РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2015 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Орловой Т.А.,

с участием прокурораКраузе О.В.,

при секретаре Сименовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-486/15 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа о понуждении к совершению определенных действий,

установил:

           Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Горноуральского городского округа о понуждении ликвидировать место несанкционированного размещения твердых бытовых отходов (свалки), расположенное в <...> м. от <...>), в срок не позднее <...> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

            В обоснование исковых требований прокурор в исковом заявлении указал, что проверкой проведенной Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что в <...>, при повороте направо за указателем <...> справа от автодороги, ведущей в сторону деревни <...>), обнаружено место несанкционированного сброса отходов на почву. Географические координаты места обнаружения данной свалки - <...> На данной территории от дороги до оврага несанкционированно размещены отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), отходы из жилищ крупногабаритные, останки животного, предположительно собаки. Проверка проведена в зимнее время года, в связи, с чем точное измерение площади и объема отходов определить не представляется возможным. При визуальном осмотре площадь захламленного участка составляет <...> кв.м. Объём отходов несанкционированной свалки составил не менее 40 м. Согласно данным Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, свалка находится не земельном участке с кадастровым номером (категория земель не установлена). В нарушении требований ст.ст. 15,26,19,11,12,18 Закона РФ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 34,39,51,67,16 Закона РФ «Об охране окружающей среды», ст.ст.2,8,11,20,22 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест», п.п.4.6, 5.3, 2.3, 6.7 СП 2.1.7.1038-01, Приказа Министерства природных ресурсов Свердловской области от 23.01.2012 за № 24 «Об утверждении Временных правил согласования порядка производственного контроля в области обращения с отходами, приказа Минприроды РФ от 01.09.2011 за № 721 «Об утверждении порядка учёта в области обращения с отходами, Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 за № 632 «Об утверждении порядка определения платы и её предельных размеров загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Частью 5 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещает размещать отходы на территориях городских и других поселений с нарушением предусмотренных норм. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом ч.3 ст.8 Федерального закона организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых промышленных отходов относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов. Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.п.24, 25 ч.1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий поохране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу ст. 11 вышеуказанного Закона РФ, территории муниципального образования составляют земли населенных пунктов, прилегающих к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли развития поселения, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности целевого назначения. Из анализа вышеперечисленных норм следует, что обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах муниципального образования независимо от форм собственности и     целей     назначения земель составляющих территорию муниципального образования, возложена на администрацию городского округа. Кроме того, в соответствии со ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливается органами местного самоуправления. В соответствии с п. 24 ст. 30 Устава Горноуральского городского округа к полномочиям администрации относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

          В судебном заседании прокурор Краузе О.В. исковые требования поддержала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила возложить на ответчика обязанность ликвидировать места несанкционированного размещения отходов в <...> м. от автодороги <...>, при повороте направо за указателем «<...>» справа от автодороги, ведущей в сторону деревни <...>), обнаружено место несанкционированного сброса отходов на почву. Географические координаты места обнаружения данной свалки - N <...> в срок не позднее <...> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

         Представитель ответчика - Администрации Горноуральского городского округа - в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был надлежащим образом извещен, предоставил в суд ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав прокурора и исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора Пригородного района в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), в связи с чем, экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).

    Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

    Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (статья 1).

    К виду негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления (статья 16).

    Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям (статья 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, статья 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

В соответствии со ст. 12 названного Закона создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах лесопарковых зон.

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно части 1 статьи 13 указанного Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране
окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору,
использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные подземные водные объекты, на водосборные площадки, в недра и на почву.

Согласно ч. 2 ст. 59 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

    Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды (статья 3).

Согласно статье 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (статья 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

В соответствии с пунктами 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с пунктами 12, 17 части 1 статьи 30 Устава Горноуральского городского округа вопросы организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к полномочиям администрации Горноуральского городского округа.

Как следует из материалов гражданского дела на территории Горноуральского городского округа не организован сбор, вывоз бытовых отходов, в результате чего отходы несанкционированно размещаются в прилегающих участках лесного фонда.

Следовательно, органом местного самоуправления (администрацией) Горноуральского городского округа организация деятельности по безопасному обращению с отходами осуществляется ненадлежащим образом.

Место несанкционированного размещения отходов (свалка), расположенное в 105 м. от автодороги Екатеринбург - Нижний Тагил, при повороте направо за указателем «Грань» справа от автодороги, ведущей в сторону деревни Грань (бывшая Анатольская), обнаружено место несанкционированного сброса отходов на почву. Географические координаты места обнаружения данной свалки - N 57°43.412", Е 60°06.873", оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, при этом, бездействие органа местного самоуправления, которое обязано принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В спорных правоотношениях Администрация Горноуральского городского округа выступает как орган местного самоуправления и реализует полномочия по решению вопросов местного значения, в связи с чем, распределение судом бремени доказывания должно производиться по правилам разрешения публично-правовых споров.

Согласно статье 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статье 6 Закона от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

    Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

    Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

    Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных нарушений требований в области охраны окружающей среды и вызывают необходимость возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством возложения на Администрацию Горноуральского городского округа обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

В обоснование исковых требований прокурором представлена справка по результатам участия в проверке в связи с обращением гражданки Петровой А.В. о несанкционированной свалке твердых бытовых отходов, схема местонахождения свалки, фотография места свалки.

Согласно ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд полагает, что ликвидация места несанкционированного размещения отходов, может быть устранена ответчиком в срок не позднее <...> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со статьей 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 206 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

    ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <...> ░. ░░ ░░░░░░░░░░ <...>, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ «<...>» ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ <...>), ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ - <...>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ <...> ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.     

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

          ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2015 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░.

           ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░.░.░░░░░░

2-486/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация ГГО
Суд
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила
Дело на сайте суда
leninskytag.svd.sudrf.ru
15.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2015Передача материалов судье
19.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2015Судебное заседание
16.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее