к делу № 2-1577/2012
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июля 2012 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего – судьи Середа А.Н., при секретаре судебного заседания Сизо С.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Майкопа в интересах неопределенного круга лиц к отделу ФМС России по Республики Адыгея об устранения нарушения законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Майкопа обратился в Майкопский городской суд с заявлением к ответчику, при этом пояснив. Прокуратурой <адрес> в марте - апреле 2012 проведена проверка исполнения федерального законодательства, регулирующего сохранность использования объектов гражданской обороны, по результатам которой установлено, что на территории муниципального образования «<адрес>» имеется ряд защитных сооружений, относящихся к объектам гражданской обороны, ограниченно годных к приему укрываемых.
Вместе с тем, в соответствии с информацией, предоставленной Управлением по делам ГО и ЧС МО «<адрес>», на территории <адрес> по адресу у л.2-я Хакурате, 4 расположено защитное сооружение гражданской обороны, принадлежащее отделу Федеральной миграционной службы Российской Федерации по <адрес>, что подтверждается паспортом убежища от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно акту комиссии по сохранению существующего фонда защитных сооружений ГО МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ данное убежище относится к ЗС ГО и его техническое состояние не отвечает предъявляемым требованиям содержания и использования убежища.
Кроме того, согласно объяснений ведущего специалиста-эксперта ОКиПО ДиР ОФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ответственного за содержание защитного убежища следует, что указанные в акте проверки нарушения имеются, однако, собственник защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу <адрес> - отдел ФМС России по <адрес>, до настоящего времени не предпринимает действенных мер к надлежащему содержанию здания.
Вместе с тем, указанный объект, является одним из социально значимых объектов инфраструктуры <адрес> и нахождение указанного объекта гражданской обороны в ограниченно пригодном к приему урываемых является внешним фактором, способствующими возникновению и распространению угрозы террористических актов, что создает почву для возникновения экстремистских проявлений и делает объект массового скопления людей уязвимым, с точки зрения антитеррористической защищенности. На основании изложенного просит суд обязать отдел Федеральной миграционной службы Российской Федерации по <адрес> принять меры к устранению выявленных недостатков: провести капитальный ремонт защитного сооружения, расположенного по адресу: <адрес>; укомплектовать, согласно «Правил эксплуатации ЗС ГО» инструменты, аптечку коллективную (медицинскую), документацию и принадлежности звена по обслуживанию убежища.
Возложить обязанности на ОФМС РФ по РА обязанность по поддержанию постоянной готовности к использованию защитного убежища, расположенного по адресу <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ОФМС России по Республике Адыгея - Аннин С.Е. иск не признал, пояснил, что сооружение передано им по договору безвозмездного пользования, в настоящее время они поставили вопрос о расторжении указанного договора. Сооружение им было передано в ненадлежащем состоянии.
Представитель Администрации МО «<адрес>» - Зехов А.Н. полагает, что иск подлежит удовлетворению.
Представитель Главного управления МЧС России по Республике Адыгея - Филатов Д.В. также полагает, что иск подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии с федеральным законодательством бремя содержания возложено на лицо в чьем ведении находит сооружение.
Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих по делу, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Так, судом установлено, в соответствии с информацией, предоставленной Управлением по делам ГО и ЧС МО «<адрес>», на территории <адрес> по адресу у л.2-я Хакурате, 4 расположено защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО), принадлежащее отделу Федеральной миграционной службы Российской Федерации по <адрес>, что подтверждается паспортом убежища от ДД.ММ.ГГГГ №, актом проверки и приемки-передачи защитного сооружения ГО, инв. №, договором о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.4 названного Закона организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
В статье 13 данного Закона закреплено, что соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны в целях реализации государственной политики в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, которым, согласно Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В соответствии с пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Кроме того, согласно ГОСТР 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, защитное сооружение определяет как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт ДД.ММ.ГГГГ); убежище - как защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт ДД.ММ.ГГГГ).
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).
Согласно подпунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил, организации, на учете которых находятся ЗС ГО, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил).
Согласно акта комиссии по сохранению существующего фонда защитных сооружений ГО МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ данное убежище относится к ЗС ГО и его техническое состояние не отвечает предъявляемым требованиям содержания и использования убежища.
Согласно п.2.1.8 договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ. ссудополучатель ( отдел ОФМС РФ по РА ) обязано поддерживать имущество полученное на основании настоящего договора в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходов по его содержанию.
Кроме того, согласно объяснений ведущего специалиста-эксперта ОКиПО ДиР ОФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Колесникова В.А. - ответственного за содержание защитного убежища следует, что указанные в акте проверки нарушения имеются, однако, собственник защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу <адрес> - отдел ФМС России по <адрес>, до настоящего времени не предпринимает действенных мер к надлежащему содержанию здания.
Вместе с тем, указанный объект, является одним из социально значимых объектов инфраструктуры <адрес> и нахождение указанного объекта гражданской обороны в ограниченно пригодном к приему урываемых является внешним фактором, способствующими возникновению и распространению угрозы террористических актов, что создает почву для возникновения экстремистских проявлений и делает объект массового скопления людей уязвимым, с точки зрения антитеррористической защищенности.
Суд не может согласиться с утверждениями ответчика, что они расторгнул договор путем направления в адрес руководителя ТУФ агентства по управлению государственным имуществом по Республики Адыгея, и начальника Главного управления МЧС России по <адрес>, уведомления об одностороннем расторжении договора, поскольку п.3 предусмотрен порядок расторжения и прекращения действия договора а именно по соглашению сторон.
Суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и приходит к выводу о том, что отдел ФМС России по <адрес>, является эксплуатирующей организацией объекта гражданской обороны.
В силу пункта 1 статьи 9, пункта 4 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пунктов 3, 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N 583, пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» отдел ФМС России по <адрес>, обязано планировать и организовывать проведение мероприятий по гражданской обороне, содержать объект гражданской обороны в надлежащем состоянии обеспечивать его сохранность, текущий и капитальный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание и ремонт технических систем, принимать меры по поддержанию его в состоянии постоянной готовности к использованию (приему укрываемых), создавать звенья по обслуживанию убежищ. Следовательно требование прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к отделу ФМС России по Республики Адыгея об устранения нарушения законодательства удовлетворить.
Обязать отдел ФМС России по Республики Адыгея провести капитальный ремонт защитного сооружения по адресу <адрес>, укомплектовать согласно правил эксплуатации ЗС ГО и в дальнейшем поддерживать в постоянной готовности.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г
Председательствующий - подпись А.Н. Середа
копия верна: судья А.Н. Середа