Решение по делу № 2-136/2021 от 21.09.2020

Дело №2-136/21

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2021 года                                                            г.Новосибирск

Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи                                  Пуляевой О.В.

при секретаре                                                              Балчиковой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Томского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности совершить действия,

у с т а н о в и л:

     Томский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать ОАО «РЖД» устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности металлического моста через р.Чулым на 193 км перегона Куендат-Асино – образовать (сформировать) или привлечь подразделения транспортной безопасности для защиты объекта от актов незаконного вмешательства в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Требования транспортной безопасности не исполнены.

В обоснование заявленных исковых требований указано на Постановление Правительства РФ №495 от 26.04.2017, утвердившее Требования по обеспечению транспортной безопасности. Прокурором в ходе проверки установлено, что мост внесен в реестр категорирования объектов 30.05.2011 (категория 1). План обеспечения транспортной безопасности утвержден и направлен в ФАЖТ, однако последним утверждено заключение об отказе.

В судебном заседании истец на иске настаивал, указывая, что в период рассмотрения настоящего дела произошли изменения действующего законодательства, вместе с тем, новые Требования, утвержденные Правительством в Постановлении № 1633 от 08.10.2020 также предусматривают обязанность ответчика образовывать (сформировать) и /или привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (в соответствии с планом) подразделение транспортной безопасности.

Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился, неоднократно представляя письменные возражения. В дополнения к возражениям на иск от 12.01.2021 указал, что подразделения транспортной безопасности привлекаются в соответствии с Планом, разработанным и утвержденным на основании действующих требований. С 24.10.2020 вступили в силу новые Требования, которые предусматривают, что копия договора о привлечении подразделения прилагается к плану обеспечения безопасности объекта в срок 4 месяца с даты утверждения ФАЖТ плана обеспечения безопасности объекта. План не утвержден, в связи с чем, требования прокурора являются необоснованными. Образование и привлечение подразделений транспортной безопасности возможно только после проведения дополнительной оценки уязвимости моста, а так же разработки или внесения изменений в план обеспечения транспортной безопасности. Требования заявлены преждевременно.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск.

Ответчик не оспаривал принадлежность ему металлического моста через р.Чулым на 193 км перегона Куендат-Асино и внесение его реестр категорирования объектов 30.05.2011 (категория 1).

В ходе рассмотрения спора изменилось законодательство. При предъявлении иска прокурор ссылался на Постановление Правительства РФ №495 от 26.04.2017, утвердившее Требования по обеспечению транспортной безопасности.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ № 1633 от 08.10.2020 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТРЕБОВАНИЙ К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ), УЧИТЫВАЮЩИХ УРОВНИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА».

Настоящий документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта. Он применяется в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры, не отнесенных в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию: железнодорожные тоннели, мосты, эстакады.

    Согласно п.5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры:

в) образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ); специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных, и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций, а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

    Вопросы обеспечения проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта, разработка и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта плана обеспечения безопасности объекта (то, на что ссылается ответчик в возражениях) являются самостоятельной частью вышеуказанного пункта Требований, этапом исполнения требований транспортной безопасности и не могут служить основанием для отказа в иске в связи с преждевременностью.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" транспортная безопасность - это состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. К основным задачам обеспечения транспортной безопасности относятся оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности

Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются в том числе соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности (ст. 3 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ).

Пунктом 8 статьи 12.2 Закона о транспортной безопасности предусмотрено, что технические средства обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.

При этом, в соответствии с новыми Требованиями (п.п. «д», «е», «и» п.5) субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которая сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде; на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.

Кроме того, на указанные субъекты возложена обязанность утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем подпункте, следующие организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта: положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности - в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности; копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности, которые прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта в течение одного месяца, организационная структура (схема) управления силами обеспечения транспортной безопасности и пр.

Таким образом, доводы ответчика основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку не учитывают, что из системного анализа указанных выше норм следует, что подразделение транспортной безопасности должно быть сформировано и (или) привлечено к обеспечению транспортной безопасности до момента утверждения плана обеспечения транспортной безопасности, поскольку положение об указанных подразделениях является приложением к такому плану.

Доводы ответчика о том, что в отсутствие утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности понуждение ответчика к его реализации преждевременно, опровергаются положениями Требований по обеспечению транспортной безопасности. Данные возражения ответчика не исключают возложения на ОАО "РЖД" как субъекта транспортной инфраструктуры обязанности образовать (сформировать) и/или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты спорного объекта от актов незаконного вмешательства, с учетом того, что указанные действия направлены на реализацию мер безопасности, и зависят исключительно от ответчика.

    В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в т.ч., путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

    С учетом обстоятельств дела, доводов, приведенных ответчиком, характера нарушенных прав неопределенного круга лиц, важности защищаемых отношений, объема необходимых к выполнению работ, суд полагает разумным и достаточным сроком для устранения ответчиком выявленных нарушений – до 31.12.2021.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в срок до 31.12.2021 устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности металлического моста через р.Чулым на 193 км перегона Куендат-Асино – образовать (сформировать) или привлечь подразделения транспортной безопасности для защиты объекта от актов незаконного вмешательства.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья -подпись

2-136/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Томский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Новосибирск
Судья
Пуляева Ольга Валерьевна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.nsk.sudrf.ru
21.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
22.09.2020Передача материалов судье
23.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2020Судебное заседание
15.12.2020Судебное заседание
19.01.2021Судебное заседание
19.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее