Дело №а-1631/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2021 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Милошенко Н.В., при помощнике Гудилиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ИСТЕЦ к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным и понуждении осуществить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ИСТЕЦ обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просил признать незаконным решение административного ответчика об отказе в предоставлении члену некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, земельного участка, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 805 кв.м.
Требования мотивированы тем, что 01.03.2021 административный истец обратился через МФЦ с заявлением в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу<адрес>, площадью 805 кв.м. К указанному заявлению были приложены документы, предусмотренные п. 2.7 ст. 3 Федерального закона Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ.
Сообщением Департамента по имущественным и земельном отношениям города Севастополя от 17.05.2021 года № № ИСТЕЦ было отказано в предоставлении государственной услуги, по основанию, предусмотренному подпунктом 19 пункта 2.9 «Административного регламента», в соответствии с которым предоставление земельного участка на заявленном виде права не допускается.
Административный истец считает данное решение административного ответчика незаконным, поскольку такое основание для отказа в предоставлении государственной услуги не соответствует действующему законодательству.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, обеспечил явку представителя ФИО
Представитель административного истца – ФИО, действующий на основании нотариальной доверенности, в судебном заседании 20 сентября 2021 года заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, указанные в иске, просил требования удовлетворить. Судебное заседание, назначенное на 29.10.2021 просил провести в его отсутствие.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил. Направил в суд материалы на основании которых было принято оспариваемое решение.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица ТСН «Благодатный» в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. В представленном суду заявлении возражений против удовлетворения требования истца не заявляла, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО1 – смежный землепользователь истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил, возражений по существу заявленных требований не представил.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся участников рассматриваемого дела, извещенных в установленном законом порядке, с учетом представленных сторонами доказательств, учитывая, что информация о времени и месте рассмотрения дела опубликована на официальном сайте Балаклавского районного суда в сети Интернет.
Исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Обжалуемое решение вынесено ответчиком 17.05.2021, административное исковое заявление направлено в суд посредством почтовой связи 16.08.2021, т.е. в сроки, установленные ст. 219 КАС РФ.
Из материалов дела следует, что ИСТЕЦ с 2018 года является членом ТСН «Благодатный» и пользователем расположенного на территории указанного садоводческого товарищества земельного участка № площадью 805 кв.м., что подтверждается справкой ТСН «Благодатный» от 27.01.2021 №, а также решением общего собрания членов ТСН «Благодатный» от ДД.ММ.ГГГГ о выделении ИСТЕЦ садового участка.
01.03.2021 ИСТЕЦ через МФЦ (г. Севастополь, <адрес>) обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предоставлении в собственность некоммерческим организациям, созданным гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства и членам данных некоммерческих организаций земельного участка № по адресу <адрес> площадью 805 кв.м. Указанное заявление поступило в Департамент 03.03.2021 и зарегистрировано под № №
Письмом № № от 17.05.2021 административному истцу отказано в предоставлении государственной услуги было отказано на основании подпункта 19 п.2.9 административного регламента «Предоставление в собственность земельных участков некоммерческим организациям, созданным гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и членам данных некоммерческих организаций», поскольку предоставление земельного участка на заявленном виде права не допускается.
Согласно п.2.7 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2022 члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: ������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????�????????????�?�?�??��??????????�?�?�????��? �??��??????????�?�?�????Й?��? �??�????????????�?�?�????��? �??��??????????�?�?�??��??????????�?�?�??Т?��?Т??????????�?�?�??Й?��?Й????????????J?J?J?????h�????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?����
- по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19.01.2017 №-РДЗ утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление в собственность земельных участков некоммерческим организациям, созданным гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и членам данных некоммерческих организаций».
Согласно п.п.19 п.2.9 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является случай, когда предоставление земельного участка на заявленном виде права не допускается.
Пунктом 2.6 указанного Регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению Заявителем.
Из материалов, предоставленных административным ответчиком следует, что к заявлению о предоставлении участка в качестве документа, подтверждающего право на приобретение участка без проведения торгов, была приложена схема организации территории ТСН «Благодатный», где указан земельный участок №, площадью 805 кв.м. Представленная административным истцом схема организации территории ТСН «Благодатный» содержит сведения об испрашиваемом ИСТЕЦ земельном участке № На представленной схеме изображен земельный участок №, по конфигурации совпадающий с границами испрашиваемого истцом земельного участка, указанными на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Кроме того, в материалах технической документации по землеустройству от 2012 года на земельный участок № – в настяощее время собственник ФИО1 содержится выкопировка из плана организации территории СТ «Благодатный» в которой имеются сведения о наличии смежных земельных участков № и №.
Согласно Акту согласования установленных (уточненных) границ земельного участка № в СТ «Благодатный» граница земельного участка № согласована с землепользователем смежного земельного участка № БХ ИСТЕЦ
Таким образом, техническая документация на земельный участок № БХ подтверждает наличие плана организации территории ТСН «Благодатный», содержащего, в том числе сведения об испрашиваемом административным истцом земельном участке.
Пунктами 1, 6 статьи 19 Федерального закона №52-ФЗ от 30.11.1994 года «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федеральным законом «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или настоящим пунктом.
Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что ТСН «Благодатный» ведет свою деятельность на земельном участке, предоставленном СТ «Благодатный» в постоянное пользование для коллективного садоводства решением Севастопольского городского Совета народных депутатов от 19 июля 1988 года № 10/662.
Данные обстоятельства, в частности, подтверждаются уставами, свидетельствами о регистрации, выпиской из ЕГРЮЛ, из которых следует, что ТСН «Благодатный» осуществляют деятельность на одном и том же земельном участке, что и СТ «Благодатный». Сведений о том, что на этом участке осуществляет деятельность иное садоводческое товарищество материалы дела не содержат и ответчиком не представлено.
Таким образом, ИСТЕЦ в соответствии с п. 2.6.1 Административного регламента представил все необходимые документы для предоставления государственной услуги.
Согласно ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения
Суд полагает, что административный ответчик не доказал законность оспариваемого решения. При этом административный истец факт нарушения своих прав доказал.
При таких обстоятельствах, суд, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, полагает, что обжалуемое административным истцом решение является незаконным и подлежит отмене.
При этом суд полагает, что достаточным способом защиты прав истца будет возложение на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанности повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении в собственность некоммерческим организациям, созданным гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства и членам данных некоммерческих организаций земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, ТСН «Благодатный», уч. 131 БХ, площадью 805 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 17.05.2021 № об отказе ИСТЕЦ в предоставлении государственной услуги о предоставлении некоммерческим организациям, созданным гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства и членам данных некоммерческих организаций земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 805 кв.м.
Возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца № № от 03.03.2021 о чем сообщить истцу и в суд в месячный срок.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Милошенко
Решение суда в окончательной форме составлено 08.11.2021.