Решение по делу № 33-13234/2018 от 17.08.2018

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Кизилова Н.В.             Дело № 33-13234/2018

                                     А-1209

05 сентября 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе

председательствующего Макурина В.М.

судей Тихоновой Т.В., Поповой Н.Н.

при секретаре Юровой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тихоновой Т.В. гражданское дело по иску прокурора Абанского района в интересах неопределенного круга лиц к Зеленкову Игорю Александровичу, обществу с ограниченной ответственностью «Транслессбыт» о понуждении к устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности

по апелляционной жалобе представителя ООО «Транслессбыт» Титова Е.В.

на решение Абанского районного суда Красноярского края от 25 июня 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Абанского района в интересах неопределенного круга лиц к Зеленкову Игорю Александровичу, обществу с ограниченной ответственностью «Транслессбыт» о понуждении к устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности удовлетворить частично.

Признать деятельность ООО «Транслессбыт» по временному накоплению отходов лесопиления на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, в отсутствие специально оборудованной площадки для временного накопления отходов лесопиления незаконной.

Обязать ООО «Транслессбыт» очистить земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> от отходов лесопиления путем сбора и передачи для размещения на санкционированном объекте размещения отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов либо путем переработки/утилизации в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать ООО «Транслессбыт» на производственной территории - земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> оборудовать площадку для временного накопления отходов для осуществления деятельности в соответствии с пунктом 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003; ООО «Транслессбыт» утвердить паспорта опасных отходов; должностному лицу ООО «Транслессбыт», осуществляющему работу с опасными отходами, пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование, необходимое для работы с опасными отходами I - IV классов опасности.

Обязать ООО «Транслессбыт» на производственной территории - земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> устранить нарушения противопожарного законодательства:

оборудовать места установки станков по обработке древесины первичными средствами пожаротушения (огнетушителями);

оборудовать территорию по переработке древесины наружным противопожарным водоснабжением;

убрать склады готовой продукции, круглого леса, а также отходы лесопиления (щепа, кора, доски, опилки) убрать от линий электропередач на безопасное расстояние;

отделить площадку для размещения складов лесоматериалов от других объектов противопожарными расстояниями;

очистить места, отведенные под штабели, до грунта от травяного покрова, горючего мусора и отходов;

очистить производственную территорию, а также прилегающую к ней территорию от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности;

предусмотреть при размещении круглых лесоматериалов 15 метровые разрывы до ограждения;

предусмотреть при размещении отходов лесопиления 15 метровые разрывы до ограждения;

оборудовать дороги с твердым покрытием облегченного типа шириной не менее 3 м для проезда и маневрирования основных и специальных пожарных машин по противопожарным разрывам и зонам между кварталами, участками и у внешних сторон кварталов и участков склада круглых лесоматериалов и пиломатериалов.

Приостановить деятельность ООО «Транслессбыт» по переработке древесины и складированию отходов производства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> до момента очистки указанного земельного участка от имеющихся отходов лесопиления путем сбора и передачи для размещения на санкционированном объекте размещения отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, либо путем переработки/утилизации в соответствии с требованиями действующего законодательства, до момента оборудования площадки для временного накопления отходов, в соответствии с пунктом 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003г., до момента утверждения паспортов опасных отходов ООО «Транслессбыт», до момента получения должностным лицом ООО «Транслессбыт», осуществляющим работу с опасными отходами документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с опасными отходами I - IV классов опасности, до момента устранения нарушений противопожарного законодательства.

В удовлетворении остальных требований отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Абанского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Зеленкову И.А., ООО «Транслессбыт» о понуждении к устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

Требования мотивированы тем, что Зеленков И.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> вид разрешенного использования: для строительства производственной базы, для строительства производственных объектов. 01.01.2018 года на основании договора аренды Зеленков И.А. передал указанный земельный участок ООО «ТрансЛесСбыт» сроком по 30.11.2018 года, без определения вида деятельности разрешенного использования данного земельного участка для арендатора. В ходе проведения прокуратурой Абанского района проверки соблюдения природоохранного законодательства в деятельности собственника данной территории по переработке древесины Зеленкова И.А., ООО «ТрансЛесСбыт» установлены нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, пожарной безопасности. Так, установлено, что на указанной территории осуществляется деятельность по переработке древесины, однако, емкости для сбора отходов отсутствуют; отсутствует площадка временного накопления отходов на производственной территории, в результате чего создается реальная угроза причинения вреда окружающей среде. Кроме того, в нарушение требований закона при эксплуатации производственной базы по переработке древесины допущены следующие нарушения: в производственных помещениях и местах открытого хранения материалов не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны; не обеспечена очистка объекта и прилегающей к нему территории от горючих отходов и сухой растительности; не организовано создание защитных противопожарных минерализованных полос, предупреждающих распространение огня при природных пожарах; места установки станков по обработке древесины не оборудованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями); используются производством противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями для складирования материалов (щепа, кора, доски, опилки); территория по переработке древесины не оборудована наружным противопожарным водоснабжением; штабели и кучи открытого хранения лесоматериалов располагаются в непосредственной близости от ограждения; воздушные линии электропередач проложены над горючими материалами и изделиями; площадка для размещения складов лесоматериалов не отделена от других объектов противопожарными расстояниями; место, отведенное под штабели, не очищено до грунта от горючего мусора и отходов лесопиления или не покрыто слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 15 см. Указанные нарушения противопожарного законодательства являются недопустимыми, создают прямую угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имущественный ущерб.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобы представитель ООО «Транслессбыт» Титов Е.В. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, ссылаясь на отсутствие доказательств негативного влияния отходов лесопиления на окружающую среду и угрозы причинения вреда здоровью неопределенному кругу лиц. Отходы лесопиления, относящиеся к V классу опасности, являются практически безопасными и не создают реальной угрозы причинения вреда окружающей среде. Полагает, что СП 114.13330.2016 подлежат применению только в случае проектирования или реконструкции складов лесных материалов, а не в процессе его текущей деятельности. Общество осуществляет свою деятельность на открытой площадке, следовательно, ссылка на указанные Правила незаконна. Кроме того, данные Правила не являются обязательными для исполнения.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Абанского района Красноярского края Железный С.С. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность ее доводов.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, проверив материалы дела, заслушав представителя ООО «Транслессбыт» Титова Е.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнительной апелляционной жалобы, прокурора Назаркина В.П., возражавшего против доводов апелляционной жалобы и дополнительной апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнительной апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании заключенного 01.01.2018 года между Зеленковым И.А. и ООО «Транслессбыт» договора аренды Обществу передан во временное пользование земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

ООО «Транслессбыт» зарегистрировано в качестве юридического лица, основным видом деятельности является оптовая торговля лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием, дополнительным: лесозаготовки, распиловка и строгание древесины.

При проведении помощником Абанского районного прокурора ФИО11 проверки с участием госинспектора по пожарному надзору ФИО12 13.04.2018 года установлено, что ООО «Транслессервис» на вышеуказанной территории осуществляет свою деятельность, в результате которой образуются отходы пиления (опил, мелкие обрезки, в том числе смешанные с землей); в нарушение природоохранного законодательства паспорта опасных отходов не утверждены, отсутствует лицо, имеющее право работы с опасными отходами; не ведется отчетность об образовании, использовании, обезвреживании отходов; отсутствует площадка временного накопления отходов на производственной территории; отходы производства не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветра; отходы накапливаются на открытой почве, транспортные средства по данной территории передвигаются по накопленным отходам пиления.

Кроме того, установлено, что ответчиком нарушены требования пожарной безопасности, а именно: в производственных помещениях и местах открытого хранения материалов не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны; не обеспечена очистка объекта и прилегающей к нему территории от горючих отходов и сухой растительности; не организовано создание защитных противопожарных минерализованных полос, предупреждающих распространение огня при природных пожарах; места установки станков по обработке древесины не оборудованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями); противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями используются для складирования материалов (щепа, кора, доски, опилки); территория по переработке древесины не оборудована наружным противопожарным водоснабжением; штабели и кучи открытого хранения лесоматериалов располагаются в непосредственной близости от ограждения; воздушные линии электропередач проложены над горючими материалами и изделиями; площадка для размещения складов лесоматериалов не отделена от других объектов противопожарными расстояниями; место, отведенное под штабели, не очищено до грунта от горючего мусора и отходов лесопиления или не покрыто слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 15 см.

Перечисленные обстоятельства подтверждаются актом проверки и справкой специалиста от 13.04.2018 года с приложенными фотоматериалами, из которых видно, что на указанной территории расположены строения, деревянные навесы, значительная часть территории занята бревнами, распиленными досками, покрыта опилками, щепой, обрезками досок, размещены деревообрабатывающие станки.

Разрешая исковые требования, руководствуясь Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», оценив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции установил, что в результате деятельности ООО «Транслессервис» создается реальная угроза причинения вреда окружающей среде, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Удовлетворяя иск прокурора о необходимости устранения требований противопожарной безопасности, суд первой инстанции исходил из того, что на момент принятия решения данные нарушения пожарной безопасности ответчиком не были устранены, несмотря на то, что нарушения требований действующего законодательства о пожарной безопасности, допущенные и не устраненные ответчиком, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, увеличивают негативные последствия в случае возникновения пожара и связаны с необходимостью защиты прав неопределенного круга лиц.

Признавая деятельность ООО «Транслессервис» по временному накоплению отходов лесопиления в отсутствие специально оборудованной площадки для временного накопления отходов лесопиления незаконной и возлагая на него обязанность очистить земельный участок по адресу: <адрес> от отходов лесопиления путем сбора и передачи для размещения на санкционированном объекте размещения отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, оборудовать площадку для временного накопления отходов в соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003 года, утвердить паспорта опасных отходов, должностному лицу ООО «Транслессбыт», осуществляющему работу с опасными отходами, пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование, необходимое для работы с опасными отходами I - IV классов опасности, суд первой инстанции исходил из того, что неисполнение ответчиком обязанностей по устранению перечисленных нарушений требований природоохранного законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде, что является основанием для возложения на ООО «Транслессервис» обязанности приостановить производственную деятельность.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они приняты в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, подтверждены исследованными материалами гражданского дела, материалами прокурорской проверки с приложением фотографий мест складирования отходов.

Судебная коллегия учитывает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Кроме того, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. Так, материалами дела установлено, что отходы лесопиления (опилки, горбыль, кора с примесью земли) хранятся непосредственно на почве, отходы коры с примесью земли согласно классификатору отходов относится к IV классу опасности, а специально оборудованная площадка для временного хранения отходов отсутствует. Факт накопления отходов лесопереработки на открытой почве, отсутствие площадки для временного накопления отходов, отсутствие паспортов опасных отходов, а также отсутствие лица, имеющего право на работу с опасными отходами, подтверждены актом проверки от 13.04.2018 года.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что в рамках заявленных к ООО «Транслессервис» исковых требований у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения обязанности по передаче отходов лесопиления на санкционированный объект размещения отходов, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов либо путем переработки/утилизации, поскольку такое требование предполагает выполнение ответчиком обязанности, в том числе по организации такого объекта размещения отходов, тогда как законом такая обязанность на предприятия, производящие отходы, не возложена, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению, а деятельность предприятия – приостановлению до момента очистки земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, от имеющихся отходов лесопиления и оборудования площадки для временного накопления отходов в соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003 года.

В соответствии с п.п. 24, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п. 2 ст. 1065 ГК РФ, ст.ст 34, 56, 80 Закона «Об окружающей среде»). Суд вправе принять решение о приостановлении или ограничении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований в случаях, когда допущенные нарушения носят устранимый характер.

Поскольку ответчиком не опровергнуто наличие отходов, в том числе 1V класса опасности, хранимых с нарушением санитарных и противопожарных требований на территории организации, решение о приостановлении деятельности принято правомерно. При этом такая деятельность может как причинять вред окружающей среде и неопределенному кругу лиц, так и угрожать причинением нового вреда.

Доводы апелляционной жалобы о том, что отходы лесопиления не представляют никакой угрозы окружающей среде, а также жизни и здоровью людей, поскольку относятся к V классу опасности, то есть к практически неопасным отходам, судебная коллегия не может принять во внимание, учитывая, что наибольшую угрозу для окружающей среды и людей несет горение складируемых отходов лесопиления, в результате которого выделяются вредные вещества, учитывая, что об устранении нарушений требований пожарной безопасности прокурором и заявлены требования.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на территории ответчика в основном неопасные отходы V класса опасности, на которые паспорта не составляются, и не предъявляется особых требований к квалификации лиц, допущенных к работе с ними, судебная коллегия находит голословными, поскольку ответчиком не представлено каких-либо доказательств того, что Обществом предпринимались попытки к установлению класса опасности отходов, хранящихся на его территории, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на необоснованное применение судом СП 114.13330.2016. Свод правил. Склады лесных материалов. Противопожарные нормы (Актуализированная редакция СНиП 21-03-2003), который распространяется лишь на проектирование и реконструкцию закрытых складов лесных материалов, а не в процессе их эксплуатации, основаны на неверном толковании данной нормы, поскольку исходя из содержания Правил…, их действие не ограничивается лишь стадией проектирования и реконструкции складов лесоматериалов, причем как открытых, так и закрытых, о чем свидетельствует наличие самостоятельных разделов, посвященных организации как закрытых складов пиломатериалов (например, раздел 5), так и открытых площадок, штабелей и куч открытого хранения лесоматериалов.

Несогласие с решением суда в части возложения на Общество обязанности по размещению круглого лесоматериала с учетом 15-ти метрового разрыва до ограждения, ввиду отсутствия ограждений, не влияет на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку материалами прокурорской проверки установлено, что территория, на которой Общество осуществляет деятельность, огорожена металлическим забором, оборудована шлагбаумом.

Иные доводы апелляционной жалобы и дополнительной апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Абанского районного суда Красноярского края от 25 июня 2018 года изменить в части объема возлагаемых на ООО «Транслессбыт» обязанностей, отказав прокурору Абанского района Красноярского края в удовлетворении требований о возложении обязанности на ООО «Транслессбыт» по передаче отходов лесопиления для размещения на санкционированном объекте размещения отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов либо путем переработки/утилизации.

Обязать 000 «Транслессбыт» очистить земельной участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> от отходов лесопиления и оборудовать площадку для временного накопления отходов для осуществления деятельности в соответствии с пунктом 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003.

Приостановить деятельность ООО «Транслессбыт» по переработке древесины и складированию отходов производства на земельном участке с кадастровым номером . расположенном по адресу: <адрес>, до момента очистки указанного земельного участка от имеющихся отходов лесопиления и оборудования площадки для временного накопления отходов для осуществления деятельности в соответствии с пунктом 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО «Транслессбыт» Титова Е.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-13234/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Абанского района Красноярского края
Ответчики
ООО Транслессбыт
Зеленков Игорь Александрович
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Тихонова Татьяна Викторовна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
31.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2020Передано в экспедицию
06.08.2020Судебное заседание
06.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2020Передано в экспедицию
05.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее