Дело № 2а-5530/2019
ОПРЕДЕЛЕНРР•
25 октября 2019 года город Архангельск
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Калашниковой А.В.,
при секретаре Тереховой А.А.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ заместителя военного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° гарнизона Мирный РІ защиту Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рє Федеральной службе РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РІ лице Управления Роскомнадзора РїРѕ Архангельской области Рё Ненецкому автономному РѕРєСЂСѓРіСѓ Рѕ признании информации, содержащейся РІ сети В«Рнтернет», запрещенной Рє распространению РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации,
установил:
РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј РІ защиту Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ признании информации Рѕ продаже алкогольной Рё спиртосодержащей продукции через сеть В«Рнтернет», размещенной РІ сети В«Рнтернет» РЅР° указанных РІ административном РёСЃРєРµ сайтах.
Р’ обоснование требований указано, что РІ С…РѕРґРµ проведенного прокуратурой мониторинга сети В«Рнтернет» установлено, что РЅР° указанных РІ административном РёСЃРєРµ сайтах содержится информация Рѕ продаже алкогольной Рё спиртосодержащей продукции через сеть В«Рнтернет». Размещенная информация находится РІ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРј доступе, доступ Рє ней имеет неопределенный РєСЂСѓРі лиц. Распространение информации влечет административную ответственность.
В судебное заседание прокурор не явился, представил заявление об отказе от заявленных требований, просит производство по делу прекратить.
Административный ответчик своего представителя в суд не направил, в представленном суду отзыве указывает на несоблюдение прокурором внесудебного порядка урегулирования спора, а также отсутствие запрещенной информации на части приведенных в иске сайтов, включение сайтов в Единый реестр на основании решений уполномоченного органа - Росалкогольрегулирование.
Рсследовав материалы административного дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Согласно ч. 1 ст. 194 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно С‡. 1 СЃС‚. 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2006 в„– 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях Рё Рѕ защите информации» РІ целях ограничения доступа Рє сайтам РІ сети В«Рнтернет», содержащим информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено» (далее - реестр).
Согласно ч. 2 указанной статьи в реестр включаются:
1) доменные имена Рё (или) указатели страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет», содержащих информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Р’ соответствии СЃ Рї. «е» С‡. 5 указанной статьи основаниями для включения РІ реестр сведений, указанных РІ части 2 настоящей статьи, являются решения уполномоченных Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые РІ соответствии СЃ РёС… компетенцией РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ отношении распространяемых посредством сети В«Рнтернет» информации, содержащей предложения Рѕ розничной продаже дистанционным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј алкогольной продукции, Рё (или) спиртосодержащей пищевой продукции, Рё (или) этилового спирта, Рё (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством Рѕ государственном регулировании производства Рё оборота этилового спирта, алкогольной Рё спиртосодержащей продукции Рё РѕР± ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Согласно Рї. 5 Правил создания, формирования Рё ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 26.10.2012 в„– 1101, основаниями для включения РІ единый реестр доменных имен Рё (или) указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет», Р° также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие запрещенную информацию, являются решения следующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (далее - уполномоченные органы): Федеральная служба РїРѕ регулированию алкогольного рынка - РІ отношении распространяемой посредством сети В«Рнтернет» информации, содержащей предложения Рѕ розничной продаже дистанционным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј алкогольной продукции, Рё (или) спиртосодержащей пищевой продукции, Рё (или) этилового спирта, Рё (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которых ограничена или запрещена законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ государственном регулировании производства Рё оборота этилового спирта, алкогольной Рё спиртосодержащей продукции Рё РѕР± ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Указанным нормативным актом четко разграничены полномочия органов исполнительной власти, которым надлежит осуществлять надзор в сфере выявления интернет-ресурсов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также принятие решений в отношении распространяемой информации.
РќР° основании подпункта «а» пункта 5 Правил, РЅР° Федеральную службу РїРѕ регулированию алкогольного рынка возложены обязанности РІ отношении распространяемой посредством сети В«Рнтернет» информации, указанной РІ административном РёСЃРєРµ, решение которого является основанием для включения РІ единый реестр доменных имен Рё (или) указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет», Р° также сетевых адресов.
Кроме того, указанными Правилами регламентированы действия конкретных органов исполнительной власти при выявлении конкретного рода информации.
Таким образом, Правительством Российской Федерации, четко определены полномочия органов исполнительной власти и сфера их ответственности в информационном пространстве по выявлению информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Следуя буквальному толкованию ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», законодателем определены категории распространенной информации, решения в отношении которой принимаются федеральными органами исполнительной власти, в том числе информация о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Предусмотренный законом внесудебный РїРѕСЂСЏРґРѕРє урегулирования СЃРїРѕСЂР° РЅРµ может быть преодолен обращением РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рѕ признании информации, содержащейся РІ сети В«Рнтернет», запрещенной Рє распространению РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Более того, СЃСѓРґ принимает Рё высокую степень значимости распространения указанной РІ административном РёСЃРєРµ информации посредством сети В«Рнтернет», которая подлежит немедленной блокировке СЃРѕ стороны уполномоченных органов, РІ то время как рассмотрение дела СЃСѓРґРѕРј Рё вступление РІ законную силу судебного акта РїРѕ существу СЃРїРѕСЂР° занимает определенное время.
С учетом указанных положений закона и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что спорные правоотношения подлежат урегулированию во внесудебном порядке.
Указанные обстоятельства при применении надлежащих мер прокурорского реагирования административным истцом не учтены.
При рассмотрении данного дела суд также учитывает, что на части сайтов, указанных в административном иске, не содержится информация о продаже алкогольной продукции дистанционным способом.
Другая часть сайтов уже включена в Единый реестр на основании соответствующих решений уполномоченных органов во внесудебном порядке, что свидетельствует о принятых иным лицом своевременных мерах по восстановлению нарушенных интересов неопределенного круга лиц.
Также в соответствии со ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Согласно ст. 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
В силу положений ст. 195 КАС РФ производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Суд принимает отказ административного истца от требований к ответчику, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 194 КАС РФ, суд
определил:
прекратить производство РїРѕ административному делу РїРѕ административному РёСЃРєСѓ заместителя военного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° гарнизона Мирный РІ защиту Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рє Федеральной службе РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РІ лице Управления Роскомнадзора РїРѕ Архангельской области Рё Ненецкому автономному РѕРєСЂСѓРіСѓ Рѕ признании информации, содержащейся РІ сети В«Рнтернет», запрещенной Рє распространению РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Определение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение пятнадцати дней со дня его вынесения путем подачи частной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий А.В. Калашникова