Решение по делу № 2а-5530/2019 от 07.10.2019

Дело № 2а-5530/2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 октября 2019 года город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Калашниковой А.В.,

при секретаре Тереховой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя военного прокурора гарнизона Мирный в защиту Российской Федерации к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании информации, содержащейся в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

прокурор обратился в суд с административным иском в защиту Российской Федерации о признании информации о продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции через сеть «Интернет», размещенной в сети «Интернет» на указанных в административном иске сайтах.

В обоснование требований указано, что в ходе проведенного прокуратурой мониторинга сети «Интернет» установлено, что на указанных в административном иске сайтах содержится информация о продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции через сеть «Интернет». Размещенная информация находится в свободном доступе, доступ к ней имеет неопределенный круг лиц. Распространение информации влечет административную ответственность.

В судебное заседание прокурор не явился, представил заявление об отказе от заявленных требований, просит производство по делу прекратить.

Административный ответчик своего представителя в суд не направил, в представленном суду отзыве указывает на несоблюдение прокурором внесудебного порядка урегулирования спора, а также отсутствие запрещенной информации на части приведенных в иске сайтов, включение сайтов в Единый реестр на основании решений уполномоченного органа - Росалкогольрегулирование.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 194 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

Суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

Согласно ч. 2 указанной статьи в реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. «е» ч. 5 указанной статьи основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет» информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

Согласно п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются решения следующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (далее - уполномоченные органы): Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка - в отношении распространяемой посредством сети «Интернет» информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которых ограничена или запрещена законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

Указанным нормативным актом четко разграничены полномочия органов исполнительной власти, которым надлежит осуществлять надзор в сфере выявления интернет-ресурсов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также принятие решений в отношении распространяемой информации.

На основании подпункта «а» пункта 5 Правил, на Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка возложены обязанности в отношении распространяемой посредством сети «Интернет» информации, указанной в административном иске, решение которого является основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов.

Кроме того, указанными Правилами регламентированы действия конкретных органов исполнительной власти при выявлении конкретного рода информации.

Таким образом, Правительством Российской Федерации, четко определены полномочия органов исполнительной власти и сфера их ответственности в информационном пространстве по выявлению информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Следуя буквальному толкованию ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», законодателем определены категории распространенной информации, решения в отношении которой принимаются федеральными органами исполнительной власти, в том числе информация о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

Предусмотренный законом внесудебный порядок урегулирования спора не может быть преодолен обращением прокурора в суд с административным иском о признании информации, содержащейся в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Более того, суд принимает и высокую степень значимости распространения указанной в административном иске информации посредством сети «Интернет», которая подлежит немедленной блокировке со стороны уполномоченных органов, в то время как рассмотрение дела судом и вступление в законную силу судебного акта по существу спора занимает определенное время.

С учетом указанных положений закона и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что спорные правоотношения подлежат урегулированию во внесудебном порядке.

Указанные обстоятельства при применении надлежащих мер прокурорского реагирования административным истцом не учтены.

При рассмотрении данного дела суд также учитывает, что на части сайтов, указанных в административном иске, не содержится информация о продаже алкогольной продукции дистанционным способом.

Другая часть сайтов уже включена в Единый реестр на основании соответствующих решений уполномоченных органов во внесудебном порядке, что свидетельствует о принятых иным лицом своевременных мерах по восстановлению нарушенных интересов неопределенного круга лиц.

Также в соответствии со ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

Согласно ст. 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

В силу положений ст. 195 КАС РФ производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Суд принимает отказ административного истца от требований к ответчику, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 194 КАС РФ, суд

определил:

прекратить производство по административному делу по административному иску заместителя военного прокурора гарнизона Мирный в защиту Российской Федерации к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании информации, содержащейся в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Определение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение пятнадцати дней со дня его вынесения путем подачи частной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий А.В. Калашникова

2а-5530/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Военная прокуратура гарнизона Мирный
Управление Роскомнадзора по Архангельской области и НАО
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Дело на сайте суда
oktsud.arh.sudrf.ru
07.10.2019Регистрация административного искового заявления
08.10.2019Передача материалов судье
09.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
09.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2019Судебное заседание
25.10.2019Судебное заседание
31.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2020Регистрация административного искового заявления
14.06.2020Передача материалов судье
14.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2020Судебное заседание
14.06.2020Судебное заседание
14.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2019Дело оформлено
25.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее