УИД 23RS0044-01-2021-003833-32
Дело № 2а-3194/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Северская 02 декабря 2021 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего |
Лапшина К.Н., |
при секретаре судебного заседания |
Вощан И.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ИФНС России по Северскому району Краснодарского края к Шаповалову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Заместитель начальника ИФНС России по Северскому району Попандопуло И.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шаповалову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций, в котором просит взыскать с административного ответчика недоимку по транспортному налогу с физических лиц в размере 10 541 рубля, пени в размере 24,69 рублей, указав, что основанием для выставления требований об уплате пени по транспортному налогу послужило неисполнение налогоплательщиком обязанности по его уплате в установленный законом срок.
В судебное заседание административный истец, административный ответчик не явились, о времени и месте слушания дела уведомлялись надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела, обсудив изложенные доводы, исследовав и оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 3 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В силу ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст.ст. 358-361 НК РФ, объектом налогообложения транспортного налога признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Как установлено в судебном заседании Шаповалов А.В. в период с 18.08.2015 года по 25.09.2018 года являлся собственником транспортного средства «Мицубиси Паджеро IQ» <...>, 1992 года выпуска, 99 л.с; с 19.12.2018 года является собственником автомобиля BMW 528, <...>, 1998 года, 193 л.с.
Налоговым органом произведен расчет подлежащего оплате Шаповаловым А.В. транспортного налога за 2018-2019г.г., подлежащего уплате не позднее 02.12.2018 года, и направил в его адрес налоговые уведомления от 01.08.2019 года <...>, от 01.09.2020 года <...>, в которых сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму транспортного налога, в срок, указанный в уведомлениях.
Поскольку в установленный срок налогоплательщик требования не исполнил, сумму задолженности не уплатил, в соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму недоимки начислены пени.
В материалы дела представлены требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов <...> по состоянию на 17.12.2020 года со сроком на добровольное исполнение до 19.01.2021 года и требование <...> по состоянию на 25.12.2019 года со сроком на добровольное исполнение до <...>.
31.05.2021 года административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 196 Северского района Краснодарского края с заявлением о вынесении судебного приказа для взыскания с Шаповалова А.В. задолженности по налогам в размере 10 565,69 рублей.
02.06.2021 года мировым судьей судебного участка № 196 Северского района Краснодарского края был вынесен судебный приказ о взыскании с Шаповалова А.В. указанной задолженности, однако, определением мирового судьи от 17.06.2021 года указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.
30.09.2021 года административный истец обратился с иском в суд.
Согласно ст. 69 НК РФ, при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога. При этом в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Названные правила в силу п. 3 ст. 70 НК РФ применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 апреля 2014 года № 822-О, нарушение сроков, установленных статьей 70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.
Материалы дела не содержат доказательств направления Шаповалову А.В. требований об уплате транспортного налога в порядке ст.70 НК РФ в установленные законом сроки. При этом какие-либо допустимые доказательства, позволяющие прийти к выводу об отсутствии у налогового органа возможности своевременно направить налоговое уведомление и налоговое требование не представлены.
Учитывая положения статей 70 и 48 НК РФ, определяющие сроки направления требования об уплате налога (пеней) и порядок взыскания недоимки по налогу, ИФНС как на дату обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, так и на дату обращения с настоящим иском, утратила право на принудительное взыскание задолженности по транспортному налогу за 2018-2019г.г., поскольку истекли сроки принятия решений об их взыскании в порядке, установленном статьей 48 НК РФ. При этом действующее налоговое законодательство не предусматривает возможности направления налогоплательщикам повторных налоговых уведомлений и требований.
Пропуск налоговым органом срока направления налогового уведомления и требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, установленного положениями статьи 48 НК РФ и сам по себе, без указания уважительных причин пропуска такого срока, не является основанием для восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления.
Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу ст. 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а ст. 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика задолженности по транспортному налогу в размере 10 541 рубля и пени, начисленной в связи с неуплатой данного налога в размере 24,69 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Северскому району Краснодарского края к Шаповалову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий К.Н. Лапшин