повышенного отношения заработков не имелось. В связи с вступлением в силу с 01.01.2002 г. Закона № 173-ФЗ размеры трудовых пенсий, установленных до указанной даты, пересчитывались по нормам нового пенсионного законодательства. Если при перерасчёте размера трудовой пенсии в соответствии с нормами законодательства размер указанной пенсии не достигал размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу Закона № 173-ФЗ, пенсионеру выплачивался пенсия в прежнем, более высоком размере.
В связи с вступлением с 01.01.2004 г. в силу Федерального закона от 29.11.2003 г. № 154- ФЗ «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер базовой части трудовой пенсии на весь период их проживания в указанных районах (местностях) увеличивается на районный коэффициент, установленный Правительством Российской Федерации. При выезде указанных граждан на новое место жительства за пределы «северных» территорий размер базовой части трудовой пенсии устанавливался по общим правилам. При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей базовая часть трудовой пенсии пересматривается и устанавливается в новом размере в зависимости от района нового места проживания гражданина. По общему правилу изменение размера трудовой пенсии, установленного при ее назначении осуществляется посредством перерасчета, индексации и корректировки. Согласно документам выплатного (пенсионного) дела Вострецову В.Н. Управлением социальной защиты населения администрации Октябрьского административного округа г.Иркутска с 2 июня 1996 г. назначена досрочная пенсия по старости за работу в лётном и лётно-испытательном составе в соответствии с Законом № 340-1. 10.08.1999 г. Вострецов В.Н. зарегистрирован по месту жительства в пгт. Павловский Очёрского района Пермского края. С 01.01.2002 г. размер пенсии Вострецова В.Н. исчислен с учётом норм Закона № 173-ФЗ. При исчислении размера пенсии применены следующие данные: продолжительность стажа на соответствующих видах работ, учтённого при установлении страховой пенсии по старости досрочно - работа в лётном и лётно-испытательном составе в местностях, приравненных к Крайнему Северу, составляет в кратном исчислении (1 год = 1 год 6 месяцев) 26 лет 3 месяца 14 дней при необходимом стаже 25 лет. Кратное исчисление продолжительности стажа на соответствующих видах работ предусмотрено Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации лётного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утверждёнными Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. № 459 «Об утверждении списков должностей работников лётного и инженерно- технического состава авиации, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации лётного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением»; по состоянию на 31.12.2001 г. продолжительность страхового стажа, учтённого при установлении страховой пенсии, составляет 23 года 4 месяца 29 дней. Продолжительность периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, учтённых при установлении страховой пенсии, составляет 19 лет 8 месяцев 20 дней. Продолжительность стажа на соответствующих видах работ, учтённого при установлении страховой пенсии по старости досрочно, составляет 14 лет 9 месяцев 15 дней. Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в лётном и лётно-испытательном составе Вострецов В.Н. имеет, права на применение районного коэффициента 1,70 к фиксированной выплате страховой пенсии не имеет. Исходя из вышеизложенного, страховая пенсия Вострецову В.Н. исчислена в соответствии с действующим законодательством, оснований для установления районного коэффициента 1,70 к фиксированной выплате страховой пенсии не имеется.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ст. 1 указанного Федерального закона).
Согласно подп. 8 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Пунктом 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи с применением вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Из разъяснений, приведенных в подпункте 7 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 года у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий определен в Постановлении Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015.
В соответствии п. 4 указанного Постановления при подсчете страхового стажа подтверждаются:
а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п. 10 Постановления периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Из системного толкования приведенных норм права следует вывод о том, что до 01.01.2002 года размер трудовой пенсии находился в прямой зависимости от стажа и заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 01 января 2002 года. С 01.01.2002 года на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионном фонде Российской Федерации. В страховой стаж в целях пенсионного обеспечения подлежат включению периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При определенных условиях стаж работы может быть подтвержден свидетельскими показаниями. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах.
В судебном заседании установлено, что Вострецов В.Н. с 02.06.1996 г. является получателем досрочной трудовой пенсии по выслуге лет в соответствии со ст. 79 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в связи с работой в летном составе гражданской авиации).
Спорный период работы истца с 23.02.1976 по 27.06.1977 в летном и летно-испытательном составе в должности и.о. парашютиста-пожарного Казачинско-Ленского о/отделения Иркутской базы авиационной охраны лесов и обслуживания лесных хозяйств Министерства лесного хозяйства РСФСР включен в специальный трудовой стаж и исчислен в календарном порядке (1 год 4 месяца 5 дней), а также учтен как работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (л.д. 14-17).
В соответствии с п. п. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет в указанном составе гражданской авиации.
На основании п. 2 указанной статьи, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая
пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, - Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459.
В указанный список включены парашютисты всех наименовании, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537) при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, принимаются: 1 год работы в качестве парашютистов всех наименований, спасателей, а также десантников-пожарных всех наименований, инструкторов авиапожарной службы, руководителей парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работников внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающих прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения
на высоте не менее 10 метров, - за 1,5 календарных года при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетев, дирижаблей и аэростатов, спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов - за 2 календарных года. При невыполнении данных условий периоды работы исчисляется в календарном порядке.
Исчисление сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам парашютных служб предусмотрено письмом Министерства авиационной промышленности СССР от 16.01.1992 № ЦП-4 (пункт 1, подпункт "Д"). При этом считать: а) один год работы -за полтора года выслуги выполняющим прыжки - при условии выполнения годовой нормы - 40 прыжков с парашютом с
поршневых самолетов-и вертолетов; б) один год работы -за два года выслуги при выполнении годовой нормы - 40 прыжков с парашютом, из них не менее 5 прыжков с реактивных самолетов и вертолетов. Примечание: самолет Ан-2 относится к поршневой авиации, самолетАн-26, вертолет Ми-8 относятся к реактивной авиации.
Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. N 190 утверждено Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (далее - Положение).
Пунктом 3.2 Положения предусмотрено, что специальный трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет отдельным категориям работников авиации и летно-испытательного состава, подтверждается: для работников летного и летно-испытательного состава - летной (парашютной) книжкой (абз. 2); при отсутствии летной книжки налет часов устанавливается по данным бухгалтерского учета налета часов летного состава. Занятость отдельных работников летно-испытательного состава на испытании опытной техники подтверждается по справкам предприятий (объединений) и организаций с указанием документальных оснований (приказов, отчетов о выполнении задания и др.) (абз. 3).
Согласно Архивной справке ОГКУ «Государственный архив Иркутской области» от 20.08.2024 № С-5215 в документах архивного фонда Иркутской базы авиационной охраны лесов – филиал ФГУ «Центральная база авиационной охраны лесов «Авиолесоохрана» (до 25.12.91 – Иркутская база авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР) за 1976-1977 годы имеются сведения о трудовом стаже Вострецова В.Н., 19.06.1956 года рождения: за период работы с 23.02.76 по 27.06.77 в должности и.о. парашютиста-пожарного Каз-Ленского о/отделения. При этом в расчетных ведомостях по заработной плате за март 1976 –июнь 1977 имеются сведения о начислении заработной платы в июне в размере 25 рублей за 5 спусков. Сведениями о типе самолета на котором работал Вострецов В.Н., табелями учета рабочего времени не располагает (л.д. 28-29).
Согласно пояснениям истца летная книжка у него отсутствует.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Рассматривая требования истца о возложении на ответчика обязанности включить в льготный стаж спорный период в должности и.о. парашютиста-пожарного Казачинского-Ленского о/отделения, суд пришел к выводу о том, что они удовлетворению не подлежат, поскольку доказательств того, что Вострецов Н.В. в этот период выполнял норму прыжков с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, установленную вышеуказанными правилами, не представлено, как и не предоставлено доказательств о типах летательных аппаратов, на которых истец работал.
Разрешая требования истца о включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера период работы с 02.06.1996 по 17.07.1999 в Казачинско-Ленском райпо в должности кочегара и тракториста и в Казачинско-Ленском лесхозе в должности тракториста, суд исходит из следующего.
Согласно материалам пенсионного дела Вострецова Н.В. на момент назначения пенсии его общий стаж календарно составлял 23 года 4 месяца 10 дней.
Истец проработал в районах, приравненных к районам Крайнего Севера – в Казачинско-Ленском районе Иркутской области с 04.10.1978 по 01.06.1996 г., что составляет 19 лет 8 месяцев 20 дней.
В период работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, действовал Закон СССР от 14.07.1956 г. "О государственных пенсиях" и Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий от 03.08.1972 г. N 590 (далее Положение).
Согласно пункту 16 Положения на льготных условиях имели право на пенсию по старости рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже не менее 25 лет.
В соответствии с пунктом 110 Положения работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в двойном размере (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.08.1945 г.)
Согласно подпункту "д" пункта 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Порядок предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, был установлен также Инструкцией, утвержденной постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 16.12.1967 г. N 530/П-28.
В соответствии с пунктом 43 данной Инструкции льготное исчисление трудового стажа, установленное пунктом 110 Положения, применяется лишь при исчислении общего трудового стажа (25 лет), необходимого для определения права на пенсию.
Стаж за период работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях учитывается по фактически проработанному времени.
Вышеприведенные нормативные акты СССР не предусматривали суммирование стажа работы в районах Крайнего Севера со стажем работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера при неполном стаже в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
С 1 января 1991 года вступил в силу Закон Российской Федерации от 20.11.1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В силу статьи 14 данного Закона пенсия в связи с работой на Крайнем Севере также устанавливалась мужчинам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера при общем трудовом стаже не менее 25 лет. И только при подсчете общего трудового стажа периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчислялись в полуторном размере согласно статье 94 Закона.
Далее действующий Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также предусматривал право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при страховом стаже не менее 25 лет.
Следует отметить, что на сегодняшний день закон, регулирующий спорные правоотношения, не предусматривает льготного порядка исчисления страхового стажа при определении права на трудовую пенсию.
Приведенные законоположения в их историческом развитии указывают на то, что ни ранее действовавшими законами, ни действующими в настоящее время нормами не предусматривается льготное исчисление периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; льготное исчисление применяется лишь к подсчету общего трудового стажа до 1 января 2002 г.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера" (в редакции Постановления Совета Министров СССР от 03.01.1983 N 12 (с последующими изменениями и дополнениями) Казачинско-Ленский район Иркутской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера с коэффициентом 1,7.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.
При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с пунктами 2 - 5 настоящей статьи.
Как разъяснено в пп. 4 "б" п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере).
Таким образом, законодатель придал норме п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 01.01.2002 года.
Каких-либо доказательств работы истца в период с 02.06.1996 по 17.07.1999 в Казачинско-Ленском райпо в должности кочегара и тракториста и в Казачинско-Ленском лесхозе в должности тракториста, материалы гражданского дела и пенсионного дела не содержат и истцом не представлено, в связи с чем данный период не может быть зачтен истцу в трудовой стаж, а следовательно и как работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Кроме того, истец выехал из местности, приравненной к районам Крайнего Севера и с 10.08.1999 года стал проживать на территории Пермского края, в связи с чем правовых оснований для выплаты пенсии с учетом повышенного отношения заработков не имелось, пенсия была исчислена с учетом норм Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
Отсутствие у истца требуемого 20-летнего стажа в условиях, приравненных к районам Крайнего Севера, не дает права учитывать повышенное отношение заработка, а также повышенный фиксированный базовый размер в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Поскольку истец не относится к лицам, отработавшим календарно полный северный стаж, то он не имеет права на исчисление пенсии с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации более 1,2 (от 1,4 до 1,9).
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе Вострецову В.Н. в удовлетворении как основных требований, так и производных, связанных с перерасчетом назначенной пенсии с коэффициентом 1,7.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Вострецова Василия Николаевича к Государственному учреждению – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пермском краю о включении в специальный стаж и в льготный трудовой стаж периодов работы, признании права на пенсию, о выплате недоплаченной пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Очерский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28.10.2024 года
Судья подпись Т.П. Соловьева
Копия верна. Судья -