Административное дело № 2а-851/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира Московской области
Каширский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Булычевой С.Н.,
при секретаре судебного заседания Галкиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Толстикова <данные изъяты> к судебному приставу-исполнителю специализированного межрайонного отделения по исполнению отдельных исполнительных действий и разыскных заданий ГУ ФССП России по Московской области Гулиеву <данные изъяты>, ГУФССП России по Московской области о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Административный истец Толстиков Н.А. обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю СМО по ИОИД и РЗ ГУ ФССП России по Московской области Гулиеву Э.В. о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора.
Судом в соответствии с ч. 5 ст. 41 КАС РФ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ГУФССП России по Московской области.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Каширский городской суд Московской области выдал по делу № исполнительный лист серии <данные изъяты> № о возмещении морального вреда в размере 654 430 руб. На основании вышеуказанного листа ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №-ИП. ДД.ММ.ГГГГ по делу № Красногорский городской суд Московской области прекратил исполнительное производство №-ИП в связи со смертью взыскателя. ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Гулиев Э.В. по вышеуказанному ИП вынес постановление № о взыскании исполнительского сбора имущественного характера в размере 45 803,10 рублей. Административный истец считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене. Так, постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом. При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства. На момент выдачи Каширским городским судом Московской области исполнительного листа и возбуждении исполнительного производства Толстиков Н.А. отбывал наказание по приговору Каширского городского суда Московской области в ФКУ ИК-№ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. На указанный адрес не поступали уведомления, постановления об исполнительном производстве. После освобождения через бухгалтерию ПАО <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ он узнал об ИП и незамедлительно направил судебному приставу-исполнителю Гулиеву Э.В. заявление о том, что не мог раньше исполнять решение суда, так как отбывал наказание. Все случаи, при которых приставам прямо запрещено выставлять должнику исполнительский сбор, прописаны в пункте 5 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»: при направлении приставом из другого отдела. Исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ возбуждалось постановлением № судебным приставом-исполнителем Каширского отдела ФССП ФИО2 и было передано с поручением в СМО по ИОИД и РЗ России по Московской области, в рамках которого незаконно вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора.
На основании изложенного, административный истец просит суд отменить постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП имущественного характера № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 45 803,10 рублей; возвратить денежные средства в размере 45 803,10 рублей.
Также от административного истца поступило ходатайство, в котором он просит восстановить пропущенный по уважительной причине процессуальный срок для подачи административного искового заявления о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, ссылаясь на то, что постановление судебного пристава-исполнителя Гулиева Э.В. № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора было обжаловано в порядке подчинения. Начальник отдела старший судебный пристав ФИО3 своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в жалобе отказал. Постановление ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ обжаловалось административным истцом через госуслуги главному судебному приставу СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП, ответа не получил. Также ДД.ММ.ГГГГ Толстиковым Н.А. был направлен почтой России административный иск в Красногорский городской суд Московской области, ДД.ММ.ГГГГ также почтой России получил определение.
Административный истец Толстиков Н.А., административный ответчик судебный пристав-исполнитель СМО по ИОИД и РЗ ГУ ФССП России по Московской области Гулиев Э.В., представитель административного ответчика ГУФССП России по Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом извещены заказной почтовой корреспонденцией. От административного истца поступила телефонограмма с просьбой об отложении рассмотрения дела в связи с болезнью.
Статья 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что отложение судебного разбирательства административного дела допускается в случаях, предусмотренных этим же процессуальным законом. Суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае, если признает невозможным рассмотрение административного дела в этом судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из участников судебного разбирательства; удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае неявки в судебное заседание по уважительной причине лица, участвующего в деле, заявившего ходатайство об отложении судебного разбирательства и представившего доказательства уважительности причины неявки.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что отложение рассмотрения дела является правом суда, предоставленным законодательством для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела. Суд вправе отклонить ходатайство, если сочтет возможным рассмотреть дело по существу по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Частью 6 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд отклоняет ходатайство административного истца об отложении рассмотрения дела, полагая возможным рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Согласно части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 2 ст. 92 КАС РФ установлено, что в сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 настоящего Кодекса.
В силу положений частей 7 и 8 статьи 219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, законодатель начало течения срока обращения с заявлением в суд связывает с моментом осведомленности лица о нарушении его прав и интересов принятыми постановлениями либо действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека; оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии со статьей 18 Конституции является непосредственно действующим, определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.
Исчисление сроков для обращения в суд возможно с учетом особенностей публично-правовых отношений и имея в виду, в конечном счете, необходимость восстановления нарушенных прав участников правоотношений и недопустимость отказа в этом исключительно по формальным основаниям вопреки требованиям Конституции Российской Федерации (статья 19, части 1 и 2; статья 46, части 1 и 2).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, то есть на следующий день после вынесения судебным приставом-исполнителем СМО по ИОИД и РЗ ГУ ФССП России по Московской области Гулиевым Э.В. постановления о взыскании исполнительского сбора по ИП имущественного характера № от ДД.ММ.ГГГГ, Толстиковым Н.А. был направлен административный иск в Красногорский городской суд Московской области об оспаривании вышеуказанного постановления. Определением указанного суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление возвращено истцу в связи с неподсудностью административного дела Красногорскому городскому суду Московской области (л.д. 15-16, 19). Определение направлено Толстикову Н.А. по почте ДД.ММ.ГГГГ и прибыло в почтовое отделение по месту жительства административного истца ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20). С настоящим административным иском Толстиков Н.А. обратился в Каширский городской суд Московской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4).
Оценив представленные доказательства, учитывая, что в Красногорский городской суд Московской области административный истец обратился в течение десятидневного срока со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, то есть пропуск срока на обращение в суд общей юрисдикции не связан с безразличным или недобросовестным отношением заявителя к рассматриваемым правоотношениям, суд приходит к выводу о том, что срок обращения в Каширский городской суд пропущен административным истцом по уважительной причине, что влечет за собой его восстановление.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Каширского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу № с Толстикова <данные изъяты> в пользу ФИО1 взысканы расходы на погребение в сумме 54430 рублей и компенсация морального вреда в сумме 600000 рублей, а всего 654430 рублей. На основании указанного решения Каширским городским судом Московской области ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист серии <данные изъяты> № (л.д. 83-87, 117-120, 123 приобщенного гражданского дела №).
Из постановления о взыскании исполнительского сбора по ИП имущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10) следует, что на основании исполнительного листа серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Каширским городским судом Московской области по гражданскому делу №, судебным приставом-исполнителем ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП на предмет исполнения: моральный вред как самостоятельное требование в размере 654 430 руб. в отношении должника Толстикова Н.А. в пользу взыскателя ФИО1 В рамках указанного исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя почти 6 лет с момента возбуждения исполнительного производства №-ИП, судебным приставом-исполнителем СМО по ИОИД и РЗ ГУ ФССП России по Московской области Гулиевым Э.В. вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Толстикова Н.А. исполнительского сбора в размере 45803,10 руб.
Постановление по результатам рассмотрения жалобы от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное начальником отделения – старшим судебным приставом СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП России по Московской области ФИО3 удостоверяет, что Толстиков Н.А. обратился в отделение с жалобой на бездействие судебного пристава-исполнителя. Начальник отделения в постановлении указал, что после получения оригинала определения суда по прекращению исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель прекратил исполнительное производство (л.д. 11).
На основании постановления судебного пристава-исполнителя № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем СМО по ИОИД и РЗ ГУ ФССП России по Московской области Гулиевым Э.В. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП на предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 40 896,40 руб. в отношении должника Толстикова Н.А. в пользу взыскателя УФК по Московской области (ГУФССП России по Московской области).
Административный истец ссылается на то, что судебный пристав-исполнитель не направлял должнику копию постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП.
В соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту Закон № 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 ст. 30 Закона № 229-ФЗ в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).
С учетом части 2 ст. 15 Закона № 229-ФЗ в указанный срок не включаются нерабочие дни.
Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменен по усмотрению судебного пристава-исполнителя (пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
Согласно части 1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2 статьи 112 Закона № 229-ФЗ).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112).
Статьей 112 Закона № 229-ФЗ предусмотрено право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).
Частями 15 и 16 ст. 30 Закона № 229-ФЗ установлено, что постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.
После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 17 ст. 30 Закона № 229-ФЗ).
Из содержания указанных норм следует, что основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является неисполнение требований исполнительного документа в 5-дневный срок с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Исходя из того, что судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено отдельное исполнительное производство о взыскании исполнительного сбора на основании оспариваемого постановления, суд приходит к выводу о том, что основное исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ было прекращено не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора (утв. ФССП России 07.06.2014, <Письмо> ФССП России от 08.07.2014 N 0001/16), постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства. Документы, подтверждающие факт уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.
Согласно п. 2.4.1. Методических рекомендаций уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
По рассматриваемому делу судебным приставом-исполнителем постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ должнику направлено не было. Доказательств обратного административными ответчиками не представлено. Судом у административных ответчиков неоднократно запрашивались копии исполнительных производств №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ и №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ с доказательствами, подтверждающими направление должнику постановлений о возбуждении исполнительных производств. Однако, копии указанных исполнительных производств суду представлены не были. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административными ответчиками в нарушение ст. 226 КАС РФ не представлено доказательств соответствия оспариваемого постановления нормативным правовым актам.
Взыскание исполнительского сбора без извещения должника о возбуждении исполнительного производства является грубым нарушением прав должника в исполнительном производстве и взыскание с него исполнительского сбора при таких обстоятельствах является неправомерным.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
С учетом конкретных обстоятельств рассмотренного дела, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца на административного ответчика судебного пристава-исполнителя СМО по ИОИД и РЗ ГУ ФССП России по Московской области Гулиева Э.В. подлежит возложению обязанность направить в адрес административного истца постановление о прекращении исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ на основании пп. 5 ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Требования Толстикова Н.А. о возврате денежных средств в размере 45 803,10 руб. в качестве способа восстановления устранения допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца удовлетворению не подлежат, поскольку возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 11 ст. 112 Закона № 229-ФЗ). Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 21 июля 2008 г. N 550 "Об утверждении правил возврата должнику исполнительского сбора". Согласно данному Постановлению возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор (п. 3 Правил). Таким образом, возврат исполнительского сбора носит заявительный порядок. Кроме того, административным истцом не представлено доказательств взыскания с него указанной суммы в качестве исполнительского сбора.
В силу ч. 8 ст. 112 Закона № 229-ФЗ решение суда о полном или частичном удовлетворении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Толстикова <данные изъяты> удовлетворить.
Восстановить Толстикову <данные изъяты> пропущенный по уважительной причине процессуальный срок для подачи административного искового заявления о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя СМО по ИОИД и РЗ ГУ ФССП России по Московской области Гулиева <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора.
Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя специализированного межрайонного отделения по исполнению отдельных исполнительных действий и разыскных заданий ГУ ФССП России по Московской области Гулиева <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с должника Толстикова <данные изъяты> исполнительского сбора в размере 45 803,10 руб., вынесенного по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать судебного пристава-исполнителя специализированного межрайонного отделения по исполнению отдельных исполнительных действий и разыскных заданий ГУ ФССП России по Московской области Гулиева <данные изъяты> устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Толстикова <данные изъяты>, а именно: направить в адрес административного истца постановление о прекращении исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ и сообщить об исполнении решения в суд и Толстикову <данные изъяты> немедленно со дня получения копии решения суда.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Каширский городской суд Московской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Справка: решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья: С.Н. Булычева